Марьян Мозетич
Марьян Мозетич (род. 1948) — канадский композитор , написавший музыку для театра, кино и танцев, а также симфонические произведения, камерную музыку и сольные произведения. Он написал обязательные произведения для конкурса струнных квартетов в Банфе 1992 года (« Плач в растоптанном саду »). [ 1 ] [ 2 ] и Монреальский международный музыкальный конкурс 1995 года ( «L'esprit Chantant» для скрипки и фортепиано). [ 3 ] Соучредитель Arraymusic в Торонто, Мозетич был их художественным руководителем с 1976 по 1978 год. После работы с Array он некоторое время работал в музыкальной библиотеке Университета Торонто, а затем стал композитором-фрилансером. [ 3 ] Мозетич переехал на остров Хау, недалеко от Кингстона, Онтарио, и преподавал композицию в Королевском университете в Кингстоне с 1991 по 2010 год. [ 3 ] Он получил несколько наград, в том числе первую премию CAPAC (SOCAN) – премии сэра Эрнеста Макмиллана . Его основные композиции включают Fantasia... sul linguaggio perduto и Postcards from the Sky .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Мозетич родился в Гориции , Италия , в словенской семье. В 1952 году он переехал в Гамильтон, Онтарио , где его отец нашел работу машинистом. [ 4 ] Мозетич открыл для себя классическую музыку на радио CBC , что вдохновило его на сочинение романтической музыки, слушая Шопена , Чайковского и Рахманинова . Он также впервые услышал по радио то, что тогда считалось «суперсовременными произведениями», которые представили ему совершенно иную, почти научно-фантастическую перспективу. Затем он начал импровизировать некоторые из своих «суперсовременных произведений», вместо того чтобы практиковать классику. На тот момент он еще не научился записывать свои композиции. [ 4 ]
После окончания средней школы Мозетич хотел стать концертирующим пианистом, но отказался от него после того, как провалил экзамен ARCT. Он поступил в Университет Ватерлоо, чтобы изучать психологию, от которого в конце концов отказался. Он начал свое музыкальное образование с изучения игры на фортепиано у Реджинальда Бедфорда , а позже изучал композицию у Лотара Кляйна и Джона Вайнцвейга в Университете Торонто, где в 1971 году получил диплом младшего сотрудника Королевской консерватории Торонто (ARCT). [ 5 ] и степень бакалавра музыки в 1972 году по композиции и фортепиано. С помощью Совета Канады он затем продолжил свое музыкальное обучение композиции в частном порядке в Риме, Сиене и Лондоне у Лучано Берио , Франко Донатони и Дэвида Бедфорда .
Композитор
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]Мозетич стал активным участником авангардных музыкальных кругов. , Майклом Паркером, Алексом Пауком и Робертом Бауэром он основал Arraymusic Вместе с Джоном Фоди , Клиффордом Фордом , Гэри Хейсом и был художественным руководителем. Первый публичный концерт группы состоялся в 1972 году. [ 4 ] В 1974 году он получил стипендию Музыкального института Ф. Каннети для участия в семинаре в Виченце, Италия. [ 3 ]
С 1980-х годов
[ редактировать ]Мозетич разработал стиль постмодернистской романтической музыки. [ 6 ] который состоит из смеси традиционного, популярного и современного. Многие из его композиций были записаны на CBC-Musica Viva, Centredisc, BIS (Швеция), Cansona и Chandos (Англия). Его произведения были услышаны по всей Канаде и за рубежом. Они исполнялись, транслировались, а некоторые были включены в музыкальные программы Canadian Airlines в полете .
Часть его музыки использовалась труппами современного танца, а также в кино. Он был почетным композитором постмодернистской музыки на музыкальном фестивале Гентской консерватории в Бельгии в 1995 году, на котором его композиции были представлены в трех концертах с прямой национальной трансляцией.
Работает с 1990-х по 2004 год.
[ редактировать ]Начиная с 1990-х годов творчество Мозетича продолжает демонстрировать вкус к лиризму, романтическим гармониям и moto perpetuo ритмам . Его работы, исследующие духовное, обладают интроспективными и медитативными качествами; их можно услышать в его более ранних произведениях, таких как «Эльдорадо» . [ 3 ]
Эти работы включают в себя: [ 3 ]
- Танец в сторону небес (1994) для оркестра
- L'esprit Chantant (1995) для скрипки и фортепиано, написанная для Монреальского международного музыкального конкурса.
- Страсть ангелов (1995) для двух арф с оркестром
- Открытки с неба (1996), трехчастное произведение для струнного оркестра, написанное для группы «Тринадцать струн Оттавы» и представленное впервые.
- Time to Leave (1997) для скрипки, кларнета, трубы, баса, маримбы и фортепиано, написанная для концерта, посвященного 25-летию Array.
