Операция Фалард
Халярд Миссия | |
---|---|
Часть Второй мировой войны в Югославии | |
Тип | Воздушный транспорт/Специальная операция |
Расположение | 44 ° 02'09 "с.ш. 20 ° 10'41" в.д. / 44,03583 ° с.ш. 20,17806 ° в.д. |
Под командованием | Генерал-майор Уильям Дж. Донован Генерал Натан Фаррагут Твининг Генерал-лейтенант Айра К. Икер Генерал Драголюб Михайлович |
Цель | Спасение летчиков США |
Дата | 2 августа - 27 декабря 1944 г. |
Исполнил | Управление стратегических служб Средиземноморские союзные ВВС |
Исход | Успех миссии |
Операция Halyard (или Halyard Mission ), известная на сербском языке как Operation Air Bridge ( сербский : Operacija Vazdušni Most , латинизированный : Operacija Vazdušni Most ), [1] — операция союзников по воздушным перевозкам в тыл Оси во время Второй мировой войны. В июле 1944 года Управление стратегических служб (УСС) разработало план отправки группы четников под командованием генерала Дража Михайловича на немцами оккупированную территорию командующего войсками в Сербии с целью эвакуации сбитых над эта область. [2] Этой командой, известной как команда Фала, командовал лейтенант Джордж Мусулин вместе с старшим сержантом Майклом Раячичем и специалистом Артуром Джибилианом, радистом. Группа была прикомандирована к США Пятнадцатым воздушным силам и обозначена как 1-е подразделение спасения экипажей. [3] Это была крупнейшая операция по спасению американских летчиков в истории. [4] По словам историка профессора Йозо Томасевича , отчет, представленный УСС, показал, что 417 [5] Летчики союзников, сбитые над оккупированной Югославией, были спасены четниками Михайловича. [6] и переброшен по воздуху Пятнадцатой воздушной армией. [2] По словам лейтенанта-коммандера Ричарда М. Келли (УСС), в общей сложности 432 военнослужащих США и 80 военнослужащих союзников были переброшены по воздуху во время миссии Халярда. [7] По словам Роберта Дониа, воздушные операции союзников над партизанской территорией Югославии были стратегически значимыми и масштабными. Анкеты уклонистов показывают, что летчики приземлялись на большей части территории Югославии от восточной Сербии до Словении и даже в Болгарии. Эвакуированные чаще всего упоминали взлетно-посадочные полосы в Тичево, Сански-Мосте и на хорватском прибрежном острове Вис . Из 2364 летчиков, спасенных из Югославии, около 2000 были извлечены с территории, контролируемой партизанами, и 350 - с территории, контролируемой четниками. [8]
Фон
[ редактировать ]Мишени для бомбардировки
[ редактировать ]После успешного вторжения союзников на Сицилию осенью 1943 года Италия капитулировала , и союзники оккупировали всю южную Италию. В конце 1943 года 15-я воздушная армия под ВВС США командованием генерала Натана Твининга была переброшена из Туниса на аэродром недалеко от Фоджи . Этот аэродром стал крупнейшей американской авиабазой на юге Италии и использовался для нанесения ударов по целям в Южной и Восточной Европе . 15-я армейская авиация также использовала близлежащие аэродромы Бари , Бриндизи , Лечче и Мандурия .
15-я воздушная армия нанесла бомбовые удары по объектам в Германии , Венгрии , Словакии , Независимому государству Хорватия , территории военного командующего в Сербии , Болгарии и Румынии . Одними из наиболее важных целей были источники нефти и нефтеперерабатывающие заводы в Румынии. Эти объекты были жизненно важны для военной машины Гитлера и являлись основными целями нефтяной кампании Второй мировой войны . Только нефтеперерабатывающий завод Остро Романо в Плоешти обеспечивал четверть потребностей Третьего рейха в топливе и был одной из приоритетных целей. Все полеты, нацеленные на нефтяные месторождения и нефтеперерабатывающие заводы в Румынии, недалеко от города Плоешти к северу от Бухареста , проходили над территорией военного командующего в Сербии.
Траектория полета
[ редактировать ]С октября 1943 по октябрь 1944 года 15-я воздушная армия совершила около 20 тысяч боевых вылетов на истребителях и бомбардировщиках. За это время она потеряла почти пятьдесят процентов самолетов, но лишь около десяти процентов личного состава. В ее распоряжении было 500 тяжелых бомбардировщиков ( B-17 Flying Fortress и B-24 Liberator ) и около 100 истребителей сопровождения.
Траектория полета из южной Италии к целям в Румынии неоднократно использовалась каждый день с весны 1944 года (над Адриатическим морем , Черногорией , Сербией и Болгарией в Румынию). Две трети этих полетов были выполнены по объектам в Болгарии, Румынии и оккупированной немцами зоне Сербии. Немцы имели в своем распоряжении ограниченное количество истребителей, наиболее частыми целями которых были самолеты союзников, уже поврежденные средствами ПВО Оси в Болгарии и Румынии, самолеты, которые из-за таких повреждений должны были лететь медленно на малой высоте.
Весной 1944 года 15-я воздушная армия усилила бомбардировки целей в Болгарии и Румынии, в результате чего американские авиаторы были вынуждены спасаться с парашютом из поврежденных самолетов над Югославией во все большем количестве. Некоторые экипажи попали в руки румынских, болгарских, хорватских или немецких войск и были отправлены в лагеря для военнопленных . К августу 1944 года было потеряно 350 бомбардировщиков. Многие экипажи выжили: некоторые упали на территории, контролируемой партизанами маршала Тито, а другие нашли убежище в Сербии у Дражи Михайловича . четников [9]
Первые американские летчики выпрыгнули с парашютом над оккупированной немцами зоной Сербии 24 января 1944 года. В тот день были сбиты два «Либерейтора», один из них над Златибором , другой над Топлицой . Один бомбардировщик, поврежденный немецкими истребителями, совершил вынужденную посадку между Плочником и Белолином. [10] Экипаж из девяти человек был спасен корпусом Четника Топлица под командованием майора Милана Стояновича. Экипаж разместили в доме местных лидеров четников в деревне Велика Драгуша. В тот же день был сбит еще один бомбардировщик, экипаж спасся над горой Златибор . Их нашли члены Златиборского корпуса. Радиограмма о спасении одного из экипажей была отправлена Стояновичем Михайловичу 25 января. Майор Стоянович написал, что накануне около 100 бомбардировщиков вылетели со стороны Ниша в сторону Косовска-Митровицы и что за ними следовали девять немецких истребителей. После получасового боя один самолет загорелся и был вынужден приземлиться между селами Плочник и Белолин , в долине реки Топлица .
