Августин Привет
Августин Привет | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 30 ноября 1909 г. | (52 года)
Национальность | румыны |
Гражданство | Австро-Венгрия |
Образование | Технологическая средняя школа «Штефан Манчуля» в Блаже |
Альма-матер | Папский городской колледж пропаганды Фиде Папский городской университет |
Род занятий | Историк , теолог , Греко-католическая церковь |
Родители |
|
Августин Буня (4 августа 1857 — 30 ноября 1909) — австро-венгерский этнический румынский историк и священник Румынской греко-католической церкви .
Биография
[ редактировать ]Происхождение и роль в Блаже
[ редактировать ]Буня родился в Ваде , деревне в районе Кара Фэгэрашулуй в Трансильвании , которая тогда входила в состав Австрийской империи . Он посещал начальную школу с 1864 по 1870 год там и в соседней Охабе . Он посещал гимназию в Брашове до весны 1877 года, когда его ненадолго перевели в Блаж . Находясь в Брашове , он и его одноклассник Андрей Быршану вручную редактировали журнал; он назывался Конверсацюни. Журнал литературный . В журнале Буня опубликовал 97 народных стихотворений, собранных им в родной деревне, с комментариями, свидетельствовавшими о знакомстве с соответствующей литературой. Осенью 1877 года он начал изучать философию и теологию по стипендии в Папском городском университете Рима . Рукоположен в сан священника в 1881 году, а в следующем году получил степень доктора богословия. [ 1 ]
После возвращения в Блаж, духовный центр своей церкви, Буня был назначен на ряд должностей в иерархии: от советника и секретаря митрополита при Иоанне Ванче до схоластического и опекунского каноника при Викторе Михае де Апше . Он участвовал в организации конфессионального образования в Блае и во всей архиепископии Фэгараш и Алба-Юлия . В Блаже он преподавал религию и догматическое богословие как в гимназии, так и на семинаре, некоторое время занимая должность префекта по учебе. С 1900 по 1903 год он был комиссаром архиепархии по экзаменам, проводимым некоторыми церковными школами в Блаже. Он был одним из основателей греко-католической ассоциации учителей и работал инспектором сельских школ архиепархии. [ 1 ]
Журналистика и признание
[ редактировать ]За свою карьеру Буня сотрудничал с несколькими изданиями на румынском языке, особенно в своей родной провинции. Его статьи касались литературы, политики и истории и появлялись в Foaia bisericeasca si scholastică (Блаж), Tribuna and Transilvania ( Сибиу ), Gazeta Transilvaniei (Брашов) и в периодическом издании Dreptatea ( Тимишоара ). В 1890 году он помог основать газету Unirea в Блаже. [ 1 ] В 1903 году он опубликовал подборку текстов, которые он представил в этот орган под названием «Discursuri». Бисеричная автономия. Разнообразный . [ 2 ]
Буня стал членом Астры в 1886 году. [ 3 ] В сентябре 1900 года он был избран членом-корреспондентом его исторической секции. [ 4 ] Он был среди соавторов проекта организации «Романская энциклопедия» , подписав около пятидесяти статей, занимающих около шестидесяти страниц. В основном они касались важных фигур в прошлом церкви, но также затрагивали внутреннее управление, историю Блажа и румынских монастырей в Трансильвании. Позднее автор опирался на статьи других историографических работ. [ 3 ]
Николае Йорга , Иоан Биану и Димитри Ончул оценили заслуги Буня как историка, и он был отмечен культурными организациями как в Империи, так и в Старом Королевстве. После его продвижения в Астре в 1900 году, в марте 1901 года, Румынская Академия приняла его со статусом члена-корреспондента. Несколько месяцев спустя он стал членом центрального комитета Астры. В 1903 году он стал платным членом Венгерского исторического общества . В мае 1909 года он стал титульным членом Румынской академии. [ 4 ]
Политика и смерть
[ редактировать ]Начиная с 1890 года Буня участвовал в политическом движении румын Трансильвании. Выдающийся оратор, он был среди тех, кто защищал подписантов Трансильванского меморандума . Многие годы он принадлежал к Румынской национальной партии . В своем завещании, составленном в начале 1906 года, Буня предусматривал возможность использования своих денег для создания фонда греко-католической молодежи. Фондом будет управлять консистория Блажа, и он будет использоваться для отправки многообещающих выпускников для дальнейшего обучения за границей. [ 4 ]
