Прага E.114
Прага E.114 | |
---|---|
![]() | |
Praga E.114M Air Baby OK-BGL на выставке в Пражском музее авиации, Кбелы , май 2008 г. | |
Роль | легкий частный самолет |
Производитель | ЧКД-Прага |
Дизайнер | Ярослав Шлехта |
Первый полет | сентябрь 1934 г. |
Основной пользователь | частные владельцы |
Количество построенных | Примерно 275 |
Praga E.114 — одномоторный спортивный самолет, разработанный и производившийся чехословацкой компанией ČKD-Praga . Из-за небольшого веса его еще называли Air Baby .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Praga E.114, впервые совершивший полет в 1934 году и спроектированный Ярославом Шлехтой, представлял собой с высокорасположенным крылом , свободнонесущий моноплан вмещающий двух человек в расположенной рядом кабине. Это был цельнодеревянный самолет с цельным двухлонжеронным крылом; лонжероны и нервюры были изготовлены из сосны и фанеры , а крыло покрыто фанерой. Секция крыла была отогнута у задней кромки . Крыло имело центроплан постоянной хорды с конусом по задней кромке и закругленными законцовками. Элероны были обшиты фанерой и неуравновешены . [ 1 ] [ 2 ]
Его фюзеляж представлял собой шестиугольный ящик с сосновым каркасом, обтянутый фанерой, которого был киль неотъемлемой частью с прямыми краями. Руль направления имел закругленную форму и сбалансированный рупор . Хотя руль направления имел деревянный каркас и был обтянут, хвостовое оперение, установленное чуть выше фюзеляжа и подкрепленное снаружи снизу, имело трубчатую стальную конструкцию и было покрыто тканью . Лифты . уравновешивались упругим тросом на управления колонке [ 1 ] [ 2 ]
На ранних этапах проектирования E.114 задумывался как самолет с открытой кабиной, но к моменту постройки кабина была закрытой. Первый прототип имел довольно грубое остекление из плоских стекол. Отсутствие дверей затрудняло вход: боковые панели откидывались вниз, а верхняя панель вместе с частью передней кромки крыла поднималась вверх. Во втором прототипе для облегчения процесса была добавлена нижняя опора фюзеляжа, а также установлено меньше угловатого остекления. Ходовая часть , которая также использовалась в качестве первой ступени в кабину, была разделенного типа с обтекаемыми стойками, шарнирно прикрепленными к нижней части фюзеляжа, которым помогали стойки от центральной линии к колесам. Колеса имели резиновые амортизаторы и опционально были заплеваны. [ 1 ] [ 2 ]
Ранние самолеты оснащались Aeronca E-113 оппозитным двухцилиндровым двигателем с воздушным охлаждением мощностью 29 кВт (36 л.с.), установленным в крайней носовой части с открытыми цилиндрами. Самолеты раннего производства заменили построенный в США Aeronca очень похожим чехословацким двигателем, также построенным компанией Praga, под названием B. Praga Позже была установлена аналогичная, но более мощная Praga B2 , а с 1936 года она, в свою очередь, была заменена четырехцилиндровым двигателем Praga D мощностью 49/55 кВт (65/74 л.с.), при этом каждая пара открытых цилиндров была объединена в один корпус для нижних цилиндров. тащить. Самолеты с этим двигателем получили обозначение E.114D . [ 1 ]
Помимо большей мощности, E.114D имел и другие улучшения. Элероны были сбалансированы, что улучшило характеристики сваливания; вертикальные поверхности были увеличены по площади и получили более угловатый профиль с неуравновешенным рулем направления. [ 1 ]
