Иоганн Кротус
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( февраль 2024 г. ) |
Иоганн Кротус , или на его родном немецком языке Йоханнес Йегер , поэтому его часто называли Венатором , «охотником», но чаще, в греческой форме, Кротусом , «лучником», был немецким гуманистом. От имени места своего рождения он также получил латинизированное наименование Рубиан и широко известен как Crotus Rubianus .
Биография
[ редактировать ]Иоганн родился в Дорнхайме , в Тюрингии , ок. 1480. В возрасте восемнадцати лет он поступил в Эрфуртский университет , тогда главный центр немецкого гуманизма получил степень бакалавра , где в 1500 году . Дружба с Конрадом Мутианом и Ульрихом фон Хуттеном привела его от сторонника схоластики к восторженный сторонник гуманизма и яростный противник старых учений. В 1505 году он убедил Ульриха фон Гуттена покинуть монастырь Фульда , но в 1506 году вернулся с последним из Кёльна в Эрфурт, где в 1508 году Кротус получил степень магистра искусств . После этого он ненадолго отсутствовал в Эрфурте в качестве наставника графа фон Хеннеберга, но к 1509 году он снова вернулся к учебе и в 1510 году стал главой школы аббатства в Фульде. Теперь он установил тесные отношения с Рейхлином и его сторонниками в Кельне; около 1514 г. он ненадолго пробыл в Кельне, но вскоре вернулся в Фульду, где был рукоположен в священники и получил небольшой бенефиций .
Около 1515 года он написал большую часть «Epistolæ Obscurorum Virorum» ; сочиненные им «письма безвестных людей» носят самый жестокий характер, полны яда и язвительного презрения к схоластике и монашеству. В 1517 году он поселился в Болонье в качестве наставника братьев Фукс и во время пребывания в этом городе, вплоть до 1519 года, изучал последовательно юриспруденцию и теологию. Перед отъездом из Италии он отправился в компании с Эобаном Гессе в Рим (1519 г.), чтобы своими глазами увидеть «вид коррупции». Находясь в Болонье, он познакомился с произведениями и действиями Мартина Лютера , узнал о его агрессивной позиции и одобрил ее как начало столь необходимой реформы Церкви; очевидно, он также принимал участие в анонимных публикациях, появившихся в Германии.
С 1520 года он снова был в Эрфурте, где был назначен ректором университета, и здесь в 1521 году тепло приветствовал Лютера, когда тот проезжал через Эрфурт по пути в Вормс . Вскоре после этого Кротус вернулся в Фульду, где в 1524 году его посетил Филипп Меланхтон. В том же году Кротус поступил на службу к Альберту, герцогу Прусскому , в Кенигсберге и попытался оправдать отход герцога от католической веры в памфлете, направленном против новый магистр Тевтонского ордена под названием «Christliche Vermahnung» («Хриастское предупреждение») (1526 г.). Устав от своего положения в Кенигсберге еще в 1529 году, он отправился сначала, в 1530 году, в Лейпциг , а вскоре после этого в Галле ; здесь Кротус принял службу под началом кардинала Альбрехта Бранденбургского в качестве советника и получил сан каноника .
Живя в Галле, Кротус начал выражать недовольство лютеранским движением. В своей «Апологии» 1531 года «Апология, как ответ temeritati Calumniatorum, нон верентиум конфиктис криминибус в популяре одим протрахере реверендиссимум в Христо патрем и доминум Альбертум» Кротус защищал Альберта Бранденбургского от критики со стороны Лютера и Александра Кроснера , обвиняя Реформацию в санкционировании безнравственности и богохульства . « Апология» вызвала критику со стороны Юстуса Йонаса , а также различных анонимных авторов; некоторые критики подвергли сомнению мотивы Крота присоединиться к католической церкви, предполагая, что он надеялся получить выгоду от этой связи. В письме Альберту, герцогу Прусскому , датированному 1532 годом , Кротус ясно выразил свою приверженность католицизму, написав, что «с помощью Божией он намерен оставаться в общении с Церковью и позволить всем нововведениям пройти, как неприятный дым».
Кротус, похоже, полностью провел последние годы своей жизни в Галле, но по этому поводу ничего положительного не известно. Скорее всего, Георг Витцель в разное время убеждал его снова написать в защиту католической церкви, и он, похоже, действительно пытался это сделать. Но далее упоминается, что положение, «недостойное человека», в которое он был поставлен, не позволяло ему взяться за перо от имени религии. Не совсем ясно, налагали ли на него эти ограничения его канонизация или его статус чиновника на службе кардинала Альбрехта. Тем не менее, он, очевидно, оказал важное влияние на сочинения других авторов, например, на сочинения Витцеля. Он умер, вероятно, в Галле, ок. 1539.
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Иоганн Кротус ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.