Арнольд Кристенсен
Арнольд Джордж Кристенсен | |
---|---|
![]() | |
Имя при рождении | Арнольд Джордж Кристенсен |
Рожденный | Новая Зеландия | 8 апреля 1922 г.
Умер | 29 марта 1944 г. недалеко от Киля , Германия | (21 год)
Похороненный | Познаньское старое гарнизонное кладбище, Польша |
Верность | ![]() |
Услуга/ | ![]() |
Лет службы | 1940–1944 |
Классифицировать | Лейтенант полета |
Сервисный номер | НЗ.413380 |
Единица | № 26-я эскадрилья RAF |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Упоминается в депешах |
Арнольд Джордж Кристенсен (8 апреля 1922 — 29 марта 1944) — новозеландский летчик-истребитель «Мустанг» , попавший в плен во время Второй мировой войны во время рейда на Дьепп . Он известен своим участием в «Великом побеге» из Шталаг Люфт. III в марте 1944 года и как один из мужчин, пойманных и впоследствии казненных гестапо .
Довоенная жизнь
[ редактировать ]Кристенсен родился в Гастингсе , Хокс-Бей, Новая Зеландия. [ 1 ] [ 2 ] Его отец-датчанин Антон из Рандерса , Дания, поселился в Новой Зеландии около 1912 года и женился на молодой вдове Лилиан Аллен, урожденной Ладбрук. [ 3 ] У Лилиан была дочь Хейзел от первого брака. Арнольд стал членом 2-го отряда бойскаутов Гастингса и после окончания школы решил заняться журналистикой, получив должность в газете Hawke's Bay Daily Mail.
Военная служба
[ редактировать ]
Кристенсен подал заявку на вступление в Королевские ВВС Новой Зеландии в качестве пилота 19 июня 1940 года, а 14 июня 1941 года его призвали на летную подготовку, которую он проходил в -Плимуте Нью на самолетах De Havilland Tiger Moth . 20 октября 1941 года он отплыл в Канаду, чтобы продолжить летную подготовку. [ 4 ] [ 5 ] в Школе служебной летной подготовки № 4, Саскатун, Саскачеван [ 6 ] 27 февраля 1942 года Кристенсен потерял сознание как квалифицированный пилот и получил бревет экипажа стал офицером-пилотом «крыльев» и в тот же день . Кристенсен отплыл в Англию в марте 1942 года и 2 июня 1942 года был направлен в 41-е подразделение оперативной подготовки Королевских ВВС, аэродром Олд-Сарум , Уилтшир , чтобы завершить обучение пилотов-истребителей и был отправлен в 26-ю эскадрилью Королевских ВВС 13 августа 1942 года. [ 7 ] Эскадрилья выполняла функции тактической разведки и наземной поддержки.
Военнопленный
[ редактировать ]В 08:00 19 августа 1942 года выполнял тактическую разведывательную миссию в поддержку десантного коммандос , рейда на Дьепп, пилот-офицер Кристенсен из 26-й эскадрильи Королевских ВВС, летавший на Мустанге Mark Ia с серийным номером «AL977». [ 8 ] в качестве ведомого пилота-офицера Э. Э. О'Фаррелла (летал на «AG463»). Ни один из пилотов не вернулся с задания, их самолеты были двумя из пяти, которые их эскадрилья должна была потерять в тот день. [ 9 ] [ 10 ] Оба самолета были сбиты пулеметным огнем с земли. Самолет его ведущего пилота довольно быстро нырнул в море у берега, и Кристенсен попытался вернуться через Ла-Манш, но на полпути к спасению у него заклинило двигатель, и ему пришлось броситься в воду, проведя два дня по течению на крошечной шлюпке. прежде чем быть выброшенным на берег Франции и взятым в плен. [ 11 ] В 1943 году ему было присвоено звание летного офицера.