Последним вариантом E.114, предполагавшим замену двигателя, был E.114M, оснащенный Walter Mikron III четырехцилиндровым инвертированным рядным двигателем мощностью 49 кВт (65 л.с.). Полный капот значительно изменил внешний вид носовой части и увеличил длину на 510 мм (20 дюймов). E.114M был самым тяжелым из серии, его пустая масса составляла 415 кг (915 фунтов); E.114D весил 330 кг (728 фунтов). Крыло имело заметный двугранный наклон , и E.114M был единственным в своем классе, у которого было хвостовое колесо, а не полозье. Это был самый быстрый экземпляр с максимальной скоростью 185 км/ч (115 миль в час). [ 1 ]
Е.115 появился в 1937 году со значительными изменениями крыла. Пролет был уменьшен лишь незначительно (на 200 мм или 7,9 дюйма), но постоянный конус уменьшил площадь на 20%. Элероны были обтянуты тканью. Он мог оснащаться двигателем Praga B или D и был заметно быстрее, чем предыдущие варианты, даже с меньшим двигателем. E.115 также имел модернизированную ходовую часть с одинарными обтекаемыми стальными стойками, шарнирно прикрепленными к нижней части фюзеляжа и закрепленными тягами к центральной секции. Колеса были заплеваны, а ноги подпрыгнули на эластичном тросе внутри фюзеляжа. [ 1 ] [ 2 ]
E.117 1937 года претерпел серьезные изменения . Крыло имело такой же размах, как у E.114, но имело прямую конусность, что привело к небольшому (3,3%) уменьшению площади. Впервые были установлены закрылки (разъемного типа ). Крыло осталось деревянным, но использовался стальной каркас, обтянутый тканью фюзеляж, а киль и руль высоты были сконструированы аналогично. Новая конструкция фюзеляжа позволила E.117 впервые иметь двери кабины, а также более просторный интерьер. У него были консольные стойки шасси, колеса в обтекателях и хвостовое колесо вместо полозья, используемого в большинстве E.114 и E.115, хотя один из двух построенных E.117 какое-то время летал с трехопорным шасси. его основные опоры были сдвинуты назад и имели обтекаемое носовое колесо. [ 1 ]
E.214 ( , появившийся примерно в 1936 или 1937 году, по сути представлял собой E.114 с семицилиндровым радиальным двигателем Pobjoy R мощностью 56 кВт ) 75 л.с. . Конструкция была такой же, как у Е.114, крылья имели такие же размеры. При длине 7,15 м (23 фута 5½ дюйма) E.214 был на несколько миллиметров длиннее, чем E.114M, несмотря на гораздо более длинный двигатель последнего, а удлинение обеспечивало место для второй пары сидений позади первой, что позволяло E.214 четырехместный. Доступ к новым сиденьям осуществлялся через боковую дверь, хотя передняя пара сохранила расположение боковых окон, как на более раннем самолете. Триммер на руле высоты заменил упругий тросовый балансир , и ходовая часть также была новой: каждая сторона имела олео -стойку, прикрепленную к нижнему лонжерону фюзеляжа и скрепленную на нижнем конце V-образной стойкой, шарнирно прикрепленной к осевой линии фюзеляжа. Его масса пустого самолета составляла 420 кг (926 фунтов) и была близка к весу E.114M. Максимальная скорость составляла 170 км/ч (106 миль в час). [ 2 ]
Операционная история
[ редактировать ]Первый прототип Air Baby впервые поднялся в воздух в сентябре 1934 года и появился на соревнованиях Чешского национального аэроклуба. После нескольких демонстрационных полетов по Европе он был выставлен на Парижском салоне 1934 года. [ 1 ]
Praga производилась до Второй мировой войны как компанией ČKD-Praga в Праге , так и по лицензии Hillson Praga компанией F. Hills & Sons Ltd из Манчестера в Великобритании . Было построено около 150 моделей E.114B, в том числе около 40 вариантов Hillson. [ 3 ] [ 4 ] Коллективное производство версий E.114 D, E и M составило около 125 штук. [ 5 ]
В 1938 году E.115, оснащенный тогда двигателем Praga B, установил рекорд скорости класса - 171,5 км/ч (106,6 миль в час) на дистанции 100 км (62 мили). [ 1 ] В мае 1936 года один из них был переправлен из Великобритании в Южную Африку за новый рекорд - 16 дней и 4,5 часа. Продаж в Южной Африке не последовало, и позже этот самолет был переоборудован в планер. [ 6 ]