К началу июля 1944 года в районах, находящихся под контролем Четника, находилось более ста летчиков. [11] Немецкие и болгарские оккупационные силы в Сербии, заметившие поврежденный самолет и раскрывшие парашюты, преследовали летчиков. Однако четники под командованием Михайловича уже добрались до них. Немцы предлагали деньги за поимку летчиков союзников. Однако крестьяне приняли летчиков в свои дома и месяцами кормили их без помощи союзников. созданы госпитали для больных и раненых летчиков В селе Пранджани .
Создание Отряда спасения летных экипажей
[ редактировать ]Офицеры Управления стратегических служб уже заручились поддержкой маршала Тито в поиске сбитых летчиков. В январе 1944 года майор Линн М. Фариш и лейтенант Эли Попович спрыгнули с парашютом в штаб партизан в Дрваре , чтобы организовать помощь в спасении американских летчиков. После встречи с Тито 23 января 1944 года всем партизанским частям был отдан приказ сделать все возможное, чтобы найти сбитых летчиков и безопасно доставить их к ближайшей группе связи союзников. [12]
Попытки вернуть экипажи из районов, контролируемых Четником, нарушили запутанную паутину балканской политики. Британцы, считавшие эту часть мира сферой своих интересов, переключили свою поддержку на Тито и были полны решимости разорвать все связи с Михайловичем, чтобы не оскорбить коммунистического лидера. Попытки американцев поддерживать контакт с Михайловичем были отвергнуты Лондоном. [12] Тем не менее, генерал Натан Ф. Твининг , командующий 15-й воздушной армией, был полон решимости спасти своих сбитых летчиков. 24 июля 1944 года, благодаря усилиям Твининга и нескольких офицеров УСС, генерал Айра К. Икер приказал 15-й воздушной армии создать Отряд спасения экипажей (ACRU). Эта независимая организация ВВС союзников Средиземноморья , приданная 15-й воздушной армии, будет отвечать за поиск и эвакуацию летчиков союзников на Балканах.
Возглавить ACRU был выбран полковник Джордж Крайгер из транспортного командования ВВС. Крайгер летал в составе Королевских военно-воздушных сил Сербии во время Первой мировой войны. До Второй мировой войны Крайгер играл ключевую роль в развитии воздушного маршрута Pan American Airways из Майами на Ближний Восток через Бразилию и Западную Африку. Взяв на себя управление спасательным отрядом, Крайгер сформировал две партии. Один будет работать с «Партизанами» Тито, другой — с «Четниками» Михайловича. [2]
Лейтенант Джордж Мусулин , офицер УСС, который возглавлял миссию связи с Михайловичем и один из главных сторонников поддержания контактов с четниками, был назначен командиром ACRU 1 (известного как Миссия Хальярда). Мусулин, как предположил лейтенант Нельсон Деранян, начальник Отдела специальных операций (СО) УСС в Бари, обладал «твердым характером, необходимым для преодоления связанных с этим трудностей». Старший сержант Майкл Раячич, нанятый для этого конкретного задания из секретного разведывательного отдела (S1) УСС, и специалист ВМФ 1-го класса Артур Джибилиан, радист миссии УСС, дополнили команду Мусулина. [3]
Спасение американских летчиков
[ редактировать ]В ночь со 2 на 3 августа 1944 года, после нескольких неудачных попыток, команда миссии Халярда спрыгнула с парашютом в штаб Михайловича в Пранджани. [14]
Летчик Ричард Фелман (415-я бомбардировочная эскадрилья, 98-я бомбардировочная группа, 15-я воздушная армия), находившийся в Пранджани, вспоминает сцену прибытия миссии на аэродром:
Лидировал тот, кто был из [ sic ] толпы четников - они целовали его и подбадривали его со слезами на глазах. Он был в американской форме и был одним из самых крупных парней, которых я когда-либо видел. Он подошел к нам и протянул руки. «Я Джордж Мусулин», — сказал он. [15]
Мусулин организовал встречу с комитетом летчиков, чтобы обсудить приготовления, которые необходимо будет провести перед эвакуацией. Он обнаружил, что в радиусе десяти миль от взлетно-посадочной полосы в Галовича поле (поле Галовица) недалеко от Праньяни находилось около 250 летчиков, разделенных на шесть групп. Мусулин наладил курьерскую службу между миссией и различными группами, чтобы ежедневно предоставлять новости о достигнутом прогрессе. Он также распределил средства, чтобы позволить летчикам приобрести необходимые припасы. В то же время Михайлович поручил Первому корпусу Равны Горы обеспечить безопасность операции.
