Адольфо Фарсари

Адольфо Фарсари (англ. Итальянское произношение: [aˈdolfo Farˈsaːri] ; 11 февраля 1841 — 7 февраля 1898) — итальянский фотограф из Иокогамы , Япония . Его студия , последняя известная студия в Японии, принадлежащая иностранцам, была одной из крупнейших и наиболее плодовитых коммерческих фотофирм страны. Во многом благодаря требовательным техническим стандартам и его предпринимательским способностям Фарсари оказал значительное влияние на развитие фотографии в Японии.
После короткой военной карьеры, в том числе службы в Гражданской войне в США , он стал успешным предпринимателем и коммерческим фотографом. Его фотографические работы пользовались большим уважением, особенно его раскрашенные вручную портреты и пейзажи, которые он продавал в основном иностранным жителям и гостям страны.
Изображения Фарсари широко распространялись, представлялись или упоминались в книгах и периодических изданиях, а иногда и воссоздавались художниками в других средствах массовой информации; они сформировали иностранные представления о людях и местах Японии и в некоторой степени повлияли на то, как японцы видели себя и свою страну.
Ранние годы
[ редактировать ]Адольфо Фарсари родился в Виченце , Ломбардия-Венеция (тогда часть Австрийской империи , сейчас в Италии). Он начал карьеру в итальянской армии в 1859 году, но эмигрировал в Соединенные Штаты в 1863 году. Будучи ярым сторонником отмены смертной казни , [1] Фарсари служил в армии Союза в качестве солдата добровольческой кавалерии штата Нью-Йорк до конца Гражданской войны в США . Он женился на американке, но брак распался, и в 1873 году он оставил жену и двоих детей и переехал в Японию. [2]
Базируясь в Иокогаме, Фарсари заключил партнерство с EA Sargent. Их фирма Sargent, Farsari & Co. торговала принадлежностями для курения, канцелярскими принадлежностями, визитными карточками, газетами, журналами и романами, японскими и английскими разговорниками, словарями, путеводителями, картами и фотографиями Японии. Автор этих фотографий остается неизвестным, но Фарсари был создателем по крайней мере некоторых карт, в частности Мияноситы (в курортной зоне Хаконе ) и Иокогамы. [3] После того, как его партнерство с Сарджентом закончилось, компания, ныне A. Farsari & Co. , опубликовала последовательные издания « Путеводителя Килинга по Японии» , а сам Фарсари написал и опубликовал японские слова и фразы для использования незнакомцами . [4] Фирма была одним из самых плодовитых издателей материалов для помощи путешественникам: к июлю 1880 года она выпустила свой первый путеводитель по Японии. [5]
Фотокарьера и студия
[ редактировать ]Фарсари расширил свои деловые интересы до коммерческой фотографии и начал изучать фотографию в 1883 году. В 1885 году он заключил партнерство с фотографом Тамамурой Козабуро, чтобы приобрести студию Stillfried & Andersen (также известную как Японская фотографическая ассоциация ), в которой работало около 15 японских сотрудников. [6] В фонде студии были изображения Феличе Беато , которые она приобрела вместе со студией Беато в 1877 году. [7] Неясно, как долго продолжалось партнерство Тамамуры и Фарсари, поскольку в течение нескольких лет они конкурировали друг с другом. Фарсари еще больше расширил свой бизнес в 1885 году, когда Yokohama Photographic Company (принадлежащая Дэвиду Уэлшу) закрылась, а Фарсари приобрел ее помещение (по соседству со своим собственным) и переехал туда. [8] Помимо своей студии в Иокогаме, Фарсари, вероятно, имел агентов в Кобе и Нагасаки . [9] К концу 1886 года Фарсари и китайский фотограф Тонг Чеонг были единственными иностранными коммерческими фотографами, все еще работавшими в Японии, а в следующем году ушел даже Тонг Чеонг. [10]