Два E.114 участвовали в Sternflug на летних Олимпийских играх 1936 года в Берлине. Два пилота E.114, Фукса и Полма, заняли два первых места, опередив конкурентов, оснащенных самолетами с более мощными двигателями. [ нужна ссылка ]
До войны некоторые построенные в Чехии самолеты E.114 экспортировались в другие европейские страны, включая Италию и Румынию . [ 7 ]
Первый Hillson Praga, построенный в Манчестере, был экспортирован в Австралию . Спрос на этот тип в Великобритании был низким, и более половины досталось аэроклубам, в том числе партия из десяти самолетов - Северной авиационной школе и клубу (NAS&C), созданной на аэродроме Бартон недалеко от Манчестера. производителями для этой цели [ 8 ] NAS&C также обучал потенциальных пилотов Гражданской воздушной гвардии . Двигатели Praga B, произведенные в Великобритании компанией Jowett Cars Ltd, оказались ненадежными, и по крайней мере пять были заменены гораздо более тяжелыми двухцилиндровыми двигателями Aeronca JAP J-99 мощностью 30 кВт (40 л.с.) . [ 6 ] [ 8 ] Hillson Praga выиграл гонку Manx Air Derby, пролетев три круга над островом Мэн 1 июня 1936 года на скорости 144 км/ч (89,5 миль в час). [ 6 ]

Послевоенные самолеты E.114M чешской постройки экспортировались во Францию , Финляндию , Италию, Швейцарию , Румынию и Саар . Их использовали в качестве туристических и учебных самолетов, а также в качестве буксиров-планеров. [ 1 ] Пять «Хиллсонов» пережили войну, но только двое снова полетели. Один разбился в Турции в 1946 году, а другой, G-AEUT (фото), разбился в Италии в 1957 году. [ 6 ]
По состоянию на 2017 год существует два действующих самолета Praga Air Baby:
- HB-UAF, самолет оснащен двигателем Вальтер Микрон III. [ 9 ]
- ОК-ТАУ58, реконструирован в 2016 году, бывший зарегистрированный в Швейцарии HB-UAD E.114M (часть реконструкции включала переоборудование самолета оригинальным двигателем Praga B2). [ 10 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]Э.114М ОК-БГЛ экспонируется в Пражском музее авиации в Праге . [ 11 ]
Варианты
[ редактировать ]

Все варианты, кроме Е.115, имели одинаковые размеры. Данные из архива Air Britain №3 (2011), с. 129 [ 1 ]
- Е.114 (Прага Б)
- мощностью 30 кВт (40 л.с.) двигатель Praga B Четырехцилиндровый оппозитный .
- Е.114 (Прага Б-2)
- мощностью 36 кВт (45 л.с.) Praga B2 Четырехцилиндровый оппозитный двигатель . В качестве технических характеристик.
- E.114 (Прага D) или E.114D
- мощностью 49–59 кВт (65–79 л.с.) Praga D Четырехцилиндровый оппозитный двигатель . Максимальная скорость 150 км/ч (93 мили в час).
- Э.114М
- Выраженный двугранник на крыле. мощностью 48 кВт (65 л.с.) Walter Mikron III Четырехцилиндровый рядный двигатель . Максимальная скорость 185 км/ч.
- Е.114С
- По крайней мере, один E.114M был модифицирован для установки на него четырехцилиндрового двигателя Continental A65 мощностью 49 кВт (65 л.с.) где-то после 1952 года, и он был зарегистрирован как E.114C.
- Е.115
- Размах уменьшился до 10,8 м (35 футов 5 дюймов), площадь крыла до 12,15 м² (130,78 футов). 2 ); длина увеличена до 6,8 м (22 фута 4 дюйма). мощностью 36 кВт (45 л.с.) Praga B2 Четырехцилиндровый оппозитный двигатель . Максимальная скорость 173 км/ч (108 миль в час). Построен только один.
- Е.117
- Изменения крыла и фюзеляжа. Добавлены закрылки. Площадь крыла 14,75 м² (158,77 футов) 2 ). мощностью 49–59 кВт (65–79 л.с.) Praga D Четырехцилиндровый оппозитный двигатель . Самый быстрый Air Baby с двигателем Praga, максимальная скорость которого составляет 216 км/ч (134 миль в час). Всего построено два. Один некоторое время летал на трехколесном шасси .