Буня умер в Блаже в конце 1909 года. Его коллеги-священники по духовной семинарии посвятили ему альбом; это были частные сообщения и газетные статьи из городов и деревень Трансильвании, из Румынии, из Вены, Будапешта и других европейских городов. В альбоме длинный раздел посвящен многочисленным статьям в румынской прессе, освещающим это событие. [ 5 ]
Наследие
[ редактировать ]При жизни Буни биографические данные о нем появились в первом томе Enciclopedia României 1898 года и в трех других источниках, за 1899, 1900 и 1908 годы. Статья, посвященная 30-летию со дня его смерти, появилась в клюжской газете Tribuna в 1939 году. В 1940 году а в 1941 году тексты о нем появились в книге Даскалии. Блажулуй , в Convorbiri Literare и в ежегоднике средней школы Блаж. Впоследствии, в первые годы коммунистического режима, запретившего церковь, румынская историография умолчала о нем. [ 5 ]
В 1967 году подробное исследование появилось в Revista de etnografie şi folklor ; речь шла о сборе популярной поэзии юным Буней в Кара Фэгэрашулуй. появилось методическое исследование В 1970 году в книге Помпилиу Теодора Evoluśia gândirii esoteric româneşti . В него были включены биографические данные, выявлены истоки его деятельности как историка, определены области его интересов, основные историографические достижения и концепция истории. Теодор также высказал мнение о документации, использованной Бунеа. 1978 года В Enciclopedia istoriografiei românesti ему была посвящена небольшая статья. В 1991 году, после румынской революции , Ливиу Майор посвятил статью в «Трибуне» политической деятельности Буня. Статья 1994 года посвящена его вкладу в историю румынской культуры в Трансильвании, отраженному в некоторых его работах и в нескольких статьях из Unirea . В течение 1990-х годов три статьи, в том числе одна Габриэля Штремпеля , выявили ранее неопубликованный материал из его писем. [ 5 ]
Работа
[ редактировать ]Ранние усилия
[ редактировать ]Ранний интерес Буни как историка был в основном связан с историей Румынской греко-католической церкви. Его первая книга, небольшой том 1890 года, посвящена нынешнему состоянию церкви. Впервые появившись в Foaia bisericească şi scolastică , а затем в виде 40-страничной брошюры, он включает биографические сведения о действующем митрополите Ванче, а также каталогизирует его культурную, административную и филантропическую деятельность. Работа Буни 1893 года Cestiuni din dreptul şi istoria Bisericii Româneşti Unite. Partea II-a также затрагивает современную проблему. Автор выступал в защиту автономии церкви, которой угрожала политика венгерского правительства. [ 3 ]
В 1900 году Буня опубликовал две книги: Istoria scurtă a Bisericii Române Unite , краткую историю церкви; и важная монография об Иноценции Мику-Кляйне . Первый, написанный к 200-летию союза с Римом, начинался с обзора отношений между румынами и Святым Престолом со 2-го по 15-й века, а затем обсуждал румынскую церковь Трансильвании под властью князей-кальвинистов . Затем он описал саму унию, а также жизнь и деятельность первых епископов в каждой епархии, заканчивающуюся по сей день. Источниками Буни были либо опубликованные латинские и румынские книги, либо документы, которые он исследовал в столичном архиве в Блаже. [ 3 ] Возможно, эта работа вдохновила Зенови Паклишану , чья более поздняя история церкви имеет аналогичную структуру. [ 6 ]
Его исследование Мику-Кляйна, которое также затронуло Петру Павла Арона и Дионисия Новаковича , углубилось в проблемы первой половины XVIII века, реконструируя факты на основе многочисленных источников, собранных из трансильванских и зарубежных архивов. Судя по всему, Буня начал подготовку еще в 1894 году, когда получил несколько копий документов из архива венского императорского двора. Книга демонстрирует тщательное исследование социальной, политической и культурной истории румын той эпохи. Более поздние толкования Паклишану, И. Тота Золтана и Дэвида Продана использовали его как основу для дальнейших исследований современной румынской жизни в Трансильвании. [ 7 ]
