Халкетт лодка

Лодка Халкетта — это легкая надувная лодка, спроектированная лейтенантом Питером Халкеттом (1820–1885) в 1840-х годах. Халкетта уже давно интересовали трудности путешествий по канадской Арктике и проблемы, связанные с проектированием лодок, достаточно легких, чтобы их можно было перевозить по труднопроходимой местности, но достаточно прочных, чтобы их можно было использовать в экстремальных погодных условиях.
Первой разработкой Халкетта была складная надувная лодка из ткани, пропитанной резиной. В спущенном состоянии корпус лодки можно было носить как плащ, весло — как трость, а парус — как зонтик. За ним последовало судно для двух человек, которое было достаточно маленьким, чтобы поместиться в рюкзак , а в сдутом состоянии служило водонепроницаемым одеялом.
Несмотря на широкую похвалу канадских исследователей, проекты Халкетта имели ограниченный рынок, и ему не удалось убедить Королевский флот в том, что они будут служить какой-либо полезной цели в общей военно-морской службе. Попытки продать их в качестве платформ для рыбалки и охоты на уток не увенчались успехом, и они не увенчались коммерческим успехом. только две лодки Халкетта: лодка оркадского исследователя Джона Рэя и одна, хранящаяся в коллекции музея компании Гудзонова залива в музее Манитобы Известно, что сегодня сохранились .
Питер Халкетт
[ редактировать ]Питер Халкетт был лейтенантом Королевского флота в 1840-х годах. [ 1 ] Сын Джона Халкетта, директора компании Гудзонова залива , который много лет жил в Канаде, прежде чем вернуться в Англию, Питер Халкетт уже давно интересовался исследованием канадской Арктики . Особый интерес он проявлял к экспедиции Джона Франклина катастрофической на Коппермайн 1819–1822 годов . [ 2 ]

Трехлетнее исследование Франклином северного побережья Канады в поисках Северо-Западного прохода закончилось катастрофой на фоне обвинений в убийствах и каннибализме: 11 из 20 членов группы были убиты, а выжившим пришлось питаться лишайником, собственными ботинками и т. д. и останки гнилых туш, брошенных волками. [ 3 ] Группа застряла на неправильном берегу реки Коппермайн после того, как их лодки были уничтожены штормом; Джон Ричардсон попытался доплыть до безопасного места и получил сильное переохлаждение . [ 4 ] Один-единственный член отряда смастерил небольшое каноэ из холста и ивы, и выжившим пришлось переправляться через реку по одному, используя импровизированное каноэ. [ 5 ]
Халкетт был изобретателем-любителем, и в свободное время, пока служил на флоте, он работал над решением проблемы, как спроектировать лодку, которая была бы маленькой и достаточно легкой, чтобы ее можно было легко передвигать пешком по дикой местности, но достаточно прочной, чтобы перевозить людей. безопасность на больших водоемах. [ 2 ] Его решение состояло в том, чтобы спроектировать лодку, в которой все компоненты можно было бы использовать в качестве предметов одежды или аксессуаров, которые, как предполагал Халкетт, пользователь в любом случае будет носить с собой. [ 2 ]
Лодка-плащ
[ редактировать ]
Халкетт разработал водонепроницаемый плащ, сделанный из ранней версии ткани Macintosh , хлопка, пропитанного каучуком с использованием нафты в качестве растворителя. Подкладка плаща содержала воздухонепроницаемый и водонепроницаемый надувной овоид, разделенный на четыре отдельных герметичных отсека на случай прокола. [ 6 ] и карман с лопастью весла и небольшим сильфоном . [ 2 ] Носитель плаща носил с собой трость, которая служила древком весла, и большой зонт, служивший парусом. [ 2 ] [ 7 ] Плащ весил около 7 + 1 ⁄ 2 фунта (3,4 кг), Всего [ 8 ] и надувание занимало три-четыре минуты; после надувания он мог выдержать вес шести-восьми человек. [ 9 ]
