Портер (перевозчик)
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2009 г. ) |
Носильщик носильщиком , также называемый . , — это человек, который переносит предметы или груз для других Спектр услуг, оказываемых носильщиками, обширен: от перевозки багажа в поезд ( железнодорожный носильщик ) до переноски тяжелых грузов на высоте в ненастную погоду в многомесячных альпинистских экспедициях. Они могут носить предметы на спине ( рюкзаке ) или на голове . Слово «портер» происходит от латинского portare (нести). [1]
Использование людей для перевозки грузов восходит к древнему миру, до одомашнивания животных и изобретения колеса. Исторически оно оставалось распространенным в районах, где рабство было разрешено, и существует сегодня там, где современные формы механического транспорта непрактичны или невозможны, например, в гористой местности, в густых джунглях или лесном покрове.
Со временем рабство уменьшилось, а технологии развивались, но роль носильщика в специализированных транспортных услугах остается сильной в 21 веке. Примеры включают посыльных в отелях, красных фуражек на вокзалах, фуражек в аэропортах и носильщиков в приключенческих поездках, организованных иностранными путешественниками.
Экспедиции
[ редактировать ]Носильщики, которых часто называют шерпами в Гималаях (по названию этнической группы, из которой происходит большинство гималайских носильщиков ), также являются важной частью альпинизма: обычно это высококвалифицированные профессионалы, специализирующиеся на логистике альпинизма, а не просто люди, которым платят за переноску грузов. (хотя ношение — неотъемлемая часть профессии). Часто носильщики/шерпы работают на компании, которые нанимают их в альпинистские группы в качестве носильщиков и горных гидов ; Термин «гид» часто используется как синоним «шерпа» или «носильщик», но есть определенные различия. Ожидается, что носильщики подготовят маршрут до и/или во время восхождения основной экспедиции, заранее взобравшись наверх с палатками, едой, водой и снаряжением (достаточным для себя и для основной экспедиции), которое они размещают в тщательно расположенных местах на горе. . Эта подготовка может занять месяцы работы, прежде чем начнется основная экспедиция. Для этого необходимо совершать многочисленные поездки вверх и вниз по горе, пока последнее и самое маленькое месторождение не окажется вскоре под вершиной. Когда маршрут подготовлен полностью или поэтапно перед экспедицией, за ним следует основная часть. Последний этап часто выполняется без носильщиков, они остаются в последнем лагере, на четверть мили или ниже вершины, а это означает, что только основная экспедиция получает право на восхождение на вершину. Во многих случаях, поскольку носильщики идут впереди, они вынуждены лазить свободным путем, вбивая шипы и прокладывая страховочные тросы, которые основная экспедиция сможет использовать по мере следования. Носильщики (например, шерпы) зачастую представляют собой местные этнические типы, хорошо приспособленные к жизни в разреженной атмосфере и привыкшие к жизни в горах. Хотя носильщики или шерпы получают мало славы, их часто считают одними из самых опытных альпинистов, и к ним обычно относятся с уважением, поскольку успех всей экспедиции возможен только благодаря их работе. Их также часто вызывают для организации спасательных экспедиций, когда часть группы находится под угрозой или есть ранения; Когда попытка спасения оказывается успешной, обычно вызывают нескольких носильщиков, чтобы отвезти раненого альпиниста (альпинистов) обратно с горы, чтобы экспедиция могла продолжиться. Хорошо известен случай, когда носильщики пытались спасти многочисленных застрявших альпинистов и часто в результате погибали. Катастрофа К2 2008 года . Шестнадцать шерпов погибли во время ледяной лавины на Эвересте в 2014 году , что побудило все сообщество гидов-шерпов отказаться от дальнейших восхождений до конца года, что сделало невозможными дальнейшие экспедиции.
История
[ редактировать ]Адаптивность и гибкость человека привели к тому, что люди начали использовать его для транспортировки снаряжения. Носильщиков обычно использовали в качестве вьючных животных в древнем мире, когда рабочая сила была дешевой и рабство было широко распространено. Древние шумеры , например, порабощали женщин для переделки шерсти и льна.
В ранней Америке, где было мало местных вьючных животных, все товары переносились носильщиками, которых называли тламемесами на науатль языке Мезоамерики . В колониальные времена в некоторых районах Анд нанимались носильщики, называемые силлеро, для перевозки людей, особенно европейцев, а также их багажа через трудные горные перевалы. Во всем мире носильщики выполняли, а в некоторых регионах и продолжают выполнять роль мусорщиков , особенно в густонаселенных городских районах.
Многие великие произведения инженерной мысли были созданы исключительно силой мускулов во времена, когда еще не было машин или даже тачек и повозок; огромные силы рабочих и носильщиков выполняли впечатляющие земляные работы, вручную таская землю, камни или кирпичи в корзинах на своих спинах.
Носильщики были очень важны для местной экономики многих крупных городов Бразилии в 1800-х годах, где они были известны как ганхадоры . В 1857 году ганхадоры в Сальвадоре, штат Баия , объявили первую всеобщую забастовку в истории страны. [2]
Вклад в альпинистские экспедиции.