Церковный историк и полемист
[ редактировать ]года «История римских трансильванов 1751 года, написанная в 1764 году» 1902 Столь же обширна и глубока . В предисловии говорится о цели автора: способствовать национальному развитию общины и представить собственную концепцию истории. Речь идет о фигуре Арона; вопрос о румынских религиозных движениях, которому отведено значительное место; организация его церкви и Румынской православной церкви ; основание и развитие школ Блажа; история трансильванских монастырей; эволюция книгопечатания среди румын провинции; политическое, экономическое и социальное положение крестьянства. Он выделяет два важных процесса, происходивших в истории трансильванских румын в анализируемый период: их конфессиональная разобщенность и основание школ Блаж. Хотя он считал, что первое отвечало интересам соседних политических противников, второе он считал, что оно возвышает Мику-Кляйна над всеми другими румынами того периода. Книга основана главным образом на неопубликованных документах, собранных из институциональных архивов в Блаже, Сибиу, Фэгараше, Вене, Будапеште и Риме, а также от нескольких частных лиц в Трансильвании и других странах. Румынское Старое Королевство . В сносках и приложениях воспроизведено около 250 документов. Он также использовал тексты, опубликованные Тимотеем Чипариу , Йоргой и Стери Стингхе . В межвоенный период темы, поднятые Буней, были подхвачены исторической школой Клужа . [ 7 ]
Впоследствии Буня стал больше интересоваться историей Православной Церкви в Трансильвании, ее истоками, организационной и институциональной эволюцией. Первой работой в этом направлении, опубликованной в 1902 году, была « Vechile episcopii românesci a Vadului, Geoagiului, Silvaşului şi Bĕlgradului» . В следующем году он расширил и исправил некоторые выводы в «Истории автономии бисерицешти» , где он часто цитировал Чипариу, Джорджа Барица , Евдоксии Хурмузаки и Николауса Ниллеса . Следующие две его книги были посвящены аналогичным вопросам и были написаны в ответ на полемику современных православных писателей. [ 7 ]
Иерархия румын из Трансильвании и Венгрии (1904 г.) является ответом Буни на Теодора Пакацяна книгу « Старые историки, новые историки». Критическое исследование по вопросу старой румынской метрополии . [ 8 ] Последняя работа, ответ на Vechile episcopii românesci , попыталась продемонстрировать существование румынской православной метрополии в средневековой Трансильвании. Буня, анализируя институциональную организацию церкви, повторил, что документальных свидетельств существования такой организации не существует. В книге содержится острая критика подхода Пакацяна к написанию истории. Это также разъясняет его теорию и подход к практике: его знание латыни, венгерского и немецкого языков позволило Буне использовать ценную историческую информацию, чтобы дополнить то, что он нашел в румынских источниках, и расширить свой кругозор при понимании исторических фактов региона. . Это сделало его авторитетом в дискуссиях по церковной истории западной части румыноязычных земель. Второй книгой, также полемической, была « Митрополитул Сава Бранковичи» 1906 года . В своей предыдущей работе Буня уже приводил данные о жизни и деятельности Савы Бранковича . В новом тексте представлен подробный анализ одноименной книги автора. Василе Мангра и пришли к противоположным выводам о месте Бранковича в церковной истории. Как и в случае с Пакацяном, Буня поставил под сомнение компетентность Мангры как историка. [ 9 ]
Просроченные взносы
