Михаил Гнессин
Михаил Гнессин | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Росток-на-Дон , Россия | 2 февраля 1883 г.
Умер | 5 мая 1957 г. Москва , Россия | (в возрасте 74 лет)
Захоронение | Новодевичи Кладбище |
Образование | Ростовой технический институт |
Оккупация | Композитор, учитель |
Mikhail Fabianovich Gnessin ( Russian : Михаил Фабианович Гнесин ; sometimes transcribed Gnesin ; 2 February [O.S. 21 January] 1883 – 5 May 1957) [ 1 ] был русским еврейским композитором и учителем. [ 1 ] Работы Гнессина «Маккабейцы» и «Молодежь Авраама» принесли ему прозвище «Еврейскую Глинку». [ 1 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Гнессин родился в Ростове-на-Доне , Россия, в семье раввина Фабиана Осиповича Гнессина и Беллы Исаевна Флетцингер. [ 2 ] [ 3 ] Его дедушка Ишайя был также известным певцом и бадчаном (свадебным артистом) в Вильниусе . [ 4 ] Каждый из детей Гнессина, по -видимому, обладал музыкальным талантом, и три старших сестры Гнессина, Евдия, Елена и Мария, и все они получили отличие от Московской консерватории . [ 5 ] Его сестры продолжали основать Музыкальный колледж Государственного Геснесна (ныне Российская академия Гнессина), элитная музыкальная школа в Москве в 1895 году. [ 5 ]
Гнессин учился с 1892 по 1899 год в Техническом институте Ростова . [ 1 ] В 1901 году он вошел в Санкт-Петербургскую консерваторию , где учился у Николай Римски-Корсаков , Александра Глазунова и Анатолии Лайадов . [ 1 ] В 1905 году он был исключен за участие в студенческой забастовке во время революции 1905 года . [ 1 ] Он был восстановлен в следующем году. [ 1 ] В 1908 году его ранняя работа Врубель выиграл приз Glinka. [ 1 ] В том же году он помог найти вместе с Лазаром Саминским , Любова Стрейхером , [ 6 ] и другие, Общество еврейской народной музыки . В течение этого периода Гнессин продолжал участвовать в социалистической деятельности, обучая музыку работникам фабрики в клубах рабочих. [ 1 ]
Среди других ранних работ Гнессина был «симфонический фрагмент» (его операционная операция 4), основанное на Шелли стихотворении Прометея Бессмита . [ 1 ] Но большая часть его работы в это время и в будущем была связана с еврейскими традиционными музыкальными стилями, которые стали все более популярными в России до 1914 года. [ 7 ]
Незадолго до революции еврейская музыка и музыканты в России испытывали националистический бум. Такие цифры, как Римски-Корсаков и Стасов, активно поощряли создание такой школы ... как царисты, так и советские власти не были слишком довольны этим развитием и дали неохотному разрешению на народную сторону еврейской культуры, а не открыто еврейское националистическое движение. Как это ни парадоксально, число еврейских исполнителей в русской культуре было огромным и включало много всемирно известных имен. [ 8 ]
В 1911 году Гнессин путешествовал за границу, учился в Берлине и Париже . [ 1 ] Затем он провел год (1912–1913), обучаясь в Vsevolod Meyerhold в Санкт -Петербурге. студии [ 1 ] В 1913 году Мейерхолд открыл небольшую театральную школу, известную как студия доктора Дапертутто. [ 9 ] В обмен на номинальную плату студентам были предоставлены занятия по истории театра, комедию Dell'arte , живописное движение, практическую музыку и речь. Последний класс преподавал Гнессин. [ 9 ]
Актеры в студии доктора Дапертутто в Санкт -Петербурге узнали «музыкальность», а голос и речевая работа была включена в курс под названием «Музыкальная интерпретация драмы», который преподавал композитор Михаил Гнессин. Гнессин включил в свои классы простые и сложные формы хоровой речи и много пения, и, действительно, он проанализировал речь как песню, так что актеры часто пели более длинные речи для упражнения. [ 9 ]
Позже в том же году Гнессин вернулся в Ростова, где продолжал преподавать. [ 1 ] Он оставался там до 1923 года. [ 1 ]
Игорь Стравинский , который знал Гнессина до революции 1917 года , описал его спустя годы:
Сам Гнессин был ярким персонажем. Он одет как ортодоксальный иврит, но в то же время был отождествлен с радикально антисетантскими политическими и социальными взглядами. Однажды я послал ему записку после того, как мы обедали вместе, сказав, что меня в восторге от нашего «сочувствующего понимания». Он ответил мне удивленным и слегка шокированным тоном, сказав, что он сожалел, но я ошибся; Он не чувствовал такого сочувствия. Это было типично для Гнессина, и, я полагаю, это объясняет, почему я помню его. [ 10 ]