В начале 1844 года Халкетт успешно испытал прототип лодки-плаща на реке Темзе , проплыв на ней 15 километров (9,3 мили), не набрав воды. [ 2 ] несмотря на то, что, по его словам, их «встретили, прошли мимо и почти сбили различные пароходы Metropolitan, курсирующие взад и вперед по своим разным направлениям и вызывающие немалое волнение в мутных водах реки». [ 10 ] Воодушевленный этим успехом, он взял с собой прототип лодки-плаща во время службы на флоте и использовал его всякий раз, когда появлялась возможность испытать его в различных морских условиях. [ 11 ] В ноябре 1844 года Халкетт надеялся испытать лодку-плащ в плохих погодных условиях, в бурном море Бискайского залива , но погода была необычайно спокойной. Ему пришлось снять зонтик и заняться веслом, вспоминая позже, что «ветер в тот день был наполовину слишком спокойным, а бессонная бухта почти совсем дремала». [ 11 ] [ примечание 1 ] Лодка-плащ была положительно воспринята исследователями; Джон Ричардсон (который чуть не погиб во время экспедиции на Коппермайн в 1819–1822 годах) писал: «Если бы у нас было такое изобретение в нашей первой экспедиции, я почти не сомневаюсь, что мы благополучно доставили бы всю группу». [ 11 ]
Лодки Халкетта в канадской Арктике
[ редактировать ]
Вдохновленный успешными испытаниями плаща-лодочки, Халкетт разработал более крупную версию, которая складывалась в рюкзак. В надутом состоянии он мог перевозить двух человек, управляя веслами с каждой стороны, а в сдутом состоянии служил водонепроницаемым одеялом, позволяющим пользователям разбивать лагерь на влажной земле. [ 11 ] Адмиралтейство ; скептически отнеслось к потенциальному использованию разработок Халкетта 8 мая 1845 года лорд Герберт , первый секретарь Адмиралтейства, написал Халкетту: «Мои лорды придерживаются мнения, что ваше изобретение чрезвычайно умно и гениально и что оно может быть полезно в исследовательских и геодезических экспедициях, но они не считают, что оно будет применяться для общих целей военно-морской службы». [ 10 ]

Хотя Адмиралтейство не видело никакого применения конструкций Халкетта в военно-морском флоте, эта более крупная конструкция была чрезвычайно хорошо принята исследователями. Джон Франклин купил один, чтобы принять участие в злополучной экспедиции 1845 года , в которой исчезла вся экспедиционная группа из 129 человек и двух кораблей. [ 11 ] Франклин считал лодки Халкетта настолько необходимыми для путешествий по Канаде, что передал лодку, предназначенную для его экспедиции, сэру Джорджу Симпсону , главному губернатору Земли Руперта , для использования в его путешествиях по региону. [ 12 ] Он заказал новую лодку у Халкетта, который доставил ее как раз вовремя, чтобы он мог завладеть ею перед тем, как отправиться в свою последнюю экспедицию. [ 12 ]
Оркнейский житель Джон Рэй , известный инуитам как ᐊᒡᓘᑲ ( Аглука , компании Гудзонова залива «Тот, кто делает большие шаги»), был хирургом , который стал геодезистом канадской Арктики. В отличие от большинства европейцев того периода, Рэй считал, что местные жители лучше всех знают, как справляться с экстремальными погодными условиями. Он путешествовал, как инуиты, используя сани и снегоступы и ночуя в снежных иглу . [ 11 ] Рэй взял лодку Халкетта в свою первую экспедицию в 1846 году, сообщив, что она «наиболее полезна при пересечении и обратном пересечении реки в заливе Репалс », и что «хотя при постоянном использовании в течение более шести недель на скалистом берегу она никогда не требовала малейший ремонт» и «должен быть частью снаряжения каждой экспедиции». [ 11 ]
Стремясь выяснить, что случилось с кораблями и людьми экспедиции Франклина, в 1848 году Королевский флот направил поисковую группу под руководством Джона Ричардсона и Джона Рэя , оснащенную лодкой Халкетта, предоставленной правительством, для поиска пропавшей экспедиции. . [ 11 ] Группа не смогла найти Франклина, но сочла лодку Халкетта бесценной: однажды она использовала одну лодку, чтобы переправить всю свою группу через реку за 14 рейсов. [ 11 ] Рэй отметил, что, хотя резина лодки от холода стала жесткой, не составило труда ее нагреть, чтобы при необходимости смягчить материал. [ 12 ] Лодки Халкетта также были взяты в последующую экспедицию HMS Enterprise , отправленную на поиски Франклина, во время которой они успешно использовались для рыбалки. [ 13 ]

