Религия додинастического и Западного Чжоу
Религия додинастического и Западного Чжоу | |
---|---|
![]() Изображение Тянь в Западной Чжоу , центральное место в религии Чжоу. | |
Теология | Родовое обожествление Шаманизм Поклонение божествам Шан |
Язык | Старый китайский |
Территория | Додинастический Чжоу Западная Чжоу |
Источник | в. 13 век до н.э. – 771 г. до н.э. |
Религия додинастического и западного Чжоу представляла собой сложный набор религиозных верований и действий, которых придерживались ранняя династия Чжоу в Китае ( ок. 13 век до н.э. - 771 г. до н.э.). Находясь под сильным влиянием Шан династии религии , она постепенно развивалась на протяжении додинастического периода Чжоу и процветала в период Западной Чжоу . Религия характеризовалась надписями на бронзе и костях оракула, подробными текстами о ритуалах и гаданиях, а также сложными религиозными местами и учреждениями, упоминаемыми в таких трудах.
Шанди династии Шан Чжоу верили в верховное божество, подобное божеству , и называли своего бога Тианом . Тянь был центром Небесного Мандата , который был источником королевской власти, дарованной божественной волей правителям Чжоу. Кроме того, Чжоу твердо верили в силу предков, которые, как показывают бронзовые надписи Западной Чжоу, считались божествами, обитающими на Небесах. Некоторые элементы предыдущих верований Шан были приняты, особенно Шанди , который был несколько отождествлен с Тианом . Гадание на костях оракула было распространено в последние годы додинастического Чжоу, что соответствует позднему периоду Шан , а гадание продолжало существовать во время Западного Чжоу с составлением « Классики перемен» . Такие ритуалы, как жертвоприношения, оставались важными на протяжении всего периода Западной Чжоу, влияя на религиозную деятельность более позднего Восточного Чжоу.
В исследованиях религии в этот период часто используются бронзовые надписи, которые были современниками описываемых ими событий. Многие бронзовые надписи документируют такие действия, как жертвоприношения, совершаемые королями Чжоу. Помимо документальных источников, современные знания также получены в результате раскопок памятников ранней Чжоу, включая додинастические поселения в современной Шэньси и ранние династические столицы. Вместе они помогают расширить знания об этом древнем периоде китайской религиозной истории.
Убеждения
[ редактировать ]Тиан и Небесный мандат
[ редактировать ]Ван Жо сказал: «Ю! Король Пи Сяньвэнь получил великий приказ с небес. В государстве Вэньчжа, преемнике короля У, он основал государство Юху и основал землю Цифан. Он нес ответственность за людей.
Король [...] говорил: «Ю, Великопроявленный король Вэнь получил Небесную помощь и Великий мандат. Когда король У сменил короля Вэня и создал государство, он очистил землю от этих ядовитых присутствий и распространил [мандат] во всех четырех регионах, исправляя свои народы [...]».
Отрывок из « Да Юй Дин» (датированный ок. 998 г. до н.э.) о Небесном Мандате . [ 1 ]
Тянь 天 ( Небеса ) был высшей силой, которой поклонялись Чжоу, связанной с концепцией Небесного Мандата , развитие которого приписывают раннему народу Чжоу. [ 2 ] [ 3 ] Его интерпретировали как сущность, правящую меньшими богами и людьми, а также как источник мира и катастроф. [ 4 ] [ 5 ] Символ этой силы был впервые начертан на костях оракула Шан; однако никаких доказательств религиозного значения Тиана во время Шан не было. Первые упоминания о Тиане во времена Чжоу были в бронзовых надписях во время правления короля Ченга (11 век до н.