Фарсари В феврале 1886 года пожар уничтожил все негативы , и затем он пять месяцев гастролировал по Японии, делая новые фотографии взамен им. Он вновь открыл свою студию в 1887 году. Несмотря на потери во время пожара, к 1889 году фонд Фарсари насчитывал около 1000 японских пейзажей и жанровых портретов. [11]

Следуя нововведениям Феличе Беато и барона Раймунда фон Стиллфрида , Фарсари еще больше развил торговлю фотоальбомами . Его студия обычно производила монохромные альбуминовые отпечатки в стиле сепии , которые раскрашивались вручную и крепились на листы альбомов. Эти страницы часто украшались вручную и переплетались между обложками из шелковой парчи или лаковых досок, инкрустированных слоновой костью, перламутром и золотом. [12] Как и его современники, Фарсари обычно подписывал и нумеровал свои фотографии на изображениях, часто белыми буквами на черном фоне. [13]
Фарсари продал многие из этих фотоальбомов, особенно иностранным жителям и гостям. Он нанимал отличных художников, каждый из которых создавал высококачественные работы, раскрашивая по два-три отпечатка вручную в день. [14] Фарсари позаботился о том, чтобы цвета были реалистичными и использовались лучшие материалы. Соответственно, его работы были дорогими, но популярными и часто хвалились клиентами и гостями Японии, и даже получил восторженную оценку от Редьярда Киплинга после его визита в Иокогаму в 1889 году. [15] роскошный фотоальбом В том же году Фарсари подарил королю Италии . [16] К 1890-м годам высокая репутация студии принесла ей эксклюзивные права на фотографирование Императорских садов в Токио . [17]
Потенциальные колористы A. Farsari & Co. брали интервью у самого Фарсари, который удостоверился, что они знакомы с живописи японскими техниками . После приема на работу им давали неоплачиваемое обучение в течение нескольких месяцев, а затем базовую зарплату, которая постоянно увеличивалась по мере того, как Фарсари становился удовлетворен своей работой. Способный и преданный колорист мог зарабатывать вдвое больше, чем в других студиях Иокогамы, и удвоить свою дневную ставку за работу по воскресеньям. Колористы также регулярно получали бонусы и подарки. С другой стороны, Фарсари в письме сестре жаловался, что для мотивации своих сотрудников ему приходится бесить, ругаться и избивать их, что он и делает по установленному графику. К 1891 году в A. Farsari & Co. работало 32 сотрудника, 19 из которых были художниками-раскрасками. [18]

В 1885 году у Фарсари родилась дочь Кику от японки, на которой он, возможно, не был женат. Он описывал себя как мизантроп, общающийся с очень немногими людьми вне бизнеса, и его переписка показывает, что он все больше надеялся вернуться в Италию. Он пытался вернуть итальянское гражданство, утраченное при эмиграции в США, и даже надеялся стать кавалером и тем самым примкнуть к итальянской аристократии . Его успех в этих начинаниях неясен. Тем не менее в апреле 1890 года он с дочерью уехал из Японии в Италию. 7 февраля 1898 года Фарсари умер в своем семейном доме в Виченце . [19]
После отъезда Фарсари из Японии в 1890 году его студия продолжала работать и даже числилась его владельцем до 1901 года, когда Тонокура Цунэтаро владельцем стал . Тонокура, которого Фарсари знал с середины 1870-х годов, долгое время руководил повседневной работой студии. В 1904 году Тонокура покинул бизнес, чтобы открыть собственную студию, и новым владельцем стал другой из бывших сотрудников Фарсари, Ватанабэ Токутаро , но его сменил бывший секретарь Фукагава Итомаро . Бизнес был окончательно зарегистрирован как японская компания в 1906 году и продолжал работать по крайней мере до 1917 года, а возможно, и до 1923 года, года, когда Иокогама была практически разрушена Великим землетрясением Канто . A. Farsari & Co. была последней известной фотостудией, принадлежащей иностранному владельцу, работавшей в Японии. [20]
