Художественные биеннале в Африке
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( июнь 2017 г. ) |
Во всем мире энтузиазм по поводу арт-биеннале , триеннале и других мероприятий, связанных с искусством, возрос в 1990-е годы и продолжается до сих пор, хотя такой формат выставок не является новой тенденцией. Действительно, Венецианская биеннале была основана в 1895 году, за ней в 1896 году последовали Международный Карнеги , Биеннале в Сан-Паулу в 1951 году, Кассельская документация в 1955 году и Сиднейская биеннале в 1973 году, и это лишь первые из них, в основном движимые капиталистически-филантропическим духом. .
Этот энтузиазм, от которого не освобождена почти ни одна страна (Доминик Малакэ отмечает, что биеннале — это новые стадионы, которые нужны странам, чтобы завоевать уважение на международной арене), [ 1 ] является результатом корреляции трех факторов в контексте постхолодной войны , которые, по мнению Брюса Фергюсона, Рисы Гринберг и Сэнди Нэрн, можно определить как всемирное развитие арт-рынка, продвижение искусства как поддержку культурная и национальная идентичность и идея о том, что искусство, рассматриваемое как универсальный язык, является инструментом обмена. [ 2 ] Художественные биеннале также часто являются лучшей идеей для международного признания, когда штат не может позволить себе национальный художественный музей и поддерживать местных художников, как подчеркнула Шарлотта Бидлер. [ 3 ]
Каждая биеннале имеет свою специфику и историю. Одной модели как таковой нет, но есть одна общая точка зрения: арт-биеннале — это прежде всего политические события. Они часто являются культурным ответом на национальное желание поддерживать культурный туризм, решать социальные проблемы или проблемы идентичности, узаконивать экономический бум или поощрять процесс городских инноваций. [ 4 ]
Биеннале также являются потрясающими наблюдателями за процессами глобализации. [ 3 ] [ 5 ] Продвигая определенную локальность и в то же время извлекая выгоду из глобальных интересов, они способствуют парадоксу глобализации, который часто создает большую напряженность на местном уровне.
Биеннале из так называемых «периферийных» стран стремятся стать другими потенциальными центрами и децентрализовать то, что было сосредоточено на евро-американской оси до конца холодной войны. [ 6 ] Африканский континент не является исключением, и страны начали организовывать художественные биеннале (кроме панафриканских фестивалей, которые не включены в этот отчет) с 1950-х годов. Тем не менее, 1990-е годы стали моментом геополитических сдвигов как внутри (например, крах апартеида в Южной Африке), так и за пределами (например, падение железного занавеса в Европе) континента, что привело к политической реорганизации, изменению культурной политики и экономики. как и обновление городов, на самом деле были десятилетием, когда художественные биеннале стали рассматриваться как лучшее «изобретение». [ 7 ] продвигать местное искусство и охватить мировую аудиторию.
История
[ редактировать ]Египет был первой страной на африканском континенте , которая использовала формат художественных биеннале в качестве политического инструмента национального продвижения, задолго до того, как художественные биеннале стали тенденцией в 1990-х годах и распространились по всему континенту, особенно с начала 21 века. Александрийская биеннале для стран Средиземноморья была основана в 1955 году и отметила свое 26-е издание в 2016 году, а Каирская международная биеннале была создана в 1984 году и провела свое последнее издание в 2012 году. Первоначально посвященный арабскому современному искусству, Каир открылся для международная арена начиная с издания 1986 года. Но хотя Египет был предшественником, его биеннале менее известны за рубежом, чем другие, проводимые на континенте. Эту ситуацию можно объяснить провинциальной направленностью (несмотря на международную открытость Каирской биеннале) и классическим стилем двух мероприятий (построенным по модели национальных павильонов Венецианской биеннале ) в сочетании с тем фактом, что они являются мероприятиями, проводимыми государством. заперты в национальной парадигме и практически не имеют коммуникационных инструментов (ни у одной из них нет официального сайта). [ 8 ] Недавно, в ноябре 2015 года, Something Else OFF Biennale Cairo возникла инициатива , организованная художниками, с целью продвижения египетской сцены современного искусства, которая по большей части исключена из мероприятий в Александрии и Каире. Само название этой независимой биеннале ясно говорит о том, что ее цель — отойти от истеблишмента и дать альтернативный взгляд на египетское творение. [ 9 ]
