Циклическая последовательность

Sequentia cyclica super "Dies irae" ex Missa pro defunctis , широко известная как Sequentia cyclica , — фортепианная композиция Кайхосру Шапурджи Сорабджи . Написанный между 1948 и 1949 годами, он представляет собой набор из 27 вариаций средневековой последовательности Dies irae и широко считается одним из величайших произведений Сорабджи. продолжительностью около восьми часов Это одно из самых длинных фортепианных произведений всех времен .
История
[ редактировать ]Фон и композиция
[ редактировать ]Григорианское песнопение Dies irae , текст которого традиционно приписывают Фоме Челано , итальянскому монаху XIII века, привлекало Сорабджи на протяжении всей его жизни. [ 1 ] Он использовался в десяти его произведениях, включая два набора вариаций. [ 2 ] Первое из них, Variazioni e fuga Triple Sopra «Dies irae» для фортепиано (1923–26), представляет собой произведение, которым Сорабджи стал недоволен, написав в письме 1930 года Эрику Чисхолму : «Я, вероятно, действительно серьезно подумываю об уничтожении Dies Irae — я смотрел на это кисло-холодным взглядом и, право , не думаю , что оно мне больше нравится… и позже напиши об этом совершенно новую работу». [ 3 ]
Обычно считается, что Сорабджи начал работу над Sequentia cyclica в 1948 году, хотя Марка-Андре Робержа говорится, что она была начата до января 1948 года. Работа была завершена 27 апреля 1949 года. [ 4 ] В письме, написанном вскоре после этого, Сорабджи сообщил Чисхолму, что закончил его во время третьего приступа малярии . [ 5 ]
Счет
[ редактировать ]
Партитура содержит вступительную заметку , Sequentia cyclica касающуюся произведения и его исполнения. Сорабджи подробно остановился на относительном отсутствии выражений экспрессии в партитуре, написав:
Таким образом объясняется сравнительное отсутствие того, что в этой работе причудливо называют «экспрессионными знаками». Композитор считает, что сама музыка дает понять, какая «выразительность» необходима, если таковая имеется в каком-либо конкретном отрывке. «Интеллект» игрока сделает — или отменит — все остальное. [ 6 ]
Полное название произведения, как оно указано на титульном листе рукописи, — cyclica super «Dies irae» ex Missa pro defunctis in clavimbali usum Kaikhosru Shapurji Sorabji. Sequentia [ 7 ] [ н 1 ] Он был посвящен голландскому пианисту Эгону Петри Сорабджи , который в свое время задумал исполнить Opus clavimbalisticum . Сорабджи переписывался с ним на протяжении многих лет и считал его одним из величайших ныне живущих пианистов. [ 8 ]
Выступления и прием
[ редактировать ]Sequentia cyclica - одна из самых уважаемых работ Сорабджи, которую некоторые даже считают его величайшей. [ 9 ] [ 10 ] В 1953 году Сорабджи описал это как «кульминацию и венец своего произведения для фортепиано и, по всей вероятности, последнее, что он напишет». [ 11 ] и он продолжал считать это одним из своих лучших произведений до своих последних дней. [ 12 ]
Премьера произведения состоялась 18 июня 2010 года в Глазго , Великобритания, под руководством Джонатана Пауэлла , который частично исполнил произведение в 2008 году и ранее в том же году, а затем продолжил играть Sequentia cyclica в других местах в Европе и Соединенных Штатах. . Пауэлл записал произведение в 2015 году, а в 2020 году оно было выпущено лейблом Piano Classics . [ 13 ]
