Центральный сборный пункт Марбурга
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |
Центральный пункт сбора произведений искусства Марбурга , также известный как Центральный пункт сбора произведений искусства Марбурга , был первым художественным складом в Германии после Второй мировой войны . [ 1 ] Он был создан Управлением военного правительства США в университетском городе Марбург для сбора произведений искусства, разграбленных или эвакуированных из музеев, библиотек, архивов, замков и т. д. до и во время Второй мировой войны, и возвращения их законным владельцам. Пункт сбора существовал с мая 1945 года по середину августа 1946 года.
Предыдущая история
[ редактировать ]
В 1943 году американское правительство учредило Американскую комиссию по защите и спасению художественных и исторических памятников в зонах военных действий . Эта комиссия, неофициально названная Комиссией Робертса по имени ее председателя, судьи Верховного суда Оуэна Дж. Робертса , составила списки памятников в Европе, которые заслуживали защиты и должны были быть защищены от дальнейшего ущерба сразу после вывода воинских частей. Для практической реализации было создано специальное военное подразделение под названием « Программа «Памятники, изобразительное искусство и архивы»» , или сокращенно MFA&A, офицеров по охране искусства которого из-за их деятельности неофициально называли «Люди-памятники». Кроме того, подразделение должно было собрать культурные ценности, разграбленные в оккупированных странах, в первую очередь оперативной группой рейхсляйтера Розенберга , и вернуть их первоначальным владельцам.

Осенью 1944 года первые офицеры, следовавшие за линией фронта союзников, которая медленно смещалась на восток от Франции, достигли немецкой земли. Джордж Л. Стаут [ 2 ] и Уокер Хэнкок [ 3 ] узнали о большом тайнике артефактов в бывшем железорудном руднике недалеко от Зигена во время их пребывания в раздираемом войной Аахене . [ 4 ] Во время своего последующего посещения шахты Хайн в начале апреля 1945 года два офицера обнаружили в отдельном и охраняемом помещении около 600 картин, сотни скульптур и других предметов, которые уже были поражены плесенью из-за преобладающей высокой влажности. Чтобы обезопасить произведения искусства, Стаут и Хэнкок решили как можно быстрее их эвакуировать. Однако, поскольку это было невозможно сразу из-за продолжающегося состояния войны, они продолжили свою инспекционную поездку.
После остановки в Марбурге их пути разошлись. Пока Стаут продолжал двигаться на юг, Хэнкок повернул на восток и 29 апреля 1945 года обнаружил в калийной шахте в Бернтероде , помимо произведений искусства, регалии прусской короны , коллекцию военных штандартов и саркофаги Фридриха Великого , Фридриха Великого. Вильгельм I , бывший президент Германии Пауль фон Гинденбург и его жена Гертруда. [ 5 ] Чтобы не допустить попадания коллекции в руки Советского Союза , в зоне оккупации которого находилась мина, американское военное правительство отдало приказ о ее немедленной эвакуации. [ 1 ]
Сборный пункт Марбург
[ редактировать ]

9 мая 1945 года первые предметы из депо Бернтероде прибыли в Марбург и Центральный сборный пункт начал свою официальную деятельность. [ 1 ] Несколько факторов имели решающее значение для выбора университетского города в центральном Гессене : Марбург располагался в американской оккупационной зоне , относительно близко к другим складам в центральной Германии известным в то время и имел лишь незначительные военные повреждения.
Более того, еще в апреле 1945 года во время своей инспекционной поездки по Гессену и Тюрингии Хэнкок зарегистрировал в городе три здания, пригодных для этой цели: Юбилейное здание университета, в котором до сих пор находится университетский музей, и институты культурных исследований вместе с их коллекциями, Марбургский замок и Государственный архив , открытый в 1938 году. Именно там Хэнкок открыл свой офис сразу после своего возвращения после безоговорочная капитуляция , после того как здание, занятое американским военным подразделением, было освобождено и помещено под запрет. [ 4 ]
С помощью оставшихся сотрудников Государственного архива и шести работников, прикомандированных службой занятости, почти ежедневно поступающие предметы фиксировались. Для инвентаризации произведений искусства Хэнкок обратился за помощью к Ричарду Хаманну , который одновременно возглавлял семинар по истории искусств и Foto Marburg Bildarchiv (архив изображений) и охотно предоставил своих сотрудников. [ 1 ] Отделу истории искусств было поручено подготовить каталожные карточки по каждому предмету и снабдить их фотографиями, сделанными Билдархивом. Именно Хаманн вместе с тогдашним мэром Ойгеном Зибеке и ректором университета Юлиусом Эббингаузом выступили за организацию выставки предметов Сборного пункта перед военным правительством. После получения разрешения 15 ноября 1945 года в Университетском музее открылась первая выставка из 30 шедевров европейской живописи. [ 6 ] Остальные хранились в музее, а также в Государственном архиве до закрытия пункта сбора.
