История пуэблоанцев
Эту статью необходимо обновить . ( декабрь 2021 г. ) |
Пуэблоанцы юго-запада США и северной Мексики произошли от различных народов , поселившихся в этом районе, и сформировались в результате прибытия испанских колонизаторов во главе с Хуаном де Оньяте в конце 16 века. Есть три основные культуры: Моголлон , Хохокам и предки пуэблоен . Они создали значительные здания и культуру до контакта с европейцами. После контакта они восстали в 1675 году против испанцев. Культура Пуэбло сегодня распространена на Юго-Западе.
Прекурсоры
[ редактировать ]Общества пуэбло содержат элементы трех основных культур, которые доминировали в юго-западном регионе Соединенных Штатов до контакта с европейцами: культура Моголлон , приверженцы которой занимали территорию недалеко от Гила-Уайлдернесс ; культура Хохокам ; и предковая культура пуэбло , населявшая Каньон Чако и регионы Меса-Верде в районе Четырех Углов . [ 1 ] [ 2 ]
Моголлонская культура
[ редактировать ]Археологические данные свидетельствуют о том, что люди, принимавшие участие в культуре Моголлонов / moʊɡəˈjoʊn /, изначально были собирателями , которые увеличивали свое существование за счет развития земледелия. Однако примерно в первом тысячелетии нашей эры сельское хозяйство стало основным средством добычи пищи. Функции контроля воды распространены среди филиалов Мимбреса, которые датируются 10-12 веками нашей эры.
Характер и плотность жилых деревень Моголлонов со временем менялись. Самые ранние деревни Моголлонов представляли собой небольшие деревушки, состоящие из нескольких питхаусов (домов, вырытых в земле, с деревянными и соломенными крышами, поддерживаемыми сетью столбов и балок и облицованных снаружи землей). Размеры деревень со временем увеличивались, и к 11 веку стали обычным явлением деревни, состоящие из жилищ на уровне земли, построенных из камня и земляных стен, с крышами, поддерживаемыми сетками из столбов и балок. Жилища на скалах стали обычным явлением в 13 и 14 веках.
Культура Хохокам
[ редактировать ]Хохокам - это термин, заимствованный из языка О'одхам , используемый для определения археологической культуры, которая полагалась на ирригационные каналы для полива своих посевов еще с 9-го века нашей эры. Их методы ирригационной системы позволили их приверженцам к 1300 году стать самой крупной популяцией на Юго-Западе. Археологи, работавшие на крупных археологических раскопках в 1990-х годах в бассейне Тусона , вдоль реки Санта-Крус , определили культуру и людей, которые были предками Хохокам, которые могли оккупировать южную Аризону еще в 2000 году до нашей эры. Эта доисторическая группа раннего земледельческого периода выращивала кукурузу, жила круглый год в оседлых деревнях и строила сложные ирригационные каналы с начала нашей эры примерно до середины 15 века.
В более широком контексте культурная территория Хохокам занимала центральное торговое положение между патайцами, расположенными вдоль Нижнего реки Колорадо , и в южной Калифорнии; Тринчерас из Соноры ; , Мексика культура Моголлонов в восточной Аризоне, юго-западе Нью-Мексико и северо-западе Чиуауа , Мексика; и предки пуэблоанцев в северной Аризоне, северном Нью-Мексико, юго-западном Колорадо и южной Юте .
Наследственная культура пуэбло
[ редактировать ]Культура предков пуэбло известна каменными и земляными жилищами, которые ее люди строили вдоль скалистых стен, особенно в эпохи Пуэбло II и Пуэбло III , в общей сложности примерно с 900 по 1350 год нашей эры. США Наиболее хорошо сохранившиеся образцы каменных жилищ в настоящее время охраняются в национальных парках , таких как Национальный памятник Навахо , Национальный исторический парк культуры Чако , Национальный парк Меса-Верде , Национальный памятник «Каньоны древних» , Национальный памятник «Руины ацтеков» , Национальный памятник «Бандельер». Памятник , национальный памятник Ховенвип и национальный памятник Каньон де Шелли Национальный памятник Уолнат-Каньон .
В эти деревни можно было попасть только по веревке или через скалолазание. Однако первые дома и деревни предков пуэбло были основаны на яме, что было обычной чертой периода изготовления корзин . Деревни представляли собой квартирные комплексы и постройки, построенные из камня, глины и других местных материалов или высеченные в стенах каньона . Детали дизайна деревень предков пуэблоа содержат элементы культур, находящихся даже в современной Мексике.
В свое время эти древние города обычно представляли собой многоэтажные и многофункциональные здания, окружающие открытые площади и смотровые площадки . Они были оккупированы сотнями и тысячами предков пуэбло. В этих населенных пунктах проводились культурные и гражданские мероприятия, а также инфраструктура, которая поддерживала обширный отдаленный регион, находящийся в сотнях миль от них, связанный транспортными дорогами.
Развитие архитектуры и городов-государств
[ редактировать ]Примерно к 700–900 гг. н. э. пуэблоанцы начали отходить от древних домов из ям, вырытых в скалах, и строить соединенные прямоугольные комнаты, организованные в похожие на квартиры конструкции из самана и адаптированные к месту. К 1050 году они построили спланированные деревни, состоящие из больших террасных зданий, в каждом из которых было много комнат. Эти деревни с многоквартирными домами часто строились на оборонительных объектах: на уступах массивных скал, на плоских вершинах или на горах с крутыми склонами - местах, которые могли обеспечить пуэблоанцам защиту от набегов, пришедших с севера, таких как команчи и навахо. . Самая большая из этих деревень, Пуэбло Бонито в каньоне Чако , штат Нью-Мексико, содержала около 700 комнат на пяти этажах; здесь могло проживать до 1000 человек. [ 3 ]
Здания пуэбло представляют собой сложные квартиры с множеством комнат, часто построенные на стратегических оборонительных позициях. Наиболее развитыми были большие деревни или пуэбло, расположенные на самой вершине гор , скалистых плоскогорий, типичных для юго-запада.