- Гимн Вознесения (1998) для фисгармонии и струнного квартета, премьера которого состоялась на Фестивале камерной музыки в Оттаве.
- Songline to Heaven and a Dance to Earth (1999) для струнного оркестра, премьера которого состоялась на весеннем фестивале в Гуэлфе.
- Steps to Ecstasy (2001) для оркестра в стиле барокко, по заказу CBC, премьера состоялась на Tafelmusik.
- В храме (2001) для фортепиано соло, также по заказу CBC, премьера которого состоялась Кристиной Шутор на Sound Symposium 2002.
Концертные произведения этого периода включают: [ 3 ]
- Концерт для фагота
- Струны и маримба (2003), премьера - Майкл Суини и Seiler Strings
- Концерт для фортепиано с оркестром (1999), написанный в честь автора Робертсона Дэвиса, премьера которого состоялась пианисткой Яниной Фиалковской в феврале 2000 года.
- «Дела сердца» — концерт для скрипки с оркестром, премьера которого состоялась скрипачкой Джульеттой Канг в 1997 году. [ 7 ] [ 8 ]
- Концерт для гобоя и струнных (1995), заказанный CBC, премьера которого состоялась Сюзанной Лемье и «Тринадцатью струнами Оттавы».
К произведениям для сольных инструментов относятся: [ 3 ]
- Барочная диверсия (1985), сюита в четырех частях и третье произведение Мозетича для альта соло по заказу Ривки Голани.
- Пять пьес для гитары (1997), написанные для Пола Бернара и записанные Уильямом Бове на альбоме A Bridge Beyond.
Более поздние работы
[ редактировать ]Мозетич экспериментировал с возвращением к тональности , комбинируя традиционные элементы, чтобы создать форму « постмодернизма » или романтизма нью-эйджа . [ 9 ] Примером этого является его композиция «Эльдорадо» (1981), смесь минималистичных ритмов Гатлинга, лирических мелодий, чувственной партитуры и позднеромантических хрестоматийных гармоний. [ 9 ]
В музыке Мозетича в этот период использовалось всего три-четыре аккорда, часто в циклической последовательности, напоминающей поп-музыку . [ 9 ] но немного более искаженный или расширенный, с использованием полноты звука, мелодий и ритмов, чтобы убаюкать слушателя. [ 10 ] Его композиции иногда включали мрачные отрывки в качестве эмоционального противовеса. [ 10 ] «Танец слепых» — один из примеров этого; [ 9 ] Мозетич свободно сочетает в себе элементы популярной, классической и других сторон музыки. [ 9 ]
Танец слепых
[ редактировать ]Эта пьеса, напоминающая парижскую таверну, является одной из любимых у Мозетича. [ 9 ] Он был написан для аккордеона, скрипки, альта и виолончели и был заказан Канадской радиовещательной корпорацией в 1980 году. Премьера состоялась 16 января 1981 года канадско-словенским аккордеонистом Джозефом Петричем и ансамблем Arraymusic. [ 5 ] Позже он был записан CBC Records в 1990 году. [ 5 ]
Сочетая звучание аккордеона и струн с последовательными энергичными пульсациями и повторениями, это произведение написано в темпе ¾ вальса, что типично для музыки танцевального зала или кабаре. Он также использует традиционные гармонии и мелодии. В нем отражено музыкальное наследие композитора, а также итало-словенские свадьбы и банкеты его детства. [ 5 ]
Композиционный стиль
[ редактировать ]Композиционный стиль Мозетича, который часто состоит из адаптации существующего жанра к его собственным выражениям, впервые появился в его работе « Изменения для струнного квартета» (1971, переработка 1983 г.), которая демонстрирует более раннее влияние на Мозетича Дьёрдя Лигети. [ 3 ] и Кшиштоф Пендерецкий . [ 4 ]
Другие ранние произведения, демонстрирующие этот процесс, включают Serenata del nostro tempo (струнный квинтет, 1973), премьера которой состоялась в исполнении Forun Players of Rome, сольные пьесы для фортепиано ( Maya , 1973) и альта ( Disturbances , 1974), а также различные камерные произведения, премьера которых состоялась Массив музыки. [ 3 ]
С 1976 по 1981 год его стиль сместился в сторону лирического минимализма. [ 11 ] с сильным гармоническим определением, как показано в таких работах, как «Процессия» для камерного ансамбля (1981) и «Эльдорадо» для арфы и струнных (1981). [ 3 ] После 1981 года его музыка стала диатонической и постромантической. [ 12 ] Этот переход можно услышать в таких произведениях, как «Фантазия... sul un linguaggio perduto» для флейты, скрипки, альта и виолончели (1981, позже в аранжировке для струнного оркестра, 1985), «Соната для флейты и арфы» (1983) и «Смерть и «Утренняя звезда» для баритона, хора и оркестра (1986). [ 3 ]
