Jump to content

Центральный сборный пункт Марбурга

Центральный пункт сбора произведений искусства Марбурга , также известный как Центральный пункт сбора произведений искусства Марбурга , был первым художественным складом в Германии после Второй мировой войны . [ 1 ] Он был создан Управлением военного правительства США в университетском городе Марбург для сбора произведений искусства, разграбленных или эвакуированных из музеев, библиотек, архивов, замков и т. д. до и во время Второй мировой войны, и возвращения их законным владельцам. Пункт сбора существовал с мая 1945 года по середину августа 1946 года.

Предыдущая история

[ редактировать ]
Устье шахты Хайн в Зигене

В 1943 году американское правительство учредило Американскую комиссию по защите и спасению художественных и исторических памятников в зонах военных действий . Эта комиссия, неофициально названная Комиссией Робертса по имени ее председателя, судьи Верховного суда Оуэна Дж. Робертса , составила списки памятников в Европе, которые заслуживали защиты и должны были быть защищены от дальнейшего ущерба сразу после вывода воинских частей. Для практической реализации было создано специальное военное подразделение под названием « Программа «Памятники, изобразительное искусство и архивы»» , или сокращенно MFA&A, офицеров по охране искусства которого из-за их деятельности неофициально называли «Люди-памятники». Кроме того, подразделение должно было собрать культурные ценности, разграбленные в оккупированных странах, в первую очередь оперативной группой рейхсляйтера Розенберга , и вернуть их первоначальным владельцам.

Уокер Хэнкок, около 1960 года.

Осенью 1944 года первые офицеры, следовавшие за линией фронта союзников, которая медленно смещалась на восток от Франции, достигли немецкой земли. Джордж Л. Стаут [ 2 ] и Уокер Хэнкок [ 3 ] узнали о большом тайнике артефактов в бывшем железорудном руднике недалеко от Зигена во время их пребывания в раздираемом войной Аахене . [ 4 ] Во время своего последующего посещения шахты Хайн в начале апреля 1945 года два офицера обнаружили в отдельном и охраняемом помещении около 600 картин, сотни скульптур и других предметов, которые уже были поражены плесенью из-за преобладающей высокой влажности. Чтобы обезопасить произведения искусства, Стаут и Хэнкок решили как можно быстрее их эвакуировать. Однако, поскольку это было невозможно сразу из-за продолжающегося состояния войны, они продолжили свою инспекционную поездку.

После остановки в Марбурге их пути разошлись. Пока Стаут продолжал двигаться на юг, Хэнкок повернул на восток и 29 апреля 1945 года обнаружил в калийной шахте в Бернтероде , помимо произведений искусства, регалии прусской короны , коллекцию военных штандартов и саркофаги Фридриха Великого , Фридриха Великого. Вильгельм I , бывший президент Германии Пауль фон Гинденбург и его жена Гертруда. [ 5 ] Чтобы не допустить попадания коллекции в руки Советского Союза , в зоне оккупации которого находилась мина, американское военное правительство отдало приказ о ее немедленной эвакуации. [ 1 ]

Сборный пункт Марбург

[ редактировать ]
Замок Марбург с юга
Вход в Художественный корпус Марбургского университета (ранее называвшийся «Юбилейным зданием»)

9 мая 1945 года первые предметы из депо Бернтероде прибыли в Марбург и Центральный сборный пункт начал свою официальную деятельность. [ 1 ] Несколько факторов имели решающее значение для выбора университетского города в центральном Гессене : Марбург располагался в американской оккупационной зоне , относительно близко к другим складам в центральной Германии известным в то время и имел лишь незначительные военные повреждения.

Более того, еще в апреле 1945 года во время своей инспекционной поездки по Гессену и Тюрингии Хэнкок зарегистрировал в городе три здания, пригодных для этой цели: Юбилейное здание университета, в котором до сих пор находится университетский музей, и институты культурных исследований вместе с их коллекциями, Марбургский замок и Государственный архив , открытый в 1938 году. Именно там Хэнкок открыл свой офис сразу после своего возвращения после безоговорочная капитуляция , после того как здание, занятое американским военным подразделением, было освобождено и помещено под запрет. [ 4 ]

С помощью оставшихся сотрудников Государственного архива и шести работников, прикомандированных службой занятости, почти ежедневно поступающие предметы фиксировались. Для инвентаризации произведений искусства Хэнкок обратился за помощью к Ричарду Хаманну , который одновременно возглавлял семинар по истории искусств и Foto Marburg Bildarchiv (архив изображений) и охотно предоставил своих сотрудников. [ 1 ] Отделу истории искусств было поручено подготовить каталожные карточки по каждому предмету и снабдить их фотографиями, сделанными Билдархивом. Именно Хаманн вместе с тогдашним мэром Ойгеном Зибеке и ректором университета Юлиусом Эббингаузом выступили за организацию выставки предметов Сборного пункта перед военным правительством. После получения разрешения 15 ноября 1945 года в Университетском музее открылась первая выставка из 30 шедевров европейской живописи. [ 6 ] Остальные хранились в музее, а также в Государственном архиве до закрытия пункта сбора.