э.). Однако современное понимание веры в Тянь из-за отсутствия обширных гадательных записей не так достаточно, как понимание верований Шан. [ 6 ] Бронзовые надписи из Западного Чжоу раскрывают традицию прославления божественного происхождения государства Чжоу, чье завоевание Шана рассматривалось как исполнение воли Небес . , Небесный Мандат по мнению Чжоу, первоначально принадлежал королевскому дому Шан, который теряет право претендовать на него из-за злобы последнего короля Ди Синя. Поэтому Небеса даровали свой мандат достойным людям, а в случае Западного Чжоу - королю Чжоу Вэню . Король Вэнь был единственным получателем Небесного Мандата, подтвержденного бронзовыми надписями, и никакие последующие короли не могли утвердиться в качестве получателей Мандата . Вместо этого они были санкционированы божественной волей Небес, чтобы править на основании их генеалогических отношений с королем Вэнем и их собственного добродетельного поведения. Другими словами, Мандат и благосклонность Неба , верховного бога, были не только источником легитимности для правителей, но и страхом перед проступками, которые могли произойти в будущем. [ 7 ] [ 8 ]
Чжоу Отношения между Небесами Шана и Ди были сложными. Хотя очевидно, что Чжоу держали в своем уме концепцию Верховного Бога, такого как Шанди , этот верховный бог Шан, как компонент большего Ди , не был полностью идентичен Тянь . [ 9 ] Разница между двумя державами заключалась в том, что Шанди представлял собой квадратную часть, в которой проживали королевские предки Шан, которые не могли поддержать правителей Чжоу в их завоевании Шан. По мнению Дидье, переход Чжоу на Небеса должен был убедить старое население Шан в том, что на небесном полюсе существует коллективная сила, которая была Небом для Чжоу и Ди для Шан, причем последние отказались от дела Шан, а первые поддержали Шан. новые правители Чжоу. [ 10 ] Таким образом, Тиан и Ди были одинаковыми в том смысле, что они оба содержали подмножество, представленное квадратом, состоящим из двух символов, изображающих две силы: Шанди 上帝 . [ 10 ] Также возможен случай, когда Тиан и Ди сосуществовали друг с другом. Ди в этой ситуации рассматривался как сила, принимавшая умерших предков Чжоу, пришедших к его двору, и выступавшая покровителем живого короля Чжоу. Таким образом, хотя Тиан иногда описывался как источник бедствий и разрушений, Ди упоминался как хранитель, а не как причина бедствий на Чжоу. [ 11 ]
Королевские предки Чжоу и Шан
[ редактировать ]Предки Чжоу занимали центральное место в их верованиях, потому что они, как коллектив Шанди , составлявший Тянь , были напрямую связаны с источником правящей власти короля. Фактически, божественность предков Чжоу могла объяснить почетный титул, присвоенный королям. Интерпретируя график Небес Западной Чжоу как состоящий из иероглифа 大 («великий»), Херрли Крил предположил, что этот компонент графика означает «великих людей», духов предков Чжоу, чьего потомка, таким образом, называли Сыном Небес ( tiānzϐ 天子 ). , сын духов предков, составлявших часть самого Неба (однако в период Западного Чжоу этот титул использовался редко). [ 12 ] [ 13 ] Наиболее часто упоминаемые имена в бронзовых надписях Западной Чжоу - король Вэнь и его сын король Ву, которые считались отцами-основателями династии Чжоу. Из бронзовых артефактов, содержащих тексты, девять касаются короля Ву, а семь других говорят о короле Вэне. Эти упоминания обычно сопровождают беседы о Небесном Мандате , что предполагает тесную связь между этой концепцией и двумя ранними правителями. В некоторых надписях два короля упоминаются одной фразой: «Король Вэнь и король Ву»; однако эта дикция появляется только спустя столетия после смерти двух королей, когда Западная Чжоу постепенно пришла в упадок. [ 14 ] Еще в начале периода Западной Чжоу умершие короли считались надзирателями при дворе Ди , которые патрулировали поведение живых королей, о чем свидетельствует текст, написанный во время правления преемника короля Вэня, короля Ву:
После смерти Небес, король (благословен) и одежда, предложенная королю, не (пи) хвасталась перед королем Вэнем, все было угодно Богу, добродетель и талант короля Вэня (находятся) на вершине, сделал нет (пи)
Сяньван Чашэн, а не (Пи)□(?) Ван Чайонг. Бу (Пи) Кэ Ци И Ван СиТянь Ван помог королю, который затем принес грандиозное жертвоприношение великому и блестящему отцу короля, королю Вэню, который угодил своим служением Ди , Всевышнему Господу. Король Вэнь смотрит вниз сверху. Под наблюдением великого и блестящего короля сверху великий и честный король продолжил работу внизу и завершил жертвоприношение своему отцу.