Фарсари и Иокогама Шашин
[ редактировать ]Фарсари выразил свой взгляд на фотографию в письме сестре, написав: «Фотосъемка — это всего лишь механическая вещь». Описывая свое развитие как фотографа, он писал: «У меня не было настоящих учителей, я всему учился из книг. Я купил все необходимое оборудование и без чьей-либо помощи печатал, фотографировал и так далее. учил других». [21]
Фарсари не работал изолированно. Работы (особенно раскрашенные вручную) и практики многих иностранных и японских коммерческих фотографов, работавших в Иокогаме с 1860-х по 1880-е годы, получили название Йокогама-сяшин (буквально «йокогамские фотографии» или «фотография»). Фарсари и другие его специалисты – особенно Беато, Стилфрид, Тамамура, Кусакабэ Кимбей , Огава Кадзумаса и Учида Куичи – создали работы, которые по своей тематике, композиции и колорите представляют собой поразительное сочетание традиций и техник западной фотографии с японскими. художественные традиции, особенно укиё-э . [22] Эти фотографы также предоставили ключевые изображения, благодаря которым Япония эпохи Мэйдзи и японцы были известны людям в других странах. [23] Их изображения также изменили взгляд японцев на свою страну. Посредством своих изображений иностранные фотографы рекламировали интересующие их сайты, иногда привлекая внимание японцев к до сих пор забытым местам. Одним из них был ныне важный «Дайбуцу» (Великий Будда) в Котоку-ин , Камакура . [24] Аналогичным образом, фотографии мавзолеев Тосё-гу, сделанные Фарсари и другими, сделали это некогда закрытое место знакомым более широкой аудитории. [25]


Фарсари и другие коммерческие фотографы XIX века обычно концентрировались на двух типах сюжетов: пейзажах Японии и «манерах и обычаях» ее жителей. Такие сюжеты и способы их буквального и переносного оформления были выбраны с учетом иностранного вкуса; и причина этого, помимо индивидуальной эстетики, видения и предубеждений фотографа, во многом была связана с экономикой. [12] Изготовление фотографий было дорогим, и, соответственно, их покупка была дорогой. В Японии 1870-х годов портретная фотография обычно стоила половину рё «за душу» — примерно месячную зарплату ремесленника. [26] При таких ценах немногие японцы могли позволить себе фотографии, а клиентура фотографов в основном состояла из иностранных жителей европейских и американских анклавов: [27] колониальные администраторы, миссионеры, торговцы и военные. К началу 1870-х годов к их числу присоединились туристы. Чтобы обратиться к этой клиентуре, фотографы часто инсценировали и придумывали сцены, которые они фотографировали, особенно портреты, изображающие «манеры и обычаи». [28]
В 1885 году Чарльз Дж. С. Макин использовал некоторые взгляды Фарсари для иллюстрации своего путевого отчета « Страна восходящего солнца: краткий отчет о Японии и японцах». [29] Поскольку фотомеханическая печать все еще находилась в зачаточном состоянии, художники и иллюстраторы часто создавали работы на основе фотографий. Например, Чарльза Виргмана многочисленные гравюры для Illustrated London News были сделаны на основе изображений друга и бывшего партнера Виргмана Феличе Беато. Иногда связь между произведением искусства и его фотографическим исходным материалом была менее явной: Луи-Жюля Дюмулена картина маслом 1888 года «Фестиваль мальчиков из Утеса, Иокогама» [так в оригинале] (теперь в Киото называется «Карповые баннеры ») во многом основана на фотографии Фарсари «Гионмачи», Киото (теперь его часто называют «Вид на Сидзё-дори», Киото ); [30] хотя нарисованное изображение сильно напоминает фотографический источник, в названии изменено расположение объекта.
