Операция «Крысиная неделя» (1944)
Операция «Крысиная неделя» представляла собой серию скоординированных атак на линии связи сил Оси на Балканах во время Второй мировой войны . Начата 1 сентября 1944 г. Атаку возглавили объединенные оперативные подразделения Югославских партизан , Сухопутных войск Адриатики, тяжелые бомбардировщики 15-й воздушной армии США , а также легкие и средние бомбардировщики Балканских ВВС .
Атаки парализовали движение немецких войск. [1] [2] В своих мемуарах «Восточные подходы » Фицрой Маклин утверждает, что это была его идея.
В сентябре 1944 года произошла знаменитая операция, спланированная бригадным генералом Маклином, тогда командувшим связями союзников в Югославии, совместно с балканскими военно-воздушными силами под командованием вице-маршала авиации Эллиотта и проведенная югославской армией, целью которой было расшатывание всех линий противника. связи, чтобы совпасть с определенными операциями в Италии. Она называлась «Крысиная неделя»; и в течение запланированной продолжительности в одну неделю можно было путем действий во всех районах парализовать все передвижения вражеских людей и снабжения практически на всех участках линии в Югославии, будь то в Словении, Хорватии, Сербии, Македонии или где-либо еще. [3]
Фон
[ редактировать ]Летом 1944 года командование союзников осознало, что немецкое наступление на Балканах замедляется и что они могут сократить свои потери и отойти к более надежной линии обороны на севере, полностью покинув регион. В это время две немецкие группы армий ( E и F ), состоящие из 18 дивизий и около 50 дополнительных батальонов, были рассредоточены по Греции, Албании и Югославии. [4] Стало очевидно, что это продлит войну в Центральной и Западной Европе, поскольку немецкие войска получат подкрепления. Их вывод необходимо было предотвратить или сорвать. [5] Хотя некоторые войска в движении уже подвергались воздушным атакам и разрушениям партизан, это необходимо было делать более эффективным и систематическим образом, а не от случая к случаю. [6] Бригадный генерал Фицрой Маклин , представитель союзников в штабе югославских партизан в Висе и командующий миссией Маклина , разработал план:
Схема получила название «Операция RATWEEK». Мое предложение заключалось в том, что в течение одной недели, приуроченной как можно ближе к предполагаемому началу вывода немецких войск, партизаны на суше и союзники на море и в воздухе должны провести серию тщательно спланированных операций. , тщательно скоординированные атаки на коммуникации противника по всей Югославии. Это привело бы в замешательство отходящие войска и серьезно затруднило бы дальнейший отход.
- Маклин, с. 471
Получив согласие Балканскими ВВС (BAF) командующего Уильяма Эллиота , военно-морского флота и Верховного главнокомандующего объединенными силами союзников в Средиземноморье генерала Мейтленда Уилсона , Маклин проконсультировался с Тито и также получил свои обязательства. Территория Югославии была разделена на сектора, за каждый из которых отвечали командир партизан и его британский офицер связи (BLO). Список потенциальных целей (таких как мосты, виадуки, туннели, железнодорожные узлы и т. д.) был согласован, и те, которые партизаны не могли уничтожить в одиночку, были переданы BAF или тяжелым бомбардировщикам USAAF . Была сброшена дополнительная взрывчатка и боеприпасы, а также согласована тактическая и стратегическая поддержка с воздуха. Наконец, эсминцы Королевского флота и МТБ вступили в бой на морских путях Адриатического побережья, которые теперь широко используются немцами в качестве альтернативного пути выхода с южных Балкан. [7] [8]
Ключевые события
[ редактировать ]Основной вывод войск из Греции ожидался через долину Вардар и железную дорогу Белград-Салоники. Это было определено как ключевая цель, и в конце августа 1944 года Маклин вылетел в Бойник в Сербии. Там он присоединился к местному командиру Коче Поповичу и его BLO Джону Хенникер-майору, чтобы организовать разрушение железной дороги в Лесковаце . Три офицера согласовали план действий и передали его в штаб союзных войск в Казерте . Маклина оставили местному командиру 24-й партизанской дивизии для выяснения деталей. [9]
План заключался в том, чтобы партизаны атаковали два пункта к северу и югу от Лесковаца, в то время как город, где располагался крупный немецкий гарнизон, оставался в руках ВВС союзников. 6 сентября, в день предполагаемой атаки, пришло срочное сообщение от Уильяма Эллиота, в котором говорилось, что воздушная разведка подтвердила наличие в городе сильной концентрации бронетехники и автотранспорта. Вскоре после этого авиация из пятидесяти «Летающих крепостей» внезапно подвергла город мощной бомбардировке, превратив большую его часть в руины с большим количеством жертв среди гражданского населения . [10]
В ту же ночь продолжилась атака на оставшуюся железную дорогу: партизаны взорвали небольшие мосты и водопропускные трубы, а также разорвали шпалы и подожгли их. [11] В стратегическом отношении операция увенчалась успехом, поскольку:
Пройдет некоторое время, прежде чем этот конкретный участок железной дороги Белград-Салоники снова будет открыт для движения. Вражеским силам в Греции, если бы они вообще хотели уйти, пришлось бы уходить по дороге или по морю, что в любом случае было бы опасным способом. Если бы повсюду партизаны выполняли свою работу так же тщательно, как здесь, RATWEEK стартовал бы хорошо.