Одно из распространенных предубеждений относительно биеннале африканского искусства состоит в том, чтобы считать Дакарскую биеннале или Дакар первой биеннале искусства к югу от Сахары, тогда как ей предшествовала Биеннале современного искусства банту (или Биеннале современного искусства банту), основанная в 1985 году. Последний менее освещен за рубежом, чем ДАК'АРТ, и просуществовал всего семь изданий (последнее - в 2002 году). [ 10 ] Оригинальность проекта заключается в его создании в рамках более амбициозного культурного проекта, инициированного президентом Габона Омаром Бонго в 1982 году: CICIBA (Международный центр цивилизаций банту), межправительственного центра. [ 11 ] проект, направленный на сохранение и продвижение культур банту , которые, по мнению организаторов, имеют однородную культурную основу, хотя на тот момент, по оценкам, они представляли более 150 миллионов человек, разбросанных по более чем двадцати странам. Поэтому биеннале задумывалось как выездное мероприятие. Страны поочередно принимали каждое издание, но каждое издание также путешествовало, что давало художникам более широкую известность. Но такой акцент на корнях банту, приводящий к отбору исключительно художников, творящих и живущих на том, что было определено организаторами как «территория» банту, а также отдающих предпочтение живописи и скульптуре новым медиа, вероятно, является одной из причин, почему мероприятие не достигло международной аудитории и оставалось региональным раз в два года. [ 7 ]
Дакарская биеннале (или ДАК'АРТ), несомненно, является самой известной из всех африканских биеннале. [ 7 ] Он был основан в 1990 году как наследие Панафриканского фестиваля «Мондиал негров», который прекратил свое существование в 1980-х годах и был возрожден в Дакаре в 2010 году. [ 8 ] Прославляя наследие культурной политики Леопольда Седара Сенгора , DAK'ART изначально задумывался как культурное мероприятие, в котором каждые два года чередуются поэзия/литература и современное искусство. Однако издание 1990 года останется единственным, посвященным литературе. Впервые в 1992 году художественное мероприятие имело международный масштаб, но со следующего выпуска в 1994 году оно было переориентировано на африканский континент. Одной из особенностей DAK'ART является его «выходное» мероприятие, которое выходит за пределы официальной биеннале. площадок в разные точки города. Даже если мероприятие было основано администрацией биеннале, а не какой-либо внешней ассоциацией, многие считают его ядром биеннале, предоставляющим дополнительное пространство для демонстрации динамизма и богатства африканского художественного творчества и, в частности, для продвижения сенегальские художники, не отобранные для участия в официальных выставках. 8 Действительно, процесс отбора представляет собой открытый конкурс, который подвергается критике со стороны многих художников, которые хотят, чтобы мероприятие было более кураторским, поскольку, по их мнению, открытый конкурс не является демократичным, как он утверждает, а отдает предпочтение тем, кто имеет доступ к соответствующей информации и средства для настройки файла приложения. 9 Каждое издание отличается от предыдущего, каждое извлекает уроки из критики, высказанной на оценочных семинарах. Например, с 2006 года назначается художественный руководитель, который сотрудничает с группой кураторов при выборе художников.
Бамакская биеннале
[ редактировать ]Rencontres de la Photography africaine или Biennale de Bamako, также известная как Bamako Encounters , также является одной из старейших художественных биеннале на континенте (основана в 1993 году). Он действует до сих пор и приобрел международную репутацию на континенте и за его пределами. 10 Его особенностью является ориентация на фотографию и видео в Африке. В отличие от вышеупомянутых мероприятий, Биеннале в Бамако с самого начала инициировалось и организовывалось французским агентством культурного обмена Institut français (ранее AFAA, культурное отделение Министерства иностранных дел Франции) в сотрудничестве с Министерством культуры Мали. Таким образом, куратор Саймон Нджами квалифицирует Биеннале в Бамако как «пересаженное» мероприятие, которое потребовало работы на местном уровне, чтобы узаконить биеннале, которую сначала можно было рассматривать как неоколониальное мероприятие, служащее иностранным целям. 11 Ему, безусловно, удалось завоевать как местную, так и международную известность, поскольку он способствовал созданию фестивалей фотографии, таких как PhotoFesta Maputo (2002). 12 , Месяц фотографии в Гванзе (2009) 13 , или в Лагосе Фотофестиваль (2010) 14 просто чтобы назвать несколько.