По словам профессора Кирка Форда, летчики, собравшиеся в Пранджани в ожидании эвакуации, представляли собой потенциальный источник разведывательной информации, особенно касающейся Сербии:
Они были свидетелями гражданской войны между четниками и партизанами и испытали на себе весь спектр четниковско-немецких отношений: от открытой враждебности до настороженной терпимости, а иногда и компромисса. Они видели, как солдаты-четники отдали свои жизни, чтобы спасти их от плена, и их защищали и хорошо обращались со стороны сил Михайловича и сербского крестьянства. Само их присутствие в Пранджани под руководством Четника само по себе было явным свидетельством того, что Михайлович оставался хорошо расположенным к Соединенным Штатам и не был коллаборационистом в истинном смысле этого слова. [16]
Некоторым может быть трудно понять, как четники могли спасти американских летчиков от немцев, как они это сделали, по крайней мере, в одном случае, и в то же время сотрудничать с этими самыми силами. Ответ заключается в восприятии четниками того, кто на самом деле был врагом. Четники считали партизанское коммунистическое движение гораздо большей угрозой для Югославии, чем немецкие оккупационные силы. Возобновление поддержки союзников было единственным средством Михайловича обратить вспять партизанский переворот. Передача американских летчиков немцам не давала абсолютно никакой выгоды. Фактически, эвакуированные американцы были важным источником первоклассных связей с общественностью от имени четников. В конце 1944 года только американцы проявляли внешнюю обеспокоенность тем, что может случиться с четниками, когда партизаны получат контроль. Делать что-либо, кроме спасения и защиты американских летчиков, означало бы потерю их последнего источника поддержки и спасения. [17]
- Командующий Томас Т. Мэттесон , в «Анализ обстоятельств, связанных со спасением и эвакуацией летчиков союзников из Югославии, 1941–1945 гг.»
Согласно статистическим данным, собранным Службой спасения экипажей ВВС США, с 1 января по 15 октября 1944 года всего из Югославии было переброшено по воздуху 1152 американских летчика, 795 - при содействии югославских партизан и 356 - при помощи сербских четников. . Американский лейтенант сербского происхождения Эли Попович, входящий в состав миссии Халярда, прикрепленной к штабу партизан, поддерживал радиосвязь с Артуром Джибилианом, чтобы координировать спасение всех американских и иностранных летчиков в Югославии из штаба Михайловича (куда был прикреплен радист Джибилиан).
Строительство взлетно-посадочной полосы
[ редактировать ]В начале марта 1944 года в Пранджани были доставлены 25 спасённых летчиков. капитан Звонимир Вучкович За их безопасность отвечал из Первого корпуса Равна Горы. Михайлович приказал Вучковичу построить импровизированную взлетно-посадочную полосу, с которой можно было бы эвакуировать авиаторов. Вучкович выбрал поле недалеко от Пранджани . Строительством взлетно-посадочной полосы руководил капитан Никола Веркич. Вучкович заявил:
Для строительства было задействовано более сотни землекопов и столько же повозок, запряженных волами. Из-за большей секретности мы работали преимущественно по ночам. В результате раскопок, выравнивания и вырубки деревьев на руках образовались волдыри. В конце марта я отправил генералу Михайловичу доклад о том, что работы вокруг аэропорта завершены. [19]
Британские власти посчитали, что взлетно-посадочная полоса слишком коротка. Одиннадцать летчиков, в том числе Джон П. Девлин, хотели отправиться пешком к Адриатическому морю. Михайлович предоставил вспомогательные подразделения, и они выдвинулись в путь 19 апреля после торжественных проводов в Пранджани. Остальные авиаторы не могли ходить из-за травм и болезней. Еще несколько десятков летчиков достигли Пранджани в конце апреля. Вучкович разделил их на две группы. Первым из района Таково руководил сержант Бора Комрачевич. Вторую группу из района Драгачево возглавлял Михайло Паунович, который не говорил по-английски. [19]
Наземный бой
[ редактировать ]Из-за концентрации спасенных авиаторов возле Пранджани произошли бои между четниками и немецкими и болгарскими оккупационными силами. 14 марта 1944 года немцы двинулись в деревню Опланич недалеко от Грузы в поисках экипажа сбитого «Либерейтора». 4-й батальон грузовой бригады капитана Николы Петковича открыл огонь по немецкой бронетехнике, чтобы выманить ее из той части деревни, где прятались авиаторы. В ходе перестрелки трое четников были убиты и еще двое взяты в плен. После войны коммунисты уничтожили их надгробия. [20] [ нужна цитата для проверки ]
1-я Драгачевская бригада 1-го корпуса Равна Гора вступила в бой с немецкими войсками, пытавшимися захватить американский экипаж, спасавшийся над дорогой Чачак — Ужице . Вучкович сообщил о гибели нескольких солдат-четников в бою. Павших четников похоронили на кладбище в селе Длин. [19]
17 апреля подполковник Тодор Гогич, командир группы Моравского корпуса, отправил Михайловичу радиограмму:
15 апреля около 11 часов из-за отказа двигателя B-24 Liberator с экипажем из 10 человек совершил вынужденную посадку возле деревни Дреновац южнее Парачина . Нам удалось спасти девять членов экипажа от немцев и болгар, но один летчик попал в плен. Экипаж - из 861-й эскадрильи 460-й бомбардировочной группы. [21]
Отъезд политической миссии Четника
[ редактировать ]Военная миссия британского ЗОЕ во главе с бригадным генералом Чарльзом Армстронгом была готова к эвакуации к концу мая 1944 года. По соглашению со штаб-квартирой в Бари три грузовых самолета «Дуглас Дакота» ( C-47 ) приземлились в Пранджани 29 мая. Помимо миссии ЗОЕ, были также эвакуированы 40 спасенных летчиков союзников. Михайлович решил отправить в Лондон политическую миссию, используя ту же эвакуацию. Миссию возглавил председатель Социалистической Югославии партии Живко Топалович . Топалович был членом партии Трудового и Социалистического Интернационала До войны . Он намеревался встретиться с британскими политическими лидерами, чтобы повлиять на них, чтобы они изменили Уинстона Черчилля решение отказаться от Михайловича и поддержать Иосипа Броз Тито . Миссия Топаловича провалилась. Британцы не позволили ему покинуть южную Италию.
Радиосвязь
[ редактировать ]Об этом сообщает информационное агентство Демократической Югославии.