После революции
[ редактировать ]После революции Гнессин и его музыка, изначально, довольно хорошо пробились. [ 11 ] Традиционное еврейское искусство, в том числе музыка, процветали в этот период, и еврейская националистическая школа музыкальной школы, поощряли новое советское правительство. [ 8 ] [ 12 ] Гнессин продюсировал несколько работ в течение этого периода, среди них: песни из старой страны (1919); Maccabees (1921); Молодежь Авраама (1922); Песня песен (1922); Еврейский оркестр у бала городского судебного пристава (1926); Рыжая мотеле (1926–1929); Десять еврейских песен (1927). [ 13 ]
Следив за своим интересом к традиционной еврейской музыке, Гнессин отправился в Палестину в 1914 году и снова, в 1921 году. [ 1 ] [ 14 ] Во время последнего визита он «уединил себя в течение нескольких месяцев в дикой горной пейзаже Баб -аль -Вада», где он составил первый акт своей оперы «Молодежь Авраама» . [ 15 ] Он кратко рассмотрел эмигрирование в Палестину, но стал «разочарованным» и вернулся в Советский Союз. [ 15 ]
Автор и музыкальный критик Дэвид Эвен написал, в композиторах сегодня :
В этой музыке есть огонь и безумие; Ритмы спешат во всех направлениях, как ветры в урагане. Но есть мерцающий фон для всего этого хаоса; острый голос во всей этой вспышке. В этой музыке кто -то слышит странный пафос евреев. Тот же пафос, с помощью которого Исаия предупредил о своей любимой расе ожидающей и неизбежной гибели, того же пафоса, с которым Израиль думает о своем длинном изгнании в недружественных странах - тот же пафос можно найти в операциях Гнессина. [ 1 ]
Его преподавательская карьера также процветала. С 1923 по 1935 год Гнессин преподавал в Институте Гнессина; Он был одновременно занят в качестве профессора композиции в Московской консерватории с 1925 по 1936 год. [ 1 ] В 1945 году Гнессин стал главой Института Гнессина. [ 1 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Гнессин, как и многие художники еврейского происхождения, столкнулся с растущей дискриминацией в 1930 -х годах. [ 1 ]
Положение евреев в Советском Союзе всегда было трудным в том, что, в отличие от других этнических меньшинств, еврейская культура никогда не получала официальную поддержку, за исключением 1920 -х годов ... например, в пять томальных историей музыки народов СССР дает информацию о очень маленьких этнических меньшинствах, в то время как евреи, число около трех миллионов, игнорируются. После конца 1930 -х годов упоминание о еврейской музыке вообще исчезает из советских справочников. Важно, что издание Великой советской энциклопедии 1932 года посвятило восемь двух страниц евреям; В издании 1952 года есть одна страница (посвященная евреям)! В библиографии этой скудной статье находится классический антисемитский текст из Германии. [ 8 ]
Гнессин был вынужден отказаться от своих «прогрессивных тенденций» и его интереса к музыке с «явной еврейской темой». [ 1 ] [ 16 ] Его преподавательская карьера также пострадала. В то время как он сохранял свою позицию в качестве титульного главы Института Гнессина до своей смерти, в конце 1940 -х годов сестра Гнессина, Елена, была вынуждена стал коммунистической партии уволить его от его обучающих обязанностей. [ 17 ]
Помимо консерватории, другие учебные заведения понесли репрессии; В результате кампании по антикосмополитизму, музыкальный институт Гнессина получил команды и уведомления от высших тел, чтобы уволить различных сотрудников, наиболее выдающимся из которых был композитор и учитель Михаил Гнессин. Елена Фабиановна Гнесина чувствовала, как по -разному ее отношения изменились с комитетом искусств. Она обнаружила пугающие отчеты и клеветнические письма, данные против нее и Михаила Фабиановича. К сожалению, другого курса не было, кроме как освободить своего брата от его учебных обязанностей, чтобы избежать худшей судьбы. [ 17 ]
Учебная карьера Гнессина и дискриминационная политика его эпохи также означали, что его композиции были менее плодовитыми после 1935 года.
Гнессин считал Арам Хачатуриана и Российского композитора Тихона Хренникова среди своих учеников. [ 18 ]
Он умер в Москве 5 мая 1957 года и был похоронен на кладбище Новодевичи . [ 17 ]
Работа
[ редактировать ]Писания
[ редактировать ]- O prirode muzikal'novo iskusstva i o russkoy muzyke. Muzykal'nyy Sovremennik, 3 ( 1915):5.
- Cherkesskie pesni. Narodnoe tvorchestvo, 12 ( 1937).