Чтобы обеспечить безопасность исторически значимых зданий в Гессене и обеспечить дальнейшую поддержку коллекции предметов, Хэнкок также нанял рабочий персонал Фридриха Бляйбаума, бывшего провинциального реставратора памятников Гессена. Бляйбаум принимал активное участие в обеспечении безопасности зданий и эвакуации ценных гессенских владений во время Второй мировой войны и оставался ответственным за эти районы от имени американцев, например, за произведения искусства, которые он сам спрятал в бункерах в Бад-Вильдунгене . [ 7 ]

Объекты перевезены в Марбург и усилия по реституции

[ редактировать ]
Главный вход в Государственный архив Марбурга

Самой важной целью пункта сбора было возвращение собранного имущества, которое, как они в первую очередь подозревали, было разграбленным имуществом. По этой причине представители защиты произведений искусства, такие как бельгиец Раймон М. Лемэр , американка Эдит Стэнден и француженка Роуз Валлан, приехали в Марбург и просмотрели произведения искусства на предмет подозрительных украденных предметов. [ 1 ] Но вопреки ожиданиям найти награбленные предметы повсюду в Германии, в Марбурге, по-видимому, было обнаружено лишь несколько таких предметов. Всего около 200 произведений, включая сокровища из собора Меца , прибыли в Марбург из различных складов и были возвращены первоначальным владельцам или доставлены в Центральный сборный пункт Висбадена для дальнейшего изучения. Здесь, однако, следует отметить, что из-за нехватки кадров и времени в Марбурге не могли проводиться активные исследования провенанса , поэтому иногда предметы, незаконно приобретенные музеями или частными лицами во время нацизма, оставались необнаруженными.

Большая часть из более чем 4000 предметов искусства, более 14 000 книг и 17 500 метров файлового материала поступила из немецких музеев, церквей, архивов или частных коллекций, включая различные коллекции Берлина и Рейнской области , музей Фолькванг в Эссене , Кунстхалле Дюссельдорф и т. д. . [ 8 ]

Роспуск Марбургского пункта сбора

[ редактировать ]
Музей Висбадена

После того, как стало ясно, что Государственный архив Марбурга не имеет необходимых мощностей для хранения ожидаемых партий и что разделение объектов в разных местах Гессена (в пунктах сбора в Марбурге и Висбадене, Архивном складе Оффенбаха , и склад в Бад-Вильдунгене) не представлялись целесообразными по соображениям безопасности и персонала, офицеры MFA&A, ответственные за Гессен, решили объединить пункты сбора произведений искусства в Висбадене . Начиная с весны 1946 года, предметы из Марбурга были переданы в музей Висбадена , где военное правительство США создало еще один пункт сбора произведений искусства под руководством офицера по охране произведений искусства Уолтера Фармера и который предлагал большую вместимость хранилища. [ 1 ]

При этом те объекты, которые американские войска незаконно эвакуировали из британской оккупационной зоны были перевезены в Дюссельдорф и замок Дайк (в основном это касалось объектов из рудника Зиген). В качестве последней меры четыре саркофага из депо Бернтероде были перевезены в церковь Св. Елизаветы в Марбурге в ходе секретной операции «Похищение тела», а военные штандарты отправились в Америку в качестве политической добычи. [ 9 ]

Сразу после этой операции Фрэнсис Билодо, [ 10 ] который сменил Хэнкока на посту директора в декабре 1945 года, 17 августа 1946 года объявил о закрытии Марбургского пункта сбора.

Сотрудничество с немецкими учреждениями

[ редактировать ]

В МИД и А хронически не хватало кадров. [ 4 ] Только Уокер Хэнкок, которому время от времени помогал из Нью-Йорка реставратор Шелдон Кек , [ 11 ] и его преемник Фрэнсис Билодо действовал в Марбурге. Таким образом, Хэнкок зависел от местной поддержки, поэтому он привлекал сотрудников Государственного архива, университета, Государственного управления памятников и Строительного департамента. [ 1 ] Несмотря на то, что сотрудничество продлилось всего около 15 месяцев, сотрудничество, о котором сообщил Хэнкок, позволило Центральному пункту сбора в Марбурге стать методологической моделью для центров сбора, впоследствии созданных в Центральном пункте сбора в Мюнхене и Висбадене. [ 4 ] Представители других хранилищ произведений искусства, такие как Уолтер Фармер (руководитель пункта сбора произведений искусства в Висбадене) и Густав Андре (работающий в Британском зональном хранилище изящных искусств), отправились в университетский городок в центре Гессена, чтобы ознакомиться с процедурами в пункте сбора и обменяться идеями о совместной работе.