В эпоху коллодионного процесса , до появления менее требовательных фотографических технологий ( желатиново-серебряный процесс , фотопленка и камеры меньшего размера) и последующего роста любительской фотографии, коммерческие фотографы, такие как Фарсари, имели особое значение для записи событий и видов. . В Японии до 1899 года такие фотографы имели еще большее значение, поскольку правительство требовало от иностранцев получения пропусков для поездки во внутренние районы, а коммерческие фотографы, базирующиеся в Японии, могли легче получить доступ и предоставить редкие изображения запретных зон. [31] Однако к 1889 году, по оценкам Фарсари, около половины всех посетителей Иокогамы были фотографами-любителями; даже если это было преувеличением, присутствие растущего числа фотографов-любителей явно влияло на бизнес коммерческой фотографии. Чтобы побудить фотографов-любителей посетить его студию и, возможно, купить его товары, Фарсари предоставил бесплатное пользование темной комнатой. [32]

Атрибуция фотографий Фарсари часто затруднена, потому что фотографы XIX века часто приобретали изображения друг друга и продавали их под своими собственными именами. Это может быть связано с обычным обменом фотографиями и негативами между различными коммерческими фотографами или с количеством любителей-фрилансеров, которые продали свои работы более чем одной студии. [33] Таким образом, фотография, идентифицированная как Фарсари, на самом деле может принадлежать Беато, Стиллфриду и Андерсену или Кусакабе. [34] В качестве примера можно привести фотографию дочери офицера , которую по-разному приписывают Фарсари, Стилфриду, Кусакабе или даже Сузуки Синъити . [35]
Жизнь А. Фарсари и компании охватила переход японской фотографии от раннего участия и влияния иностранных фотографов к появлению независимой, исконной японской фотографической идентичности. Следуя за первым поколением фотографов, фирма внесла значительный вклад в развитие коммерческой фотографии в Японии, подчеркивая качество материалов, совершенствуя практику представления фотографий в альбомах (которые сами по себе стали объектами искусства) и эффективно используя Собственные туристические публикации Фарсари для продвижения работ его фотостудии – ранний, второстепенный пример вертикальной интеграции . [36]
Оценки его работы
[ редактировать ]
В свое время работы А. Фарсари и Ко пользовались большим уважением и популярностью. Помимо одобрения Киплинга, фотограф и плодовитый фотограф-фотограф У. К. Бертон опубликовал оценку в статье 1887 года: «Я нигде не видел лучших работ в области цветных фотографий, чем некоторые работы Фарсари». [37] появилась восторженная рецензия на работу Фарсари В том же году в журналах Photographic Times и American Photographer , описывающая ее как «технически почти совершенную» и показывающая «художественную пропорцию» в выборе сюжетов, изображающих японскую жизнь и дающих изображения естественной природы. красота страны, которая, по общему признанию, была незнакома американцам. [38]
Позже мнения разделились. В статье 1988 года историк искусства и фотографии Эллен Хэнди описала A. Farsari & Co. как компанию, «хорошо известную благодаря выпуску альбомов с пейзажными видами в больших количествах, но без учета качества печати и тонкости ручной раскраски». [39] Терри Беннетт, специалист по ранней фотографии Азии, называет работы Фарсари «непоследовательными и лишенными того качества, которое можно найти в фотографиях Беато, Стилфрида или Кусакабе». Но Беннетт также отмечает, что Фарсари нанял прекрасных художников, использовал лучшую бумагу и сделал несколько «потрясающих цветных фотографий». [40] Для историка Себастьяна Добсона художественное и историческое значение работ Фарсари (и других йокогамских фотографов его эпохи, особенно Кусакабе и Тамамура) справедливо подвергается переоценке после многих лет, в течение которых они считались туристическим китчем и «воспринимались некоторые как потворство западным представлениям об экзотике девятнадцатого века». [41] Фотографии и альбомы Фарсари включены во многие музеи и частные коллекции по всему миру, а некоторые его работы были выставлены в Музее изящных искусств в Бостоне в 2004 году. [42]
Избранные фотографии и другие предметы
[ редактировать ]Фотографии обозначаются названиями Фарсари, за которыми следуют дата экспонирования, фотографический процесс и описательное название.
-
Джинрики , 1886 год. Раскрашенный вручную альбуминовый отпечаток на декорированной странице альбома. Водитель рикши , два пассажира и носильщик.
-
Комнаты , 1886 год. Раскрашенный вручную альбуминовый отпечаток на декорированной странице альбома. Интерьер дома, Япония.
