Агитпроп

«1. Вы хотите побороть холод?
2. Хотите побороть голод?
3. Ты хочешь есть?
4. Ты хочешь пить?
Спешите вступить в ударные бригады образцового труда!»
Агитпроп ( / ˈ æ dʒ ɪ t p r ɒ p / ; [1] [2] [3] с русского: , латинизированные : agitpróp , портманто агитация , агитпроп «агитация» и пропаганда , « пропаганда ») [4] относится к намеренному, энергичному распространению идей. Этот термин возник в Советском Союзе , где он относился к популярным средствам массовой информации, таким как литература, пьесы, брошюры , фильмы и другие виды искусства, с явно политическим посланием в пользу коммунизма . [5]
Термин возник в Советском Союзе как сокращенное название Отдела агитации и пропаганды (произносится « отдел агитации и пропаганды» ), который входил в состав Центрального и региональных комитетов Коммунистической партии Советского Союза . [6] Внутри партийного аппарата как агитация (работа среди людей, не являвшихся коммунистами), так и пропаганда (политическая работа среди членов партии) находились в ведении агитпропотдела , или АППО. Его руководитель входил в состав секретариата МК, хотя и занимал второе место после руководителя орграспредотдела . [7] Обычно российский агитпроп разъяснял идеологию и политику Коммунистической партии и пытался убедить широкую общественность поддержать партию, присоединиться к ней и разделить ее идеалы. Агитпроп также использовался для распространения информации и знаний среди людей, например, новых методов ведения сельского хозяйства. После Октябрьской революции 1917 года по стране ездил агитпоезд с артистами и актерами, исполнявшими простые пьесы и ведущими пропагандистские передачи. [8] В поезде был печатный станок, позволяющий воспроизводить плакаты и выбрасывать их из окон, когда он проезжал через деревни. [9] Первым заведующим Отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) был Евгений Преображенский . [10]
Это дало начало агитационному театру , высоко политизированному театру, который зародился в Европе 1920-х годов и распространился на Соединенные Штаты; пьесы Бертольта Брехта . ярким примером являются [11] Русский агиттеатр отличался картонными персонажами совершенной добродетели и полного зла, грубой насмешкой. [12] Постепенно термин «агитпроп» стал обозначать любой вид сильно политизированного искусства.
Формы
[ редактировать ]Во время Гражданской войны в России агитационная пропаганда принимала различные формы:

- Использование прессы. Стратегия большевиков с самого начала заключалась в получении доступа к основному средству распространения информации в России: прессе. [13] Социалистическая газета «Правда» вновь появилась в 1917 году после закрытия царской цензурой тремя годами ранее. Выдающиеся большевики, такие как Каменев, Сталин и Бухарин, стали редакторами « Правды» во время и после революции, превратив ее в орган большевистской агитпропа. С падением популярности и влияния царских и буржуазных печатных изданий «Правда» смогла стать доминирующим источником письменной информации для населения в регионах, контролируемых Красной Армией . [14]