«Великий побег»
[ редактировать ]
Кристенсен был одним из 76 мужчин, сбежавших из лагеря для военнопленных в ночь с 24 на 25 марта 1944 года в ходе побега, ныне известного как « Великий побег ». Он говорил по-датски и немного по-немецки и был экспертом по разведке в Дании в комитете по побегу. [ 12 ] Он объединился с двумя норвежцами, Халльдором Эспелидом и Нильсом Йоргеном Фугельсангом, а также австралийцем Джеймсом Катанаком , который прекрасно говорил по-немецки и разговорно-норвежски, в группе, направлявшейся в Данию и, возможно, в конечном итоге в нейтральную Швецию. Джеймс Катанак и Арнольд Кристенсен добрались до Берлина. [ 13 ] поскольку их видели там другие беглецы перед тем, как пересесть на поезд до Гамбурга, куда они также успешно добрались, но их поймали на следующем этапе их железнодорожного пути из Гамбурга в военно-морской город Фленсбург на датской границе. Ближе к границе подозрительные полицейские настояли на том, чтобы внимательно изучить их документы, проверить портфели, в которых находились газеты и спасательные пайки. Внимательный осмотр их одежды показал, что на них были измененные шинели. [ 14 ] Хотя четверо беглецов разделились, притворившись, что путешествуют по отдельности, в надежде снизить риск повторной поимки, они все находились в одном железнодорожном вагоне, прибыли дополнительные полицейские и внимательно осмотрели каждого пассажира, вскоре арестовав всех четырех подозреваемых. Беглецов доставили в тюрьму Фленсбург. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Четверо летчиков были переданы кильскому гестапо, и после допроса им сказали, что их отвезут по дороге обратно в лагерь для военнопленных. [ 18 ] 29 марта 1944 года прибыли два или три черных седана, Кристенсена посадили во вторую (или, возможно, третью) машину, которую остановил старший офицер штурмбаннфюрер СС Йоханнес Пост, который стоял рядом со своей машиной на обочине дороги в сельской местности. за пределами Киля около 16:30. [ 19 ] своего пленника Джеймса Катанака Пост только что вывел в поле и застрелил его. Пост приказал своим агентам вывести Кристенсена, Эспелида и Фугельсанга, заявив, что им следует сделать перерыв перед долгой поездкой. Выйдя на поле, летчики чуть не споткнулись о тело Катанаха, поскольку их тоже застрелили. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
перечислил на убийство. Кристенсен был одним из 50 беглецов, которых группенфюрер СС Артур Небе , как сообщается, по личному приказу Гитлера, [ 26 ] то же самое было и с несчастными, и убитыми гестапо казненными . [ 27 ] [ 28 ] он был кремирован в Киле. Первоначально его останки были похоронены в Сагане, но сейчас он похоронен на части Старого гарнизонного кладбища Познани. [ 29 ] Его имя было среди 47 убитых офицеров, названных в британской прессе, когда эта история стала достоянием общественности примерно 20 мая 1944 года. [ 30 ] Фотографии Кристенсена и его надгробия выставлены в Оклендском военном мемориальном музее. [ 31 ] и еще один от DigitalNZ. [ 32 ]
Новозеландская и австралийская пресса продолжала добиваться информации и правосудия в отношении убитых летчиков. [ 33 ]

Награды
[ редактировать ]Его выдающаяся храбрость в качестве заключенного была отмечена в « Упоминаниях в депешах», поскольку ни одна из других соответствующих наград, имевшихся в то время, не могла быть вручена посмертно. Он был опубликован в приложении к « Лондонской газете» 8 июня 1944 года. [ 34 ]
Другие жертвы
[ редактировать ]- Посмотрите убийства Шталаг Эйр III
Гестапо . казнило группу из 50 пойманных заключенных, представлявших почти все национальности, участвовавшие в побеге В ходе послевоенных расследований ряд виновных в убийствах был выслежен, арестован и предан суду за свои преступления. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
Национальности 50 казненных |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Вэнс (2000)
- ^ Проект военных захоронений Новой Зеландии - Арнольд Дж. Кристенсен
- ^ Вэнс (2000)
- ^ Вэнс (2000)
- ^ В Gallant Company - тренировка Арнольда Кристенсена
- ^ Королевские ВВС Канады в Саскатуне - Кристенсен на тренировке
- ^ Фрэнкс (1979), стр.79
- ^ Фрэнкс (1979), стр.79
- ^ Фрэнкс (1998), стр.56
- ^ Фрэнкс (1979), стр.229
- ^ Вэнс (2000)
- ^ Эндрюс (1976), стр.205
- ^ Эндрюс (1976), стр.55
- ^ Веб-сайт обороны Австралии - ссылка Катанах и Кристенсен. Архивировано 20 ноября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Уокер (2015)
- ^ Эндрюс (1976), стр.205
- ^ Берджесс (1990), стр.270)
- ^ Веб-сайт LG Corneille - фотографии четырех беглецов после ареста.
