Десятый интеллект
Десятый разум ( Аашир Мудаббир или Акль аль-Аашир ), [а] также известный как Духовный Адам ( Адам ар-Рухани ), является изначальным существом, присутствующим прежде всего в космологической доктрине тайибитского исмаилизма . Десятый Разум — последний в серии небесных нематериальных Разумов, составляющих духовный космос, которые управляют и поддерживают физический космос.
Космогония: драма на небесах
[ редактировать ]В космогонии тайибитов-исмаилитов , известной как «драма на небесах», трансцендентный Создатель ( ал-мубди ) породил множество изначально сотворенных существ, равных по рангу и способностям. Одно из этих сотворенных существ осознало, что оно было создано Богом, и начало поклоняться своему создателю, и поэтому было названо Первым Разумом ( аль-мубда аль-авваль ), царствующим над духовным космосом. Другие сотворенные существа ранжировались по тому, насколько быстро они следовали примеру этого Первого Разума, а за второй ранг соревновались второй и третий Разумы. Второй возник, сменив его, и стал вторым интеллектом. Третий возник, отказавшись принять этот приоритет Второго Разума, и совершил первый «грех», таким образом опустившись с третьего на десятый ранг в иерархии архангельских Разумов. Осознав свою ошибку и раскаявшись, этот Десятый Разум появился, чтобы управлять и поддерживать физический космос, наполненный его собственными духовными членами — другими падшими душами, — которые также не смогли признать превосходство Второго Разума.
Чтобы вернуть себе исходное положение, Десятый Разум пытается убедить других падших существ покаяться и начинает призыв на земле. При поддержке своих последователей Десятый Разум борется с тьмой Иблиса , продвигаясь сквозь циклы времени назад к искуплению в День Воскресения ( Кияма ). Духовного Адама Первым представителем земного призыва был Вселенский Адам ( Адам аль-Кулли ), первый и изначальный Имам, занявший затем место Духовного Адама на Десятом Разуме в конце начального земного временного цикла. , тем самым возвышая Духовного Адама на шаг ближе к искуплению и к своему прежнему положению. Ни одного из этих двух Адамов не следует путать с историческим Адамом из Библии или Корана ( Адам ас-Сафи ), который описывается как всего лишь Частичный Адам ( Адам аль-Джузи ), ответственный примерно за начало текущего временного цикла. 6000 лет назад.
Историческое происхождение: Хамид ад-Дин аль-Кирмани, Ибрахам аль-Хамиди и неисламские влияния.
[ редактировать ]Система десяти Умов Тайиби заимствована из десяти Умов Фатимидского даи Хамида ад-Дина аль-Кирмани , в отходе от фатимидского космологического неоплатонизма . Однако в системе Кирмани Первый Разум эманирует два существа: Второй Разум и Потенциальный Разум, который представляет собой изначальную Материю и Форму. Второй Разум эманирует восемь других Разумов в последовательной эманации, в то время как девять сфер аристотелевского космоса происходят от деятельности каждого из Разумов над Потенциальным Разумом. Потенциальный Разум — эманация Первого Разума, подчиненного по рангу Второму Разуму, — отвечает за физический мир. Тацуя Кикучи предполагает, что этот Потенциальный Разум, вероятно, не эквивалентен Десятому Разуму Тайиби, а Десятый Разум в системе Кирмани не имеет особого значения по сравнению с другими отдельными интеллектами. [2] Второй тайиби даи мутлак , Ибрагим аль-Хамиди, внес в доктрину тайиби более мифическую, гностическую, мистическую «драму на небесах». Он положил начало новому этапу средневековой тайибитской и исмаилитской космологии, на которой Десятый Разум приобретает особое значение, хотя он не несет единоличной ответственности за эту эволюцию - например, он не ввел и не использовал термины «Вселенский Адам» и «Частичный Адам». .
Помимо влияния Кирмани и Хамиди, также следы более ранних зороастрийских и манихейских в понимании Тайиби Десятого Разума присутствуют идеологий. Например, души посвященных в призыв прикрепляются к частицам света, и со временем эти частицы объединяются в храм света, имамата, и в конце каждого временного цикла последний имам поднимается со своим храмом. света (как это сделал Вселенский Адам) и занимает место Десятого Разума. Такое понимание света как связанного с духовным восхождением напоминает манихейскую космологию. Далее, как утверждает Генри Корбин , может существовать связь между Духовным Адамом и зороастрийским божеством Зурваном , который породил Ахура Мазду и Ангра-Майнью и который отклоняется от чистого добра в непрозрачность между добром и злом, светом и тьмой, в некотором роде похоже на падение Десятого Разума. [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Суфии верят, что Аллах создал разум ( укул ), а затем попросил их принять Его божественность ( улухийя ). Один разум провозгласил веру в Его улухийю и стал называться акль-и-авваль , следующий, принявший, стал называться акль-и-тани и так далее, пока акль-и-ашир (10-й разум) и оставшиеся не превратились в черная тяжелая материя из чистого света, и теперь 10-й интеллект должен превратить тех, кто отказался принять божественность, обратно в чистый свет. Таким образом, именно 10-й интеллект, также называемый ашир-э-мудаббир (10-й интеллект, который управляет), создал эту вселенную и людей в ней, чтобы превратить их обратно в чистый свет, и в каждом цикле некоторые души будут превращены в чистый свет тех, кто успешно противостоять злу и творить добрые дела. [1]
Источники
- ^ Инженер Асгар Али. «Ислам и философия» . Институт исмаилитских исследований . Архивировано из оригинала 24 июля 2021 года . Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ Кикучи, Тацуя (1999). «Некоторые проблемы в понимании Д. Де Сметом развития исмаилизма - пересмотр падшего, существующего в космологии аль-Кирмани». Восток: отчет Общества ближневосточных исследований в Японии . 34 : 106–120.
- ^ Корбин, Генри (1983). Циклическое время и исмаилитский гнозис . Бостон, Лондон: Kegan Paul International в ассоциации с исламскими публикациями. ISBN 9780710300478 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Корбин, Генри. Циклическое время и исмаилитский гнозис . Исламские тексты и контексты. Лондон; Бостон: Kegan Paul International в ассоциации с исламскими публикациями, 1983.
- Дафтари, Фархад. Исмаилиты: их история и доктрины . 2-е изд. Кембридж, Великобритания; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2007.
- Кикучи, Тацуя. «Возрождение исмаилитского мифа в Йемене двенадцатого века». Ежегодник исламской философии Ишрака 4 (2013): 345–359.
- Кикучи, Тацуя. «Некоторые проблемы в Д.Д. Понимание Сметом развития исмаилизма — пересмотр падшего существовавшего в космологии аль-Кирмани». Восток: отчет Общества ближневосточных исследований Японии 34 (1999): 106–120.