- Сети устной агитации: Большевистское руководство понимало, что для построения прочного режима им необходимо заручиться поддержкой массовой массы русских крестьян. Для этого Ленин организовал Коммунистическую партию, которая привлекала демобилизованных солдат и других лиц, которые становились сторонниками большевистской идеологии, одевались в форму и отправлялись путешествовать по сельской местности в качестве агитаторов среди крестьян. [15] Сети устной агитации установили свое присутствие в изолированных сельских районах России, расширяя коммунистическую власть.
- Агитационные поезда и корабли. Чтобы расширить сферу действия сети устной агитации, большевики первыми использовали современный транспорт для проникновения вглубь России. В поездах и на кораблях ехали агитаторы, вооруженные листовками, плакатами и другими видами агитпропа. Вагоны поездов включали гараж для мотоциклов и автомобилей, чтобы пропагандистские материалы доставлялись в сельские города, не расположенные рядом с железнодорожными путями. Агитационные поезда расширили сферу деятельности агитаторов в Восточной Европе и позволили создать агитационные станции, состоящие из библиотек пропагандистских материалов. Поезда также были оборудованы радиоприемниками и собственными печатными машинами, чтобы они могли сообщать Москве о политическом климате в данном регионе и получать инструкции о том, как на месте печатать пропаганду, чтобы лучше воспользоваться ситуацией. [16]
- Кампания по распространению грамотности. Крестьянское общество России в 1917 году было в основном неграмотным, что затрудняло доступ к ним посредством печатной агитпропа. , был создан Народный комиссариат просвещения Для того чтобы возглавить борьбу с неграмотностью . [17] Инструкторы были обучены в 1919 году и отправлены в деревню, чтобы набрать больше инструкторов и расширить деятельность до сети центров грамотности. Были созданы новые учебники, объясняющие большевистскую идеологию вновь грамотным членам советского общества, а также расширилось обучение грамоте в армии. [18]
См. также
[ редактировать ]- Непоседа
- Синяя блузка
- Пропаганда в Советском Союзе
- Левая колонна (театральная труппа)
- Российское телеграфное агентство (РОСТА)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джонс, Дэниел (2011). Роуч, Питер ; Сеттер, Джейн ; Эслинг, Джон (ред.). Кембриджский словарь английского произношения (18-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-15255-6 .
- ^ Уэллс, Джон К. (2008). Словарь произношения Лонгмана (3-е изд.). Лонгман. ISBN 978-1-4058-8118-0 .
- ^ «агитпроп» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ «агитпроп(н.)» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 2 июня 2020 г.
- ^ Редакторы Британской энциклопедии (11 июля 2002 г.). «агитпроп» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Проверено 29 января 2017 г.
- ^ «Агитпроп» . Британская энциклопедия . Проверено 2 июня 2020 г.
- ^ Мерридейл, Кэтрин (1990). Московская политика и приход Сталина . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. п. 142. дои : 10.1007/978-1-349-21042-8_8 . ISBN 978-1-349-21044-2 .
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Агитпроппоезд» . Ютуб. 15 июня 2007 г. Проверено 9 мая 2009 г.
- ^ Пол А. Смит, О политической войне , с. 124, Издательство Национального университета обороны, 1989 г.
- ^ «Отделы, комиссии и учреждения ЦК РКП(б) — ВКП(б) — КПСС» . Архивировано из оригинала 25 мая 2019 г.
- ^ Ричард Бодек (1998) «Пролетарское выступление в Веймарском Берлине: агитпроп, хор и Брехт», ISBN 1-57113-126-4
- ^ Ричард Пайпс , Россия при большевистском режиме , с. 303, ISBN 978-0-394-50242-7
- ^ Кенез, стр. 5–7.
- ^ Кенез, стр. 29-31.
- ^ Кенез, стр. 51-53.
- ^ Кенез, с. 59.
- ^ Кенез, с. 74
- ^ Кенез, стр. 77-78.
Источники
[ редактировать ]
- Шютц, Гертруда (1988). Малый политический словарь . Берлин: Дитц Верлаг. ISBN 978-3-320-01177-2 .
- Кенез, Питер (29 ноября 1985 г.). Рождение пропагандистского государства: советские методы массовой мобилизации, 1917–1929 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 342. ИСБН 978-0-521-31398-8 .
- Эллюль, Жак (1973). Пропаганда: формирование мужских настроений . Нью-Йорк: Винтажные книги. п. 320. ИСБН 978-0-394-71874-3 .
- Цзы, Сунь (1977). Искусство войны . Перевод Сэмюэля Б. Гриффита. Издательство Оксфордского университета. п. 197. ИСБН 978-0-19-501476-1 .
- Лассвелл, Гарольд Д. (15 апреля 1971 г.). Техника пропаганды в Первой мировой войне . МТИ Пресс. п. 268. ИСБН 978-0-262-62018-5 .
- Хаксли, Олдос (1958). Возвращение в дивный новый мир . Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- Эндрю, Кристофер; Митрохин, Василий (20 сентября 2005 г.). Мир шел по-нашему: КГБ и битва за третий мир . Нью-Йорк: Основные книги. п. 736. ИСБН 978-0-465-00311-2 .
- Эндрю, Кристофер (1 марта 1996 г.). Только для глаз президента: секретная разведка и американское президентство от Вашингтона до Буша . Нью-Йорк: HarperPerennial. ISBN 978-0-06-092178-1 .
- Ридель, Брюс (15 марта 2010 г.). В поисках Аль-Каиды: ее лидерство, идеология и будущее (2-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Брукингского института. ISBN 978-0-8157-0451-5 .
- Кларк, Чарльз Э. (2000). Искоренение инаковости: кампания по распространению грамотности в нэповой России . Издательство Университета Саскуэханна.
Литература
[ редактировать ]- Советская пропагандистская машина , Мартин Эбон, МакГроу-Хилл, 1987, ISBN 0-07-018862-9
- Руснок, К.А. (2003). «Агитпроп» . В Милларе, Джеймс (ред.). Энциклопедия истории России . Gale Group, Inc. ISBN 0-02-865693-8 .
- Великкил Рагхаван (2009). Театр агит-пропаганды . Чандигарх: Unistar Books. ISBN 81-7142-917-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Филл, Шарлотта; Филл, Питер (2005). Дизайн 20-го века (изд. к 25-летию). Кёльн: Ташен. стр. 26. ISBN 9783822840788 . OCLC 809539744 .