Гулистан (Сорабджи)
«Гулистан» — ноктюрн для фортепиано , широко известный как «Гулистан » , — фортепианная пьеса Кайхосру Шапурджи Сорабджи, написанная в 1940 году. Ее название отсылает к Голестану («Розовый сад»), сборнику стихов и рассказов персидского поэта XIII века и писатель Саади . Произведение длится около 30 минут и часто считается одним из величайших произведений Сорабджи. [ 1 ]
Фон и композиция
[ редактировать ]Персидская поэзия служила для Сорабджи источником вдохновения на протяжении всей его жизни. [ 2 ] Хоть и не программный , [ 3 ] Гулистан вдохновлен книгой Саади (1210 – ок. 1291) «Голестан» («Розовый сад»), части которой Сорабджи положил на музыку в своих «Три стихотворениях Гулистана» де Саади (1926, ред. 1930). для фортепиано и баритона . [ 4 ] Помимо ссылки на работу Саади, предисловие к рукописи также содержит цитату из «Южный ветер романа Нормана Дугласа » 1917 года . [ 4 ]
Сорабджи начал работу над Гулистаном до 6 января 1940 года и завершил ее 13 августа того же года. [ 5 ] Хотя первоначально посвящение было посвящено Фрэнку Холлидею, после разрыва его дружбы с Сорабджи в 1979 году посвящение было передано другу Сорабджи, британскому поэту, драматургу и переводчику Гарольду Морланду, который, услышав произведение в том же году, написал: «Это произведение это не сад, а рай для духа». [ 6 ]
Музыка
[ редактировать ]Гулистан написан в жанре «тропического ноктюрна » Сорабджи, который часто описывается как вызывающий ассоциации с теплицей, тропическим лесом или тропической жарой. [ 7 ] В начале пьесы звучит извилистая хроматическая мелодия, которая повторяется в разных обличиях. Большая часть произведения использует серию диатонических аккордов (обычно ломаных и слышимых в нижних регистрах ), причем основные из них имеют фа , фа-диез , ля или до в качестве основной ноты , в то время как средние голоса представляют собой мелодии, похожие на песнопения, и верхние используют хроматические фигурации. [ 8 ] Несмотря на активное и очень сложное орнаментальное письмо, пьеса должна играться на протяжении всего произведения приглушенно. Примерно на двух третях орнаментальное письмо прерывается медленным переходом в трехчастном контрапункте , после чего возвращается прежнее письмо. Произведение завершается воспоминанием о вступлении, которое заканчивается на низкой ля. [ 9 ]
Записи и оценка
[ редактировать ]Гулистан занимает очень престижное место среди произведений Сорабджи. Пианист и композитор Джонатан Пауэлл , обсуждая ноктюрны Сорабджи, называет их «возможно, своим самым успешным эссе в этом жанре». [ 3 ] Пианист Михаэль Хаберманн описывает это произведение как «превосходное, роскошное произведение». [ 8 ] и музыковед Саймон Джон Абрахамс полагает, что оно выделяется среди работ Сорабджи «благодаря замечательной интеграции текстуры и фигур, а также богатству гармонии». [ 10 ] Музыковед Марк-Андре Роберж считает это «самым захватывающим произведением во всем фортепианном произведении Сорабджи». [ 1 ] и пишет, что «[его] великолепие, вероятно, не имеет себе равных во всем репертуаре». [ 4 ]
Работа была коммерчески записана Пауэллом, Хаберманном и Чарльзом Хопкинсом. [ 11 ] Сам Сорабджи произвел частную запись произведения в 1962 году, что, судя по партитуре, считается скорее импровизацией, учитывая вольности, которые он допускал в своем исполнении. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Роберж, с. 264
- ^ Роберж, стр. 25, 246
- ^ Перейти обратно: а б Джонатан Пауэлл (nd). «KSS63 Гулистан» . Архив Сорабджи . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Роберж, с. 265
- ^ Роберж, с. 443
- ^ Роберж, стр. 257, 264
- ^ Роберж, стр. 22.90
- ^ Перейти обратно: а б Хаберман, с. 56
- ^ Роберж, с. 266
- ^ Абрахамс, с. 231
- ^ Роберж, с. 447
Источники
[ редактировать ]- Абрахамс, Саймон Джон (2002). Le mauvais jardinier: Переоценка мифов и музыки Кайхосру Шапурджи Сорабджи. Архивировано 24 апреля 2017 года в Wayback Machine (PhD). Королевский колледж Лондона.
- Хаберманн, Майкл (1995). «Странная музыка: Мир Кайхосру Сорабджи» ( формат PDF ). Фортепиано сегодня , том. 15, нет. 6, с. 56. Проверено 7 июня 2020 г.
- Роберж, Марк-Андре (2019). Opus sorabjianum: Жизнь и творчество Кайхосру Шапурджи Сорабджи (бесплатная загрузка книги в формате PDF со страницы ее презентации на сайте ресурсов Сорабджи). Проверено 22 октября 2019 г.