Шуламит Бат-Дори
Шуламит Бат-Дори | |
---|---|
Иврит : Суламит Бат-Дори. | |
Рожденный | Шуламит Гутгельд 7 декабря 1904 г. |
Умер | февраль 1985 г. (80 лет) |
Место захоронения | Мишмар ха-Эмек, Израиль |
Образование | Бакалавр театрального искусства, Тель-Авивский университет |
Род занятий | и продюсер кибуца Режиссер , драматург, директор танцевальных фестивалей, профессор театра |
Годы активности | 1934–1980 |
Организация | Кибуц ХаАрци Компания |
Известный | Кибуцный театр |
Движение | Хашомер Хацаир |
Супруг | Реувен Зив |
Дети | 2 |
Родители) | Джозеф и Хелен Гутгельд |
Родственники | Мордехай Бентов (брат) |
Шуламит Бат-Дори ( иврит : Шуламит Бат-Дори ) (7 декабря 1904 — февраль 1985; урожденная Гутгельд ) [ 1 ] был польско-израильским драматургом, кибуцного режиссером и продюсером театра, а также директором танцевальных фестивалей. Член социалисто-сионистского движения Хашомер Хацаир и его кибуца Мишмар ха-Эмек , она познакомила Палестину с политическим театром , написав и поставив пьесы, которые укрепили идеологию кибуцного движения . Она была известна своими масштабными выступлениями под открытым небом, в которых участвовали сотни членов кибуца и привлекали тысячи зрителей. Она представляла Израиль на международных конференциях и была профессором театрального факультета Тель-Авивского университета с 1965 по 1974 год.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Шуламит Гутгельд родилась в ассимилированной еврейской семье в Варшаве . Ее отец, Джозеф Гутгельд, вырос в богатом доме харедим и женился в возрасте 16 лет. После рождения двоих детей в возрасте 21 года он отказался от ортодоксального иудаизма , бросил жену и детей и переехал в Варшаву. без каких-либо средств поддержки. В 1899 году он женился на Элен, ассимилированной еврейке из финансово благополучной семьи. У пары было двое детей, Мордехай (1900 г.р.) и Суламит. Джозеф покончил жизнь самоубийством в 1922 году. В конце концов Хелен переехала в Израиль и умерла в 1958 году. [ 1 ]
Шуламит в раннем возрасте познакомилась с классической музыкой, театром и танцами, а также получила частное репетиторство по немецкому и французскому языкам. [ 1 ] Окончив гимназию , поступила в Варшавский университет , изучая философию и психологию. в 16 лет [ 1 ]
Ее брат, ставший известным как Мордехай Бентов , изучавший право в Варшавском университете, был лидером варшавского отделения Социалистически-сионистского движения Хашомер Хацаир . Он призвал Шуламит присоединиться к организации, и она начала ставить пьесы вместе с более молодыми участниками. В 1920 году Мордехай совершил алию в Подмандатную Палестину, а Суламит последовала за ним в 1923 году. Они оба стали членами кибуца Мишмар ха-Эмек , поселения Хашомер Хацаир. Мордехай начал политическую карьеру, будучи одним из подписантов Декларации независимости в 1948 году и депутатом Кнессета . [ 1 ]
Шуламит сначала работала маляром и водила трактор в Афуле . На празднование Международного дня трудящихся 1 мая члены кибуца попросили ее поставить спектакль. Сценарий «Хлеба» она написала за три часа. , были задействованы сорок из восьмидесяти членов кибуца В постановке, в которой принял участие приезжий американский писатель Уолдо Франк . [ 1 ]
Вместе с Яаковом Хазаном , с которым она впервые встретилась в Варшаве, Суламит вернулась в Польшу в качестве эмиссара Хашомер Хацаир и работала консультантом для девочек старшего возраста в отделениях движения. [ 1 ]
Театральная карьера
[ редактировать ]В 1930 году она отправилась в Европу, чтобы изучать танец у Рудольфа фон Лабана и театральное искусство у Макса Рейнхардта и Эрвина Пискатора . Она также узнала о «театре для масс» и политическом театре и овладела этим жанром. [ 1 ]
