Марсель Тиберг
Марсель Тиберг (27 января 1893, Вена — 31 декабря 1944, Освенцим-Биркенау ) — австрийский композитор, дирижёр и органист. Его музыка по стилю позднеромантическая.
Биография и карьера
[ редактировать ]Марсель Тиберг родился в музыкальной семье в Вене. Его отец, Марсель Тиберг (старший), был известным скрипачом, а мать, Ванда Палтингер Тибергова, была пианисткой в школе Теодора Лешетицкого и коллегой Артура Шнабеля . Хотя о его музыкальном образовании мало что известно, предполагается, что Тайберг прошел формальное обучение оркестровке, контрапункту и гармонии вне семейного дома. Отец Тиберга был в хороших отношениях с известным скрипачом Яном Кубеликом , и обе семьи часто посещали друг друга. Марсель посвятил песню двум дочерям Яна и, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте, на всю жизнь подружился с их младшим братом, дирижером Рафаэлем Кубеликом . Тиберг также подружился с итальянским скрипачом и дирижером Родольфо Липайзером . Соната для фортепиано № 1 (1920) и Симфония № 1 (1924) Тиберга относятся к периоду его пребывания в Вене. [ 1 ]
В 1927 году, после смерти отца, Тиберг вместе с матерью переехал в город Аббазия (Опатия), ныне в Хорватии , тогда часть Италии . Чтобы заработать на жизнь, он прикладывал руку к любой предлагаемой работе. Он преподавал гармонию, играл на церковном органе, дирижировал и под псевдонимом «Тилль Бергмар» ставил популярную танцевальную музыку для местных курортов (румбы, танго и вальсы и т. д.). [ 1 ] [ 2 ]
Премьера его Симфонии № 2 состоялась его другом Рафаэлем Кубеликом в Чешской филармонии где-то в начале 1930-х годов. Набожный католик , Тиберг написал постановку « Te Deum» , премьера которой состоялась в расширенной церкви Аббазии 25 июля 1943 года, в день, когда Муссолини был вынужден покинуть свой пост. [ 1 ]
Когда немецкие войска оккупировали северную Италию в 1943 году, мать Тиберга, в соответствии с нацистскими правилами, зарегистрировала, что один из ее прадедов был евреем. Вскоре после этого мать Тайберга умерла естественной смертью. Впоследствии Тиберг был арестован и депортирован в лагеря смерти Сан-Сабба и Освенцим . Долгое время считалось, что он покончил жизнь самоубийством в пути, но дата его смерти была записана в Освенциме как 31 декабря 1944 года. [ 1 ] [ 3 ]
Сохранившаяся музыка Тайберга в виде рукописных партитур была передана им своему другу, доктору Милану Михичу, и в конечном итоге привезена в Соединенные Штаты. Работы из этого тайника начали фиксироваться. К ним относятся Симфония № 2 ( Джоанн Фаллетта, дирижирующая Филармоническим оркестром Буффало ) в сочетании с Сонатой для фортепиано № 2 ( Фабио Бидини , пианист) на Naxos Records ; Симфония № 3 ( Джоэнн Фаллетта, дирижирующая Филармоническим оркестром Буффало ) в сочетании с Фортепианным трио (Майкл Людвиг, скрипач; Роман Мекинулов, виолончелист; Я-Фей Чуанг, пианист) на Naxos Records ; две мессы (Брайан А. Шмидт дирижирует хоралом Южной Дакоты с органистом Кристофером Якобсеном) на пентатоне ; струнный секстет с контрабасом (ансамбль Alraune) на NovAntiqua Records (Musica & Regime 3). [ 2 ]
Симфония № 3 содержит во второй части прямые тематические цитаты и ритмические сверхструктуры, которые берут свое начало из Симфонии № 1 Ганса Ротта и которые также широко цитировались во Густава Малера Второй симфонии . На текущем этапе исследования неизвестно, цитировал ли Тайберг напрямую Малера или же он имел доступ через Малера к партитуре Ротта к его Симфонии № 1, которую хранил в секрете Густав Малер, который был близким другом Ротта. стилистическое сходство с Антоном Брукнером Можно предположить , однако оно не подтверждается композиционными приемами, инструментами и музыкальной глубиной. Напротив, они гораздо больше связаны с Роттом, который был учеником Брукнера и который, по словам Малера, изобрел новую симфонию.
Работает
[ редактировать ]Среди известных сохранившихся работ Марселя Тиберга: [ 4 ]
Оркестровый
- Симфония № 1 (1922–1924)
- Аллегро танто (1922) – Адажио (1922) – Скерцо (31 декабря 1922 г.) – Финал, Аллегро нон Тоо (12 апреля 1924 г.)
- Шуберта Скерцо и финал Неоконченной симфонии (1927–1928)
- Симфония № 2 фа минор (1927–1931)
- Аллегро страстное – Адажио – Скерцо – Финал
- Симфония № 3 ре минор (1938–1943)
- Анданте Маэстосо – Скерцо – Адажио – Рондо
Камера
- Струнный секстет фа минор, для 2-х скрипок, 2-х альтов, виолончели и контрабаса (1931-1932)
- Аллегро нон танто – Скерцо – Очень продолжительное Адажио (Тема с вариациями) – Скерцо – Финал
- Фортепианное трио фа мажор (1935–1936)
- Аллегро маэстосо – Адажио нон танто – Рондо
Инструментальный
- Соната для фортепиано № 1 си минор (1914–1920)
- Аллегро страстное – Ларгетто (Тема с вариациями) – Рондо
- Соната для фортепиано № 2 фа-диез минор (1934–1935)
- Аллегро с огнем – Адажио – Скерцо – Финал
- 4 песни без слов для фортепиано
Священный
- Месса № 1, для сопрано, контральто, тенора, баса и органа (1933–1934)
- Месса № 2, для сопрано, контральто, тенора, бассо и органа (1941)
песни
- 21 песня на лирику Гейне «Интермеццо»
- Раче , текст Порицкого
- 5 песен на тексты Дэйзи фон Адельсфельд-Салгетти
- Радуйся, Мария
- 6 австрийских песен для небольшого оркестра (три оркестровки из песни Гейне)
- 4 песни на английском языке, тексты Мура и других.
- Вечерние колокола , текст Томаса Мура
- К цветку , текст Барри Корнуолла
- Мое сердце в горах , текст Роберта Бернса
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Редлер, Закари. «Марсель Тиберг» . Фонд ОРЕЛ . Проверено 20 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Ядзински, Эдвард (2010). «[Примечания к компакт-диску Naxos 8.572236]» . Наксос Рекордс . Проверено 21 мая 2013 г.
- ^ «Фонд ОРЕЛ | Марсель Тиберг | Биография» . orelfoundation.org . Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ Троттер, Герман; Шиффлер, Мэрион (7 октября 2006 г.). «Марсель Тиберг: забытая жертва нацистов вновь появляется» . Интернет-журнал ICSM . Международный центр подавленной музыки, SOAS, Лондонский университет . Архивировано из оригинала 1 августа 2019 года . Проверено 5 апреля 2024 г.