Jump to content

Циклическая последовательность

Кайхосру Шапурджи Сорабджи, автор пьесы, около 1950 года.

Sequentia cyclica super "Dies irae" ex Missa pro defunctis , широко известная как Sequentia cyclica , — фортепианная композиция Кайхосру Шапурджи Сорабджи . Написанный между 1948 и 1949 годами, он представляет собой набор из 27 вариаций средневековой последовательности Dies irae и широко считается одним из величайших произведений Сорабджи. продолжительностью около восьми часов Это одно из самых длинных фортепианных произведений всех времен .

Фон и композиция

[ редактировать ]

Григорианское песнопение Dies irae , текст которого традиционно приписывают Фоме Челано , итальянскому монаху XIII века, привлекало Сорабджи на протяжении всей его жизни. [ 1 ] Он использовался в десяти его произведениях, включая два набора вариаций. [ 2 ] Первое из них, Variazioni e fuga Triple Sopra «Dies irae» для фортепиано (1923–26), представляет собой произведение, которым Сорабджи стал недоволен, написав в письме 1930 года Эрику Чисхолму : «Я, вероятно, действительно серьезно подумываю об уничтожении Dies Irae — я смотрел на это кисло-холодным взглядом и, право , не думаю , что оно мне больше нравится… и позже напиши об этом совершенно новую работу». [ 3 ]

Обычно считается, что Сорабджи начал работу над Sequentia cyclica в 1948 году, хотя Марка-Андре Робержа в каталоге работ Сорабджи [ fr ] говорится, что она была начата до января 1948 года. Работа была завершена 27 апреля 1949 года. [ 4 ] В письме, написанном вскоре после этого, Сорабджи сообщил Чисхолму, что закончил его во время третьего приступа малярии . [ 5 ]

Эгон Петри, которому была посвящена работа

Партитура содержит вступительную заметку , Sequentia cyclica касающуюся произведения и его исполнения. Сорабджи подробно остановился на относительном отсутствии выражений экспрессии в партитуре, написав:

Таким образом объясняется сравнительное отсутствие того, что в этой работе причудливо называют «экспрессионными знаками». Композитор считает, что сама музыка дает понять, какая «выразительность» необходима, если таковая имеется в каком-либо конкретном отрывке. «Интеллект» игрока сделает — или отменит — все остальное. [ 6 ]

Полное название произведения, как оно указано на титульном листе рукописи, — cyclica super «Dies irae» ex Missa pro defunctis in clavimbali usum Kaikhosru Shapurji Sorabji. Sequentia [ 7 ] [ н 1 ] Он был посвящен голландскому пианисту Эгону Петри Сорабджи , который в свое время задумал исполнить Opus clavimbalisticum . Сорабджи переписывался с ним на протяжении многих лет и считал его одним из величайших ныне живущих пианистов. [ 8 ]

Выступления и прием

[ редактировать ]

Sequentia cyclica - одна из самых уважаемых работ Сорабджи, которую некоторые даже считают его величайшей. [ 9 ] [ 10 ] В 1953 году Сорабджи описал это как «кульминацию и венец своего произведения для фортепиано и, по всей вероятности, последнее, что он напишет». [ 11 ] и он продолжал считать это одним из своих лучших произведений до своих последних дней. [ 12 ]

Премьера произведения состоялась 18 июня 2010 года в Глазго , Великобритания, под руководством Джонатана Пауэлла , который частично исполнил произведение в 2008 году и ранее в том же году, а затем продолжил играть Sequentia cyclica в других местах в Европе и Соединенных Штатах. . Пауэлл записал произведение в 2015 году, а в 2020 году оно было выпущено лейблом Piano Classics . [ 13 ]

Хотя первый набор вариаций на песнопение Сорабджи, Variazioni e fuga тройное сопра «Dies irae» для фортепиано (1923–26), представляет собой большое произведение, состоящее из 64 вариаций и занимающее 201 страницу, Sequentia cyclica еще обширнее. Его тема и 27 вариаций занимают 335 страниц, а исполнение занимает около восьми часов. [ н 2 ] что сделало это произведение одним из самых длинных фортепианных произведений , когда-либо написанных. [ 15 ]

