Гюнтер Бамбергский

Гюнтер (1025/1030 — 23 июля 1065) — немецкий дворянин и прелат Священной Римской империи . Он занимал пост канцлера Италии с 1054 по 1057 год и епископа Бамберга с 1057 года до своей смерти. Он был руководителем Великого немецкого паломничества 1064–1065 годов , во время которого он умер.
Гюнтер был завсегдатаем императорского двора, человеком роскошной жизни и покровителем литературы. Он возродил верхненемецкую литературу , заказав « Эццолид» накануне своего паломничества. Его похоронили в богатом шелке, так называемом Гюнтертухе , который он приобрел во время паломничества.
Семья
[ редактировать ]Хотя он принадлежал к высшей знати, происхождение Гюнтера неизвестно. По словам Ламперта из Херсфельда , «он родился среди первых дворцовых» ( natus Erat ex primis palacii ). Он определенно был близок ко двору императора Генриха III (умер в 1056 г.). [ 1 ]
Есть две основные теории его отношений. Один из них, на основании некрологий и имущественных владений, относит его к маркграфам Мейсена . Другой, уделяя больше внимания собственности, утверждает, что Гюнтер был сыном некоего графа по имени Пилигрим, который владел Салабергом и Хаагом и был родственником Арибонидов . [ 1 ]
Мать Гюнтера звали Гербирг. Она умерла между 1050 и 1060 годами. Историк Эрнст Клебель, придерживавшийся второй точки зрения на отцовство Гюнтера, утверждал, что она принадлежала к семье Эппенштейнеров герцогов Каринтии . Это сделало бы Гюнтера родственником своего предшественника на Бамбергском престоле Адальберо . [ 1 ]
Сам Гюнтер владел крупными поместьями на протяжении всей Австрийской марки и в Каринтии. [ 1 ]
Канцелярская карьера
[ редактировать ]Гюнтер был ректором Хайнбурга по крайней мере с 1051 года. [ 1 ] Он также был каноником коллегиальной церкви Святых Симона и Иуды , основанной Генрихом III в его любимом городе Госларе . [ 2 ] Генрих III назначил его канцлером Италии. Первая запись о нем на этом посту датируется 31 мая 1054 года. В качестве канцлера он был близок к папе Виктору II и вдовствующей императрице Агнессе Пуату . [ 1 ] Он остался у Агнес после смерти Генриха III, когда она стала регентом при своем сыне Генрихе IV . [ 2 ] По наущению Агнессы [ 2 ] он был избран епископом Бамберга в марте 1057 года и утвержден Генрихом IV 30 марта. [ 1 ] На посту канцлера его сменил человек, которого он, вероятно, рекомендовал, Виберт Пармский . [ 2 ]
В церковной политике Гюнтер был союзником архиепископа Кёльна Анно II , который до 1054 года возглавлял кафедральную школу в Бамберге. С помощью Анно он отыграл церковную собственность в Форххайме и Фюрте . В самом Бамберге Гюнтер построил коллегиальную церковь Святого Гангольфа . Как и большинство церковников, обязанных своим положением покровительству салианских императоров , Гюнтер симпатизировал, но не продвигал реформу григорианской церкви . [ 1 ]
Гюнтер провел первый епархиальный синод Бамберга 13 апреля 1059 года. Синод отклонил девятнадцать имущественных и юрисдикционных претензий Вюрцбургской епархии, представленных защитником Вюрцбурга графом Эберхардом. Еще в 1063 году спор по поводу десятины Нойбруха все еще продолжался. На том же синоде Гюнтер заявил о намерении принудить славян, проживающих в его епархии между Майн и Регниц, реками [ 1 ] привести свои браки в соответствие с каноническим правом и платить десятину, иначе им грозит изгнание. [ 3 ]
В 1060 году Гюнтер порвал с регентом Агнессой, когда она отказалась поддержать его притязания на власть над монастырем Бергена , которая оспаривалась епархией Эйхштетта . Он отказался от присутствия в суде, и ходили слухи, что он замышляет восстание. Эти слухи использовались некоторыми как оправдание для захвата территории, принадлежавшей Бамбергу. Он частично примирился с регентом в конце 1061 г., но только ее отставка в 1062 г. привела к его полному примирению с императорским двором. [ 2 ]
Паломничество
[ редактировать ]
В 1064 году Гюнтер в сопровождении архиепископа Майнца Зигфрида совершил большое паломничество в Иерусалим . Согласно Annales Altahenses maiores , сначала они отправились в Константинополь , столицу Византийской империи , через Венгрию , сухопутный маршрут паломничества, который был открыт только после обращения Венгрии в христианство в предыдущие десятилетия. В тех же анналах отмечается, что византийские власти подозревали молодого Гюнтера в том, что он был замаскированным императором Генрихом IV, и поэтому столкнулся с трудностями в Константинополе. [ 4 ]
В Латакии Гюнтер получил предупреждение о том, что впереди ждут отряды мусульманских бандитов. Его отряд паломников подвергся нападению возле Кесарии и понес тяжелые потери. Бандитов, очевидно, привлекло показное богатство, которое привез с собой Гюнтер. Безоружные паломники не были уверены, что для них как паломников морально допустимо сопротивляться нападавшим, но в конечном итоге некоторые это сделали. [ 4 ]
Задержка, вызванная бандитами, не позволила Гюнтеру добраться до Иерусалима к Пасхе. В итоге он провёл в городе всего тринадцать дней. Он покинул Иерусалим, чтобы вернуться домой 25 апреля 1065 года. Он умер в Оденбурге. [ 1 ] при прохождении через Венгрию 23 июля. [ 4 ]
