Ипатия (роман)
![]() Издание 1897 года с иллюстрациями Эдмунда Х. Гаррета. | |
Автор | Чарльз Кингсли |
---|---|
Язык | Английский |
Дата публикации | 1853 |
Место публикации | Великобритания |
«Гипатия, или Новые враги со старым лицом» — роман английского писателя Чарльза Кингсли, вышедший в 1853 году . Это художественный рассказ о жизни философа Гипатии , в котором рассказывается история молодого монаха по имени Филаммон, который путешествует в Александрию , где оказывается втянутым в политические и религиозные сражения того времени. Задуманный как христианская апология , он отражает типичные религиозные настроения XIX века того времени. На протяжении многих лет книга считалась одним из лучших романов Кингсли и пользовалась большим спросом.
Сюжет
[ редактировать ]Сюжет вращается вокруг Гипатии языческого философа ; Кирилл христианский патриарх; Орест, властолюбивый префект Египта; и Филаммон, египетский монах. [1] Филаммон путешествует из своей монашеской общины в пустыне в Александрию. [2] и выражает желание посещать лекции Гипатии, несмотря на неприязнь Кирилла к Гипатии. [1] Хотя Гипатия питает глубокую ненависть к христианству, Филаммон становится ее преданным другом и учеником. [1] Филаммон также встречает Пелагию, свою давно потерянную сестру, бывшую певицу и танцовщицу, которая теперь замужем за готским воином. [2] Филаммон, естественно, желает обратить обеих женщин в христианство. [2] Сюжет разворачивается на фоне планов Ореста стать императором Египта и Африки; он использует Гипатию как пешку. [1] В подсюжете участвует Рафаэль Абен-Эзра, богатый еврейский соратник Гипатии, который влюбляется в христианскую девушку по имени Виктория и обращается в другую веру, чтобы завоевать ее любовь. [2] Ряд событий, некоторые из которых организованы еврейкой по имени Мириам, усиливают напряженность между префектом и церковью. Гипатия переживает духовный кризис и близка к тому, чтобы Рафаэль обратился в христианство. Однако прежде чем это может произойти, распространяются слухи о том, что Гипатия является причиной беспорядков в городе и что она убита христианской мафией. Филаммон в унынии возвращается в пустыню, где в конце концов становится настоятелем своего монастыря, хотя и с более мирским взглядом на христианство. [3]
Темы
[ редактировать ]Гипатия имеет сильный антикатолический тон, который отражает неприязнь самого Кингсли к священникам и монахам. [1] Изображение Кингсли капризной и коррумпированной ранней церкви, представленной Кириллом и духовенством, призвано отразить католическую церковь XIX века. [2] Кингсли также не любил священническое безбрачие и ясно дал понять, что, по его мнению, оно вредит тем, кто его практикует. [3] Тем не менее он стремился утвердить моральное превосходство христианства над иудаизмом : из двух еврейских персонажей романа один – Мириам – последовательно злонамерен, а другой – Рафаэль – покидает свой дом, чтобы стать разочарованным странствующим евреем , прежде чем принять христианство. к христианству. Изображение греко-римского язычества в романе также негативно: например, когда Орест пытается возродить язычество в Александрии, он делает это, восстанавливая зрелищность и бойню на гладиаторской арене. Кингсли также посвящает части романа изложению неоплатонизма и объяснению его очевидных недостатков. [3]
Кингсли выражает точку зрения на превосходство северных европейцев, изображая готов в Александрии как спасителей христианства, которые, хотя и грубы и жестоки, но обладают необходимыми тевтонскими ценностями стойкости и мужественности, чтобы противостоять коррумпированной церкви. [2] [3] Это отражает тему, которую Кингсли позже изложит в книге и серии лекций под названием « Римлянин и тевтон» . [4]
Еще одна тема - то, как Кингсли связывает религиозное понимание с эротизмом , тема, которая наиболее явно проявляется в кульминации романа, когда Гипатия раздевается донага и разрывается на части монахами под огромным изображением Христа. [5]
Публикация
[ редактировать ]
Первоначально «Гипатия» была опубликована в 1852 году в журнале Fraser's Magazine с января 1852 года по апрель 1853 года, а затем была опубликована в виде книги в 1853 году. [6] Книга была переведена на несколько европейских языков и имела большой успех в Германии. [7]
Вышло несколько иллюстрированных изданий романа, в том числе одно с обильными иллюстрациями Уильяма Мартина Джонсона ; [8] второй с семнадцатью иллюстрациями Эдмунда Х. Гаррета ; [9] третий с двенадцатью иллюстрациями Ли Вудворда Зейглера ; [10] и четвертый с восемью иллюстрациями Байама Шоу . [11] В немецком издании были иллюстрации Рудольфа Трахе . [12] а в раннем испанском издании было семь иллюстраций Рамона Алаберна и других художников. [13]
