HMS Топаз (1793 г.)
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Топаз |
Заказал | 14 марта 1789 г. |
Строитель | Тулон |
Заложен | август 1789 г. |
Запущен | 26 сентября 1790 г. |
Завершенный | февраль 1791 г. |
Судьба | Захвачен британцами в Тулоне 29 августа 1793 г. |
![]() | |
Имя | HMS Топаз |
Приобретенный | В плену 29 августа 1793 г. |
Введен в эксплуатацию | август 1795 г. |
Выведен из эксплуатации | февраль 1812 г. |
Судьба | Расставание, 1814 г. |
Общие характеристики [ 1 ] [ 2 ] | |
Класс и тип | «Маг» класса Фрегат |
Смещение | 1100 тонн (французский) |
Тонны нагрузки | 916 82 ⁄ 94 ( м.м. ) |
Длина |
|
Луч | 11,2 м (36 футов 9 дюймов) |
Глубина захвата | 5,79 м (19 футов 0 дюймов) |
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
Дополнить | Британская служба : 280 (274 с 1794 г.) |
Вооружение |
|
HMS Topaze — Королевского флота 32-пушечный фрегат , первоначально построенный в 1791 году как французский Magicienne класса фрегат . В 1793 году лорда Худа флот захватил ее в Тулоне . Королевский флот принял ее на вооружение под существующим названием. Она распалась в 1814 году.
Французский сервис
[ редактировать ]Топаз был заказан 14 марта 1789 года. [ 3 ] В 1793 году он курсировал в Лионском заливе вместе с 40-пушечным фрегатом «Аретуз» . [ 3 ] В августе ее порт приписки Тулон восстал против Национальной конвенции , и ее командир Грас-Лимермон сдал ее британцам. [ 4 ] По окончании осады Тулона она бежала в Порто-Феррайо и была включена в состав британского Королевского флота. [ 3 ]
Британская служба
[ редактировать ]Французские революционные войны
[ редактировать ]В августе 1795 года «Топаз» был сдан в эксплуатацию под командованием капитана Стивена Джорджа Чёрча. Она отплыла в Галифакс в марте 1796 года. [ 1 ] Утром 28 августа Топаз входил в состав британской эскадры, находившейся в штиле примерно в четырех лигах от мыса Генри, когда они заметили три странных судна. [ 5 ] Бермудские острова были к ним ближе всего и сигнализировали, что это вражеские фрегаты. Британцы смогли начать преследование только в полдень. Топаз первой поймала ветер и обогнала своих спутников. [ 6 ] Она догнала отстающего примерно через пять с половиной часов. Французское судно произвело залп и сдалось . Затем «Ассистанс» и «Бермудские острова» завладели призом и сопровождали его до Галифакса , в то время как остальная часть эскадры безуспешно преследовала два других французских фрегата. Когда Ассистанс завладел французским судном, им оказалась « Элизабет» с двадцатью четырьмя 12-фунтовыми и двенадцатью 8-фунтовыми (или 9-фунтовыми) орудиями. [ 6 ] и с экипажем 297 человек. Королевский флот не купил Элизабет . Это был «Индиамен», т. е. торговое судно, купленное французским правительством, и, видимо, «равнодушный моряк». [ 5 ]
В 1800 году «Топаз» захватил несколько небольших призов, одним из которых был галиот «Луиза» , вошедший в Плимут 30 мая. [ 7 ] Топаз и Эрё отплыли в Вест-Индию 13 февраля 1801 года в качестве сопровождения большого конвоя. [ 8 ] Черч умер в августе в Вест-Индии от лихорадки. [ 9 ] В 1801 году он перешел под командование капитана Роберта Хонимана прибыл на Ямайку на Гарленде , который летом . Затем Хониман отправил Топаз обратно в Англию, где она служила на ирландской станции. [ 1 ]
Наполеоновские войны
[ редактировать ]В апреле 1803 года «Топаз» был сдан в эксплуатацию под командование капитана Уиллоби Лейка . [ 1 ] 4 июня Провиденс вошёл в Плимут. Топаз схватил ее, когда она плыла из Чарльстауна в Остенде с грузом риса и хлопка. [ 10 ] В конце месяца в Портсмут зашли 34 французских рыбацких судна. Они были призами для Africaine и Topaze . «Топаз» также привез из Алжира французский бриг. [ 11 ] Вскоре после этого девять рыболовецких лодок были сданы (освобождены). [ 12 ]