Обсуждая наборы вариаций Сорабджи, музыковед Саймон Джон Абрахамс пишет: «Сорабджи часто следует примерам Регера и Шимановского в создании вариаций, которые сохраняют лишь самые слабые связи с исходной темой». [ 16 ] Аналогичную точку зрения выразил и сам Сорабджи, написавший, что вариации Sequentia cyclica «вряд ли можно назвать вариациями в обычном смысле». [ 17 ] Некоторые из них задают тему несколько раз (например, варианты 8, 14 и 18, где она задана семь, четыре и два раза соответственно), что было названо одной из причин длины произведения. [ 18 ] [ 19 ]

Тема «Largo. Legatissimo semper e nello stile medioevale detto 'organum ' »: в начале представлено все пение Dies irae , с пропущенными его повторениями. Этот раздел написан в фа-диез миноре , тема проявляется в простых аккордах и почти на всем протяжении подкрепляется звучностью до-диез фа-диез – до-диез. [ 20 ]

Вариант 1: «Виваче (очень сильный)».

Вариант 2, «Модерато».

Вариант 3: «Легато, учтивое и плавное».

Вариант 4, «Тихо и фортепиано».

Вариант 5: «Яростно Ардито».

Вариант 6 «Живой и легкий».

Вариант 7: «В то же время».

Вариант 8: «Время вальса с большим воображением, легкостью и элегантностью».

Вариация 9, «Каприччиозо».

Вариант 10: «Все в полном, сладком, мягком, теплом и сладострастном звучании».

Вариант 11 «Живой и сухой».

Вариация 12, «Леджеро каприччио».

Вариант 13: «Ария: С фантазией и нежностью».

Вариант 14, «Punta d'organo»: используется нота B. этом варианте в качестве точки педали в Сорабджи с таким же названием Как и другие движения характера ночного , его сравнивают с «Le gibet», второй частью Равеля » «Гаспара ночи . [ 21 ] Ближе к концу Сорабджи переключается на ноту си-бемоль в басу , на которой и завершается часть. [ 20 ]

Вариант 15, «Испанка».

Вариант 16, «Марсия погребальная».

Вариант 17, «Soave e dolce».

Вариант 18: «Жесткий, гневный, энергичный».

Вариация 19, «Квази Дебюсси».

Вариант 20, «Спиккато, легджеро».

Вариант 21: «Очень близко, мило-сладко»

Вариант 22, «Пассакалия»: Тема пассакальи — это сокращенная версия Dies irae , которая преобладала в большинстве произведений и использовала мелодию (т. е. первые три фразы ). Он содержит 100 вариаций, тема постепенно поднимается от баса к сопрано (со сменой голоса каждые 25 вариаций). В более поздних вариациях преобладают мягкие текстуры , а ближе к концу тема возвращается к басу. [ 22 ]

Вариант 23, «Con brio».

Вариант 24: «Оскуро, сордо».

Вариант 25: «Вполголоса, скольжение».

Вариант 26, «Largamente pomposo e maestoso»: этот вариант начинается и заканчивается секциями, построенными в основном на хордальных текстурах, между которыми помещается «Quasi Cadenza-fantasiata». [ 22 ]

