Сознательная эволюция
Концепция сознательной эволюции относится к теоретической способности людей становиться сознательными участниками эволюции своих культур или даже всего человеческого общества , основанной на относительно недавнем сочетании факторов, включая растущее понимание культурных и социальных моделей. , реакция на предполагаемые проблемы с существующими моделями, несправедливостью, неравенством и другими факторами. Осознание того, что культурной и социальной эволюцией можно управлять посредством сознательных решений, становится все более очевидным примерно с середины XIX века. [ нужна ссылка ] когда темпы культурных изменений во всем мире начали резко возрастать. [ нужна ссылка ] Промышленная революция , реакция на последствия промышленной революции, появление новых наук, таких как психология, антропология и социология, революция [ который? ] в глобальной коммуникации взаимодействие различных культур через транспорт и колонизацию , движения против рабства и избирательного права, а также увеличение продолжительности жизни человека - все это будет способствовать [ когда? ] к растущему осознанию социальных и культурных моделей как потенциально подверженных сознательной эволюции.
Идея сознательной эволюции не является конкретной теорией, но она имеет слабые связи с интегральной теорией , метамодернизмом , общей эволюционной теорией (также известной как теория эволюционных систем), спиральной динамикой и ноосферной мыслью. [ 1 ] [ нужна цитата для проверки ] Барбара Маркс Хаббард также связывает эту идею с идеей глобального мозга ; [ 1 ] Джули А. Юсупова связывает сознательную эволюцию с коллективным сознанием . [ 2 ] Некоторые предложили «сознательную культурную эволюцию». [ 3 ] как более точный термин, чтобы уменьшить связь со стандартной биологической эволюцией , хотя он широко не применяется. [ нужна ссылка ]
Теория сознательной эволюции предполагает, что теперь, когда человечество осознает свою историю и то, как все развивается (эволюционное сознание), и учитывая быстрый темп изменений в обществе и культуре, человечество может (и должно) выбрать прогресс через сотрудничество, сотрудничество. -созидание и устойчивые практики вместо самоуничтожения через обособленность, конкуренцию и экологическое опустошение. [ 4 ]
Механизм
[ редактировать ]В центре концепции сознательной эволюции находятся приблизительные определения составляющих ее явлений (« сознание » и « эволюция »). Однако этот термин подразумевает нечто большее, чем обычно охватывают эти явления, не в последнюю очередь потому, что он часто используется с сильными предположениями о коллективных интересах/общем благе.
Эволюция не воздействует исключительно на морфологические ( фенотипические ) вариации; он также может работать на когнитивном уровне. [ 5 ] Дэниел Деннетт предположил, что эволюция — это просто процесс, в котором естественный отбор используется в качестве основного алгоритма прогресса. [ 5 ] Это можно применить к изменениям в поведении, практиках, концепциях, теориях и идеях ( культурная эволюция ). В этих ситуациях мутирующие репликаторы эволюции можно считать мемами (теоретическими единицами культурной информации). [ 6 ] а не гены . За последние 10 000 лет человечество стало все более способным влиять на окружающую среду и когнитивно адаптироваться к этим изменениям окружающей среды посредством использования эволюционирующих мемов . Таким образом, меметические (когнитивные) инновации (в отличие от морфологических вариаций) стали основной движущей силой эволюционного успеха человечества . [ 5 ]
Люди « сознательны » и сознательно манипулируют мемами , которые используют. Таким образом, можно сказать, что само сознание (в мозгу человека) имеет влияние на собственную эволюцию, поскольку использование меметиков влияет на эволюционный успех. Эволюция – это также то, что осознают люди. Таким образом, сознание (в человеческом мозге) может одновременно осознавать эволюцию (работая в данном случае над мемами ), одновременно сознательно манипулируя собственной меметикой , чтобы влиять на собственную эволюцию . Таким образом, эволюция (в смысле ее влияния на меметику ) все больше становится предметом познания, а не неизвестным давлением, действующим на мир. [ 7 ]
Благодаря этому у человечества есть потенциал намеренно и сознательно перепроектировать наши общества и перенаправить человеческую культурную эволюцию в соответствии со стрелой эволюции, тем самым увеличивая наши шансы на выживание. [ 4 ]
Мнения
[ редактировать ]Концепция сознательной эволюции иногда ассоциируется с личными эволюционными путешествиями некоторых светил. [ 8 ] Основная цель – достичь глобального устойчивого будущего путем развития идеи о том, что люди могут направлять эволюцию теперь, когда мы это осознаем (эволюционное сознание). [ 8 ] Благодаря широкому определению этого термина, многочисленные писатели и мыслители из самых разных областей и слоев общества внесли свои идеи в концепцию сознательной эволюции. К ним относятся; Эрих Янч , Тейяр де Шарден , Йонас Солк , Эрвин Ласло , Михай Чиксентмихай , Бела Х. Банати , Барбара Маркс Хаббард , Эндрю Коэн , Дэвид Бом , Эрик Чессон , Дуэйн Элджин , Брайан Свимме , Кен Уилбер , Хорхе Таборга , Роберт Кобболд, Александр Зеличенко и другие. [ 9 ]
Одним из первых использований фразы «сознательная эволюция», возможно, является высказывание Мэри Паркер Фоллетт в 1918 году: «Сознательная эволюция означает предоставление все меньше и меньше места стадному инстинкту и больше — групповому императиву. Мы выходим из стадного состояния и теперь вступить на рациональный образ жизни, просматривая наши отношения друг с другом, вместо того, чтобы прямо чувствовать их, и таким образом корректировать их, чтобы обеспечить беспрепятственный прогресс на этом высшем плане » , ( «Новое государство» стр. 91).