4 февраля 1804 года Топаз был одним из эскортов Вест-Индского флота, отплывавшего из Корка . Она должна была сопровождать флот до Мадейры. [ 13 ]
25 сентября 1804 года Топаз встретил и захватил французский каперский корабль «Минерв» из Бордо, направлявшийся на Мартинику. На нем было пробито 18 орудий, но он имел только четырнадцать 9-фунтовых орудий и имел экипаж из 111 человек. [ 14 ] Она приехала в Корк 3 октября. Она везла груз вина и бренди. Топаз поймал ее только в 49 ° 30'N 15 ° 30'W / 49,500 ° N 15,500 ° W после 12 часов погони. [ 15 ]
Затем, примерно шесть месяцев спустя, 13 февраля 1805 года, Топаз оснащенного кетчем захватил и доставил в Корк генерала Ожеро из Байонны, . Генерал Ожеро был вооружен четырнадцатью 12-фунтовыми карронадами и имел экипаж из 88 человек. Она путешествовала 47 дней, но не взяла ни одного приза. Очевидно, Ожеро был известен своими прошлыми успехами, в частности, захватом жителя Вест-Индии генерал Уильяма Хиткота . [ 16 ] Топаз взял в плен генерала Ожеро . 45 ° с.ш. 5 ° з.д. / 45 ° с.ш. 5 ° з.д. . [ 17 ]
7 мая 1805 года Лейк и Топаз захватили испанского капера Наполеона из Сен-Себастьяна. Наполеон был пробит 20 пушками, но имел на вооружении десять 9-фунтовых орудий и четыре 18-фунтовые карронады; у нее был экипаж из 108 человек. Она покинула Бордо на 57-й день своего первого круиза, во время которого после резкого боя захватила каперское свидетельство Уэстморленда из Ливерпуля и бриг «Брансуик» , шедший из Гондураса. [ 18 ]
Затем, 20 мая, «Топаз» захватил испанский каперский бриг «Феникс» , также из Сен-Себастьяна. «Феникс» был вооружен 14 орудиями и имел экипаж из 85 человек. Она отсутствовала в Виго десять дней назад и не взяла ни одного приза. [ 18 ] Топаз отправил обоих в Корк, куда они прибыли в июне. [ 19 ]
Французский корвет «Сильф», захваченный 13 мая 1805 г. 49 ° 49' с.ш., 15 ° 25' з.д. / 49,817 ° с.ш., 15,417 ° з.д. количество судов в составе конвоя, отправившегося 9-го числа из Корка в Ньюфаундленд. Топаз и Розарио отбили по одному. Топаз также отбил Янга Уильяма , Янга, мастера, которого захватил испанский корвет из 20 орудий. Молодой Уильям плыл из Корка в Вестпорт. [ 20 ]
К июню 1806 года капитан Ансельм Джон Гриффитс принял командование « Топазом» на ирландской станции. [ 21 ] Он отплыл на ней в Средиземное море 8 января 1808 года. [ 21 ]
В 1809 году она присоединилась к войскам, действовавшим в Адриатической кампании 1807-1814 годов . Когда французы отправили фрегаты «Даная» и «Флор» из Тулона в Адриатику, «Топаз» и «Кингфишер» перехватили их 12 марта. [ 21 ] Несмотря на то, что французы начали действовать, британцы не смогли помешать им достичь Корфу, а затем плыть на север, чтобы усилить французскую оборону в Адриатике. Топаз не понес потерь и существенного ущерба. [ 22 ] [ а ]
31 мая у Дематы, Албания , лодки из Топаза атаковали французский прибрежный конвой под крепостью Сен-Маура. [ 23 ] Лодки захватили:
- Xebec Joubert , вооруженный восемью орудиями и шестью поворотными орудиями , с экипажем из 55 человек под командованием энсеня де Вайссо Мартена;
- Каттер Menteur из четырех орудий и 20 человек под командованием энсеня де Вайссо П. Габриэля;
- Фелукка Эсперанс — три орудия и 18 человек;
- Качели Сан-Хуан , 18 тонов; [ б ]
- Трабаколо Сан Николаи , 14 тонн.
Ее лодки уничтожили четыре судна, имена которых неизвестны:
- Канонерская лодка с одним орудием и 16 людьми;
- Канонерская лодка с одним орудием и 15 людьми;
- Трабакколо - 29 тонн; и
- Трабакколо, 30 тонн.