-
Теннонджи, Осака , между 1885 и 1890 годами. Раскрашенный вручную альбуминовый отпечаток на декорированной странице альбома. Вид на Ситэнно-дзи , Осака .
-
Сиба Тёкугаку Мон (сзади) , между 1885 и 1890 годами. Альбуминовый отпечаток, раскрашенный вручную. Вид на комплекс мавзолея Юсё-ин с колокольней и воротами Тёкугаку, Дзодзё-дзи , Токио.
-
Япония , между 1885 и 1890 годами. Альбуминовый отпечаток. Фотомонтаж с использованием различных изображений А. Фарсари и Ко .
-
А. Фарсари и Ко , гр. 1890. Титульный лист из фотоальбома А. Фарсари и К° .
-
Реклама A. Farsari & Co. , 1887 г. В «Путеводителе Килинга по Японии» , 4-е издание, 2-й выпуск, 1890 г.
См. также
[ редактировать ]- Барон Раймунд фон Штиллфрид , австрийский фотограф, работавший в Иокогаме в тот же период.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Сандерс из Оксфорда, св. «Фарсари». Архивировано 10 марта 2007 г. в Wayback Machine . По состоянию на 9 декабря 2006 г.
- ^ Терри Беннетт, Ранние японские изображения (Ратленд, Вермонт: Таттл, 1996), 44–45; Себастьян Добсон, «Йокогама Шашин», 27 лет, в журнале «Искусство и искусственность: японские фотографии эпохи Мэйдзи: избранные из коллекции Джин С. и Фредерика А. Шарф в Музее изящных искусств, Бостон» (Бостон: МИД, 2004).
- ^ В «Путеводителе Килинга» 1890 года воспроизводятся несколько карт, приписываемых А. Фарсари , а в рекламе в «Путеводителе» «А. Фарсари» упоминается как «фотограф, художник и геодезист». Марки Джорджа К. Бэксли, Путеводитель Килинга по Японии . На титульном листе фотоальбома 1890 года А. Фарсари и компания упоминаются как «фотографы, художники, геодезисты, издатели и комиссионеры». Библиотека университета Васэда; Выставки; ВЕБ; Фарсари, №37 .
- ^ Добсон, 21, 28.
- ^ Фредерик А. Шарф, «Рай для путешественника», 10, в журнале « Искусство и искусственность» .
- ^ Добсон, 21; Беннетт, 45 лет.
- ^ Люк Гартлан, «Хронология барона Раймунда фон Стиллфрида-Ратенича (1839–1911)», 146, в изд. Джона Кларка, Японские обмены в искусстве, 1850-1930-е годы с Великобританией, континентальной Европой и США: статьи и Материалы исследования (Сидней: Power, 2001).
- ^ Добсон, 21.
- ^ Беннетт, 60.
- ^ Добсон, 20.
- ^ Добсон, 21–22.
- ^ Перейти обратно: а б Добсон, 15.
- ^ Беннетт, 61.
- ↑ Вероятно, это было завуалированной ссылкой на работу студии Тамамуры: Фарсари пренебрежительно отозвался о низком качестве быстро раскрашенных вручную изображений, сказав: «Только представьте, японец рисует шестьдесят фотографий – очень плохо – в день». Цитируется по Добсону, 34–35. Беннетт, 45 лет; Гартлан, 174.
- ^ "... [T] лучшие [фотографии] можно найти в доме Фарсари и Ко, чья репутация простирается от Сайгона даже до Америки. Мистер Фарсари - приятный человек, эксцентричный и художник, для которого особенности, которые он заставляет платить, но его товары стоят денег...». Добсон, 22–23.
- ^ Добсон, 27 лет. Добсон относится к «королю Виктору Эммануилу II», но, поскольку Виктор Эммануил II умер в 1878 году, презентация, вероятно, была сделана либо Умберто I , либо будущему королю Виктору Эммануилу III .
- ^ Беннетт, 59.
- ^ Добсон, 23.
- ^ Добсон, 27.
- ^ Добсон, 28.
- ^ Цитируется по Добсону, 21.