- Маклин, с. 489
В других частях страны операция продолжалась. В Словении стратегический мост Лития на железной дороге Любляна-Загреб был разрушен « Мустангами» ВВС США и американским офицером Джимми Гудвином, который присоединился к партизанам в штурме древнего замка, охранявшего мост. [12] Южнее также подверглись нападению железнодорожное сообщение между рекой Савой и Адриатикой, а также мосты через Дунай в окрестностях Белграда. [13]
Тем временем, вернувшись в Сербию, Маклин заметил несколько немецких Юнкерсов-52, летевших на север. Предположив, что это старшие офицеры, пытающиеся выбраться из ситуации по воздуху, он быстро предупредил BAF, истребители которой в конечном итоге закрыли эту лазейку. [14]
За первоначальным повреждением последовало длительное вмешательство в попытки Германии его восстановить. Партизанские наблюдатели сообщили о местонахождении ремонтных бригад в штаб БАФ в Бари, который отправил бойцов стрелять по реставраторам. [15]
В общей сложности было уничтожено более 100 локомотивов, а также множество магистральных железнодорожных линий, что вынудило противника выйти на дороги, где из-за нехватки топлива и грузовиков они были уязвимы для дальнейших атак. По оценкам, более 300 грузовиков было уничтожено в результате авиавылетов и еще больше в результате набегов партизан. В то же время Люфтваффе в Югославии были повреждены, потеряв 94 самолета, а Группа дальнего действия в пустыне , Специальная лодочная служба и Королевский флот атаковали цели вдоль Адриатического побережья. [16]
Заключение
[ редактировать ]9 сентября Болгария капитулировала и перешла на другую сторону, с опозданием присоединившись к делу союзников. Маклин планировал провести больше времени в Сербии, предотвращая вывод войск Германии, но во второй половине сентября он получил личный сигнал от генерала Вильсона. Там говорилось, что Тито исчез с Виса и что ему нужно выйти и найти его. Его обратный рейс из Бойника в Бари ознаменовал конец операции «Крысиная неделя». [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фриман, стр. 35-36.
- ^ Уильямс, с. 230
- ^ Дэвидсон, с. 37
- ^ Фриман, с. 30
- ^ Маклин, с. 471
- ^ МакКонвилл, с. 268
- ^ Маклин, стр. 471-472.
- ^ МакКонвилл, с. 269
- ^ Маклин, стр. 472-484.
- ^ Маклин, с. 487
- ^ Маклин, с. 489
- ^ Маклин, с. 489
- ^ Уильямс, с. 230
- ^ Маклин, с. 491
- ^ МакКонвилл, с. 270
- ^ Фриман, с. 36
- ^ Маклин. п. 497
Источники
[ редактировать ]- Дэвидсон, Бэзил (1946). Партизанская картина . Бедфорд: Bedford Books Ltd.
- Фриман, майор Пол Дж. (март 1997 г.). «Фронт Золушки: СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ОПЕРАЦИИ СОЮЗНИКОВ В ЮГОСЛАВИИ ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ» (PDF) . Проверено 5 января 2019 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Маклин, Фицрой (1991). Восточные подходы . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 978-0-141-04284-8 .
- МакКонвилл, Майкл (2007). Маленькая война на Балканах . The Naval & Military Press Ltd. Акфилд: ISBN 978-1-847347-13-8 .
- Уильямс, Хизер (2003). Парашюты, патриоты и партизаны . Лондон: C. Hurst & Co. (Publishers) Ltd. ISBN 1-85065-592-8 .
- Операции и сражения Второй мировой войны в Европе
- Военные операции Второй мировой войны с участием Германии
- Югославия во Второй мировой войне
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Отношения Соединенного Королевства и Югославии
- Восточноевропейский театр Второй мировой войны.