Все суда, кроме «Жубера» , перевозили на Корфу государственные грузы леса и бренди. Бои на лодке проходили под шквальным огнем, в результате чего «Топаз» потерял одного человека убитым и одного раненым. [ 23 ]
После этой акции капитан Генри Хоуп принял командование «Топазом» и действовал у берегов Испании . В октябре 1809 года она приняла участие в битве при Магелоне . [ 24 ] эскадра под командованием контр-адмирала Джорджа Мартина из флота Коллингвуда преследовала вражеский конвой у юга Франции. Им удалось выгнать два из трех линейных кораблей сопровождения, «Робуст» и «Лайон» , на берег недалеко от Фронтиньяна , где их экипажи сожгли их, разобрав и очистив от всего пригодного к использованию материала. Экипажи третьего линейного корабля «Боре» и фрегата «Полина» бежали в Сет . [ 25 ]
Транспорты, входившие в состав конвоя, в том числе вооруженный складской корабль «Лампрой» с 18 орудиями, двумя бомбардировками ( «Виктуар» и «Грондер» ) и шебек «Норманда» , вошли в залив Росас , где они надеялись, что замок Росас, форт Тринидад, и несколько береговых батарей защитят их. [ 25 ] 30 октября Тигре , Камберленд , Волонтер , Аполлон , Топаз , Филомель , Тосканец и Скаут прислали свои лодки. К следующему утру британцы подсчитали все одиннадцать судов в заливе и сожгли те, которые не удалось вывести. Некоторые британские лодки понесли тяжелые потери; Топаз потерял четырех человек убитыми и восемь ранеными. [ 26 ] В январе 1813 года призовые были вручены британским судам, принимавшим участие в действиях по захвату военных кораблей «Грондер» и «Норманда» , а также транспортов «Дракон» и «Индиен» . Суд признал Инвинсибла совладельцем. Головные деньги были также выплачены за Грондер и Норманду , а также за разрушение Лемпроя и Виктории . [ 27 ]
9 декабря Топаз спас 100 человек из гарнизона Марбельи, когда он пал перед французами.
21 июня 1810 года лодки Альцеста и Топаза захватили два судна в бухте Мартино на Корсике. [ с ] Десант захватил батарею из трех орудий, охранявшую вход в бухту. Им удалось захватить и вывести орудия из строя, а также убить или ранить часть гарнизона. Британцы потеряли в бою одного человека убитым и двоих ранеными. [ 28 ] [ д ]
24 августа Топаз захватил « Сентинеллу» . [ 30 ] Топаз также участвовал в битве при Фуэнхироле в октябре 1810 года. 11 октября Хоуп и Топаз доставили лорда Блейни из Гибралтара в Сеуту . два дня спустя они ушли, сопровождая дивизию канонерских лодок и несколько транспортов с артиллерией, батальон 89-го пешего полка («Ищейки Блейни»), Испанский императорский полк Толедо и некоторых других в Фуэнхиролу, чтобы атаковать там польский гарнизон. [ 31 ] Битва закончилась поражением англо-испанских войск, а сам Блейни был взят в плен.
В ноябре 1810 года капитан Джон Ричард Ламли принял командование « Топазом» . [ и ] Его преемником стал капитан Эдвард Харви. [ 1 ] Он плавал на «Топазе» у Корфу до декабря 1812 года, когда сопровождал конвой обратно в Великобританию. Топаз был в плохом состоянии. Когда он расплатился с ней в феврале 1812 года, [ 32 ]
Судьба
[ редактировать ]В 1812 году HMS Topaze был поставлен на прикол в Портсмуте. Главные офицеры и комиссары флота Его Величества выставили его на продажу там 11 августа 1814 года вместе с рядом других фрегатов и более крупных кораблей. Покупатели должны были внести залог с двумя гарантами в размере 3000 фунтов стерлингов, что они разобьют свои покупки в течение года и не продадут их или иным образом не избавятся от них. [ 33 ] Она была продана 1 сентября 1814 года за 1300 фунтов стерлингов. [ 1 ] и распалась в 1814 г.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Оба французских фрегата переживут битву при Лиссе .
- ↑ Balancelle — это средиземноморское каботажное и рыболовное судно с одним латиновым парусом.
- ↑ Возможно, это Сан-Мартино-ди-Лота, недалеко от Бастии.