- Muzykal'nyy fol'klor i rabota kompozitora. Muzyka, 20 ( 1937).
- Nachal'nyy kurs prakticheskoy kompozitsii. Moscow, 1941/ 1962.
- Максимилиан Штейнберг. Sovmuz, 12 (1946): 29.
- O russkom epicheskom simfonizme. SovMuz, 6 ( 1948):44; 3 ( 1949):50; 1 (1950):78.
- Mysli i vospominaniya o N. A. Rimskom-Korsakove. Moscow, 1956.
- Автобиография , в R. Glazer, M. P Gnsnesin (Москва, 1961 (Russ.)), Еврейский транс. В Tatzlil, 2 (1961).
Композиции
[ редактировать ]- Оп.1. Кусочки Quartre (Bal'mont, Zhukovsky, Galinoy) Pour Song Et Piano
- Оп.3. 2 песни (Пушкин) для голоса и фортепиано
- Оп.4. Прометея Несукл. Симфонический фрагмент после Шелли (1908)
- Оп.5. Bal'mont Songs for Voice и Piano
- Оп.6. Рут. Драматическая песня для голоса и оркестра (1909)
- Балаган (Блок) для голоса и фортепиано/оркестра (некоторые источники дают как op.6 (1909)
- Оп.7. Sonata Ballad для виолончели и фортепиано (1909)
- Op.8. Vrubel' (Bryusov). Symphonic Dithyramb for orchestra and voice (1911)
- Оп.9. Композиции для голоса и фортепиано
- Оп.10. Посвящения (Иванов, Балмонт и Сологб) на голос и пианино (1912–1914)
- Iz pesen' moevo deda for violin and piano (1912)
- Op.11. Реквием для фортепианного квинтета (1912-1914)
- Op.12. Червь завоевателя, после поэ для голоса и оркестра (1913)
- Op.13. Антигона (Sophocles, trans. Merezhkovskiy). Случайная музыка для музыкального декламационного чтения монологов и хоров (1912–1913)
- Нигун для Шик Фифер для скрипки и фортепиано (1914)
- Op.14. Роза и крест (Блок). Случайная музыка (1914)
- Op.15. Розовый сад (Иванов) для голоса и фортепиано
- Op.16. Цикл Blok для голоса и пианино
- Вариации еврейской темы для струнного квартета (1916)
- Op.17. Финикийские женщины (Euripides, trans. Annenskiy). Случайная музыка (1912–1916)
- Op.18. Из Шелли (Шелли, транс. Бал'монт) для музыкальной декламации и фортепиано
- Net, ne budi zmeyu
- Песня Беатрис из трагедии "The Cenci"
- Op.19. Эдип Рекс (Sophocles, trans. Merezhkovskiy). Случайная музыка для музыкальной декламации хор (1915)
- Op.20. Песни Адониса (после Шелли) для оркестра (1917)
- Оп.22. Цикл SoLogub для голоса и фортепиано
- Op.24. Вариации на еврейской теме для струнного квартета (1917)
- Похоронные танцы для оркестра (1917)
- Оп.26. Sapphic Strophes для голоса и фортепиано
- Op.28. Pesnya stranstvuyushchevo ritsarya for string quartet and harp (1917)
- Оп.30. Песни старой страны. Симфоническая фантазия (1919)
- Оп.32. Гебраические песни для голоса и фортепиано
- Оп.33. Гебраические песни для голоса и фортепиано
- Маккабейцы. Опера (1921)
- Op.34. Pesnya stranstvuyeshchevo rytsarya for cello and piano (1921)
- Op.34. Еврейская народная песня для виолончели и фортепиано
- Оп.36. Юноша Авраама. Опера (1923)
- Zvezdnye sny (stage work) (1923)
- Оп.37. Еврейские песни для голоса и фортепиано (1926)
- Op.38. Еврейская песня для голоса и пианино
- Op.39. Примеры музыкального чтения (Декламация и фортепиано)
- Op.40. 1905–1917 (Эсенин). Симфонический памятник для голосов, хора и оркестра (1925)
- Op.41. Генеральный инспектор (Гоголь). Случайная музыка (1926)
- Evreiskiy orkestr na balu u Gorodnichevo for orchestra (some sources give Op.41) (1926)
- Op.42. Гебраические песни для голоса и фортепиано
- Op.43. Соната для скрипки и фортепиано (1928)
- Op.44. История рыжеволосой Моттеле (уткин) для голоса и фортепиано (1926–1929)
- Op.45. Азербайджанские народные песни для струнного квартета (1930)
- Op.48. Adygeya для скрипки, альты, виолончели, кларнета, рога и фортепиано (1933)
- Op.50. V Germanii (Svetlov) for chorus and orchestra (1937)
- Op.51. 2 песни Лоры (Пушкин) для голоса и фортепиано
- Op.53. Песни Adygeya для пианино -дуэта
- Op.55. Амангельди (Джамбул). Героическая песня (1940)
- Op.57. Elegiya-Pastoral для фортепианного трио (1940)
- Кантата в Красную Армию (1942–1943)
- Op.59. Suita для скрипки и фортепиано (1956)
- Op.60. Три маленьких частях для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (1942)
- Оп.