Награды и признание
[ редактировать ]- Струнный квартет Мозетича «Changes» (1971) был исполнен Орфордским струнным квартетом и выбран одним из двух самых выдающихся произведений на Симпозиуме композиторов 1971 года в Монреале. [ 4 ]
- В 1977 году он выиграл премию/стипендию сэра Эрнеста Макмиллана CAPAC. Он был ведущим композитором постмодернистской музыки на музыкальном фестивале Гентской консерватории в Бельгии. [ 3 ]
- Ноктюрн для струнного оркестра (1975) был выбран представлять Канаду на фестивале Международного общества современной музыки 1978 года в Хельсинки. [ 3 ]
- Он выиграл вторую премию на Международном конкурсе Gaudeamus в Билтховене, Нидерланды, за свой духовой квинтет It's in the Air (1975). [ 3 ]
- В 2002 году его пригласили в качестве композитора на фестиваль новой музыки Regina Symphony. [ 3 ]
- Он был номинирован на премию «Юнона» за три своих произведения в категории «Классическая композиция года»: «Дела сердечные» в 2001 году, «Ангелы в полете» и, получив награду, «Плач в растоптанном саду» в 2010 году. [ 3 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Волнения для Виолы Соло (1974)
- Завуалированная мечта для флейты, альта и арфы (1977)
- Выживание для Виолы Соло (1979)
- Водная музыка для флейты, альта и виолончели (1979)
- Танцующие струнные , Сюита из шести пьес для альта и фортепиано (1980)
- Эльдорадо для арфы и струнных (1981)
- Фантазия... об утраченном языке для флейты и струнного трио (1981)
- Трио «Шутка» для кларнета, альта и фортепиано (1983)
- Барочные диверсии для альта соло (1985)
- Страсти ангелов , Концерт для двух арф с оркестром (1995)
- «Дела сердца» (1997) Концерт для скрипки и струнного оркестра
- Открытки с неба для струнного оркестра (1997)
- Прощай, мой друг , Триптих для флейты, альта и арфы (2000)
- Концерт для фагота, маримбы и струнного оркестра (2003)
- Гаммы радости и печали для виолончели, скрипки и фортепиано (2007)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клод Кеннесон (1994). Секели и Барток: история дружбы . Амадеус Пресс. п. 362. ИСБН 978-0-931340-70-3 .
- ^ Робин Эллиотт (1997). Контрапункт городу: первые сто лет женского музыкального клуба Торонто . ЕСВ Пресс. п. 216. ИСБН 978-1-55022-306-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Кристина Шутор, Флоренс Хейс, Гэри Дж. Хейс. «Марьян Мозетич» . Канадская энциклопедия , 18 апреля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шульман, Майкл. «Композитор расправляет путаницу в своей жизни» . стр. 14
- ^ Перейти обратно: а б с д Влияние многих музыкальных произведений
- ^ Мэтью Парсонс. «10 произведений ныне живущих канадских композиторов, которые вам понравятся» . CBC Music, 16 декабря 2014 г.
- ^ Музыкальный журнал BBC . Том. 15, выпуски 7–13. Журналы Би-би-си. 2007. с. 70.
- ^ Иоланда Вильмер; Леонард В. Сагден (2007). Маленькие красные ягоды . Издания экстази. п. 99. ИСБН 978-1-894800-93-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Капитанис, Артур. «Марьян Мозетич: снова возвращаясь к тональности. Архивировано 2 января 2019 года в Wayback Machine . Канадский композитор , декабрь 1983 года. страницы 18 и 20.
- ^ Перейти обратно: а б Макмиллан, 7
- ^ Музыкальный журнал . Том. 10–11. Барретт и Колграсс. 1987. с. 44.
- ^ Журнал Гильдии дирижеров . Том. 20–23. Лига. 1999. с. 40.
Источники
[ редактировать ]- Канадский музыкальный центр
- Влияние многих музыкальных произведений
- Макмиллан, Рик. «Мозетич не боится «популярного» ярлыка»
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1948 рождений
- Живые люди
- Академический состав Королевского университета в Кингстоне
- Канадцы словенского происхождения
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы-классики XXI века
- Канадские композиторы-классики
- Канадские композиторы-классики мужского пола
- Музыканты из Гамильтона, Онтарио
- Канадские композиторы 20-го века
- Канадские композиторы XXI века
- Премия «Юнона» победителям в номинации «Классическая композиция года»
- Канадские музыканты-мужчины 20-го века
- Канадские музыканты-мужчины XXI века