Ударный охранник
![]() Человек, играющий на утогардоне. | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Другие имена | плотва |
Классификация | хордофон |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 321.322 |
Связанные инструменты | |
виолончель |
Утогардон , также называемый гардон , гордуна , гардонь , утёсгардон , текеньёгардон , — народный музыкальный инструмент, на котором играют в Венгрии и Румынии (регионы Трансильвании и, в меньшей степени, Молдавии ). Хотя внешне он похож на виолончель , на нем играют ударно: вместо смычка игрок перебирает и бьет палкой по струнам. В румынском регионе Банат это была настоящая виолончель, и игра была похожа — перебирание и удары по струнам.
Описание
[ редактировать ]Корпус этого относительно большого струнного инструмента, обычно вырезанного из цельного куска клена, тополя или ивы, напоминает классические струнные инструменты, с плоской или слегка выпуклой задней и верхней декой, но с гораздо более толстой древесиной. Есть четыре, а иногда и три струны, по которым бьют смычком, напоминающим палку длиной примерно 40 см и диаметром 2 см. В четырехструнной версии три более толстые струны соответствуют струне G контрабаса, а более тонкая струна, используемая в качестве щипковой, соответствует струне D или G виолончели. В настоящее время наиболее распространенный строй струн D – D – D – d; раньше на трехструнных инструментах строй часто был D – d – g; Д – д – а; Добавлять.
Использовать
[ редактировать ]Игра палкой вместо смычка обеспечивает гудящий аккомпанемент. [ 1 ] В гардоне регулярно, хотя и не исключительно, играет женщина, часто жена солиста (скрипача). [ 2 ] который научит ее или кого-нибудь из своих близких родственников играть на ней или при случае наймет кого-нибудь для этой цели.
Культурное происхождение
[ редактировать ]В музыкальном плане есть сходство между ансамблями скрипок-гардонов венгров и некоторых цыган в Трансильвании и зурной - давулом, широко распространённым на Балканах, в Анатолии и на Ближнем Востоке. В Гардоне в основном играли Секели , венгерская этническая группа в Трансильвании. [ 1 ] и чангош из региона Дьим. [ 3 ] О прошлом инструмента можно только догадываться, возможно, он играл роль барабанов для танцевального сопровождения 17-го или 18-го века, которые использовались для сопровождения турецкого свистка и по которым с двух сторон наносили два разных удара - толстый и тонкий. Битая виолончель также использовалась в румынском Банате до 1980-х годов. Румынское название этого инструмента было «бандэ», и игра была похожа — одной рукой его щипали, а другой били. [ 4 ] [ 5 ] Под названием «гордон» он до сих пор используется в Биказ . регионе [ 6 ] Похожий струнный инструмент, по которому ударяют палкой, — это бубен Беарна на юге Франции, на котором музыкант играет одной рукой, одновременно играя на одноручной флейте, называемой галубе .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сендрей, Янка (2009). «Венгрия» . Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета . Проверено 18 сентября 2014 г.
- ^ Уилкинсон, Ирен Кертес (2009). « Цыганская музыка [рома-синти-путешественник]» . Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета . Проверено 18 сентября 2014 г.
- ^ Курти, Ласло (2000). «Путь Талтоса: критическая переоценка специалиста по религиозной магии» (PDF) . Studia Mythologica Slavicaiii (на английском и словенском языках). III : 89–114. дои : 10.3986/sms.v3i0.1829 . Альтернативный URL: https://ojs.zrc-sazu.si/sms/article/view/1829 .
- ^ Румынские традиционные инструменты: Описательный альбом / Проф. университет Доктор Овидиу Папана. Тимишоара, Издательство Банатул, 2006 г.
- ^ Папана, Овидиу, 2011, «Избитая» виолончель (оркестр), в Ежегоднике Института этнографии и фольклора «Константин Брэилойу», Издательство Румынской академии, Том 22, стр. 50
- ^ «Гордон – хит-виолончель | страницы Элизника» .