Гюнтер привез из своего паломничества византийский шелк, так называемый Гюнтертух (ткань Гюнтера), с изображением мужчины на коне, получающего короны от двух женских фигур, вероятно, Тихая . Он был похоронен с ним под алтарем Святой Гертруды в оригинальном Бамбергском соборе . В тринадцатом веке он был раскопан и перезахоронен в восточном хоре Георгенчора , когда собор был перестроен. [ 5 ]
Литературный меценат
[ редактировать ]Гюнтер является особенно яркой фигурой одиннадцатого века из-за сохранившихся подробных писем его ученого Мейнхарда . [ 1 ] Он критиковал епископа за его роскошную жизнь — утверждая, что он был настолько праздным и толстым, что его нужно было «выкатывать [с постели] с помощью механических приспособлений» ( mechaniis apparatibus… developmentndus ) — и его литературные вкусы, которые были решительно светская, тяготеющая главным образом к легендам о Теодорихе Великом . [ 6 ] По словам Мейнхарда, Гюнтер «никогда не думал об Августине, [ а ] никогда о Грегори, [ б ] [но] всегда обсуждал Аттилу, [ с ] всегда Амалунг [ д ] и другие в этом роде». [ 7 ] На основании определенного прочтения Мейнхарда было высказано предположение, что Гюнтер, вероятно, сам писал светские стихи и, возможно, даже участвовал в «драматических представлениях» или рыцарских играх при дворе. [ 8 ] [ 6 ]
Гюнтер заказал « Эццолид» — самое раннее средневерхненемецкое стихотворение. Это завершило период, продолжавшийся более полутора веков, в течение которого ни одно крупное произведение на верхненемецком языке не появилось со времен древневерхненемецкой поэмы Christus und die Samariterin около 900 года. « Эццолид» был написан его тезкой Эццо, и сопровождающая его мелодия был составлен Вилло, священниками Бамберга. В одной рукописи вступительная строфа « Эццолида» описывает, как Гюнтер приказал ее составить: [ 9 ]
- Der guote biscoph Guntere vone Babenberch, [Достойный епископ Бамбергский Гюнтер]
- der hiez machen ein vil guot werch: [приказал написать великолепное произведение]
- er hiez di sine phaphen [Он приказал своим священникам]
- ein Guot Liet Machen. [написать высокий гимн]
« Эззолид» представляет собой отчет о деяниях Троицы от сотворения мира до распятия. [ 7 ] Согласно биографии епископа Альтмана Пассауского , принимавшего участие в паломничестве 1064–1065 годов, среди паломников был и автор «Эццолиды » и он сочинил песню, которую нужно было петь в пути. [ 9 ] Другие теории связывают его состав с введением Гюнтером правила Августина в свои каноны, с посвящением Святого Гангольфа или даже с критикой Мейнхарда интереса Гюнтера к светской поэзии. Согласно этой последней теории, « Эззолид» написать религиозное стихотворение на народном языке, которое могло бы конкурировать с легендами о Теодорихе Великом. Гюнтер поручил [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Августин Гиппопотамский , богослов четвертого века.
- ↑ Григорий Великий , папа шестого века.
- ^ Аттила Гунн , вождь варваров пятого века.
- ^ Династия Амаль , правители остготов в пятом и шестом веках.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Плосс 1966.
- ^ Jump up to: а б с д и Робинсон 1999, стр. 29–30.
- ^ Пикстон 1995, с. 60–62.
- ^ Jump up to: а б с Райли-Смит 1997, стр. 31, 36–39.
- ^ Роу 2011, стр. 185.
- ^ Jump up to: а б Годман 2014, с. 123.
- ^ Jump up to: а б Арнольд, с. 105.
- ^ Jump up to: а б Макдональд 1972, стр. 92–93.
- ^ Jump up to: а б Джентри 2002, стр. 90–91.
Источники
[ редактировать ]- Бенджамин Арнольд (1992). «От войны на Земле до вечного рая: архиепископ Кельна Анно II, история Западной империи в Аннолиде и спасение человечества». Виатор , 23 : 95–114. два : 10.1484/j.viator.2.301274
- Гарри Бреслау (1879), « Гюнтер, епископ Бамбергский », Общая немецкая биография (на немецком языке), том. 10, Лейпциг: Duncker & Humblot, стр. 137–139.
- Карл Эрдманн (1936). « Fabulae Curiales : Новости о пении менестрелей и песнях Эццо». Журнал немецкой античности и немецкой литературы , 73 (1): 87–98.
- Фрэнсис Дж. Джентри (2002). «Немецкая литература до 1160 года», стр. 53–116 в книге Фрэнсиса Г. Джентри (редактор), « Спутник средневерхненемецкой литературы до 14 века» . Лейден: Брилл.
- Питер Годман (2014). Архипоэт и средневековая культура . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Уильям Сесил Макдональд (1972). Обзор немецкого средневекового литературного покровительства от Карла Великого до Максимилиана I (докторская диссертация), Университет штата Огайо.
- Пол Б. Пикстон (1995). Немецкое епископство и выполнение постановлений Четвертого Латеранского собора, 1216–1245: Стражи на Башне . Лейден: Э. Дж. Брилл.
- Эмиль Э. Плосс (1966), «Гюнтер» , Новая немецкая биография (на немецком языке), том. 7, Берлин: Duncker & Humblot, стр. 323–324 ; ( полный текст онлайн )
- Джонатан Райли-Смит (1997). Первые крестоносцы, 1095–1131 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- И. С. Робинсон (1999). Генрих IV Германии, 1056–1106 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Нина Роу (2011). Еврей, собор и средневековый город: синагога и экклесия в тринадцатом веке . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.