Патока Лейлина
Патока Лейлина | |
---|---|
![]() Деревянная статуя Лазериана в музее округа Карлоу | |
Рожденный | ок.566 [ 1 ] Ирландия |
Умер | 639 [ 2 ] Ирландия |
Почитается в | Костел Восточная Православная Церковь Англиканская община ( Ирландская церковь ) |
Праздник | 18 апреля [ 3 ] |

Сен- Молез [ 4 ] Лейлин , также Лайсрен или Лазериан (умер около 639 г.), был ранним ирландским святым и настоятелем Летгленна или Лейтгленна, ныне Старый Лейлин в графстве Карлоу, который, как предполагается, жил в VI и VII веках. В Шотландии он известен как «Молез», а в Ирландии его почитают как «Лазериан». [ 5 ]
Жизнь
[ редактировать ]Говорят, что Молез родился в Ирландии и имел благородное происхождение. Он вырос в Шотландии и в молодости жил жизнью отшельника на Святом острове (недалеко от острова Арран ). Затем он отправился в Рим, где был рукоположен папой Григорием I. [ 1 ]
Позже он поступил в монастырь Олд-Лейлин в Ирландии , где стал аббатом и, возможно, епископом . Он адаптировал церковную дисциплину в соответствии с практикой Рима . Он ввел или пропагандировал римский метод датировки празднования Пасхи . [ 6 ] Когда Молезу было под пятьдесят, он вернулся в Рим и был рукоположен в епископы Папой Гонорием I.
По словам Куно Мейера , он — Лайсрен, изображенный в древнеирландском прозаическом повествовании «Видение Лайсрена» , одном из самых ранних народных произведений о видении в христианской традиции. [ 7 ] Сохранившийся фрагмент показывает, как он покидает монастырь Клуэйн (возможно, Клонмакнойс или Клойн), чтобы «очистить» церковь Клуэйн Чейн (неопознанный) в Коннахте. После трехдневного поста его душу забирают два ангела, которые сопровождают его в ад, чтобы показать ему ужасы, которые ждут неискупленных грешников. Ангелы объясняют одному дьяволу, жаждущему забрать у них Лайсрен, что их гостю даровано видение для того, чтобы «он предупредил перед нами своих друзей». [ 8 ]
Молез, вероятно, умер около 639 года. Его праздник отмечается 18 апреля. [ 9 ] В заметке, добавленной к «Фелире Кенгюссо» , говорится, что Молез вырвал волос из брови святого Силлана , который обладал особым свойством: любой, кто видел его утром, умирал мгновенно. Спасая тем самым других, Молез умер. [ 10 ] Из-за огненной связи между восходом солнца и именем Молеза, от lasair «пламя», этот анекдот был интерпретирован как относящийся к солнечной мифологии. [ 11 ] Его монастырь процветал и дал свое имя епархии, основанной в 1111 году Синодом Раита Брессаила . [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]- Святой Гобан — предшественник Молеза на посту аббата Лейлина.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Святой Лазериан», Спросите об Ирландии
- ^ «Праздник Святого Лазериана / Дня Молеза, Старый собор Лейлина», епархия Килдэр и Лейлин, 18 апреля 2022 г.
- ^ Краткий обзор Святых
- ^ Также Molaisse, Mo Laise, Mo Laisse или Molios. В этой церкви на Арране используется Молиос.
- ^ Кенни, Колум. Патока , Морриган, 1998 г. ISBN 0907677673
- ^ Чедвик, Исследования ранней британской церкви , с. 53
- ^ Мейер, Отия Мерсеяна , с. 114
- ^ Видение Лайсрена , изд. и тр. Мейер.
- ^ Фелир Кенгюссо , 18 апреля, изд. и тр. Стоукс, с. 106–107 и примечания к рукописи, стр. 116–7.
- ^ Фелир Кенгуссо , 11 сентября (праздник Силлана), изд. и тр. Стоукс, стр. 206–207.
- ^ Пламмер, Жития святых Ирландии . Том 1. Оксфорд, 1910, с. cxl.
- ^ О'Бирн, Дэниел. Церковная история епископов епархий Килдэр и Лейлин , Дублин, Джон Ф. Фаулер, 1867, с. 38
Ранние ирландские тексты о св. Патока
[ редактировать ]- Кенгус из Таллахта (1905). Стоукс, Уитли (ред.). Мартиролог Оэнгуса Калди . Общество Генри Брэдшоу. Том. 29. Лондон.
- Краткий древнеирландский текст в Ленстерской книге и Лисморской книге о Молезе и его сестре, предположительно датированный началом X века, изд. Юлиуса Покорного, «[Старые ирландские тексты:] Молез и его сестра». Журнал кельтской филологии 9 (1913): стр. 239–41. Доступно в CELT .
- Видение Сент-Лайсрена (Провидческий текст в Rawlinson B 512 ), изд. и тр. Куно Мейер, Рассказы и песни из ирландских рукописей . Лондон, 1899. Перепечатка из The First Mercy 1 (1899), стр. 107–1. 113–28. Доступно в CELT См. также: Грожан, Поль. «Фрагмент обычаев Таллахта и видения Лайсрена». Bollandian Analecta 81 (1963): стр. 251–9.
Вторичные источники
[ редактировать ]- Чедвик, Нора. Исследования ранней британской церкви . Кембридж, 1958 год.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фили, Джозеф М. и Дж. Шихан. «Старый монастырь и собор Лейлин, 5-15 века», Carloviana 52 (2003): стр. 9–15.
- Хайден, Маргарет. «Район страны Лейлина Лазариана», Carloviana 2:29 (1981): стр. 4–6.
- Кенни, Колум. «Вода истины Молеза». Карловиана 47 (1999). стр. 31, 36.
- Кенни, К. «Старый Лейлин после Лазериана: разделение и примирение». Карловиана 47 (1999): стр. 22–30.
- Кенни, К. «Молез. Аббат Лейлина и отшельник Святого острова. Жизнь и наследие Святого Лэсрена в Ирландии и Шотландии». Morrigan Books, Киллала, графство Мейо. (1998)