Реакция
[ редактировать ]В течение многих лет «Гипатия» считалась «самым широко известным и ценимым» романом Кингсли. [7] при этом интерес лишь снижается в последующих поколениях. [6] Говорят, что эта книга была королевы Виктории . любимым романом Кингсли [14]


Роман особенно вдохновил Чарльза Уильяма Митчелла на создание картины » « Гипатия (1885, Художественная галерея Лэйнга , Ньюкасл), на которой изображена обнаженная Гипатия, съежившаяся у алтаря и стоящая лицом к лицу со своими (невидимыми) убийцами. [15] Другой картиной, вдохновленной романом, была Артура Хакера « Пелагия и Филаммон» (1887, Художественная галерея Уокера , Ливерпуль), на которой изображена умирающая обнаженная Пелагия, за которой наблюдает Филаммон в плаще с капюшоном. [16]
В эпоху Кингсли критика романа была направлена на его негативное изображение церкви в Александрии и Кирилла в частности. Именно этот аспект романа, а также его предполагаемая непристойность помешали попытке присвоить почетную степень Оксфордского университета в 1863 году. Кингсли [6] Кроме того, некоторые читатели были разочарованы тем, что Кингсли не пошел дальше в очернении всех вероучений, кроме христианства. [6] Антикатолическая тема романа, естественно, вызвала критику со стороны католических церковников, а среди литературных откликов были романы кардинала Николаса Уайзмана « Фабиола» (1854) и Джона Генри Ньюмана « Каллиста» (1855). [17]
В современную эпоху критика романа сосредоточилась на его антисемитизме, а также на расовых предрассудках . Книгу охарактеризовали как «яростно расистскую». [18] В одном обзоре он описывается как «христианская апология, [с] религиозным и этническим фанатизмом в форме антисемитизма и антикатолицизма», но, тем не менее, делается вывод, что «это неожиданно захватывающий роман, и его стоит изучить». [3] В другом обзоре роман критикуется за то, что его «трудно понять из-за множества ненужных персонажей и их запутанных эзотерических аргументов», но приходит к выводу, что « Гипатия представляет собой превосходный пример художественной литературы, написанной для конкретной цели, а также безупречно исследованного романа, который остается верным истории». [6]
Адаптации
[ редактировать ]была поставлена пьеса по роману « Чёрный агат, или Старые враги в новых лицах» В 1859 году в Музыкальной академии в Филадельфии . [19] Пьесу написала Элизабет Бауэрс , которая также исполнила роль Гипатии. [19] [20] Более заметной адаптацией романа к сцене стала « Гипатия » Дж. Стюарта Огилви , которая открылась в театре Хеймаркет в Лондоне 2 января 1893 года. Продюсером ее стал Герберт Бирбом Три . Джулия Нилсон сыграла роль Гипатии, а ее муж Фред Терри — Филаммона. В пьесе использовалась тщательно продуманная музыкальная партитура, написанная композитором Хьюбертом Парри . [21] [22] В пьесе Огилви вместо Мириам Кингсли появился коварный еврейский персонаж по имени Иссахар (которого играет Три). Изображение Иссахара было относительно сочувственным, поскольку Три очень уважал еврейский вклад в современный театр. [23] Даже «Еврейские хроники» отметили, что Иссахар «амбициозен и талантлив, он строит заговоры и контрзаговоры, но в его натуре нет подозрений или подлости», и пришел к выводу, что он был «наименее традиционным и наименее оскорбительным из евреев последнего времени». [23]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Мария Дзельска , (1995), Гипатия Александрийская , страницы 8–11. Издательство Гарвардского университета. ISBN 0674437764
- ^ Jump up to: а б с д и ж Саймон Голдхилл , (2011), Викторианская культура и классическая древность , страницы 203–5. Издательство Принстонского университета. ISBN 0691149844
- ^ Jump up to: а б с д и Джесс Невинс , (2005), Энциклопедия фантастической викторианы , страница 7. MonkeyBrain Books. ISBN 1932265155
- ^ Римлянин и тевтон Чарльза Кингсли в Project Gutenberg
- ^ Патрик Брантлингер, Уильям Тесинг, (2008), Товарищ викторианского романа , стр. 253 John Wiley & Sons
- ^ Jump up to: а б с д и Мэри Вирджиния Брэкетт, Виктория Гайдосик, (2006), Товарищ по британскому роману, 18 и 19 века , страница 216
- ^ Jump up to: а б Каталог выставки ста знаменитых первых изданий английской и французской литературы с 1 по 14 декабря 1909 года . Эрнест Дрессел Норт
- ^ Чарльз Кингсли, Гипатия; или Новые враги со старым лицом . Иллюстрировано по рисункам Уильяма Мартина Джонсона. 2 тома. 1894 г.