В 1934 году она вернулась в Палестину, называя себя теперь Шуламит Бат-Дори. [ 1 ] Она начала играть в Театре Матате, «маленьком политическом кабаре», а затем вернулась в Мишмар ха-Эмек, чтобы основать кибуцный театр, что было необычной концепцией для того времени. В то время как другие члены протестовали против того, чтобы кибуц был сосредоточен исключительно на сельском хозяйстве, Бат-Дори хотел использовать художественную форму в политических целях. Первая постановка компании кибуца ХаАрци была посвящена проблемам, с которыми сталкиваются новые иммигранты . Другая постановка, « Когда ты, простой человек, отправился в путь» , вызвала настолько враждебную реакцию в правых кругах, что власти британского мандата запретили ее показ «по соображениям общественной безопасности». Ее пьеса «Процесс» , основанная на арабском восстании 1936–39 годов в Палестине , также подверглась цензуре со стороны британцев; он был поставлен Jüdischer Kulturbund в Берлине в мае 1938 года. [ 1 ]
Бат-Дори написала большую часть своих сценариев и была пионером в «сценическом искусстве и сочетании постановки и хореографии», которые до этого были неизвестны в Палестине. [ 1 ] Ее видение кибуцного театра заключалось в том, чтобы осуществить «своего рода общественный психоанализ, концентрируя усилия всего сообщества на реальной исторической теме со смыслом и посланием, особенно подходящими для определенного времени и места». [ 1 ] Например, ее адаптация Говарда Фаста » « Моих славных братьев , поставленная к 25-летию Гивата Бреннера в 1953 году, стремилась провести параллель между недавней войной Израиля за независимость и древним восстанием Маккавеев . Таким образом, это способствовало развитию идеологии Кибуцного движения по переосмыслению древних еврейских религиозных обрядов и праздников в современном, светском контексте и создавало впечатление «социальной и экономической мощи» кибуца. [ 2 ]
Будучи членом кибуца, Бат-Дори могла заручиться услугами сотен членов кибуца из одного или нескольких общинных поселений для своих постановок. [ 1 ] [ 3 ] Для «Моих славных братьев » она собрала актерский состав и съемочную группу из 1000 человек, включая «актеров, строителей, плотников, электриков, сценографов и портних» из Гивата Бреннера, которые в совокупности вложили в проект более 3000 рабочих дней. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Она также вынесла действие и публику на улицу, возведя настоящую деревню, посадив деревья и построив открытый амфитеатр на близлежащем склоне холма. [ 6 ] [ 5 ] В других постановках под открытым небом она «перемещала холмы, выкорчевывала и пересаживала древние деревья» и использовала окружающие горы в качестве естественного фона . [ 7 ] Аудитория этих постановок на открытом воздухе была огромной: шоу Гивата Бреннера привлекло 10 000 зрителей, как и постановка Бат-Дори « Тилль Уленшпигель» на открытом воздухе в 1955 году . [ 8 ]
Бат-Дори продолжил дальнейшее театральное образование в 1960-х годах, включая курс у Ли Страсберга в Актерской студии в Нью-Йорке в 1960 году, курс у Бертольта Брехта в Берлине в 1961 году и курс по техническому освещению и звуку во Франции в 1964 году. Она получила степень бакалавра на факультете театрального искусства Тель-Авивского университета . [ 9 ] Несмотря на свое профессиональное образование, Бат-Дори никогда не работала в профессиональном театре. Однако некоторые из ее пьес были поставлены в Театре Охель , Камерном театре и на сцене кибуца в Израиле; другие были исполнены в США, Европе и Южной Африке. [ 1 ] Всего она написала 13 пьес и поставила 15. [ 1 ]
Бат-Дори также руководил двумя фестивалями национального танца и двумя народного танца фестивалями . Она руководила двумя последними национальными танцевальными фестивалями, проходившими в кибуце Далия , в 1958 и 1968 годах. [ 10 ] [ 11 ] В постановке 1958 года приняли участие 1500 танцоров, а фестиваль 1968 года собрал 3000 танцоров и 60 000 зрителей. [ 12 ] В эти фестивали Бат-Дори и директор проекта Гурит Кадман поощряли включение малоизвестных народных танцев евреев Ливии и евреев Атласских гор . [ 12 ] [ 13 ] Бат-Дори также руководил двумя фестивалями народного танца, которые проходили в Тель-Авиве , Иерусалиме и Хайфе в 1961 и 1963 годах под названием «С края земли» . [ 11 ]