[ редактировать ]Сообщения о спасенных летчиках были отправлены в информационное агентство Демократической Югославии, принадлежавшее Главному командованию югославской армии на родине Михайловича. У этого агентства был офис и радиостанция в Нью-Йорке. Сообщение поступило в посольство Югославии в Вашингтоне . Штаб, возглавляемый послом Константином Фотичем , направил отчет в армию США, чтобы можно было проинформировать семьи летчиков, особенно их матерей, которые в некоторых случаях были уведомлены о том, что их потомки «пропали без вести». В сводках почти всегда содержались имена и адреса летчиков.
Мирьяна Вуйнович работала в посольстве Югославии в Вашингтоне, когда узнала о сообщениях о том, что сербские партизаны укрывают летчиков союзников. Она передала информацию своему мужу Георгию Вуйновичу , который разработал план спасения. [22] Лейтенант Георгий Вуйнович работал в УСС в Бриндизи , на юге Италии. Он получил письмо от жены, в котором говорилось о тяжелом положении американских летчиков: «Их сотни... вы можете что-нибудь для них сделать? Было бы здорово, если бы [их] эвакуировали». [23] Это был поворотный момент, который привел к планированию и проведению операции «Халярд». [23]
Эвакуация
[ редактировать ]Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема: бегущий текст. ( декабрь 2018 г. ) |
В конце мая 1944 года, впервые с 1941 года, среди четников не было офицеров связи союзников. Штаб Михайловича предпринял попытку установить прямую радиосвязь с командованием союзников в Средиземноморье, но потерпел неудачу.
15 июля 1944 года, возвращаясь на сильно поврежденном самолете (B-17G, 840-й BS, 483-й BG, 15-й AF, Стерпароне, Италия) с заданием на важный нефтеперерабатывающий завод противника в Плоешти, капитан Лео К. Брукс был вынужден спасение Югославии ( Лжиг , Сербия). Сразу после приземления к нему подошли члены армии четников и предложили ему помощь. По просьбе капитана Брукса о встрече с их командиром (Капетаном Марко Музикравичем) его несколько дней вели через горы. 26 июля 1944 года он достиг британской взлетно-посадочной полосы в Пранджани, Сербия, подготовленной для эвакуации беглецов.
В деревнях, окружающих это поле, уже находилось около 150 американских летчиков, ожидающих ожидаемой эвакуации, и каждый день прибывало еще больше. Как высокопоставленный американский офицер, он принял на себя командование присутствующими американцами. Совместно с командующим районом Четника он определил наилучшую политику расквартирования и защиты людей, а также обеспечения высокой степени маскировочной дисциплины. Благодаря своему тщательному планированию, такту и дипломатии капитан Брукс получил от четников максимальную помощь и содействие. Ему были предоставлены целых два армейских корпуса общей численностью 3000 человек, чтобы обеспечить достаточную защиту от возможного немецкого вмешательства.
По предложению капитана Брукса все эвакуируемые были разделены на шесть групп, каждую из которых возглавлял американский офицер. В первую из этих групп вошли все больные и раненые, которых разместили возле больницы, чтобы им была оказана медицинская помощь. Остальные группы были рассредоточены по соседним горам, самая отдаленная из которых находилась в двух часах ходьбы. Имея при себе штат из шести офицеров для выполнения штабной работы, капитан Брукс затем распорядился, чтобы для обеспечения максимально организованной и быстрой эвакуации был составлен список с указанием имен, званий и серийных номеров всех американцев, находящихся в этом районе, вместе с дата их сбития. Тем временем двое мужчин, которых послали связаться со штабом генерала Михайловича, сообщили, что в одну из трех указанных ночей приземлятся дружественные самолеты для эвакуации присутствующих.
Капитан Брукс осмотрел аэродром, импровизировал систему ночного освещения с несколькими керосиновыми лампами, а затем установил часы, чтобы сигнализировать самолетам, когда они прилетают. Однако прибыл только один самолет, и он не приземлился, вместо этого сбросив на парашюте припасы и трех человек. Эти трое человек (команда УСС, 1-й лейтенант Мусулин, старший сержант Раячич и старшина ВМФ Джибилиан) были отправлены в качестве миссии союзников из Италии и привезли с собой радио. Офицер, отвечавший за миссию, сообщил, что 15-я воздушная армия не считает взлетно-посадочную полосу пригодной для использования и что посадка не будет производиться, пока на ней не будет проведен большой объем работ. После установки импровизированной радиостанции с новым оборудованием капитан Брукс оставил одного офицера ответственным за строительные работы, необходимые на этом конкретном месторождении, дал ему подробные инструкции о том, как завершить проект, и закупил для него через командующего четнической армией большое количество югославских рабочих.
Оставшихся шестерых офицеров, включая самого Брукса, он разделил на группы по два человека, чтобы исследовать возможные места для другого поля. Таким образом были обнаружены два лучших места, и на этих полях немедленно начались работы. Тем временем радиосвязь с 15-й воздушной армией была восстановлена. Был сделан запрос на срочно необходимые материалы и отправлено сообщение о работе, проводимой на первом поле. Вскоре после этого прибыли два транспорта и сбросили значительное количество необходимых припасов. Действуя в соответствии с инструкциями, ранее данными капитаном Бруксом, группа, расквартированная ближе всего к месту высадки, успешно доставила все эти припасы. Несколько дней спустя, когда строительство первого поля продвинулось до такой степени, что его можно было использовать, об этом уведомили 15-ю воздушную армию. Из штаба пришло сообщение, что вечером прибудут восемь самолетов, каждый вместимостью по 12 человек. Затем капитан Брукс послал бегунов, чтобы предупредить первых 96 человек, которые должны были отправиться в путь.
Поле было расчищено и установлены сигнальные костры. Одному офицеру было поручено командовать людьми, и ему было приказано заставить каждую группу из двенадцати человек покинуть лес только тогда, когда ее самолет будет готов. В это время на поле больше никого не должно было быть. Еще одному офицеру было поручено встретить самолеты, когда они приземлялись, и припарковать их для погрузки. Третьему офицеру было поручено проводить их на взлет. В ту ночь прилетели только четыре самолета C-47A из 60-й TCG 12-й воздушной армии из Бриндизи, Италия, первый из которых вез врача, нескольких помощников и медикаменты. Эти самолеты приземлились, разгрузились, загрузились эвакуированными и улетели. Капитан Брукс узнал от пилота первого приземлившегося самолета, что операция будет продолжаться все следующее утро под прикрытием дружественных истребителей. Он немедленно разослал бегунов во все группы.