Чтобы обеспечить безопасность исторически значимых зданий в Гессене и обеспечить дальнейшую поддержку коллекции предметов, Хэнкок также нанял рабочий персонал Фридриха Бляйбаума, бывшего провинциального реставратора памятников Гессена. Бляйбаум принимал активное участие в обеспечении безопасности зданий и эвакуации ценных гессенских владений во время Второй мировой войны и оставался ответственным за эти районы от имени американцев, например, за произведения искусства, которые он сам спрятал в бункерах в Бад-Вильдунгене . [ 7 ]
Объекты перевезены в Марбург и усилия по реституции
[ редактировать ]Самой важной целью пункта сбора было возвращение собранного имущества, которое, как они в первую очередь подозревали, было разграбленным имуществом. По этой причине представители защиты произведений искусства, такие как бельгиец Раймон М. Лемэр , американка Эдит Стэнден и француженка Роуз Валлан, приехали в Марбург и просмотрели произведения искусства на предмет подозрительных украденных предметов. [ 1 ] Но вопреки ожиданиям найти награбленные предметы повсюду в Германии, в Марбурге, по-видимому, было обнаружено лишь несколько таких предметов. Всего около 200 произведений, включая сокровища из собора Меца , прибыли в Марбург из различных складов и были возвращены первоначальным владельцам или доставлены в Центральный сборный пункт Висбадена для дальнейшего изучения. Здесь, однако, следует отметить, что из-за нехватки кадров и времени в Марбурге не могли проводиться активные исследования провенанса , поэтому иногда предметы, незаконно приобретенные музеями или частными лицами во время нацизма, оставались необнаруженными.
Большая часть из более чем 4000 предметов искусства, более 14 000 книг и 17 500 метров файлового материала поступила из немецких музеев, церквей, архивов или частных коллекций, включая различные коллекции Берлина и Рейнской области , музей Фолькванг в Эссене , Кунстхалле Дюссельдорф и т. д. . [ 8 ]
Роспуск Марбургского пункта сбора
[ редактировать ]
После того, как стало ясно, что Государственный архив Марбурга не имеет необходимых мощностей для хранения ожидаемых партий и что разделение объектов в разных местах Гессена (в пунктах сбора в Марбурге и Висбадене, Архивном складе Оффенбаха , и склад в Бад-Вильдунгене) не представлялись целесообразными по соображениям безопасности и персонала, офицеры MFA&A, ответственные за Гессен, решили объединить пункты сбора произведений искусства в Висбадене . Начиная с весны 1946 года, предметы из Марбурга были переданы в музей Висбадена , где военное правительство США создало еще один пункт сбора произведений искусства под руководством офицера по охране произведений искусства Уолтера Фармера и который предлагал большую вместимость хранилища. [ 1 ]
При этом те объекты, которые американские войска незаконно эвакуировали из британской оккупационной зоны были перевезены в Дюссельдорф и замок Дайк (в основном это касалось объектов из рудника Зиген). В качестве последней меры четыре саркофага из депо Бернтероде были перевезены в церковь Св. Елизаветы в Марбурге в ходе секретной операции «Похищение тела», а военные штандарты отправились в Америку в качестве политической добычи. [ 9 ]
Сразу после этой операции Фрэнсис Билодо, [ 10 ] который сменил Хэнкока на посту директора в декабре 1945 года, 17 августа 1946 года объявил о закрытии Марбургского пункта сбора.
Сотрудничество с немецкими учреждениями
[ редактировать ]В МИД и А хронически не хватало кадров. [ 4 ] Только Уокер Хэнкок, которому время от времени помогал из Нью-Йорка реставратор Шелдон Кек , [ 11 ] и его преемник Фрэнсис Билодо действовал в Марбурге. Таким образом, Хэнкок зависел от местной поддержки, поэтому он привлекал сотрудников Государственного архива, университета, Государственного управления памятников и Строительного департамента. [ 1 ] Несмотря на то, что сотрудничество продлилось всего около 15 месяцев, сотрудничество, о котором сообщил Хэнкок, позволило Центральному пункту сбора в Марбурге стать методологической моделью для центров сбора, впоследствии созданных в Центральном пункте сбора в Мюнхене и Висбадене. [ 4 ] Представители других хранилищ произведений искусства, такие как Уолтер Фармер (руководитель пункта сбора произведений искусства в Висбадене) и Густав Андре (работающий в Британском зональном хранилище изящных искусств), отправились в университетский городок в центре Гессена, чтобы ознакомиться с процедурами в пункте сбора и обменяться идеями о совместной работе.