- ^ Мелисса Банта, «Жизнь фотографии: фотографии Японии девятнадцатого века из музея Пибоди и музея колледжа Уэлсли», 12, в Мелисса Банта и Сьюзен Тейлор, ред., Своевременная встреча: фотографии Японии девятнадцатого века (Кембридж, Массачусетс: Peabody Museum Press, 1988).
- ↑ Кроме того, Беато также представлял Японию до эпохи Мэйдзи, поскольку его самые ранние фотографии в Японии датируются как минимум 1863 годом. Кларк, 96 лет; Энн Нисимура Морс, «Сувениры «Старой Японии»: фотография эпохи Мэйдзи и традиция Мэйсё», 43, 48, 49, в журнале «Искусство и искусство» .
- ↑ У японцев существовала традиция мейсё (名所), или «знаменитых мест» паломничества, туризма и вдохновения, которые часто отмечались в укиё-э , живописи, поэзии и других видах искусства. Эти места включали в себя такие места, как 53 станции Токайдо ( изображенные Хиросигэ и др.), но Дайбуцу, расположенный в «сонной заводи» Камакура, не был традиционным мейсё и не добился известности, пока Беато не сфотографировал его. в 1863 году, за ним последовали Стилфрид, Фарсари и другие фотографы. После этого значение Дайбуцу и других столь же забытых мест среди японских и иностранных туристов возросло. Морс, 46, 48.
- ↑ До эпохи Мэйдзи доступ к мавзолеям был в основном запрещен для простолюдинов. В период Эдо даже нарисованные изображения Тосё-гу были редкостью и давали лишь вид на комплекс с высоты птичьего полета, но общий доступ стал возможен после 1868 года. Морс, 48 лет.
- ^ Харуко Ивасаки, «Западные образы, японская идентичность: культурный диалог между Востоком и Западом в фотографии Иокогамы», 25, в Банта и Тейлор, ред.
- ^ Расположен в договорных портах Иокогама, Кобе, Нагасаки, Хакодатэ и Ниигата , а также в открытых городах Токио и Осака . Шарф, 12.
- ^ Добсон, 15, 16.
- ^ Гартлан, с. 172. Изображения коммерческих фотографов часто воспроизводились и использовались другими лицами таким образом.
- ^ Морс, 48–9.
- ^ Добсон, 36–7.
- ^ Добсон, 36.
- ↑ Даже А. Фарсари и Ко фотографии Императорских садов, сделанные , к которым студия имела эксклюзивный доступ к 1890-м годам, иногда появляются в альбомах других художников, таких как Кусакабе и Тамамура. Предположительно, последние фотографы просто приобретали изображения Садов Фарсари и продавали их вместе со своими. Беннетт, 46, 59.
- ^ Боннелл Д. Робинсон, «Переход и поиск постоянства: фотографы и фотографические технологии в Японии, 1854–1880-е годы», 41, в Банта и Тейлор, ред. 41.
- ↑ «Дочь офицера» — одно из нескольких названий, под которыми известно это изображение. Было высказано предположение, что на самом деле это портрет дочери Фарсари. Бернард Куоритч, ООО; Библиополия; Редкие книги Бернарда Дж. Шаперо; «Фарсари, Адольфо (приписывается) дочери офицера ». Архивировано 8 октября 2007 г. в Wayback Machine .
- ^ Кларк Уорсвик, Япония: Фотографии 1854–1905 гг. (Нью-Йорк: Пеннвик/Альфред А. Кнопф, 1979), 144; Банта, 12.
- ^ Цитируется по Гартлану, 174; Уорсвик, 144.
- ^ Цитируется по Гартлану, 174.
- ^ Эллен Хэнди, «Традиции, новизна и изобретения: портретная и пейзажная фотография в Японии, 1860–1880-е годы», 57, в Банта и Тейлор, ред.
- ^ Беннетт, 45.
- ^ Добсон, 15, 37.
- ^ Искусство и искусственность .