К 07:00 10 августа 1944 года все оставшиеся эвакуированные были собраны в лесу, прилегающем к полю. Чтобы помочь самолету, Брукс разметил поле полосами парашютов. В каждый самолет погрузили по двадцать человек. Только после того, как все остальные эвакуированные были загружены, Брукс поднялся на борт последнего самолета. Пилот насчитал на борту 21 человека, что на одного больше нормы. Предположив, что одного из них придется оставить на земле, Брукс немедленно высадился, но пересчет, проведенный пилотом, показал, что пассажиров было всего 20, и Брукс снова сел на борт. Всего в ходе этой операции было эвакуировано 240 американцев, семь британцев, 12 русских, пять французов и пять итальянских офицеров и солдат.
Воздушный транспорт из Пранджани в Бари
[ редактировать ]В полночь 2 августа 1944 года американский самолет пролетел над Пранджани, недалеко от штаб-квартиры Михайловича в центральной Сербии, где в качестве заранее согласованного сигнала загорелся огонь. Агенты разведки УСС капитан Георгий Мусулин, лейтенант Михаил Раячич и сержант Артур Джиблиан со своим радиооборудованием спустились на парашютах; они были там, чтобы организовать операцию. Первой задачей капитана Мусулина было попросить Михайловича собрать всех спасенных летчиков в этом районе для предстоящей эвакуации. Мусулина заверили, что четники сделали для летчиков все возможное, включая медицинскую помощь. К месту эвакуации их должен был сопровождать вооруженный конвой. Тем временем, чтобы учесть возможное нападение Германии на Праньяни, Михайловичу было приказано построить резервную взлетно-посадочную полосу в районе Драгачево. [24]
Михайлович решил послать дополнительных представителей в Италию, чтобы помочь Топаловичу в его миссии. Они были; [25] председатель Независимой демократической партии Адам Прибичевич , судья Верховного суда д-р. Владимир Белайчич , капитан Звонимир Вучкович и Иван Ковач, словенец, обучавший короля Петра II перед войной.
Между тем, в воскресенье, 6 августа 1944 года, The New York Times опубликовала интервью с Михайловичем журналиста Сайруса Лео Сульцбергера .
Около Пранджани часовые-четники задержали мирного жителя по имени Иван Попов; У одного часового возникли подозрения, потому что он думал, что видел, как Попов выходил из здания гестапо в Белграде в форме немецкого офицера. Капитан Вучкович приказал казнить этого человека. Однако гражданскому лицу была предоставлена отсрочка в последнюю минуту, когда он показал Вучковичу письмо, подписанное Михайловичем. О происшествии доложили генералу, который приказал отправить его в свой штаб. Попов был двойным агентом югославов и англичан в гестапо. Он также был Душана Попова . братом [26] Попов (британский под кодовым названием «Дредноут» , югославский («Четник») под кодовым названием «Эскулап » ) был эвакуирован вместе с американскими летчиками в Италию. Молодые авиаторы понятия не имели, что один из пассажиров — бывший офицер гестапо.
Крупнейшая эвакуация из Пранджани началась в 03:00 10 августа. четыре C-47 Прилетели ; за ними последовали еще шесть. Другие источники утверждают, что их было 12. [27] или 14 транспортов США. [28] Эти самолеты могли прикрывать 50 истребителей ( P-51 Mustang и P-38 Lightning ) 15-й воздушной армии. [29] но один источник указывает, что их защищали шесть «Спитфайров» Королевских ВВС . [28] Наземную охрану обеспечивала группа Моравы под командованием капитана Александра Милошевича. Всего было эвакуировано 237 человек. [ нужна ссылка ] [30]
Операцию повторили 12, 15 и 18 августа; еще 210 летчиков были эвакуированы. [ нужна ссылка ] Новое подразделение УСС в рамках операции «Рейнджер» возглавил полковник Роберт Х. Макдауэлл . Мусулин вылетел из Пранджани 29 августа на том же самолете, на котором прилетел Макдауэлл. На замену Мусулину пришел капитан Ник Лалич, который вылетел в Пранджани 10 августа.
Эвакуация из Коцелева
[ редактировать ]Накануне вторжения Красной Армии в сентябре 1944 года Верховное командование Югославской армии вместе с миссиями «Халярд» и «Рейнджер» покинуло Пранджани и перебралось в Мачву . Еще одна импровизированная взлетно-посадочная полоса в Коцельеве была построена 15–17 сентября. Длина взлетно-посадочной полосы составляла 400 метров. 17 сентября были эвакуированы двадцать летчиков, француз, несколько итальянцев и два американских медика. [24]
Эвакуация из Больянича
[ редактировать ]Третья импровизированная взлетно-посадочная полоса была построена в период с 22 октября по 1 ноября в Боляниче недалеко от Добоя на востоке Боснии. 27 сентября он использовался для эвакуации Верховного командования югославской армии и 15 американских летчиков. Эти авиаторы прыгнули с двух поврежденных самолетов в июне 1944 года в Милино Село на востоке Боснии. Они были размещены в домах Луки Панича и нескольких известных фермеров в деревне Больянич и спасены майором корпуса четников Озрена Цвиетином Тодичем. [ нужна ссылка ] Два С-47 под прикрытием семи истребителей приземлились. Эвакуированные, в том числе капитан Джон Милодрагович и лейтенант Майкл Раячич (оба УСС), были доставлены в Бари. Макдауэлл пытался уговорить Михайловича сопровождать его в Италию, но тот отказался, сказав:
Я предпочитаю погибнуть в своей стране, чем жить изгоем в чужой стране. Я останусь со своими солдатами и своим народом до конца, чтобы выполнить долг, который мой король дал мне . За Короля и Отечество – Свобода или Смерть!