Музыка
[ редактировать ]Хотя первый набор вариаций на песнопение Сорабджи, Variazioni e fuga тройное сопра «Dies irae» для фортепиано (1923–26), представляет собой большое произведение, состоящее из 64 вариаций и занимающее 201 страницу, Sequentia cyclica еще обширнее. Его тема и 27 вариаций занимают 335 страниц, а исполнение занимает около восьми часов. [ н 2 ] что сделало это произведение одним из самых длинных фортепианных произведений , когда-либо написанных. [ 15 ]
Обсуждая наборы вариаций Сорабджи, музыковед Саймон Джон Абрахамс пишет: «Сорабджи часто следует примерам Регера и Шимановского в создании вариаций, которые сохраняют лишь самые слабые связи с исходной темой». [ 16 ] Аналогичную точку зрения выразил и сам Сорабджи, написавший, что вариации Sequentia cyclica «вряд ли можно назвать вариациями в обычном смысле». [ 17 ] Некоторые из них задают тему несколько раз (например, варианты 8, 14 и 18, где она задана семь, четыре и два раза соответственно), что было названо одной из причин длины произведения. [ 18 ] [ 19 ]
Разделы
[ редактировать ]Тема «Largo. Legatissimo semper e nello stile medioevale detto 'organum ' »: в начале представлено все пение Dies irae , с пропущенными его повторениями. Этот раздел написан в фа-диез миноре , тема проявляется в простых аккордах и почти на всем протяжении подкрепляется звучностью до-диез – фа-диез – до-диез. [ 20 ]
Вариант 1: «Виваче (очень сильный)».
Вариант 2, «Модерато».
Вариант 3: «Легато, учтивое и плавное».
Вариант 4, «Тихо и фортепиано».
Вариант 5: «Яростно Ардито».
Вариант 6 «Живой и легкий».
Вариант 7: «В то же время».
Вариант 8: «Время вальса с большим воображением, легкостью и элегантностью».
Вариация 9, «Каприччиозо».
Вариант 10: «Все в полном, сладком, мягком, теплом и сладострастном звучании».
Вариант 11 «Живой и сухой».
Вариация 12, «Леджеро каприччио».
Вариант 13: «Ария: С фантазией и нежностью».
Вариант 14, «Punta d'organo»: используется нота B. этом варианте в качестве точки педали в Сорабджи с таким же названием Как и другие движения характера ночного , его сравнивают с «Le gibet», второй частью Равеля » «Гаспара ночи . [ 21 ] Ближе к концу Сорабджи переключается на ноту си-бемоль в басу , на которой и завершается часть. [ 20 ]
Вариант 15, «Испанка».
Вариант 16, «Марсия погребальная».
Вариант 17, «Soave e dolce».
Вариант 18: «Жесткий, гневный, энергичный».
Вариация 19, «Квази Дебюсси».
Вариант 20, «Спиккато, легджеро».
Вариант 21: «Очень близко, мило-сладко»
Вариант 22, «Пассакалия»: Тема пассакальи — это сокращенная версия Dies irae , которая преобладала в большинстве произведений и использовала мелодию (т. е. первые три фразы ). Он содержит 100 вариаций, тема постепенно поднимается от баса к сопрано (со сменой голоса каждые 25 вариаций). В более поздних вариациях преобладают мягкие текстуры , а ближе к концу тема возвращается к басу. [ 22 ]
Вариант 23, «Con brio».
Вариант 24: «Оскуро, сордо».
Вариант 25: «Вполголоса, скольжение».