Европейский контакт
[ редактировать ]До 1598 года испанские исследования современных территорий пуэбло ограничивались небольшими группами. Группа колонизаторов во главе с Хуаном де Оньяте прибыла в конце 16 века в рамках апостольской миссии по обращению туземцев. Несмотря на первоначальный мирный контакт, попытки Испании избавиться от религии пуэбло и заменить ее католицизмом становились все более агрессивными и встречали большое сопротивление со стороны пуэблоанцев, чья правительственная структура была основана на фигуре касика , теократического лидера как в материальном, так и в материальном отношении. духовные дела. [ 4 ] С годами методы испанцев стали жестче, что привело к серии восстаний пуэблоанцев.
Пуэбло Восстание
[ редактировать ]Восстание пуэбло , начавшееся в 1680 году, было первым восстанием под руководством группы коренных американцев, которое успешно изгнало колонистов из Северной Америки за значительное количество лет. Это последовало за успешной войной Тигекса под руководством Тиваса против экспедиции Коронадо в 1540–1541 годах, которая временно остановила продвижение Испании на территории современного Нью-Мексико. Восстание 17-го века было прямым следствием растущего недовольства северных пуэбло злоупотреблениями испанцев, которое в конечном итоге переросло в крупное организованное восстание против европейских колонизаторов.
События, которые привели к восстанию пуэбло, произошли как минимум за десять лет до начала официального восстания. В 1670-х годах регион охватила сильная засуха, которая вызвала как голод среди пуэбло, так и увеличила частоту набегов апачей . Ни испанские, ни солдаты-пуэбло не смогли предотвратить нападения рейдовых групп апачей.
Беспорядки среди пуэбло достигли апогея в 1675 году, когда губернатор Хуан Франсиско Тревиньо приказал арестовать сорок семь знахарей пуэбло и обвинил их в колдовстве . Четверо знахарей были приговорены к смертной казни через повешение; три из этих приговоров были приведены в исполнение, а четвертый заключенный покончил жизнь самоубийством. Остальные мужчины были публично избиты кнутом и приговорены к тюремному заключению.
Когда новости об убийствах и публичном унижении достигли лидеров пуэбло, они двинулись в Санта-Фе , где содержались заключенные. Поскольку большое количество испанских солдат сражались с апачами, губернатор Тревиньо был вынужден освободить пленников. Среди освобожденных был мужчина из Окай Овинге Тева по имени Попе .
После освобождения Попе поселился в Таос-Пуэбло, недалеко от столицы Санта-Фе, и провел следующие пять лет в поисках поддержки восстания среди 46 деревень Пуэбло. Ему удалось заручиться поддержкой северных тива , тева , това , тано и керес -говорящих пуэбло в долине Рио-Гранде. Пекос - пуэбло, находившиеся в 50 милях к востоку от Рио-Гранде, заявили о своем участии в восстании, как это сделали зуни и хопи , находившиеся в 120 и 200 милях к западу от Рио-Гранде соответственно. В то время испанское население насчитывало около 2400 колонистов, включая метисов смешанной крови , а также индийских слуг и вассалов, которые были разбросаны по всему региону.
Утром 10 августа 1680 года Попе и лидеры каждого из пуэбло отправили узловатую веревку, которую нес бегун, к следующему пуэбло; количество узлов обозначало количество дней ожидания до начала восстания. Наконец, 21 августа 2500 воинов-пуэбло взяли столицу колонии Санта-Фе из-под контроля Испании, убив многих колонизаторов, остальные были успешно изгнаны. [ 5 ]
22 сентября 2005 года статуя По'пая ( Попе ), лидера восстания пуэбло, была открыта в Ротонде Капитолия в Вашингтоне, округ Колумбия. Статуя была второй, заказанной штатом Нью-Мексико для Национального скульптурного зала ; это был сотый и последний экземпляр, добавленный в коллекцию, представляющую Сенат. Его создал Клифф Фрагуа , пуэблоанец из Хемез Пуэбло, Нью-Мексико . Это единственная статуя в коллекции, созданная коренным американцем. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стертевант, Уильям К. (1978–2008). Справочник североамериканских индейцев . Смитсоновский институт. ISBN 0160045770 . OCLC 13240086 .
- ^ Корделл, Линда С. Древние народы пуэбло, St. Remy Press и Смитсоновский институт (1994); ISBN 0-89599-038-5 .
- ^ Нэш, Гэри Б. Красный, белый и черный: Народы ранней Северной Америки, Лос-Анджелес (2015). Глава 1, с. 4 ISBN 978-0205887590
- ^ Сандо, Джо С. (1992). Народы пуэбло: восемь столетий истории индейцев пуэбло (1-е изд.). Санта-Фе, Нью-Мексико: Ясный свет. ISBN 0940666170 . ОСЛК 24174245 .
- ^ Пол Хорган (1954), Great River vol. 1, с. 286. LCCN 54-9867 .
- ^ Посвящение По'пай
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с народом пуэбло, на Викискладе?