Два C-47, один пилотировал полковник Джордж Крейгер (пионер в развитии Pan American World Airways ), [31] другой - старший лейтенант Джон Л. Данн, покинул Италию в 11:00 27 декабря 1944 года. В сопровождении 16 P-38 они достигли площадки аварийной посадки в Больяниче в 12:55. Заметив дыру в облаках, Крайгер проложил путь внутрь и приземлился на полосу длиной 1700 футов, которая была заморожена ровно настолько, чтобы выдержать вес C-47. Транспорты встретил капитан Лалич. В самолет быстро погрузили 20 американских летчиков, одного американского гражданина, двух югославских офицеров (четников), четырех французских и четырех итальянских военнослужащих, а также двух оставшихся членов команды Фалярда, Лалича и его радиста Артура Джибиляна. Лалич еще раз попытался убедить Михайловича поехать с ними в Италию. Михайлович оставался последовательным в своем намерении остаться со своими солдатами. Самолет взлетел в 13:15.
Количество спасенных летчиков
[ редактировать ]- 9–10 августа из Пранджани эвакуировали 237 мужчин.
- 210 человек эвакуированы из Пранджани 12, 15 и 18 августа.
- 20 человек эвакуированы из Коцелева 17 сентября
- 1 ноября из села Больянич эвакуировали 15 мужчин.
- 20 человек эвакуированы из Больянича 27 декабря.
Всего в ходе операции «Халярд» с территории Четника было переброшено по воздуху 417 летчиков союзников, из которых 343 были американцами. [5]
Члены миссии Халярда
[ редактировать ]- Капитан Георгий Мусулин (начальник миссии со 2 по 19 августа 1944 г.) — орден Почетного легиона .
- Георгий Вуйнович помог организовать и руководить миссией - медалью «Бронзовая звезда». [32]
- Лейтенант Майкл «Майк» Раячич (член миссии со 2 по 19 августа, затем член миссии Ренгера до 1 ноября 1944 г.) — Легион Почета с гроздью дубовых листьев.
- Радист-специалист ВМФ старшина 1-го класса (эквивалент штаб-сержанта) Артур Джибилиан (член миссии со 2 августа по 27 декабря 1944 г.) - Серебряная звезда
- Капитан Ник Лалич (член миссии с 10 по 28 августа, глава миссии с 29 августа по 27 декабря 1944 г.) — Легион Почета.
- Капитан Джек Митрани, доктор медицинских наук, с двумя фельдшерами (доктор Митрани возглавлял медицинскую группу миссии Халярда с 10 августа по 17 сентября 1944 года).
Миссия
[ редактировать ]Эта операция проходила в период с августа по декабрь 1944 года на грубо построенном лесном аэродроме, созданном сербскими крестьянами в Пранджани. Сегодня он малоизвестен и в значительной степени неизвестен большинству американцев. Это тема книги 2007 года « 500 забытых: нерассказанная история людей, которые рисковали всем ради величайшей спасательной миссии Второй мировой войны » автора Грегори А. Фримена . В своей книге он описывает это как одну из величайших историй спасения, когда-либо рассказанных. В нем рассказывается история о том, как летчики были сбиты в стране, о которой они ничего не знали, и о том, как сербские жители были готовы пожертвовать своими жизнями ради спасения жизней экипажей.
УСС планировало тщательно продуманную спасательную операцию с участием грузовых самолетов C-47, приземлившихся на территории противника. Это была чрезвычайно рискованная операция, в которой самолеты не только проникли на территорию противника, не будучи сбитыми сами, но и приземлились, подняли сбитых летчиков, затем взлетели и улетели с этой же территории, опять же не будучи сбитыми. Спасение имело полный успех, но не получило никакой огласки. Частично это произошло из-за времени, когда внимание всего мира было сосредоточено на конфликте на севере Франции .
Благодаря этой операции и усилиям майора Ричарда Фельмана президент США Гарри С. Трумэн посмертно наградил Михайловича Орденом Почетного легиона за его вклад в победу союзников во Второй мировой войне. Первоначально эта высокая награда и история спасения были засекречены Госдепартаментом США, чтобы не оскорблять тогдашнее коммунистическое правительство Югославии. Такое проявление признательности четникам не приветствовалось бы, поскольку западные союзники, которые поддерживали четников в начале Второй мировой войны, Иосипа Броз Тито во второй половине войны перешли на сторону партизан .Награда была вручена дочери Михайловича Гордане Михайлович Государственным департаментом США 9 мая 2005 года.
День памяти
[ редактировать ]Разрешение на установку памятника Михайловичу было дано в 1989 году Национальным комитетом американских летчиков в Вашингтоне, округ Колумбия, в знак признания той роли, которую он сыграл в спасении жизней более пятисот американских летчиков в Югославии во время Второй мировой войны. . [33]
12 сентября 2004 года, через пять лет после вооруженного конфликта НАТО против Югославии , четыре американских ветерана, Клэр Масгроув, Артур Джибилиан, Джордж Вуйнович и Роберт Уилсон, посетили Пранджани для открытия памятной доски. [34] Законопроект, внесенный в Палату представителей США Бобом Латтой 31 июля 2009 года, требует награждения Джибилиана Почетной медалью за участие в операции «Фалард».
В День ветеранов 2007 года посол США в Сербии Кэмерон Мюнтер посетил Пранджани и вручил жителям этого региона прокламацию, подписанную губернатором штата Огайо, в которой выражалась благодарность сербским семьям, спасшим сотни американских летчиков, чьи Самолет был сбит нацистскими войсками во время Второй мировой войны.