Чжоу также верили, что их умершие короли-основатели обладали дэ 德 , который был милостью Небес, дарованной им для управления сверху. [ 17 ] Кроме того, в некоторых случаях предков отождествляли с самим Небом и приносили соответствующие жертвы. [ 18 ]
Додинастический Чжоу , подчиненное государство Шан, которое позже основало династию Чжоу, приняло религиозные верования Шан, включая веру в силу предков Шан. Короли Шан, такие как Ди И , Тан , У Дин и Тай Цзя, упоминались в надписях на костях оракула додинастического Чжоу, Чжоу регулярно молились им и приносили жертвы. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Тот факт, что народ Чжоу принял духов Шан в качестве своих получателей религиозных почестей, предполагает, что додинастический Чжоу был до падения Шана государством, которое приняло сюзеренитет Шан над собой. [ 22 ]
Натуральные спиртные напитки
[ редактировать ]Классические китайские тексты указывают на то, что цари Западной Чжоу поклонялись различным природным духам как средству поддержания порядка. Однако на самом деле кажется, что естественные божества играли лишь незначительную роль в религии раннего Чжоу, и не считалось, что эти духи влияют на политическую ситуацию или судьбу династии, даже если им приносились особые жертвы. [ 23 ]
Письменные тексты
[ редактировать ]Бронзовые надписи
[ редактировать ]
Бронзовые надписи Западной Чжоу представляют собой основной источник изучения религиозных практик и верований в период раннего династического правления Чжоу. Хотя они и фиксируют исторические факты, их природа была довольно религиозной, и они были созданы для служения в определенном религиозном контексте. Надписи были отлиты в тщательно изготовленные ритуальные сосуды, которые описываются как «вполне вероятно, самые совершенные, дорогие, трудоемкие и красивые вещи, созданные руками человека, которые когда-либо видели их владельцы и работники». [ 24 ] Бронзовые надписи имели эстетическую форму, содержали богатую риторическую литературу и были весьма избирательны с точки зрения предоставляемой информации, служа религиозным целям их владельцев. [ 25 ] Бронзовые надписи Западной Чжоу часто описывают, как король Чжоу проводил ритуалы, вел войну или занимался внутренними делами. Надписи описываются как пропагандистские по своей природе, фиксирующие только соответствующие действия, такие как военные победы. Этот феномен был следствием попыток королевских сублиний сформировать общую идентичность, которая включала бы их собственную легитимность правления. Иными словами, эти надписи не содержали основательных исторических фактов, а лишь то, что имело отношение к царской власти Чжоу и служило религиозно-политическим целям владельцев. [ 26 ]
Бронзовые надписи Западного Чжоу составляют большую часть всех бронзовых надписей, когда-либо сделанных в Китае. В «Цзинвэнь индэ» перечислено 5758 различных надписей на 9916 бронзовых артефактах, большинство из которых были созданы во времена Западного Чжоу. [ 27 ] В большинстве случаев артефакты использовались в качестве жертвенных материалов на протяжении нескольких поколений. Подсчитано, что большинство (70 – 80 %) всех надписей заканчиваются фразой «пусть сыновья сыновей, внуки внуков вечно хранят и используют [этот жертвенный сосуд]» ( 子子孫孫永用 ). [ 28 ] [ 29 ] Значение письма в религиозных целях демонстрируется тем фактом, что Западная Чжоу ограничила использование долговечной бронзы для религиозных текстов, в то время как письмена на светские темы не сохранились подобным образом. [ 30 ]
Надписи на костях оракула
[ редактировать ]Большой процент надписей на костях оракула Чжоу был создан во времена додинастического Чжоу, современника государства Поздний Шан ( ок. 1250 – ок. 1046 до н. э.). Большинство надписей датируются периодом правления последнего короля Шан, хотя даты все еще обсуждаются. [ 21 ] Небольшая часть костей датируется ранним Западным Чжоу. [ 21 ] Эти надписи, несмотря на то, что стиль и каллиграфия отличаются от тех, что были созданы мастерскими Шан в Аньяне , обычно относятся к гадательным записям о жертвоприношениях королям Шан, подобным подлинным надписям Шан. [ 21 ] Кости, обнаруженные в Чжоуюане, включают такие темы, связанные с Шан, в дополнение к другим темам, таким как жертвоприношения додинастическим правителям Чжоу. Еще один корпус из 600 костей был обнаружен в Чжоугунмяо 周公廟 недалеко от Цишаня, Шэньси. Он содержит список фигур ранней истории Чжоу, включая Цзили , короля Вэня , братьев короля Ву и герцога Чжоу , который, вероятно, был тем, кто стоял за описанными гадательными ритуалами. в костях оракула Чжоу. [ 31 ]