- ^ Чарльз Кингсли, Гипатия . С семнадцатью иллюстрациями Эдмунда Х. Гаррета. 1897 г.
- ^ Чарльз Кингсли, Гипатия . Роскошное ограниченное издание. Нью-Йорк, Тейлор, 1899 г.
- ^ Чарльз Кингсли, Гипатия . С 8 иллюстрациями Байама Шоу. 1914 год
- ^ Гипатия - Христианская повесть пятого века. С многочисленными рисунками Р. Трахе.
- ^ Ипатия, или Последние потуги язычества в Александрии: исторический роман V века . 1857.
- ^ Дэвид Энтони Даунс, (1972), Характер викторианской веры: исследования религиозных романов Патера, Кингсли и Ньюмана , стр. 65. Ярый
- ^ Майкл А.Б. Дикин , (2007), Гипатия Александрийская: математик и мученица , страница 163. Книги Прометея
- ^ Джеффри Ричардс, (2009), Древний мир на викторианской и эдвардианской сцене , стр. 171. Пэлгрейв Макмиллан
- ^ Филип Дэвис, (2004), Викторианцы: 1830–1880 , стр. 293
- ^ Маргарет Дрэббл (редактор), Оксфордский справочник по английской литературе (2000), 6-е издание, «Историческая фантастика», стр. 483. Oxford University Press. «Викторианцы оценили бы гораздо выше, чем потомки, усилия Эдварда *Бульвер-Литтона, чьи « Последние дни Помпеи» (1834) наряду с Уолтером * входят в число немногих успешных исторических романов в греко-римской классической обстановке *. Патера Эксцентричный « Марий Эпикуреец» » Чарльза Кингсли (1855) и яростно расистская «Гипатия (1853)».
- ^ Jump up to: а б Запись в каталоге: Черный агат, или Старые враги с новыми лицами , Цифровая библиотека Hathi Trust, получено 30 января 2013 г.
- ^ Амелия Хоу Критцер (1995) Пьесы ранних американских женщин, 1775–1850 , стр. 373 . Мичиганский университет
- ^ Уолтер Маккуин-Поуп, (1948), Хеймаркет: театр совершенства , страница 337. Аллен
- ^ Уильям Арчер, (1969), Театральный «мир» 1893 года , стр. 9. Б. Блом
- ^ Jump up to: а б Театр девятнадцатого века: НКТ. (1993), тома 21–22, стр. 24. Лондонский университет.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Гипатия - или Новые враги со старым лицом Чарльз Кингсли из Project Gutenberg
Аудиокнига «Гипатия», являющаяся общественным достоянием, на LibriVox
- Британские романы 1853 года
- Антикатолические публикации
- Антисемитские романы
- Христианские романы
- Британские романы адаптированы в пьесы
- Романы Чарльза Кингсли
- Романы, действие которых происходит в Древнем Риме.
- Романы, действие которых происходит в Древнем Египте.
- Романы, действие которых происходит в IV веке.
- Гладиаторский бой в художественной литературе
- Культурные изображения Гипатии
- Романы, впервые изданные серийно.
- Работы первоначально опубликованы в журнале Fraser's Magazine.