17 октября 2010 года Георгий Вуйнович был награжден Бронзовой звездой на церемонии в Нью-Йорке за участие в операции. [35] [36] Вуйнович обучал волонтеров, проводивших спасательную операцию, обучая их тому, как сливаться с другими сербами, осваивая повседневные задачи, соответствующие местным обычаям, такие как завязывание и заправление шнурков, а также наталкивание еды на вилки ножами во время еды.
Посольство США в Белграде в сотрудничестве с Евроатлантической инициативой и гражданами Пранджани инициировало проект строительства библиотеки и молодежного центра в Пранджани, который поможет образованию местных детей и укрепит память о миссии Халярда. Проект ознаменует историческую связь между сербским и американским народами и государственное партнерство между Сербией и штатом Огайо , которое было установлено в 2006 году. Проект будет включать в себя усилия по информированию сербской и американской общественности о миссии Халярда. посредством фотовыставок, интернет-презентаций и производства документального фильма. Проект библиотеки-молодежного центра предполагает строительство многофункционального объекта. Он будет служить библиотекой и центром мультимедийного образования молодежи и фермеров района Пранджани. Он будет оборудован доступом в Интернет и станет мемориальным центром миссии Халярда, который будет включать постоянную выставку фотографий, предметов и документов, связанных с эвакуационной миссией летчиков союзников и союзом военного времени между народами Сербии и США. Экспонаты Центра будут переданы Национальный музей ВВС США , авиабаза Райт-Паттерсон в Огайо, где будет открыта специальная выставочная зона, посвященная роли Сербии в спасении летчиков во Второй мировой войне. Подобно Вьетнамскому мемориалу в Вашингтоне, округ Колумбия , на одной из стен центра Пранджани будут имена всех летчиков союзников, которые были спасены во время миссии Халярда, и сербских семей, которые их укрывали и заботились о них. Библиотека будет построена в непосредственной близости от начальной школы и церкви Пранджани, которая была местом проведения церемоний дружбы и сотрудничества гражданами региона, движением Равна Гора ( Югославская армия на родине ) и миссией США. Еще один сегмент будет построен на поле Галовича в Праньяни, откуда ВВС США эвакуировали летчиков. Эта часть проекта предусматривает строительство ангара и размещение внутри него одного самолета С-47. Кроме того, будут установлены многоязычные таблички и карты, которые позволят любителям истории и заинтересованным туристам познакомиться с миссией Халярда и историческим наследием этого района.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Миодраг Д. Пешич (2004). Миссия Хальярда: спасение пилотов союзников Четником Дражой Михайловичем во время Второй мировой войны . Просмотры. ISBN 9788682235408 .
- ^ Jump up to: а б с Лири (1995) , с. 30
- ^ Jump up to: а б Форд (1992) , с. 100
- ^ США отмечают поддержку сербов во время Второй мировой войны - ВВС США в Европе и ВВС в Африке.
- ^ Jump up to: а б Томасевич (1975) , с. 378
- ^ Лири (1995) , с. 32
- ^ Келли (1946) , с. 62
- ^ Роберт Дж. Дония, Забытые тысячи: историография спасения летчиков союзников в Югославии во время Второй мировой войны . Академия Науки и Умлетности Боснии и Герцеговины, 2020, с. 300-303
- ^ Лири (1995) , с. 28
- ^ [1] Архивировано 15 марта 2012 г. в Военном архиве Wayback Machine , архив Четника, К-278, регистрационный номер 18/1.
- ^ Робертс (1973) , с. 254
- ^ Jump up to: а б Лири (1995) , с. 29
- ^ Кингзбери, Джон Адамс (1876-1956)
- ^ Форд (1992) , с. 101
- ^ Форд (1992) , с. 103
- ^ Форд (1992) , с. 107
- ^ Маттесон, Томас Т. (1977). Анализ обстоятельств, связанных со спасением и эвакуацией летчиков союзников из Югославии, 1941-1945 гг. (PDF) . База ВВС Максвелл, Алабама: Военно-воздушный колледж. п. 40.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Мемориал Пранджани (Halyard Foundation и Bus Plus Production)
- ^ Jump up to: а б с Звонимир Вучкович, Балканская трагедия, Югославия 1941-1946: Мемуары партизана, Нью-Йорк. Архивировано 14 июня 2010 года в Wayback Machine.
- ^ Чирович, Слободан: По следам преступлений , Нова Светлость, Крагуевац, 2002.
- ^ [2] Архивировано 15 марта 2012 г. в Военном архиве Wayback Machine , архив Четника, К-277, регистрационный номер 4/1.
- ^ Гольдштейн, Ричард (30 апреля 2012 г.). «Джордж Вуйнович мертв в 96 лет; возглавил военную спасательную операцию» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 31 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Агент УСС в Бриндизи , Газета «Политика», 7 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б [3] Архивировано 21 декабря 2010 г. в Wayback Machine Pešić, Миодраг: Mission Halyard , Нови Погледи, Крагуевац, 2004 г.
- ^ Робертс (1973) , с. 255
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 февраля 2011 г. Проверено 18 января 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Маттесон стр. 29
- ^ Jump up to: а б Робертс (1973) , с. 255
- ^ Маттесон, 1977, стр. 29.
- ^ Маттесон дает всего 263 экипажа, включая 225 американских экипажей и шесть британских экипажей, стр. 29.
- ^ ДЖОРДЖ КРЕЙГЕР, ПИЛОТ В ДВУХ ВОЙНАХ , Томас В. Эннис (The New York Times); Некролог, 25 сентября 1984 г.
- ^ Гольдштейн, Ричард (29 апреля 2012 г.). «Джордж Вуйнович мертв в 96 лет; возглавил военную спасательную операцию» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 мая 2012 г.
- ^ «Текст законопроекта 101-го Конгресса (1989–1990) SJRES.18.IS» . Архивировано из оригинала 22 января 2016 г. Проверено 30 марта 2011 г.
- ^ «Визит делегации ветеранов Великой Отечественной войны в Сербию» . Архивировано из оригинала 19 мая 2007 г. Проверено 18 октября 2007 г.
- ↑ 66 лет спустя, бронзовая звезда, New York Times, City Room, 14 октября 2010 г.