Ссылки
[ редактировать ]- Искусство и искусственность: японские фотографии эпохи Мэйдзи: избранные из коллекции Джин С. и Фредерика А. Шарф в Музее изящных искусств, Бостон. С эссе Себастьяна Добсона, Энн Нисимура Морс и Фредерика А. Шарфа. Бостон: Публикации МИД, 2004. ISBN 0-87846-682-7 (бумага), ISBN 0-87846-683-5 (в твердом переплете).
- Искусство и антиквариат Бахмана Экенштейна . По состоянию на 6 декабря 2006 г.
- Банта, Мелисса. «Жизнь фотографии: фотографии Японии девятнадцатого века из музея Пибоди и музея колледжа Уэлсли». В Банте и Тейлоре, ред.
- Банта, Мелисса и Сьюзан Тейлор, ред. Своевременная встреча: фотографии Японии девятнадцатого века . кот. Кембридж, Массачусетс: издательство Peabody Museum Press, 1988. ISBN 0-87365-810-8 .
- Бэксли, Марки Джорджа К. Бэксли, Путеводитель Килинга по Японии . По состоянию на 22 декабря 2006 г.
- Беннетт, Терри. Ранние японские изображения. Ратленд, Вермонт: Чарльз Э. Таттл, 1996. ISBN 0-8048-2033-3 (бумажный), ISBN 0-8048-2029-5 (в твердом переплете).
- Бернард Куоритч, ООО; Библиополия; Редкие книги Бернарда Дж. Шаперо; «Фарсари, Адольфо (приписывается) Дочь офицера » . По состоянию на 10 января 2007 г.
- Кларк, Джон, изд. Японские обмены в искусстве, 1850-1930-е годы с Великобританией, континентальной Европой и США: статьи и исследовательские материалы. Сидней: Power Publications, 2001. ISBN 1-86487-303-5 .
- Добсон, Себастьян. «Йокогама Шашин». В искусстве и искусстве .
- Эдвардс, Гэри. Международный путеводитель по фотографам девятнадцатого века и их работам. Бостон: GK Hall & Co., 1988. ISBN 0-8161-8938-2 стр. 184.
- Гартлан, Люк. «Хронология барона Раймунда фон Штиллфрида-Ратеница (1839–1911)». В Кларке.
- Полезно, Эллен. «Традиции, новизна и изобретения: портретная и пейзажная фотография в Японии, 1860–1880-е годы». В Банте и Тейлоре, ред.
- Ивасаки, Харуко. «Западные образы, японская идентичность: культурный диалог между Востоком и Западом в фотографии Иокогамы». В Банте и Тейлоре, ред.
- Морс, Энн Нисимура. «Сувениры «Старой Японии»: фотография эпохи Мэйдзи и традиция Мэйсё». В искусстве и искусстве .
- Музей изящных искусств, Бостон, св. «Дюмулен, Луи» . По состоянию на 6 декабря 2006 г.
- Музей изящных искусств, Бостон, св. «Фарсари, Адольфо» . По состоянию на 9 февраля 2006 г.
- Библиотека Университета Нагасаки; Старые японские фотографии периода Бакумацу-Мэйдзи, св. "Перевод " По состоянию на 10 декабря 2006 г.
- Робинсон, Боннелл Д. «Переход и поиск постоянства: фотографы и фотографические технологии в Японии, 1854–1880-е годы». В Банте и Тейлоре, ред.
- Сандерс из Оксфорда, св. «Фарсари» . По состоянию на 9 декабря 2006 г.
- Шарф, Фредерик А. «Рай для путешественников». В искусстве и искусстве .
- Союзный список имен художников, св. «Дюмулен, Луи-Жюль» . По состоянию на 14 февраля 2006 г.
- Библиотека университета Васэда; Выставки; ВЕБ; Фарсари, №37 . По состоянию на 14 февраля 2006 г.
- Библиотека университета Васэда; Выставки; ВЕБ; Фарсари, №38 . По состоянию на 14 февраля 2006 г.
- Уорсвик, Кларк. Япония: Фотографии 1854–1905 гг. Нью-Йорк: Пеннвик/Альфред А. Кнопф, 1979. ISBN 0-394-50836-X .