Вариант 27: «Фуга quintuplice a Due, Tre, Quattro, cinque e sei voci ed a cinque soggetti»: Последняя вариация представляет собой шестиголосную фугу на пять тем . Он разбит на пять фуг (каждая на одну тему), от двух голосов до шести (с каждой фугой добавляется по одному). Пятая фуга завершается разделом под названием «Le Strette: delle quinta parte della fuga», за которым следует «Stretto maestrale». Этот отрывок - один из немногих полиритмических фугальных кульминаций в творчестве Сорабджи, наряду с таковым в его Фортепианной симфонии № 2 (1954). [ 23 ] Произведение завершается «Кодой», заканчивающейся до минор , таким образом устанавливая тритональную связь с фа-диез минорным началом пьесы — отсылка к средневековому понятию « diabolus in musica ». [ 22 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ "Циклическая последовательность песни "Dies irae" из массы мертвецов, написанная для фортепиано Кайхосру Шапурджи Сорабджи" . [ 4 ]
  2. ^ Джонатаном Пауэллом заняло более семи часов, а его студийная запись произведения - почти восемь с половиной часов. Первое исполнение всего произведения [ 12 ] [ 14 ]
  1. ^ Рапопорт, с. 308
  2. ^ «Цитаты Dies irae» , Марк-Андре Роберж, Ресурсный сайт Сорабджи
  3. ^ Сорабджи, Кайхосру Шапурджи. Письмо Эрику Чисхолму от 5 июня 1930 г., воспроизведено в Rapoport, p. 307
  4. ^ Jump up to: а б Роберж (2019), стр. 447–448
  5. ^ Роберж (2019), стр. 336–337
  6. ^ Рапопорт, с. 359
  7. ^ Роберж (2019), с. 448
  8. ^ Роберж (2019), с. 286
  9. ^ Рапопорт, с. 96
  10. ^ Роберж (1996), с. 130
  11. ^ Сорабджи (1953), с. 9, воспроизведено у Абрахамса, с. 154
  12. ^ Jump up to: а б Хинтон, с. 58
  13. ^ «Циклическая последовательность KSS71 в Дни гнева » , Архив Сорабджи
  14. ^ «Выполненные работы и продолжительность» , Марк-Андре Роберж, Ресурсный сайт Сорабджи
  15. ^ Роберж (2019), с. 11
  16. ^ «Сад Сорабджи: путь к Opus Clavicembalisticum и далее (3/3)» Саймона Дж. Абрахамса, 2003, Архив Сорабджи
  17. ^ Сорабджи, Кайхосру Шапурджи. Письмо Эгону Петри от 25 января 1948 г., воспроизведено в Роберже (2019), стр. 286
  18. ^ Роберж (2019), стр. 154, 287
  19. ^ Мид, с. 213
  20. ^ Jump up to: а б Роберж (2019), с. 287
  21. ^ Абрахамс, с. 194
  22. ^ Jump up to: а б с Роберж (2019), с. 288
  23. ^ Абрахамс, стр. 188–189

Источники

[ редактировать ]
  • Абрахамс, Саймон Джон (2002). Le mauvais jardinier: Переоценка мифов и музыки Кайхосру Шапурджи Сорабджи (доктор философии). Королевский колледж Лондона.
  • Хинтон, Алистер (2011). Сорабджи «Глазго, Концертный зал университета: «Sequentia Cyclica » ». Темп 65 (255), с. 58. JSTOR   23020616 . Проверено 6 февраля 2020 г. (требуется подписка)
  • Мид, Эндрю (2016). «Градус Ад Сорабджи». Перспективы новой музыки , вып. 54, нет. 2, стр. 181–218. JSTOR   10.7757/persnewmusi.54.2.0181 . Проверено 15 мая 2020 г. (требуется подписка)
  • Рапопорт, Пол , изд. (1992). Сорабджи: Критический праздник . Олдершот: Scolar Press. ISBN   0-85967-923-3 .
  • Роберж, Марк-Андре [ фр ] (1996). «Предоставление доказательств беатификации композитора: обожествление Бузони Сорабджи» . Music Review 54 (Кембридж, Англия: Black Bear Press) (2). стр. 123–136. Проверено 8 февраля 2020 г.
  • Роберж, Марк-Андре (2019). Opus sorabjianum: Жизнь и творчество Кайхосру Шапурджи Сорабджи (бесплатная загрузка книги со страницы ее презентации на сайте ресурсов Сорабджи). Проверено 22 октября 2019 г.
  • Сорабджи, Кайхосру Шапурджи (1953). Анимадверсии (неопубликованное эссе).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b811b781ebdfdd3e244c38bdba6b8d6a__1654456500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/6a/b811b781ebdfdd3e244c38bdba6b8d6a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sequentia cyclica - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)