Другая деятельность
[ редактировать ]Бат-Дори написал сценарий к израильскому фильму «Дим'ат Ханехама Хагедола» ( «Слёзы утешения» , 1947). [ 14 ]
С 1965 по 1974 год она была профессором режиссуры и актерского мастерства на театральном факультете Тель-Авивского университета . [ 9 ] После этого она предприняла исследование воздействия «театра масс». [ 1 ]
В 1980 году она опубликовала книгу рассказов под названием «Ка-зот ло тифрах од ле-олам» ( «Никто, подобный ей, никогда больше не расцветет »). [ 1 ] [ 15 ]
Членство
[ редактировать ]Она была членом Общественного совета по культуре и искусству с 1960 по 1970 и с 1974 по 1979 год, а также членом Совета фольклорных трупп и культурного обмена Министерства иностранных дел с 1965 по 1980 год. Она представляла Израиль на конференциях Международный театральный институт . [ 9 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1939 году она вышла замуж за Реувена Зива; у пары были сын и дочь. Их сын умер в шесть лет. [ 1 ] Их дочь Орна Сапир Кам была художественным руководителем 17-го Национального молодежного театрального фестиваля в Бат-Яме в 2011 году. [ 16 ]
Бат-Дори умер в феврале 1985 года и был похоронен в Мишмар ха-Эмек. [ 1 ] Ее брат Мордехай умер месяцем ранее. [ 17 ] и также был похоронен в кибуце. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Кармель-Хаким, Эстер (1 марта 2009 г.). «Шуламит Бат-Дори» . Еврейские женщины: Комплексная историческая энциклопедия . Еврейский женский архив . Проверено 30 декабря 2016 г.
- ^ Гаврон 2000 , стр. 62–63.
- ^ Вопрос 1971 г. , с. 1114.
- ^ Шаков 1963 , с. 142.
- ^ Jump up to: а б Гаврон 2000 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Кешет, Шула (2002). «Эпоха невинности: «Мои славные братья» в кибуце Гиват Бреннер, сентябрь 1953 года» (PDF) . Израиль: исследования сионизма и государства Израиль / История, общество, культура (1). Тель-Авивский университет : 119.
- ^ Коханский 1969 , с. 275.
- ^ Сэмюэлс, Леон (1956). «Еврейское рабочее движение» . Еврейский ежеквартальный журнал . 3 (3): 37.
- ^ Jump up to: а б с «Шуламит Бат-Дори (1904–1985)» [Шуламит Бат-Дори (1904–1985)]. Лексикон современной еврейской литературы (на иврите). Университет штата Огайо . Проверено 1 января 2017 г.
- ^ Ингбер 2011 , с. 166.
- ^ Jump up to: а б Горен-Кадман, Аяла (1 марта 2009 г.). «Этнический танец в ишуве и Израиле: 1900–2000» . Еврейские женщины: Комплексная историческая энциклопедия . Еврейский женский архив . Проверено 1 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Ингбер 2011 , с. 167.
- ^ Губер 1972 , стр. 49–53.
- ^ Лиман 2003 , стр. 255–6.
- ^ Бат-Дори 1980 .
- ^ Декель, Айелет (27 марта 2011 г.). «17-й Национальный молодежный театральный фестиваль Бат-Ям: 3–5 апреля 2011 г.» . Полуночный Восток . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ «Мордехай Бентов умер в 84 года» . Еврейское телеграфное агентство . 21 января 1985 года . Проверено 30 декабря 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Бат-Дори, Суламит (1980). Казот л'о тифрах 'од ле-'олам: Сипурим [ Никто, подобный ей, никогда больше не расцветет ] (на иврите). Кибуц Ха-Арзи ха-Шомер Хацаир.
- Гаврон, Дэниел (2000). Кибуц: пробуждение от утопии . Роуман и Литтлфилд. ISBN 0847695263 .
- Губер, Ривка (1972). Только Путь . Массада.
- Ингбер, Джудит Брин (2011). Увидеть израильский и еврейский танец . Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 978-0814333303 .
- Коханский, Мендель (1969). Еврейский театр: первые пятьдесят лет его существования . Издательство Ктав.
Шуламит Бат-Дори.
* Лиман, Оливер, изд. (2003). Сопутствующая энциклопедия фильмов Ближнего Востока и Северной Африки . Рутледж. ISBN 1134662521 . - Патай, Рафаэль, изд. (1971). Энциклопедия сионизма и Израиля . Том. 2. Герцль Пресс. ISBN 9780070796355 .
- Шаков, Зара (1963). Театр в Израиле . Герцль Пресс.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эйтан, Ревитал (2013). Шуламит Бат . -Театр Дори (на иврите) Сафра. OCLC 875191104 .