- ↑ В сентябре 1832 года Хоуп и другие члены Топаза команды , находившиеся на борту 8 июля 1810 года, получили выручку от «разных монет, проданных на Мальте, а также сумму в 300 фунтов стерлингов, зарезервированную из доходов от различных захваченных судов». на указанном корабле...». Первоклассная доля, то есть доля Хоупа, стоила 112 фунтов 17 шиллингов 7 пенсов ; доля шестого класса, принадлежащая обычному моряку, стоила 1 фунт стерлингов 1 шиллинг 2½ пенса. [ 29 ]
- ↑ Он отправится командовать вторым «Топазом» в 1814 году и отправит его на Дальний Восток, где умрет в море в 1821 году и будет похоронен на Пенанге .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Уинфилд (2008) , стр. 205–6.
- ^ Уинфилд и Робертс (2015) , с. 129.
- ^ Jump up to: а б с Рош (2005) , с. 441.
- ^ Контенсон (1934) , с. 187.
- ^ Jump up to: а б Джеймс (1837), Том. 1, с.346.
- ^ Jump up to: а б «№13941» . Лондонская газета . 15 октября 1796 г. с. 975.
- ^ Военно-морская хроника , Том. 3, с.417.
- ^ Военно-морская хроника , Том. 5, с.184.
- ^ Журнал Джентльмена , Том. 90, с.1193.
- ^ Военно-морская хроника , Том. 9, с.494.
- ^ Список Ллойда ( LL ) 28 июня 1803 г., № 4362.
- ^ LL 5 июля 1803 г., №4364.
- ^ LL 14 февраля 1804 г., №4427.
- ^ «№15743» . Лондонская газета . 6 октября 1804 г. с. 1255.
- ^ LL 9 октября 1804 г., №4495.
- ^ «№15784» . Лондонская газета . 26 февраля 1805 г. с. 273.
- ^ LL 13 февраля 1805 г., №4196.
- ^ Jump up to: а б «№15815» . Лондонская газета . 11 июня 1805 г. с. 773.
- ^ LL 14 июня 1805 г., №4225.
- ^ LL 28 мая 1805 г., №4220.
- ^ Jump up to: а б с «НММ, ID судна 377500» (PDF) . Истории военных кораблей, том IV . Национальный морской музей . Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2011 года . Проверено 30 июля 2011 г.
- ^ Джеймс (1837), Том. 5, стр. 171-3.
- ^ Jump up to: а б «№16295» . Лондонская газета . 15 сентября 1809 г. с. 1438.
- ^ Труд, Онесим-Иоахим (1867). Морские сражения Франции (на французском языке). Полет. 4. Старец Халламель. стр. 56–58.
- ^ Jump up to: а б Джеймс (1837), Том. 5, стр. 143-4.
- ^ «№16319» . Лондонская газета . 29 ноября 1809 г., стр. 1602–1604.
- ^ «№16698» . Лондонская газета . 26 января 1813 г. с. 208.
- ^ «№16395» . Лондонская газета . 11 августа 1810 г. с. 1205.
- ^ «№18973» . Лондонская газета . 4 сентября 1832 г. с. 2011.
- ^ Журнал United Service , Vol. 171, с.125.
- ^ Нэпьер (1833), Том. 3, с. 414.
- ^ Маршалл (1828) , с. 366.
- ^ «№16920» . Лондонская газета . 26 июля 1814 г. с. 1510.
Ссылки
[ редактировать ]- Контенсон, Людовик (1934). Общество Цинциннати Франции и американская война (1778-1783) . Париж: Издания Огюста Пикара. OCLC 7842336 .
- Джеймс, Уильям (1837 г.), Военно-морская история Великобритании, от объявления войны Францией в 1793 году до воцарения Георга IV. , Р. Бентли
- Маршалл, Джон (1828). . Королевская военно-морская биография . Том. суп, часть 2. Лондон: Лонгман и компания. п. 361–366.
- Нэпьер, сэр Уильям Фрэнсис Патрик (1833) История войны на полуострове и на юге Франции: с 1807 по 1814 год , Том 3 (Т. и У. Бун).
- Рош, Жан-Мишель (2005). Словарь построек французского военного флота от Кольбера до наших дней . Полет. 1. Группа Ретозель-Мори Мийо. ISBN 978-2-9525917-0-6 . OCLC 165892922 . (1671-1870)
- Уинфилд, Риф (2008). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1793–1817: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-86176-246-7 .
- Уинфилд, Риф; Робертс, Стивен С. (2015). Французские военные корабли в эпоху парусного спорта 1786–1861: конструкция, карьера и судьбы . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-204-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported UK: England & Wales В эту статью включены данные, опубликованные Национальным морским музеем в рамках проекта «Истории военных кораблей» .