В 1851 году французский исследователь Жозеф Рене Белло организовал еще одну экспедицию по поиску Франклина, спонсируемую женой Франклина. Белло взял в путешествие плащ-лодку Халкетта, отметив в своем дневнике, что он «имеет огромную ценность в стране, где из-за нехватки древесины невозможно построить какой-либо плот». [ 11 ] Экспедиция Белло не смогла обнаружить Франклина, и только в 1853 году экспедиция под руководством Рэя (оснащенная «двумя прекрасными лодками Халкетта») обнаружила группу инуитов, которые рассказали, что четырьмя годами ранее видели, как люди тащили лодку, а позже нашли их. тела. [ 11 ]
Коммерческий провал
[ редактировать ]Несмотря на то, что его позиционируют как идеальное место для озерной рыбалки и охоты на уток, [ 6 ] и экспонировался на Большой выставке 1851 года. [ 1 ] [ 6 ] Лодки Халкетта не имели коммерческого успеха и никогда не использовались за пределами специализированной области канадских исследований. [ 1 ] [ 11 ] Позже, получив звание капитана , Халкетт умер 23 марта 1885 года в возрасте 65 лет, и производство его лодок было прекращено. Джон Рэй отдал свою лодку из экспедиции 1853 года Мисс Мира из Киркуолла , и она лежала забытой на стропилах лесного склада Киркуолла. [ 14 ] Он был идентифицирован и обнаружен много лет спустя, и теперь выставлен в Музее Стромнесса на Оркнейских островах. Второй сохранившийся экземпляр хранится в коллекции музея компании Гудзонова залива в музее Манитобы . [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
Ссылки
- ^ Jump up to: а б с «Лодочка-плащ или плащ-лодочка» . Гринвич: Национальный морской музей . Проверено 18 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Пейн, Стефани (30 мая 2009 г.). «Не забудь зонтик» . Новый учёный . 202 (2710). Лондон: Деловая информация Reed : 42. ISSN 0262-4079 .
- ^ Флеминг, Фергюс (2001). Мальчики Барроу . Лондон: Гранта. стр. 139–140. ISBN 1-86207-502-6 .
- ^ Флеминг, Фергюс (2001). Мальчики Барроу . Лондон: Гранта. стр. 141–142. ISBN 1-86207-502-6 .
- ^ Флеминг, Фергюс (2001). Мальчики Барроу . Лондон: Гранта. п. 143. ИСБН 1-86207-502-6 .
- ^ Jump up to: а б с Официальный описательный и иллюстрированный каталог Великой выставки промышленных предприятий всех наций, 1851 г. Том. 2. Лондон: Братья Спайсер. 1851. с. 783.
- ^ Диккенс, Чарльз (июль 1850 г.). «Социальный, санитарный и муниципальный прогресс». Бытовой рассказ о текущих событиях . Лондон: Бытовые слова: 162.
- ^ «Лодка, плащ, зонтик и трость» . Nelson Examiner и New Zealand Chronicle . 20 декабря 1851 г. Проверено 15 мая 2010 г.
- ^ «Ежемесячный отчет о текущих событиях». Журнал Харпера . 1 (4): 567. Сентябрь 1850 г.
- ^ Jump up to: а б «Сноски к поиску Франклина» (PDF) . Бобер . 34 (4). Компания Гудзонова залива: 47. 1955. Архивировано из оригинала (PDF) 25 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Пейн, Стефани (30 мая 2009 г.). «Не забудь зонтик» . Новый учёный . 202 (2710). Лондон: Деловая информация Reed : 43. ISSN 0262-4079 .
- ^ Jump up to: а б с «Сноски к поиску Франклина» . Бобер . 34 (4). Компания Гудзонова залива: 48. 1955.
- ^ Барр, Уильям (2007). Арктический адский корабль: путешествие HMS Enterprise, 1850–1855 гг . Университет Альберты. стр. 10–11, 137, 140 . ISBN 978-0-88864-472-5 .
- ^ «Сноски к поиску Франклина» (PDF) . Бобер . 34 (4). Компания Гудзонова залива: 46. Архивировано из оригинала (PDF) 25 апреля 2012 г.
- ^ Тезисы Канадской ассоциации по сохранению культурных ценностей 27-го ежегодного конгресса, Галифакс, 2001 г. Архивировано 6 июля 2011 г. в Wayback Machine, стр. 24.