Книга Перемен
[ редактировать ]« И Цзин» ( 易經 ), или «Книга Перемен», была самым древним текстом китайской классики. [ 32 ] Книга представляет собой сборник гадательных групп, некоторые из которых, вероятно, сформировались во времена додинастического Чжоу на основе источников, аналогичных пророческим надписям Чжоуюань. Каждая группа начинается с гексаграммы, похожей на бронзу позднего Шана и начала Западной Чжоу, что объясняется в заявлении. За самим заявлением следуют шесть строк, связанных с формированием гексаграммы. [ 32 ] Основным текстом « И Цзин» является « Чжоуи» ( 周易 ), который, вероятно, был сформирован в середине и конце периода Западной Чжоу. [ 32 ] а точнее, к концу 9 века до нашей эры, к началу правления короля Сюаня . [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] Текст, вероятно, использовался в качестве руководства по гаданию во времена Западной Чжоу и продолжал перерабатываться, пока не достиг нынешней формы, вероятно, в четвертом веке до нашей эры. [ 37 ]
Панегирики и гимны
[ редактировать ]« Классик поэзии» ( Шицзин 詩經 ) содержит поэтические произведения Западной Чжоу, в основном гимны и панегирики. Разделы, относящиеся к Западному Чжоу, - это « Гимны Большого двора» ( Dàyώ 大雅 ; 9–8 вв. до н.э.), Гимны Малого двора ( Xiǎoyَ 小雅 ; 9–8 вв. до н.э.) и Восхваления Чжоу ( Zōusòng 周頌 ; 11–8 вв. до н.э.). 10 век до н.э.), старше других разделов, составленных позже. чем Западная Чжоу в VIII и VII веках до нашей эры. [ 38 ] [ 39 ] Большинство произведений « Гимнов малого двора» и « Гимнов большого двора» были написаны в период Западной Чжоу, хотя некоторые могли быть написаны в период весны и осени . [ 40 ] « Похвалы Чжоу» являются старейшими панегириками среди тех, что посвящены трем первым династиям Китая, и состоят из песен, созданных и исполняемых во время ранних ритуалов предков Западной Чжоу, причем самые старые из них, вероятно, датируются завоеванием Чжоу Шана ( ок. 1046 г.) . э.), а самые молодые из них были гораздо более поздними. [ 41 ] Некоторые гимны и панегирики Западной Чжоу, традиционно приписываемые ранним королям, на самом деле представляют собой поздние произведения Западной Чжоу, призванные увековечить память деятелей, которых они восхваляли. Эти стихотворения, возможно, представляют собой реконструированные образы речей и поступков раннего правителя, связывающие прошлое и настоящее с целью воздать должное героям, находящимся в центре внимания. [ 42 ] Эти поэтические произведения содержат богатый источник ранней китайской литературы с различными примерами романтизированных стихов и ритмических дикций. [ 43 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кук и Голдин (2016) , стр. 32–33.
- ^ Крил (1970) .
- ^ Ли (2013) , с. 142.
- ^ Харари (2015) , с. 219.
- ^ Шторм (2011) , с. 233.
- ^ Ли (2013) , с. 143.
- ^ Ли (2013) , с. 143-144.
- ^ Здесь (1990) , стр. 100–100. 23–27.
- ^ Дидье (2009) , с. 9, Том. III.
- ^ Jump up to: а б Дидье (2009) , с. 10, Том. III.
- ^ Ли (2013) , с. 145.
- ^ Крил (1970) , с. 502, Том. Я.
- ^ Керн (2009) , с. 148.
- ^ Керн (2009) , стр. 149–150.
- ^ Гао (1996) , стр. 373.
- ^ Один (2012) , с. 6.
- ^ Kryukov (1995) , p. 320.
- ^ Деньги (1994) , с. 176.
- ^ Шэньси Чжоуюань Каогудуй (1979) , стр. 38–43.
- ^ Сюй и Линдуфф (1988) , стр. 46–49.
- ^ Jump up to: а б с д Ли (2013) , стр. 117.
- ^ Один (2009) , стр. 97.
- ^ Один (2009) , с. 99.
- ^ фон Фалькенхаузен (1999) , с. 146.
- ^ Керн (2009) , с. 152.
- ^ Керн (2009) , с. 153.
- ^ Керн (2009) , с. 147.
- ^ Керн (2009) , с. 154.
- ^ Сюй (1936) , стр. 1–44.
- ^ Керн (2009) , с. 155.
- ^ Ли (2013) , с. 118.
- ^ Jump up to: а б с Ли (2013) , с. 157.
- ^ Шонесси (1983) , с. 219.
- ^ Смит (2012) , с. 22.
- ^ Ратт (1996) , стр. 32–33.
- ^ Кнехтгес (2014) , с. 1885.
- ^ Ли (2013) , стр. 157–158.
- ^ Добсон (1964) , с. 323.
- ^ Бакстер (1992) , стр. 355–356.
- ^ Ли (2013) , с. 159.
- ^ Ли (2013) , стр. 159–160.
- ^ Керн (2009) , стр. 150–151.
- ^ Керн (2009) , с. 151.
Библиография
[ редактировать ]- Ли, Фэн (2013). Ранний Китай: социальная и культурная история . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521895521 .