- Е.214
- Вариант E.114 с Pobjoy R мощностью 56 кВт (75 л.с.), удлиненным фюзеляжем и четырехместными сиденьями. семицилиндровым радиальным двигателем
Операторы
[ редактировать ]- Имперские ВВС Ирана - только один самолет.
Технические характеристики (Е.114 - Прага Б-2)
[ редактировать ]
Данные из архива Air Britain № 3 (2011), стр. 129, Jane's All the World's Aircraft, 1938 и 1947 годы. [ 12 ] [ 13 ] [ 2 ]
Общие характеристики
- Вместимость: 2
- Длина: 6,6 м (21 фут 8 дюймов)
- Размах крыльев: 11 м (36 футов 1 дюйм)
- Высота: 2,4 м (7 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 15,25 м 2 (164,1 кв. футов)
- Пустой вес: 325 кг (717 фунтов)
- Полная масса: 555 кг (1224 фунта)
- Силовая установка: 1 × Praga B-2 4-цилиндровый, горизонтально-оппозитный, воздушного охлаждения , мощностью 34 кВт (45 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной деревянный гребной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 150 км/ч (93 миль в час, 81 узел)
- Крейсерская скорость: 135 км/ч (84 миль в час, 73 узла)
- Дальность: 450 км (280 миль, 240 миль)
- Автономность: 3,75 ч.
- Практический потолок: 3000 м (9800 футов)
- Время набора высоты: 10 минут 47 секунд до 1000 м (3300 футов).
- Мощность/масса : 9,75 кг/кВт (7,27 фунта/л.с.)
- Разбег: 140 м (460 футов)
- Посадочный пробег: 123 м (404 фута)
- Посадочная скорость: 60 км/ч (37 миль в час; 32 узла)
Ссылки
[ редактировать ]
- Примечания
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Архив Air Britain № 3, 2011 г., стр. 125–32.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Грей, компьютерная графика; Бриджмен, Леонард, ред. (1938). Джейн «Все самолеты мира», 1938 год . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd. стр. 93в–94в.
- ^ «Пражский Е-114 Air Baby: Прага» .
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 марта 2018 года . Проверено 17 января 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Пражский E-114D Air Baby: Прага» .
- ^ Jump up to: а б с д Джексон 1988 г.
- ^ «Золотые годы авиации – Главное» . Архивировано из оригинала 19 февраля 2012 года . Проверено 30 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Орд-Хьюм 2000. стр.389.
- ^ http://www.bazl.admin.ch/experts/luftfahrzeugs/luftfahrzeugregister/index.html?lfrSucheTs=1421347339&lang=en&nummer=UAF&muster=Praga&lfz=&eigentuemer=&name=#lfr_suchaufnahme [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Гугл-переводчик» .
- ^ Авиационные музеи и коллекции материковой Европы, 2009 г., стр.63.
- ↑ Архив Air Britain № 3, 2011 г., стр. 129.
- ^ Бриджмен, Леонард, изд. (1947). Джейн «Все самолеты мира», 1947 год . Лондон: Sampson Low, Marston & Co. 107с.
- Библиография
- Джексон, AJ Британские гражданские самолеты 1919–1972: Том III . Лондон: Патнэм, 1988. ISBN 0-85177-818-6 .
- Грей, CG (1972). Джейн «Все самолеты мира», 1938 год . Лондон: Дэвид и Чарльз. ISBN 0-7153-5734-4 .
- Огден, Боб (2009). Авиационные музеи и коллекции материковой Европы . Air Britain (Historians) Ltd. ISBN 978-0-85130-418-2 .
- Орд-Хьюм, Артур WJG (2000). Британские легкие самолеты . Питерборо: GMS Enterprises. ISBN 978-1-870384-76-6 .
- Партингтон, Дэйв (2010). Справочник по европейским регистрам, 2010 год . Air Britain (Historians) Ltd. ISBN 978-0-85130-425-0 .
- Симпсон, Род (2005), Справочник авиации общего назначения , Midland Publishing, ISBN 1-85780-222-5