В немецко-американском художественном фильме « Люди-памятники », вышедшем на экраны в 2014 году, предметом обсуждения является приквел, приведший к основанию Марбургского пункта сбора произведений искусства. Однако после посещения шахты Зиген фильм резко переключается на события в Баварии, которые привели к созданию Мюнхенского пункта сбора.

Библиография

[ редактировать ]
  • Раш, Марко (2021). Государственный архив Марбурга как центральный пункт сбора. При участии Тани Бернсау, Сюзанны Дёрлер, Сони Фессель, Ирис Лаутербах и Катрин Маркс-Яскульски . Сопроводительный том к одноименной выставке в Гессенском государственном архиве, Марбург, сочинения из Гессенского государственного архива 39. ISBN   978-3-88964-224-0
  • Хэнкок, Уокер (1946). Опыт работы инспектора по памятникам в Германии . В: College Art Journal 5:4, май 1946 г., стр. 271–311. дои : 10.2307/773217
  • Хэнкок, Уокер (1997). Судьба скульптора. Мемуары Уокера Хэнкока с Эдвардом Коннери Лэтэмом . Глостер (Массачусетс), Историческая ассоциация Кейп-Энн.
  • Уолтер И. Фармер (2000): Хранители. Мемуары об искусстве конца Второй мировой войны , Берлин/Нью-Йорк, Де Грюйтер, ISBN   978-3110168976
  • Николас, Линн Х. (май 1995 г.) [1994]. Похищение Европы: судьба сокровищ Европы в Третьем рейхе и Второй мировой войне . Нью-Йорк : Винтажные книги . ISBN  978-0-679-40069-1 . ОСЛК   32531154 .
  • Хоу, Томас Карр (1946): Соляные шахты и замки. Обнаружение и реституция разграбленного европейского искусства . Индианаполис, компания Bobbs-Merrill
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Раш, Марко (2021). Государственный архив Марбурга как центральный пункт сбора (на немецком языке). Марбург: Государственный архив земли Гессен. ISBN  978-3-7705-6602-0 .
  2. ^ «Стаут, лейтенант-командир Джордж Л., USNR | Памятники мужчинам и женщинам | Фонд памятников мужчинам» . ПамятникиМужчиныЖенщиныFnd . Архивировано из оригинала 18 июня 2022 года . Проверено 26 сентября 2023 г.
  3. ^ «Хэнкок, капитан Уокер К. | Памятники мужчинам и женщинам | Фонд памятников мужчинам» . ПамятникиМужчиныЖенщиныFnd . Архивировано из оригинала 26 сентября 2022 года . Проверено 26 сентября 2023 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д Хэнкок, Уокер (1946). Опыт работы инспектора по памятникам в Германии . В: College Art Journal 5:4, май 1946 г., стр. 271–311. дои : 10.2307/773217
  5. ^ Брэдшер, Грег. «Памятники людям и нацистские сокровища: оккупационные силы США столкнулись с множеством проблем при сортировке богатств, спрятанных Третьим рейхом» (PDF) . Пролог: Ежеквартальное издание Национального архива . Архивировано (PDF) из оригинала 8 февраля 2017 г.
  6. ^ Оцифрованная копия каталога выставки (на немецком языке). Проверено 29 января 2023 г.
  7. ^ Jelusiæ, Марко (2011): Приют для всемирно известного искусства. Бад-Вильдунген как склад утиля Государственного музея и Музея Кестнера в Ганновере во время Второй мировой войны. В: Hannoversche History Sheets 65, стр. 111–134 (на немецком языке).
  8. ^ Онлайн-выставка о Центральном сборном пункте Марбурга (на немецком языке). Проверено 30 января 2023 г.
  9. ^ Мартин Саброу, «Die Hohenzollern und die Demokratie nach 1918 Teil II», в: Deutschland Archiv, 18 декабря 2020 г. . Проверено 18 августа 2021 года. Гробы Гогенцоллернов были перенесены в часовню семейного замка в 1952 году и обратно в Потсдам в 1991 году, а гробы Гинденбургов все еще находятся в Марбурге.
  10. ^ «Фрэнсис Уотерхаус Билодо (1915–2004)» . Фонд памятников и женщин . Архивировано из оригинала 5 июня 2023 года.
  11. Биография Кека на страницах Фонда «Памятники мужчинам» . Проверено 18 августа 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6710bb646b41c3347426b0ff0778dea2__1711385700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/a2/6710bb646b41c3347426b0ff0778dea2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Marburg Central Collecting Point - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)