Дэйв МакКенна
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2012 г. ) |
Дэйв МакКенна | |
---|---|
![]() Джазовый пианист Дэйв Маккенна в Village Jazz Lounge в Мире Уолта Диснея | |
Справочная информация | |
Рожденный | Вунсокет , Род-Айленд, США | 30 мая 1930 г.
Умер | 18 октября 2008 г. Государственный колледж, Пенсильвания | (78 лет)
Жанры | Джаз , свинг |
Род занятий | Музыкант |
Инструмент | Фортепиано |
Годы активности | 1940–1990-е годы |
Этикетки | Эпос , Вифлеем , Внутренний город , Светотень , Согласие |
Дэйв МакКенна (30 мая 1930 г. - 18 октября 2008 г.) [ 1 ] был американским джазовым пианистом, известным прежде всего как пианист-соло и своим стилем свинга « тремя руками ». Он был значительной фигурой в развитии джазового фортепиано.
Карьера
[ редактировать ]Он родился в Вунсокете, Род-Айленд , США. [ 1 ] В 15 лет Маккенна работал в биг-бэндах с Чарли Вентурой (1949) и оркестром Вуди Хермана (1950–51). [ 2 ] Затем он провел два года в армии во время Корейской войны , прежде чем вернуться в Вентуру (1953–54). [ 2 ] За свою карьеру он работал в стиле свинг и диксиленд с Элом Коном , Эдди Кондоном , Стэном Гетцем , Джином Крупой , Зутом Симсом , Джо Венути , [ 3 ] и часто с Бобом Уилбером и Бобби Хэкеттом . Маккенна выпустил свой первый сольный альбом в 1955 году. В 1980-х годах он работал пианистом в отеле Copley Plaza в Бостоне. [ 1 ]
Записи
[ редактировать ]Маккенна много записывался в 1958–2002 годах, начиная с ABC-Paramount (1956), Epic (1958), Bethlehem (1960) и Realm (1963). Он сделал несколько записей для Chiaroscuro в 1970-х годах, включая свой альбом-возвращение Solo Piano . Он дебютировал на лейбле Concord Jazz в 1979 году, для которого записал множество альбомов как солист, так и участник группы. [ 3 ] Он был показан во втором томе серии из 42 дисков Concord, записанной вживую в Maybeck Recital Hall . Его последняя запись, An Intimate Evening with Dave McKenna, была выпущена Arbors в 2002 году. [ 4 ]
Музыкальный стиль
[ редактировать ]Музыкальный стиль Маккенны основывался на двух ключевых элементах, связанных с выбором мелодий и сетов, а также на методе игры, который стал известен как «свинг тремя руками». [ 5 ]
Его исполнения обычно начинались со скудного открытого изложения мелодии; или, в балладах, свободно сыгранная, богато гармонизированная. Затем он часто повторял эту тему во второй раз, постепенно добавляя большей гармонии и более сильного пульса. [ 5 ]
Затем его импровизация началась всерьез на трех одновременных уровнях: ходячая басовая партия, средние аккорды и импровизированная мелодия. Басовая партия, для которой Маккенна часто использовал редко используемые самые низкие области фортепиано, часто игралась без легато, чтобы имитировать фразировку контрабаса . Аккорды игрались большим и указательным пальцами правой руки или обеими руками вместе, если бас не был слишком низким, чтобы сделать растяжку невозможной. Иногда он также добавлял поверх баса линию ведущего тона, состоящую из терций и седьмых, играемую большим пальцем левой руки. Оставшимися пальцами правой руки он затем сыграл мелодию, вплетая ее в импровизированные линии, сочетающие красочный хроматизм, блюзовые фразы и идеи мейнстрим-джаза. Результатом стало звучание группы из трех человек под творческим контролем одного человека. [ 5 ]
Маккенна часто использовал свою левую руку, чтобы имитировать звук ритм-джазового гитариста, играя «бренчанье» с четырьмя тактами, состоящее из басовой ноты (основной тон/пятый/другой интервал), третьей и седьмой. Этот паттерн часто принимал форму интервалов в одну десятую, поэтому голоса часто были «сломанными» арпеджио , при этом две верхние ноты играли в такт, а басовая нота - немного раньше. Он часто слегка менял эти голоса каждые две доли для разнообразия.