- ^ Эндрюс (1976), стр.169-172.
- ^ Эндрюс (1976), стр.177-178.
- ^ Уокер (2015)
- ^ Эндрюс (1976) стр.196
- ^ Берджесс (1990), стр.270
- ^ [1] [Архив Пегаса - 50 убитых беглецов]
- ^ Королевские ВВС Канады - в память об убитых летчиках
- ^ Эндрюс (1976), стр.34
- ^ Праздник (2015), стр.140
- ^ Эндрюс (1976), стр.205
- ^ CWGC - Подробности о пострадавших - Арнольд Джордж Кристенсен
- ↑ Western Morning News, Dundee Courier и Yorkshire Post, 20 мая 1944 г.
- ^ Оклендский военный мемориальный музей - Арнольд Кристенсен
- ^ «Фотография Арнольда Криценсена» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 25 августа 2015 г.
- ↑ The Morning Bulletin, Рокгемптон, Квинсленд, 28 февраля 1946 г.
- ^ «№36544» . Лондонская газета (Приложение). 2 июня 1944 г., стр. 2644–2645.
- ^ Читать (2012), стр.295.
- ^ Вэнс (2000), стр.310
- ^ Эндрюс (1976), стр. 188 и 199.
- Библиография
- Фрэнк Уокер (2015). Коммандос:Героические и смертоносные рейды АНЗАК . Импорт из Австралии. ISBN 978-0-7336-3153-5 . [ 1 ]
- Уильям Эш ; Брендан Фоули (2005). Под проводом: мемуары военного времени пилота «Спитфайра», легендарного мастера побега и «крутого короля» . Петух. ISBN 978-0-593-05408-6 .
- Пол Брикхилл (2004). Великий побег . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-32579-9 .
- Алан Берджесс (1990). Самый длинный туннель: правдивая история великого побега во время Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-097-9 .
- Норман Л.Р. Фрэнкс (1979). Величайшее воздушное сражение: Дьепп, 19 августа 1942 года . Уильям Кимбер. ISBN 0-7183-0396-2 .
- Альберт П. Кларк (2005). 33 месяца в плену в Шталаге Люфт III: летчик времен Второй мировой войны рассказывает свою историю . Паб «Фулькрам». ISBN 978-1-55591-536-0 .
- Артур А. Дюран (1 января 1989 г.). Шталаг Эйр III: Тайная история . Патрик Стивенс Лимитед. ISBN 978-1-85260-248-2 .
- Норман Л.Р. Фрэнкс (1998). Потери истребительного командования Королевских ВВС, том 2 . Публикации округов Мидленд. ISBN 1-85780-075-3 .
- Аллен Эндрюс (1976). Образцовое правосудие пойманный ISBN 0-245-52775-3 .
- Шон Фист (2015). Последний из 39-ти . Грубская улица. ISBN 978-1-909166-15-8 .
- Джонатан Ф. Вэнс (2000). Галантная компания . Пасифика Милитари. ISBN 978-0-935553-47-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Проект «Уроки Великого побега» (Шталага Люфт III) Марка Козака-Холланда. Заключенные формально структурировали свою работу как проект. В этой книге анализируются их усилия с использованием современных методов управления проектами.
- Новозеландские пилоты времен Второй мировой войны
- Военнопленные времен Второй мировой войны, удерживаемые Германией
- 1922 рождения
- 1944 смертей
- Военнослужащие Новой Зеландии погибли во Второй мировой войне
- Участники Великого побега из Шталага Люфт III
- Беглецы из Новой Зеландии
- Внесудебные казни во Второй мировой войне
- Новозеландские военнопленные во Второй мировой войне
- Люди из Гастингса, Новая Зеландия
- Новозеландцы датского происхождения
- Сбитые авиаторы