- Дидье, Джон К. (2009). «На площади и за ее пределами: небо и сила веры в Древнем Китае и мире, ок. 4500 г. до н.э. - 200 г. н.э.». Китайско-платонические статьи (192). Виктор Х. Майр. Том I: Древний евразийский мир и небесная ось , Том II: Представления и идентичности высших держав в неолитическом и бронзовом Китае , Том III: Земные и небесные трансформации в Чжоу и раннеимперском Китае
- Крил, Херли Г. (1970). Истоки государственного управления в Китае . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-12043-0 .
- Керн, Мартин (2009). «Бронзовые надписи, Шицзин и Шаншу: эволюция жертвоприношений предков во времена Западного Чжоу». В Джоне Лагервее; Марк Калиновски (ред.). Ранняя китайская религия, часть первая: от Шан до Хань (1250 г. до н.э. – 220 г. н.э.) . Лейден/Бостон: Брилл.
- Харари, Юваль Ной (2015). Sapiens: Краткая история человечества . Перевод Харари, Юваль Ной ; Перселл, Джон; Вацман, Хаим . Лондон: Penguin Random House UK. ISBN 978-0-09-959008-8 . OCLC 910498369 .
- Шторм, Рэйчел (2011). Суделл, Хелен (ред.). Мифы и легенды Индии, Египта, Китая и Японии (2-е изд.). Вигстон, Лестершир: Книги Лоренца.
- Кук, Констанс А.; Голдин, Пол Р. (2016), Справочник по древним китайским бронзовым надписям , Беркли: Общество изучения раннего Китая
- Гао, Мин (1996), Чжунго guwenzixue tonglun , Пекин: Wenxue chubanshe, ISBN 9787301022863
- Ино, Роберт (2012), Надписные записи Западной Чжоу , Университет Индианы
- Крюков, Василий (1995). «Символы власти и коммуникации в доконфуцианском Китае (об антропологии Дэ), предварительные предположения». Бюллетень Школы востоковедения и Африки . 58 (2): 314–333. дои : 10.1017/S0041977X0001079X .
- Шэньси Чжоуюань Каогудуй Археологическая группа Шэньси Чжуюань (1979), Надписи на костях оракула времен ранней династии Чжоу обнаружены в деревне Фэнчу, Цишань, Шэньси. , культурные реликвии (на китайском языке)
- Ино, Роберт (2009). «Государственная религия Шан и Пантеон текстов оракула». В Лагервее, Джон; Калиновский, Марк (ред.). Ранняя китайская религия: Часть первая: Шан через Хань (1250 г. до н.э. – 220 г. н.э.) . Брилл. ISBN 978-9004168350 .
- Сюй, Чо-юн; Линдафф, Кэтрин М. (1988). Западная чжоуская цивилизация . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Йельского университета . ISBN 978-0300037722 .
- Ван Цзихуай Ван Цзихуай (1994), Чжунго юаньгу цзи сандай цзунцзяо ши Древний Китай и религиозная история трех династий (на китайском языке), Пекин: Жэньминь чубанше, ISBN 9787010017570
- Ино, Роберт (1990), Конфуцианское сотворение небес: философия и защита ритуального мастерства , State University of New York Press, ISBN 978-0791401910
- фон Фалькенхаузен, Лотар (1999). «Позднее государство Западной Чжоу». Китайские исследования (Смеси китаеведения г-на Жан-Пьера Дьени [1]) . 18 (1–2).
- Сюй, Чжуншу (1936). «Цзинвэнь гуси шили». Вестник Института истории и филологии . 6 (1).
- Шонесси, Эдвард (1983). Композиция «Чжоуи» (Диссертация). Стэнфордский университет.
- Ратт, Ричард (1996). Книга перемен (Чжоуи): документ бронзового века . Ричмонд: Керзон. ISBN 0-7007-0467-1 .
- Смит, Ричард Дж (2012). И Цзин: Биография . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-14509-9 .
- Кнехтгес, Дэвид Р. (2014), « И цзин» 易經 [Классика перемен]», в Кнехтгес, Дэвид Р.; Чанг, Тайпин (ред.), Древняя и раннесредневековая китайская литература: Справочное руководство , том. 3, Лейден: академический паб Brill, ISBN 978-90-04-27216-3
- Добсон, ВАХ (1964). «Лингвистические данные и датировка Книги песен». Тунг Пао . 51 (4–5): 322–334. дои : 10.1163/156853264x00028 . JSTOR 4527607 .
- Бакстер, Уильям Х. (1992). Справочник по древнекитайской фонологии . Берлин: Мутон де Грюйтер. ISBN 978-3-11-012324-1 .