Эволюция человека до сих пор была следствием миллиардов случайных событий и случайных взаимодействий (в отличие от запланированных усилий). [ 10 ] Учитывая, что люди знают об этом эволюционном процессе (эволюционное сознание), задача человечества — взять под контроль эти случайные изменения, чтобы избежать « катастрофической судьбы » (вымирания), постигшей большинство когда-либо существовавших видов. [ 10 ] Идея о том, что эволюционное сознание следует использовать в качестве инструмента или даже аргумента в пользу самостоятельной эволюции, является основной центральной темой концепции сознательной эволюции. Бела Х. Банати [ 7 ] кратко отражает это мнение в своей статье « Самостоятельная/сознательная эволюция »: «Наше осознание эволюции становится трамплином для прыжка в сознательную эволюцию». [ 7 ] Тогда возникает вопрос, откуда человечество может знать, как ему следует использовать свое недавно приобретенное эволюционное сознание, чтобы выбрать лучший эволюционный путь. [ 7 ] [ 11 ] Джонас Солк [ 11 ] с оптимизмом смотрит на то, что человечество способно объединить интуицию с разумом, чтобы найти путь, ведущий к сознательной эволюции: «Теперь людям остается решить окончательный курс человеческой эволюции. Представляя себя внутри процесса эволюции и представляя процесс эволюции, работающий в нашем сознании, мы можем узнать, как обращаться с возможностями, которые могут повлиять на направление эволюционного выбора». [ 11 ]
совместная разведка ; форма группового интеллекта , включающая групповую мудрость на благо человечества, — это концепция, которую Том Атли подчеркнул как важную основу для сознательной эволюции. [ 12 ] Атли предположил, что многие факторы совместного интеллекта (мудрость, намеренность, выбор, осведомленность) могут использоваться в качестве инструментов для повышения сознания и улучшения общих обстоятельств. Эрик Чессон также назвал «знание» и «сострадание» ключевыми руководящими силами будущего. [ 13 ] заявив в 1987 году, что мы должны «действовать мудро, даже сверхразумно, чтобы добиться успешной этической эволюции». [ 13 ] Чессон Однако основной акцент делал на этике , которая, как он утверждал, была наиболее важным направлением для обеспечения эффективной сознательной эволюции: «если наш вид хочет выжить, чтобы наслаждаться будущим, тогда мы должны сделать синонимами слова «будущее» и «этический». таким образом, назвав нашу следующую эволюционную эпоху «этической эволюцией»» . [ 13 ]
Многочисленные аспекты как совместного разума , так и этики в нашей самостоятельной сознательной эволюции также присутствуют в трудах Барбары Маркс Хаббард , одной из наиболее широко публикуемых сторонниц сознательной эволюции. Хаббард положительно относится к человечеству и эволюционному процессу. [ 14 ] Она утверждала, что: «Каждая тенденция в нас ведет нас к большей целостности, единству и связности… Интеграция присуща процессу эволюции». [ 14 ] Однако Хаббарда критиковали за то, что он сосредоточил внимание на самых обнадеживающих доказательствах того, что сознательная эволюция ведет человечество в положительном направлении. [ 15 ] В положительном обзоре ее книги «Сознательная эволюция» 1998 года; В книге «Пробуждение силы нашего социального потенциала » Скотт Лондон отметил, что большая часть представленных доказательств была «мягкой» и «анекдотической» . [ 15 ] Несмотря на эту критику , Хаббард и многие другие сторонники сознательной эволюции продолжают продвигать эту концепцию, причем некоторые предлагают включить ее в сферу образования и управления. [ 1 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Банати, Бела (2000). Направленная эволюция общества: системный взгляд . Спрингер. ISBN 9781475731392 .