Йоханнесбургская биеннале
[ редактировать ]Основанная в честь окончания апартеида и открытия страны миру после десятилетий бойкота , Йоханнесбургская биеннале , несмотря на свою короткую жизнь (всего два издания: «Африкус» в 1995 году и «Торговые маршруты» в 1997 году), является одним из лучших примеров. о фундаментальном напряжении, в котором оказались биеннале: освоиться на местном уровне и получить известность на международном уровне. Если для куратора Ганса Ульриха Обриста биеннале 1997 года Йоханнесбургская была столь же важна, как Венецианская биеннале или Documenta X, состоявшаяся в том же году, и была одной из самых влиятельных выставок 1990-х годов, 15 местный прием этого события в целом был радикально иным. Отсутствие взаимодействия с южноафриканскими общинами, а также концептуальный и элитарный характер выставленных произведений искусства подверглись резкой критике в местной прессе. Таким образом, биеннале рассматривалось как искусственное мероприятие, служащее политическим интересам, а не социальным и культурным, и отдающее предпочтение международному художественному дискурсу над местным. В случае с Йоханнесбургской биеннале эта критика была одним из предлогов для городского совета Большого Йоханнесбурга, который отказался от поддержки и преждевременно закрыл мероприятие. Несмотря на то, что причины отмены до сих пор полностью не выяснены, Йоханнесбургская биеннале, тем не менее, остается мифической биеннале, поскольку после десятилетий изоляции из-за международного бойкота она пролила свет на южноафриканскую арт-сцену и помогла многим южноафриканским художникам получить доступ к международной арене, где они занимают сегодня значительное место. 16
Дополнительные биеннале
[ редактировать ]С начала XXI века на африканском континенте состоялось как минимум семнадцать художественных биеннале (см. конечный список). 17 Большая разница с 20-м веком заключается в том, что почти все эти биеннале представляют собой независимые инициативы, возглавляемые художниками и некоммерческими организациями, например, Восточноафриканская художественная биеннале, Городской салон Дуалы, Биеннале AFiRIperFOMA, Кампальская художественная биеннале или Rencontres Picha/Biennale de Lubumbashi. . Некоторые регионы выделяются как активные художественные центры, такие как Дуала (Биеннале Дуала DUTA, Городской салон Дуала), Марокко (с биеннале в Касабланке и Марракеше), Биеннале в Лагосе, Конго (Биеннале Лубумбаши, Биеннале Янго) или город Кампала (KLA). ART, Кампальская художественная биеннале). Даже если некоторые из этих биеннале организуются нерегулярно или даже заброшены, они, тем не менее, являются симптомами культурного подъема и желания продвигать и поощрять местных художников, будь то на региональном уровне или на более международном уровне.
Создание биеннале продиктовано не только политической мотивацией, но также зависит от способности города принять публику. Наличие коммуникационной, транспортной и жилой инфраструктуры необходимо, а их отсутствие, таким образом, требует соответствующего бюджета для их строительства и/или ремонта, что может стать проблемой для города/страны, у которых нет для этого ресурсов. Быть принятым на местном уровне, то есть иметь поддержку городского совета или государства, является непременным условием для обеспечения долговечности и финансовой стабильности биеннале. Например, выход городского совета Большого Йоханнесбурга из проекта Йоханнесбургской биеннале ознаменовал конец мероприятия. Тем не менее, это не мешает существовать и независимым, неправительственным биеннале. Только будущее покажет, будут ли частные инвесторы поддерживать такие мероприятия на регулярной основе так долго, как это делали до сих пор город Венеция или государство Сенегал. Еще один аспект, который очень важно иметь в виду, заключается в том, что биеннале — это просто мероприятия, даже если они официально оформлены, как DAK'ART или Биеннале в Бамако. Поэтому их следует рассматривать как шаги на пути к созданию устойчивых структур для ежедневной поддержки и продвижения местных художников.