Вариант 26, «Largamente pomposo e maestoso»: этот вариант начинается и заканчивается секциями, построенными в основном на хордальных текстурах, между которыми помещается «Quasi Cadenza-fantasiata». [ 22 ]
Вариант 27: «Фуга quintuplice a Due, Tre, Quattro, cinque e sei voci ed a cinque soggetti»: Последняя вариация представляет собой шестиголосную фугу на пять тем . Он разбит на пять фуг (каждая на одну тему), от двух голосов до шести (с каждой фугой добавляется по одному). Пятая фуга завершается разделом под названием «Le Strette: delle quinta parte della fuga», за которым следует «Stretto maestrale». Этот отрывок - один из немногих полиритмических фугальных кульминаций в творчестве Сорабджи, наряду с таковым в его Фортепианной симфонии № 2 (1954). [ 23 ] Произведение завершается «Кодой», заканчивающейся до минор , таким образом устанавливая тритональную связь с фа-диез минорным началом пьесы — отсылка к средневековому понятию « diabolus in musica ». [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ "Циклическая последовательность песни "Dies irae" из массы мертвецов, написанная для фортепиано Кайхосру Шапурджи Сорабджи" . [ 4 ]
- ^ Джонатаном Пауэллом заняло более семи часов, а его студийная запись произведения - почти восемь с половиной часов. Первое исполнение всего произведения [ 12 ] [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рапопорт, с. 308
- ^ «Цитаты Dies irae» , Марк-Андре Роберж, Ресурсный сайт Сорабджи
- ^ Сорабджи, Кайхосру Шапурджи. Письмо Эрику Чисхолму от 5 июня 1930 г., воспроизведено в Rapoport, p. 307
- ^ Jump up to: а б Роберж (2019), стр. 447–448
- ^ Роберж (2019), стр. 336–337
- ^ Рапопорт, с. 359
- ^ Роберж (2019), с. 448
- ^ Роберж (2019), с. 286
- ^ Рапопорт, с. 96
- ^ Роберж (1996), с. 130
- ^ Сорабджи (1953), с. 9, воспроизведено у Абрахамса, с. 154
- ^ Jump up to: а б Хинтон, с. 58
- ^ «Циклическая последовательность KSS71 в Дни гнева » , Архив Сорабджи
- ^ «Выполненные работы и продолжительность» , Марк-Андре Роберж, Ресурсный сайт Сорабджи
- ^ Роберж (2019), с. 11
- ^ «Сад Сорабджи: путь к Opus Clavicembalisticum и далее (3/3)» Саймона Дж. Абрахамса, 2003, Архив Сорабджи
- ^ Сорабджи, Кайхосру Шапурджи. Письмо Эгону Петри от 25 января 1948 г., воспроизведено в Роберже (2019), стр. 286
- ^ Роберж (2019), стр. 154, 287
- ^ Мид, с. 213
- ^ Jump up to: а б Роберж (2019), с. 287
- ^ Абрахамс, с. 194
- ^ Jump up to: а б с Роберж (2019), с. 288
- ^ Абрахамс, стр. 188–189
Источники
[ редактировать ]- Абрахамс, Саймон Джон (2002). Le mauvais jardinier: Переоценка мифов и музыки Кайхосру Шапурджи Сорабджи (доктор философии). Королевский колледж Лондона.
- Хинтон, Алистер (2011). Сорабджи «Глазго, Концертный зал университета: «Sequentia Cyclica » ». Темп 65 (255), с. 58. JSTOR 23020616 . Проверено 6 февраля 2020 г. (требуется подписка)
- Мид, Эндрю (2016). «Градус Ад Сорабджи». Перспективы новой музыки , вып. 54, нет. 2, стр. 181–218. JSTOR 10.7757/persnewmusi.54.2.0181 . Проверено 15 мая 2020 г. (требуется подписка)
- Рапопорт, Пол , изд. (1992). Сорабджи: Критический праздник . Олдершот: Scolar Press. ISBN 0-85967-923-3 .
- Роберж, Марк-Андре (1996). «Предоставление доказательств беатификации композитора: обожествление Бузони Сорабджи» . Music Review 54 (Кембридж, Англия: Black Bear Press) (2). стр. 123–136. Проверено 8 февраля 2020 г.
- Роберж, Марк-Андре (2019). Opus sorabjianum: Жизнь и творчество Кайхосру Шапурджи Сорабджи (бесплатная загрузка книги со страницы ее презентации на сайте ресурсов Сорабджи). Проверено 22 октября 2019 г.
- Сорабджи, Кайхосру Шапурджи (1953). Анимадверсии (неопубликованное эссе).