[ редактировать ]Последние исследования Буни, касающиеся средневековой румынской истории, на момент его смерти остались незавершенными. По Румынской академии запросу они были опубликованы посмертно под названием Stăpânii tarii Oltului , которое он подготовил как свою первую речь перед Академией; и Încercare de istoria Românilor pana la 1382 . Он решил проанализировать историческое значение Кара Олтулуй (другое название Кара Фэгэрасулуй) из-за его роли в истоках основания Валахии и консолидации румынского элемента посредством давних связей с последним регионом. Эта тема также имела эмоциональный резонанс: как предположил Биану, она представляла «страну его родителей и его рождения». Работа представляет собой краткую политическую историю региона с 9 по 18 века с описанием его статуса и лидеров, а также с указанием политических последствий лидерства для каждого из них. [ 9 ]
Начиная с 895 года автор выделяет приход мадьяр в Паннонию и особенно Трансильванию; уточняет географические границы Кара Олтулуй; уточняет его румынский характер, опираясь на топонимику и первые венгерские документы; отдает должное традиции, согласно которой Раду Негру из Фэгараша был ответственным за основание, которое состоялось в Кымпулунге и Куртя-де-Арджеш ; представляет историческую информацию о регионе и его румынских жителях на протяжении 13-го века и первой половины 14-го века; подробности наступления Венгерского королевства к востоку и югу от Карпат в тот же период; перечисляет девять румынских лордов, владевших Кара Олтулуем, от Владислава I до Влада III ; подвели итоги своих политических отношений с сюзеренской державой; перечислил лидеров от Влада до Сигизмунда Батори ; отметил роль румынской семьи Майлат и политические последствия контроля над регионом; кратко перечислил владельцев собственности 17 века, опираясь на финансовые отчеты; и закончился в 1713 году, когда владения Фэгэраша перешли к государству. [ 9 ]
Буня намеренно акцентирует внимание на интервалах румынского доминирования. Он с признательностью отзывается об историографических достижениях Йорги, Ончула и Яноша Карачони ; текст следует направлению, заданному ведущими представителями румынской критической школы Йоргой, Ончулом и Иоанном Богданом . [ 9 ] Однако порой он выражает несогласие с мнениями других историков, выдвигая в том же контексте свои собственные историографические решения. [ 10 ] Он настойчиво опирается на коллекции документов Хурмузачи; а среди венгерских историков он предпочитает Карачоньи, Фридьеша Пешти и Дьюлу Паулера . Это богато документированная работа, ее библиография включает более 80 наименований на румынском, венгерском, немецком и латинском языках; имеется 225 сносок, некоторые короче, другие длиннее. [ 4 ]
Что касается Încercare de istoria.... , рукопись была проанализирована Ончулом по запросу Академии. Он обнаружил, что содержание в основном касается церковной истории и, косвенно, политической истории и этнографии. Хотя работа так и осталась незавершенной, Ончул рекомендовал опубликовать ее как для того, чтобы прославить результаты Бунеа, так и в знак уважения. Он также начал обширную работу о румынских полках на Трансильванской военной границе . Хотя он и не дожил до ее завершения, он собрал богатый материал по этой теме. В его архиве имеются многочисленные документы о пограничных полках, как копии, так и оригиналы, на латыни, венгерском и немецком языках. [ 4 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ница, стр. 330.
- ^ Ница, стр. 330-31.
- ^ Jump up to: а б с д Ница, стр. 331.
- ^ Jump up to: а б с д и Ница, стр. 334.
- ^ Jump up to: а б с Ница, стр. 335.
- ^ Ница, стр. 331-32.
- ^ Jump up to: а б с Ница, стр. 332.
- ^ Ница, стр. 332-33.
- ^ Jump up to: а б с д Ница, стр. 333.
- ^ Ница, стр. 333-34.
Ссылки
[ редактировать ]- (на румынском языке) Фаника Ницэ, «Августин Буня, историк: предварительные сведения» , в Annales Universitatis Apulensis. Серия Historica , вып. 7/2003, стр. 329–36
- 1857 рождений
- 1909 смертей
- Люди из уезда Брашов
- Румынские греко-католические священники
- Выпускники Папского городского университета
- Румынские австро-венгры
- Титульные члены Румынской Академии
- Румынские активисты
- Румынские фольклористы
- Румынские журналисты
- румынские школьные учителя
- Историки христианства
- Румынские историки XIX века
- Румынские историки ХХ века
- Румынские историки религии