[ редактировать ]Вклад носильщиков часто можно упустить из виду. Амир Мехди был пакистанским альпинистом и носильщиком, известным тем, что был частью команды, которая осуществила первое успешное восхождение на Нанга Парбат в 1953 году и на К2 в 1954 году в составе итальянской экспедиции. Он вместе с итальянским альпинистом Вальтером Бонатти также известен тем, что пережил ночь на самом высоком открытом бивуаке - 8100 метров (26600 футов) - на К2 в 1954 году. [3] Фазал Али, родившийся в долине Шимшал на севере Пакистана, согласно Книге рекордов Гиннеса , является единственным человеком, который когда-либо поднимался на К2 (8611 м) трижды, в 2014, 2017 и 2018 годах, и все это без кислорода. , но его достижения остались практически незамеченными. [4]
Сегодня
[ редактировать ]Носильщикам по-прежнему платят за перекладывание бремени во многих странах третьего мира , где моторизованный транспорт непрактичен или недоступен, часто вместе с вьючными животными .
шерпы , Непальские альпинисты настолько известны как носильщики- что их этноним стал синонимом этой профессии. Их навыки, знание гор и местной культуры, а также способность работать на высоте делают их незаменимыми для самых высокогорных гималайских экспедиций.
Носильщиков на индийских железнодорожных вокзалах называют кули — термин, обозначающий неквалифицированных азиатских рабочих, происходящий от китайского слова «носильщик».
Горные носильщики также до сих пор используются в нескольких более развитых странах, включая Словакию ( horský nosič ) и Японию ( bokka , 歩荷). Эти мужчины (и реже женщины) регулярно пополняют запасы горных хижин и туристических шале на высокогорных хребтах. [5] [6] [7] [8]
В Северной Америке
[ редактировать ]Определенные профессиональные термины используются для обозначения носильщиков в Северной Америке, в том числе коридорный (носильщик в отеле), красная шапка (носильщик на вокзале) и Skycap (носильщик в аэропорту).
Практика ношения носильщиков на вокзалах в красных кепках, чтобы отличать их от персонала поездов в синих кепках, выполняющего другие обязанности, была введена в День труда 1890 года афроамериканским носильщиком, чтобы выделиться из толпы на Центральном вокзале в Нью-Йорке. Йорк Сити. [9] Эта тактика сразу же прижилась, и со временем ее адаптировали другие виды носильщиков для своих специальностей. [10]
Фотографии
[ редактировать ]- Носильщик Индийских железных дорог
- Носильщики у брода на реке Сакава, недалеко от Одавары.
- Непальские носильщики на трассе Аннапурны
- Носильщик несет багаж по пешеходному мосту в Венеции
- Портер на горе Килиманджаро
- Гора и носильщики в Непале
См. также
[ редактировать ]- несущий голову
- Каяйи (ганский термин, обозначающий женщину-носильщика)
- Транспорт, приводимый в движение человеком
- Наземный транспорт
- Перевозка
- Тамплайн
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Краткий словарь английской этимологии , с. 363
- ^ Рейс, Жоау Жозе (май 1997 г.). « Революция Ганхадоров: городской труд, этническая принадлежность и африканская забастовка 1857 года в Баии, Бразилия» . Журнал латиноамериканских исследований . 29 (2). Перевод Х. Сабрины Гледхилл. Издательство Кембриджского университета : 355–393. дои : 10.1017/S0022216X9700477X . JSTOR 158398 . S2CID 55955013 .
- ^ «Бонатти и К2, правдивая история» . Nationalgeographic.it . Проверено 24 апреля 2017 г.
- ^ Гермесавто (04.11.2018). «Иностранные альпинисты претендуют на славу, но пакистанские носильщики остаются невоспетыми хозяевами гор» . «Стрейтс Таймс» . Проверено 12 марта 2020 г.
- ^ Словацкие горные носильщики — вымирающая порода . Словацкий зритель. Зритель.sme.sk. 30 июня 2008 г.
- ^ Статья с новостями о словацких горных носильщиках . Словацкий зритель. Зритель.сме.ск. 30 июня 2008 г.
- ^ Свобода под нагрузкой . Трейлер документального фильма Павола Барабаша и K2 Studio о словацкой традиции горного носильщика. Официальный аккаунт K2 Studio на Vimeo.
- ^ Носильщик японского горного шале Масато Хагивара в действии . YouTube.com. 28 сентября 2018 г.
- ^ Дрейк, Сент-Клер ; Кейтон, Гораций Р. (1970). Черный Метрополис . Издательство Чикагского университета . п. 237. ИСБН 978-0-226-16234-8 .
- ^ Железнодорожный прогресс . 1950 год . Проверено 24 марта 2013 г.
- Воспоминания о Японии, 1850–1870 гг.: Фотографии и фотоальбомы, находящиеся в голландской собственности (Гаага: Staatsuitgeverij, 1987), стр. 106–107, репр.
- Публичная библиотека Нью-Йорка, название «Беато, Феличе» , цитировано 21 июня 2006 г.