- Доклада 64 фортепиано-квартет (Sonata-Fantasia) для фортепиано, скрипки, альты и виолончели (1947)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий с Т Ситски, Ларри. (1994) Музыка репрессированного российского авангарда, 1900–1929, с. 242–243 и 247 Westport, CT: Greenwood Press
- ^ Гундерт, Гершон Дэвид. (2008) Энциклопедия Yivo евреев в Восточной Европе: том 2, с. 1595 Нью -Хейвен: издательство Йельского университета
- ^ Moisenko, Rena. (1949) Реалистская музыка: 25 советских композиторов, Лондон: Meridian Book, Ltd.
- ^ Ханох. «Музыкальный словарь ашкеназского хазанима». Библейский и еврейский фольклор . Блумингтон, Индиана, 1960. С.187–198.
- ^ Jump up to: а беременный Филлипс, Энтони и Прокофьев, Сергей. (2006). «Дневники Сергея Прокофьева, 1907–1914 гг.: Удивительная молодежь», с. 498 Итака: издательство Корнелльского университета.
- ^ «Самински, Лазаре» . Милк Архив еврейской музыки . Получено 28 октября 2021 года .
- ^ Ситски, Ларри. (1994) Музыка репрессированного российского авангарда, 1900–1929, с.217, 242–243 и 247 Westport, Ct: Greenwood Press
- ^ Jump up to: а беременный в Ситски, Ларри. (1994) Музыка репрессированного российского авангарда, 1900–1929, с. 217 Westport, CT: Greenwood Press
- ^ Jump up to: а беременный в Лич, Роберт. (2004) Создатели современного театра: введение, с. 59 Лондон: Routledge
- ^ Стравинский, Игорь ; Craft, Robert (1963). Диалоги и дневник . Гарден Сити, Нью -Йорк: Doubleday . п. 47 Получено 6 августа 2024 года - через интернет -архив.
- ^ Ситски, Ларри. (1994) Музыка репрессированного российского авангарда, 1900–1929, с. 217–218 Westport, CT: Greenwood Press
- ^ Мосс, Кеннет Б. (2009) Еврейский ренессанс в русской революции Кембридж: Гарвард Пресс
- ^ Ситски, Ларри. (1994) Музыка репрессированного российского авангарда, 1900–1929, с. 218 Westport, CT: Greenwood Press
- ^ Hirshberg, Jehoash (1995). Музыка в еврейской общине Палестины 1880–1948 гг.: Социальная история . Оксфорд: Clarendon Press . С. 44–46, 80–82 . ISBN 0198162421 Полем Получено 6 августа 2024 года - через интернет -архив.
- ^ Jump up to: а беременный Hirshberg, Jehoash (1995). Музыка в еврейской общине Палестины 1880–1948 гг.: Социальная история . Оксфорд: Clarendon Press . п. 81. ISBN 0198162421 Полем Получено 6 августа 2024 года - через интернет -архив.
- ^ Эдмундс, Нил. (2004) Советская музыка и общество под руководством Ленина и Сталина: дубинка и серп. п. 225 Нью -Йорк: Routledge Curzon
- ^ Jump up to: а беременный в Тасси, Грегор (2010). Кирилл Кондрашин: Его жизнь в музыке . Пресс чучела . п. 97. ISBN 9780810869745 Полем Получено 6 августа 2024 года - через интернет -архив.
- ^ Utechin, SV (1961). Краткая энциклопедия России Everyman . Лондон: JM Dent & Sons . п. 202 Получено 6 августа 2024 года - через интернет -архив.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1883 Рождения
- 1957 Смерть
- Российские музыканты 20-го века
- 20-го века российские композиторы
- Футуристы композиторы
- Русские евреи
- Российские оперные композиторы
- Российские мужские оперные композиторы
- Музыканты из Ростова-на-Дон
- Получатели Сталинской премии
- Получатели Ордена красного баннера труда
- Ученики Анатолии Лаядов
- Ученики Николаса Римски-Корсаков
- Академический персонал Геснесина Государственного музыкального колледжа
- Еврейские классические композиторы
- Выпускники Московской консерватории
- Похороны на кладбище Новодевичи