Пустяки
[ редактировать ]В немецко-американском художественном фильме « Люди-памятники », вышедшем на экраны в 2014 году, предметом обсуждения является приквел, приведший к основанию Марбургского пункта сбора произведений искусства. Однако после посещения шахты Зиген фильм резко переключается на события в Баварии, которые привели к созданию Мюнхенского пункта сбора.
Библиография
[ редактировать ]- Раш, Марко (2021). Государственный архив Марбурга как центральный пункт сбора. При участии Тани Бернсау, Сюзанны Дёрлер, Сони Фессель, Ирис Лаутербах и Катрин Маркс-Яскульски . Сопроводительный том к одноименной выставке в Гессенском государственном архиве, Марбург, сочинения из Гессенского государственного архива 39. ISBN 978-3-88964-224-0
- Хэнкок, Уокер (1946). Опыт работы инспектора по памятникам в Германии . В: College Art Journal 5:4, май 1946 г., стр. 271–311. дои : 10.2307/773217
- Хэнкок, Уокер (1997). Судьба скульптора. Мемуары Уокера Хэнкока с Эдвардом Коннери Лэтэмом . Глостер (Массачусетс), Историческая ассоциация Кейп-Энн.
- Уолтер И. Фармер (2000): Хранители. Мемуары об искусстве конца Второй мировой войны , Берлин/Нью-Йорк, Де Грюйтер, ISBN 978-3110168976
- Николас, Линн Х. (май 1995 г.) [1994]. Похищение Европы: судьба сокровищ Европы в Третьем рейхе и Второй мировой войне . Нью-Йорк : Винтажные книги . ISBN 978-0-679-40069-1 . ОСЛК 32531154 .
- Хоу, Томас Карр (1946): Соляные шахты и замки. Обнаружение и реституция разграбленного европейского искусства . Индианаполис, компания Bobbs-Merrill
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Раш, Марко (2021). Государственный архив Марбурга как центральный пункт сбора (на немецком языке). Марбург: Государственный архив земли Гессен. ISBN 978-3-7705-6602-0 .
- ^ «Стаут, лейтенант-командир Джордж Л., USNR | Памятники мужчинам и женщинам | Фонд памятников мужчинам» . ПамятникиМужчиныЖенщиныFnd . Архивировано из оригинала 18 июня 2022 года . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ «Хэнкок, капитан Уокер К. | Памятники мужчинам и женщинам | Фонд памятников мужчинам» . ПамятникиМужчиныЖенщиныFnd . Архивировано из оригинала 26 сентября 2022 года . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хэнкок, Уокер (1946). Опыт работы инспектора по памятникам в Германии . В: College Art Journal 5:4, май 1946 г., стр. 271–311. дои : 10.2307/773217
- ^ Брэдшер, Грег. «Памятники людям и нацистские сокровища: оккупационные силы США столкнулись с множеством проблем при сортировке богатств, спрятанных Третьим рейхом» (PDF) . Пролог: Ежеквартальное издание Национального архива . Архивировано (PDF) из оригинала 8 февраля 2017 г.
- ^ Оцифрованная копия каталога выставки (на немецком языке). Проверено 29 января 2023 г.
- ^ Jelusiæ, Марко (2011): Приют для всемирно известного искусства. Бад-Вильдунген как склад утиля Государственного музея и Музея Кестнера в Ганновере во время Второй мировой войны. В: Hannoversche History Sheets 65, стр. 111–134 (на немецком языке).
- ^ Онлайн-выставка о Центральном сборном пункте Марбурга (на немецком языке). Проверено 30 января 2023 г.
- ^ Мартин Саброу, «Die Hohenzollern und die Demokratie nach 1918 Teil II», в: Deutschland Archiv, 18 декабря 2020 г. . Проверено 18 августа 2021 года. Гробы Гогенцоллернов были перенесены в часовню семейного замка в 1952 году и обратно в Потсдам в 1991 году, а гробы Гинденбургов все еще находятся в Марбурге.
- ^ «Фрэнсис Уотерхаус Билодо (1915–2004)» . Фонд памятников и женщин . Архивировано из оригинала 5 июня 2023 года.
- ↑ Биография Кека на страницах Фонда «Памятники мужчинам» . Проверено 18 августа 2021 г.