Его звук «ломаной десятой» часто принимали за шаговое фортепиано . Однако это был более современный четырехтактный стиль, в отличие от двухтактного ритма Страйда «ум-тьфу» (а-ля Фэтс Уоллер ). Маккенна также был вполне способен играть на фортепиано на полную мощность и иногда переходил к быстрым припевам, особенно в песнях, связанных с традиционным джазом , или на пике развития быстрых песен.
Характерной чертой, которая, пожалуй, больше всего отличает игру Маккенны, является его чувство времени. Одна из самых больших проблем сольной джазовой игры на фортепиано – это необходимость обеспечить убедительное ощущение времени, отчасти за счет имитации ритмического ландшафта, который обычно создается тремя или четырьмя игроками в небольшой группе. Придумывая несколько «партий» и играя их с разными уровнями громкости и ощущением такта (часто с аккордами правой руки впереди такта и мелодией позади такта), Маккенна обладал уникальной способностью самостоятельно воспроизводить звук небольшая группа. [ 6 ]
Маккенне нравилось создавать попурри на основе общего слова или темы в названиях песен. Он часто сочетал баллады и быстрые песни со стандартами, поп-мелодиями, блюзом , телевизионными темами и народными песнями.
Смерть
[ редактировать ]Маккенна умер 18 октября 2008 года в Государственном колледже штата Пенсильвания в возрасте 78 лет от рака легких. [ 1 ]
Частичная дискография
[ редактировать ]Как лидер
[ редактировать ]- Соло на фортепиано (ABC-Paramount, 1956)
- Фортепианная сцена Дэйва Маккенны (эпопея, 1959)
- Соло фортепиано ( «Кьяроскуро» , 1973)
- Готовим в пабе Michael's (Halcyon, 1973)
- Дэйв «Пальцы» МакКенна (Светотень, 1977)
- Гигантские шаги ( Конкорд , 1979)
- Piano Mover ( Concord Jazz , 1981)
- Билл Эванс: Дань уважения ( Пало-Альто , 1982)
- Праздник Хоги Кармайкла (Конкорд, 1983)
- Танцы в темноте и другая музыка Артура Шварца (Concord Jazz, 1986)
- Мой друг фортепиано (Concord Jazz, 1987)
- Больше нет узо для Пьюзо (Concord Jazz, 1989)
- Концерт в концертном зале Maybeck, том второй (Concord Jazz, 1989)
- Рождественская слоновая кость (Concord Jazz, 1997)
- Интимный вечер с Дэйвом МакКенной ( Беседки , 2002)
Как помощник
[ редактировать ]- Прощай, детка (Конкорд, 1984)
- Блюз и другие оттенки зеленого (ABC-Paramount, 1955)
- Все об Урби Грине и его биг-бэнде (ABC-Paramount, 1956)
- Креольская кулинария ( Verve , 1967)
With Teddi King
- Это новое (1977)
- От А до... Я ( RCA Victor , 1956), Секстет Эла Кона / Zoot Sims
- Вниз домой ( Вифлеем , 1960)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Keepnews, Питер (20 октября 2008 г.). «Умер Дэйв МакКенна, 78 лет, джазовый пианист» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Колин Ларкин , изд. (1992). Книга рекордов Гиннеса «Кто есть кто в области джаза» (первое издание). Издательство Гиннесс . п. 268. ИСБН 0-85112-580-8 .
- ^ Jump up to: а б Яноу, Скотт. «Дэйв МакКенна» . Вся музыка . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ «Альбомы и дискография Дэйва Маккенны» . Вся музыка . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Дэйв МакКенна» . www.sandybrownjazz.co.uk . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Keepnews, Питер (20 октября 2008 г.). «Дэйв МакКенна, пианист, известный сольной джазовой работой, умер в возрасте 78 лет» . Нью-Йорк Таймс .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Американские джазовые пианисты
- Американские джазовые пианисты-мужчины
- Жители Вунсокета, Род-Айленд
- Свинг-пианисты
- Смертность от рака легких в Пенсильвании
- 1930 рождений
- смертей в 2008 г.
- Артисты Конкорд Рекордс
- Американские пианисты 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Исполнители Arbors Records