Гаитянский кубинец
Общая численность населения | |
---|---|
300,000 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Камагуэй , Сьего-де-Авила , Гуантанамо , Гавана , Матансас | |
Языки | |
испанский , французский , гаитянский креольский | |
Религия | |
Римский католицизм , гаитянский вуду | |
Родственные этнические группы | |
Гаитяне , американцы гаитянского происхождения , гаитянские бразильцы , гаитянские канадцы , гаитянские чилийцы |
Гаитянские кубинцы ( испанский : Haitiano-Cubano ; французский : Haïtien Cubain ; гаитянский креольский : Ayisyen Kiben ) — кубинские граждане полного или частичного гаитянского происхождения.
Происхождение
[ редактировать ]Гаитянская культура, а также французский и гаитянский креольский языки впервые проникли на Кубу с прибытием гаитянских иммигрантов в начале XIX века. Гаити была французской колонией, и в последние годы Гаитянской революции 1791–1804 годов волна французских поселенцев бежала со своими гаитянскими рабами на Кубу. Они прибыли в основном на восток, особенно в Гуантанамо , где французы позже ввели выращивание сахара, построили сахарные заводы и развили кофейные плантации.
К 1804 году около 30 000 французов проживали в Баракоа и Майси , самых дальних восточных муниципалитетах провинции.
Гаитянские рабочие-иммигранты (1912-1939)
[ редактировать ]Из-за оккупации Гаити Соединенными Штатами многие гаитяне уехали в поисках работы в соседние страны, такие как Куба. Эти иммигранты жили на тонкой грани, пытаясь сохранить свою гаитянскую культуру и достаточно ассимилироваться, чтобы иметь возможность работать и жить в чужом обществе. В 1937 году более 25 000 гаитян были насильственно выселены с Кубы и отправлены обратно на Гаити. [2] Такое различное обращение с трудящимися-мигрантами обусловлено несколькими факторами. Кубинские расистские убеждения в сочетании с экономическими проблемами стали прямым катализатором этого резкого исхода гаитянцев. [3]
Революция
[ редактировать ]Кубинцы опасались повторения Гаитянской революции, которую не удалось подавить нынешней партизанской войной на Гаити сил Како против американцев. Аналогичным образом, чернокожие гаитяне считались жестокими и изобилующими преступностью. [4] Стать объектом стереотипов на Кубе не было редкостью, поскольку чернокожих кубинцев часто воспринимали такими же стереотипами. [5]
Религия
[ редактировать ]Гаитянскую практику вуду часто принимали за «колдовство». [6]
Язык
[ редактировать ]Подавляющее большинство гаитян говорило на гаитянском креольском языке, что создавало языковой барьер, вынуждавший гаитян продолжать заниматься сельскохозяйственными работами. [7]
Жилищная практика
[ редактировать ]Гаитяне жили небольшими общинами возле плантаций сахарного тростника, в сельской местности и вдали от густонаселенных городов. [8]
Образование
[ редактировать ]Экономические ограничения среди гаитян привели к тому, что образование было неформальным и ограничивалось их небольшими общинами, поэтому очень немногие из этих гаитян имели что-то выше базового уровня креольской грамотности. Это позволило гаитянам сохранить контроль над культурными ценностями, полученными их детьми. [8]
Гаитянская религия
[ редактировать ]Большинство гаитян — католики, но за кулисами также присутствует вуду. Vodou децентрализован и гибок. Ритуалы, связанные с вуду, укрепляют общественные связи и помогают угнетенным гаитянам справиться со своими страданиями. [9]
Последние годы
[ редактировать ]Гаитяне продолжают приезжать на Кубу, чтобы работать braceros (ручными рабочими, от испанского слова brazo, что означает «рука») на полях, рубя тростник. Условия их жизни и труда были немногим лучше, чем в рабстве. [10] Хотя они планировали вернуться на Гаити, большинство из них остались на Кубе. В течение многих лет многие гаитяне и их потомки на Кубе не называли себя таковыми и не говорили по-креольски. В восточной части острова многие гаитяне продолжали подвергаться дискриминации.
Известные гаитянские кубинцы
[ редактировать ]- Бенито Мартинес утверждает, что является старейшим из ныне живущих людей в мире.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гаити на Кубе» . www.afrocubaweb.com . Проверено 9 декабря 2023 г.
- ^ Марк К. МакЛеод, «Нежелательные иностранцы: раса, этническая принадлежность и национализм в сравнении гаитянских и британских рабочих из Вест-Индии на Кубе, 1912-1939». Журнал социальной истории (1998): 599-614, 599.
- ^ Маклеод, 603 г.
- ^ Маклеод, 601 г.
- ^ «Урок Кубы о расе» . 17 ноября 2013 года . Проверено 1 апреля 2014 г.
- ^ МакЛеод, 602 г.
- ^ Маклеод, 607 г.
- ^ Перейти обратно: а б Маклеод, 609 лет.
- ^ Маклеод, 610
- ^ Файнсуррей, Сэмюэл (10 декабря 2020 г.). «Соперничающие цепи империи: афро-карибская рабочая сила-мигрант на Кубе, 1899–1958» . Академические работы CUNY . Проверено 9 декабря 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Креольский язык и культура: часть культурного наследия Кубы», Сьюзан Хёрлих, 21 мая 1998 г.
- «Гаитянское наследие на Кубе… как оно слышно в песне», Национальное общественное радио , 20 февраля 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Склодовская, Эльжбета. Призраки и миражи: Гаити в воображении кубинцев . Ибероамериканская редакция (2009). ISBN 9788484894438 .