- Кобболд, Роберт (2020). «Сознательная эволюция» .
- Чиксентмихайи, Михай (1993). Развивающаяся личность: психология третьего тысячелетия . ХарперКоллинз . ISBN 978-0060166779 .
- де Шарден, Пьер Тейяр (1964). Будущее человека . Харпер и Роу . ISBN 978-0060904968 .
- Фоллетт, Мэри Паркер (1918). Новое Государство . Лонгманс Грин Ко . ISBN 978-0271018263 .
- Хаббард, Барбара Маркс (1998). Сознательная эволюция: пробуждение силы нашего социального потенциала . Новая Всемирная библиотека . ISBN 978-1577310167 .
- Маркс Хаббард, Б. (2002). «Сознательная эволюция: следующий этап развития человечества» . Системные исследования и поведенческая наука . 20 (4): 359–370. дои : 10.1002/sres.510 .
- Янч, Эрих (1980). Самоорганизующаяся Вселенная . Пергамон . ISBN 978-0080243122 .
- Ласло, Эрвин (1991). Эпоха бифуркации . Научный паб «Гордон и Брич» . ISBN 978-2881244919 .
- Солк, Джонас (1972). Человек разворачивается . Харпер и Роу . ISBN 978-0060137397 .
- Свобода, Алоис П. (1921). Сознательная эволюция .
- Зеличенко, Александр (2009). Психология-XXI. Или XXII? . Создать пространство . ISBN 978-1449563202 .
- Zelitchenko, Alexander (2006). Свет Жизни (Light of Life) . Открытый мир . ISBN 5-9743-0046-7 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Барбара Маркс Хаббард (28 ноября 2015 г.). «Экофутурист создает революционный план из 10 пунктов по спасению человечества и планеты» . Проверено 22 сентября 2018 г.
- ^ Юсупова, Юлия А. (2023). «К топологии ноосферы» . Журнал сознательной эволюции . 20 . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ Биркин, Фрэнк; Эдвардс, Пэм; Вудворд, Дэвид (1 апреля 2005 г.). «Вклад бухгалтерского учета в сознательную культурную эволюцию: конец устойчивому развитию». Критические перспективы бухгалтерского учета . 16 (3): 185–208. дои : 10.1016/S1045-2354(03)00023-6 . ISSN 1045-2354 .
- ^ Jump up to: а б Кобболд, Роберт (12 сентября 2020 г.). «Сознательная эволюция» . Проверено 12 сентября 2020 г. [ не удалось пройти проверку ]
- ^ Jump up to: а б с Деннетт, Дэниел (1995). Опасная идея Дарвина . Саймон и Шустер. ISBN 978-0-684-82471-0 .
- ^ Докинз, Ричард (1978). Эгоистичный ген . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: а б с д Банати, Бела Х. (16 января 2003 г.). «Самоуправляемая/сознательная эволюция» . Системные исследования и поведенческая наука . 20 (4): 309–321. дои : 10.1002/sres.506 . ISSN 1092-7026 .
- ^ Jump up to: а б Таборга, Хорхе. «15 августа – Интегральная эволюция сознания – Обзор интегрального лидерства» . Integrleadershipreview.com . Проверено 22 сентября 2018 г.
- ^ Кобболд, Роберт (12 сентября 2020 г.). «Сознательная эволюция» . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Чиксентмихайи, М. (1993). Развивающаяся личность: психология нового тысячелетия . Нью-Йорк: Харпер Многолетник.
- ^ Jump up to: а б с Солк, Дж. (1983). Анатомия реальности: слияние интуиции и разума . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- ^ Атли, Том (2008). «Совместный разум, коллективный разум и сознательная эволюция» . Коллективный разум: создание процветающего мира в мире . Сеть разведки Земли: 5–14.
- ^ Jump up to: а б с Чессон, Э. (1987). Эпоха Жизни . Нью-Йорк: Atlantic Monthly Press.
- ^ Jump up to: а б Хаббард, Б. (1996). Сознательная эволюция . Новато, Калифорния: Библиотека Нового Мира.
- ^ Jump up to: а б Лондон, Скотт. «Сознательная эволюция: Рецензия на книгу Скотта Лондона» . www.scottlondon.com . Проверено 22 сентября 2018 г.