Открытие биеннале на международной арт-арене является важным аспектом, который относится к вписыванию места (будь то город или страна) на карту как мира искусства, так и финансовых инвесторов, привлеченных туризмом, порожденным по событию. Чтобы легитимизировать художественную биеннале на международном уровне, в большинстве случаев требуется приглашение международного куратора в качестве художественного руководителя. Например, Бенинская биеннале, которая изначально задумывалась в 2010 году как местное мероприятие, посвященное празднованию 50-летия независимости страны, назначила известного куратора Абделлу Каррума для следующего выпуска (2012 г.), чтобы изменить его статус. местного мероприятия в международное. Организаторы Марракешской биеннале также хорошо это знали, когда они добавили ярлык «биеннале» к тому, что сначала было местным событием (фестиваль «Искусство в Марракеше»), чтобы охватить более широкую аудиторию, не теряя при этом местную аудиторию, в частности, сохраняя использование трех языков (арабского, французского и английского).
Художественные биеннале в Африке являются важными показателями растущей интернационализации современных африканских художников . 18 Но один из подводных камней такого рода мероприятий — риск стать экзотической витриной для западных искусствоведов и кураторов. 19 Поэтому необходимо провести настоящую кураторскую работу, чтобы избежать подчинения диктату Запада. В то же время, меняя традиционные траектории мира искусства, эти биеннале заставляют западные институции обновляться, например, назначая Оквуи Энвезора в Documenta11 (2001–2002) или, совсем недавно, на 56-ю Венецианскую биеннале (2015). художественное направление. Энвезор — первый и пока единственный африканец и чернокожий человек, руководивший «Документой» или Венецианской биеннале.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Малакэ, Доминик (2008). «Дуала на фестивале». Африканские культуры 73 : 84
- ^ Фергюсон, Брюс; Гринберг, Риза; Нэрн, Сэнди (1997). «Картирование международных выставок». Искусство и дизайн . 52:31 .
- ^ Перейти обратно: а б Бидлер, Шарлотта (2004). Шарлотта Байдлер, The Global Artworld Inc. О глобализации современного искусства (Уппсала: Acta Universatis Upsaliensis, 2004), 157 . Уппсала: Acta Universatis Upsaliensis. п. 157.
- ^ Винсент, Седрик (2008). «Они строят будущее…». Сельское хозяйство . 73:15 .
- ^ Гилсоул, Сара (2014). Распространение художественного сообщества на мир: социология художественной глобализации. Исследования споров вокруг «современного африканского искусства» . Брюссель: Свободный университет Брюсселя (докторская диссертация).
- ^ Оппозиционный центр/периферия опирается на колониальную идеологию, когда имперская Европа определялась как центр, и когда все, что было внешним по отношению к этому центру, становилось по определению периферийным. Биеннале в Гаване (основанная в 1984 году) была одной из первых художественных биеннале, созданных для противостояния мейнстриму; в 1993 и 2003 годах Пражская биеннале носила многозначительный лозунг «Периферия становится центром», подчеркивая сдвиг господствующей художественной власти и монополии.
- ^ Перейти обратно: а б с Конате, Якуба (2009). «Изобретение Дакарской биеннале». Филипович, Елена; Ван Хал, Марике; Овстебё, Сольвейг (ред.). Читатель биеннале . Остфильдерн: Hatje Cantz Verlag (опубликовано в 2010 г.). п. 106.
- ^ Перейти обратно: а б Буту, Томас; Винсент, Седрик (2005). Сэмплер "Африканский ремикс". В Нджами, Саймон; Бернадак, Мари-Лора (ред.). Africa Remix, современное искусство континента (напр. кат.) . Париж: Éditions du Centre Pompidou. п. 254.
- ^ «См. заявление Саймона Нджами» .
- ^ Греани, Нора (2013). Искусство под влиянием. Антропологический подход к современному творчеству в Конго-Браззавиле . Париж: EHESS (докторская диссертация).
- ^ Создание CICIBA было ратифицировано десятью государствами: Анголой, Коморскими Островами, Габоном, Экваториальной Гвинеей, Центральноафриканской Республикой, Руандой, Сан-Томе и Принсипи, Заиром и Замбией. Камерун присоединился к проекту в