- ↑ 95-летний житель Нью-Йорка получил медаль за спасение во время Второй мировой войны.
Ссылки
[ редактировать ]- Звонимир Вуцович (2004). Балканская трагедия, Югославия 1941-1946: Мемуары партизана . Восточноевропейские монографии. ISBN 0880335378 .
- Миодраг Д. Пешич (2002). Операция «Воздушный мост»: сербские четники и спасенные американские летчики во Второй мировой войне . Общество сербских мастеров. ISBN 86-903831-0-7 .
- Жан-Кристоф Бюиссон (1999). Герой, преданный союзниками: генерал Михайлович 1893-1946 гг . Книжный магазин «Академик Перрен». ISBN 9782262035075 .
- Кирк Форд (1992). УСС и югославское сопротивление 1943-1945 гг . Издательство Техасского университета A&M. ISBN 978-1585440405 .
- Фриман, Грегори А. Забытые 500: нерассказанная история людей, которые рисковали всем ради величайшей спасательной миссии Второй мировой войны, NAL в твердом переплете, 2007 г., ISBN 0-451-22212-1
- Борис Юрьевич Тодорович (1989). Последние слова: мемуары о Второй мировой войне и югославской трагедии . Walker&Co - Нью-Йорк. ISBN 0802710670 .
- Марция Кураповна (2009). Тени горы: Союзники, Сопротивление и соперничество, охватившее Югославию во время Второй мировой войны . Уайли. ISBN 978-0470084564 .
- Томас Дж. Кроуэлл (2009). Великие спасения во время Второй мировой войны: истории о приключениях, смелости и жертвоприношениях . Книги Мердока. ISBN 978-1741964523 .
- Александр Прусин (2017). Сербия под свастикой: оккупация мировой войны (История военной оккупации) . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0252041068 .
- Хоар, Марко Аттила (сентябрь – ноябрь 2005 г.). «Добавление оскорбления к травме: Вашингтон награждает нацистского пособника» . Отчет по Боснии . 47-48. Архивировано из оригинала 3 марта 2012 г. Проверено 25 января 2014 г.
- Карчмар, Люсьен. Дража Михайлович и подъем движения четников, 1941–1942 гг. Нью-Йорк: Паб Garland, 1987.
- Келли, лейтенант-командир. Ричард М. (август 1946 г.). «Серия «В тылу врага: Миссия на фале» (PDF) . Журнал «Синяя книга» . Том 83, № 4.
- Лири, Уильям М. (1995). Разжигание огня сопротивления: специальные операции армейских ВВС на Балканах, 1943–1945 гг. (PDF) . ВВС США - Программа истории и музеев ВВС. Архивировано (PDF) из оригинала 1 февраля 2014 г.
- Лис, Майкл. Похищение Сербии: роль Великобритании в захвате власти Тито, 1943-1944 гг. Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович, 1991.
- Мартин, Дэвид. Преданный союзник: история Тито и Михайловича без цензуры. Нью-Йорк: Прентис-Холл, 1946.
- Мартин, Дэвид. Патриот или предатель: Дело генерала Михайловича: материалы и отчет следственной комиссии Комитета по справедливому судебному разбирательству по делу Драи Михайловича. Архивные документальные фильмы Гувера. Публикация Гуверовского института, том 191. Стэнфорд, Калифорния: Hoover Institution Press, Стэнфордский университет, 1978.
- Мартин, Дэвид. Сеть дезинформации: югославская ошибка Черчилля. Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович, 1990.
- Маттесон, Томас Т. (1977). АНАЛИЗ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ СПАСЕНИЯ И ЭВАКУАЦИИ СОЮЗНЫХ ЛЕТЧИНОВ ИЗ ЮГОСЛАВИИ В 1941-1945 ГГ . Алабама: Военно-воздушный колледж, база ВВС Максвелл.
- Робертс, Уолтер Р. (1973). Тито, Михайлович и союзники 1941–1945 гг . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 9780813507408 .
- Томасевич, Йозо (1975). Война и революция в Югославии 1941-1945 гг., Том I: Четники . Сан-Франциско : Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-0857-6 .
- Трю, Саймон. Британия, Михайлович и четники, 1941–42. Бейзингсток, Великобритания: Макмиллан; Нью-Йорк: St. Martin's Press совместно с Королевским колледжем, Лондон, 1998.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бедные жители деревни, четники и американские летчики во время миссии Хальярд в оккупированной нацистами Сербии - фотографии Арта Джибиляна
- Миссия Halyard - AFNEuropa на YouTube
- Сайт операции Halyard на YouTube
- Спасение в тылу врага , Кевин Морроу, журнал World War II, 20 марта 2008 г.
- Михалиович и я Ричарда Л. Фельмана (1964)
- Морские пехотинцы США у мемориала миссии Хальярд в морской пехоте США, сделанного армейским сержантом. Шон Мэтис, штаб морской пехоты, 9 февраля 2009 г.
- Пытаясь исправить ошибку, летчики времен Второй мировой войны удостоились награды Джека Келли за участие в спасательной операции, Pittsburgh Post-Gazette, 31 июля 2009 г.
- Кантонский человек — большая часть величайшей нерассказанной истории Второй мировой войны, Джей Тернер Citizen Staff (Canton Citizen), 11 ноября 2010 г. Нефункциональная ссылка.
- «Большой побег» Фила Скотта; Журнал Air & Space, 1 января 2011 г.
- Бронзовая звезда вручена невоспетому герою Второй мировой войны CBS NEWS, 17 октября 2010 г.
- Небоевые военные операции с участием США
- 1944 год в Югославии.
- Югославия во Второй мировой войне
- Воздушные перевозки
- Отношения Сербии и США
- 1944 год в Сербии.
- Сербия во Второй мировой войне
- 1944 год в Боснии и Герцеговине.
- Босния и Герцеговина во Второй мировой войне
- Побеги и спасения во время Второй мировой войны