Николай Заремба
Николай или Николаус Иванович фон Заремба ( русский : Никола́й Ива́нович Заре́мба ; 15 июня [ OS 3 июня] 1821 - 8 апреля [ OS 27 марта] 1879) был русским теоретиком музыки, педагогом и композитором. Его самым известным учеником был Петр Ильич Чайковский , который стал его учеником в 1861 году. Среди других были племянники Федора Достоевского , дети его брата Михаила. [ 1 ] и Василий Сафонов . До 2010 года почти никто не знал, что он сочинил.
Биография
[ редактировать ]Заремба родился в польской дворянской семье в родовом поместье Озупене в сельской местности Витебской губернии , некогда польской Ливонии , ныне Лудзенского края в Латвии . Дата его рождения по Русскому биографическому словарю — 15 марта 1821 года (однако на надгробии указана дата 31 мая — 12 июня 1821 года). Он учился в гимназии в Даугавпилсе . Во время учебы на юриспруденции (1840–1844) в Императорском Санкт-Петербургском университете Антон Герке был его учителем игры на фортепиано; Иоганн Бенджамин Гросс стал его учителем игры на виолончели и теории. Сочинил Концерт-увертюру для полного оркестра (1842) под влиянием Бетховена (премьера состоялась в зале Университета 28 декабря 1842 под управлением Карла Шуберта ); около 1843 года мазурка , написанная под влиянием Фредерика Шопена .
Заремба был назначен в МВД . [ 2 ] Он бежал из ссылки в Сибирь после того, как присоединился к утопическому Петрашевскому кружку , как и Достоевский . [ нужна ссылка ] Когда умер его отец, армейский полковник, Заремба изменил свою цель.
В 1852 году он переехал в Берлин и изучал композицию у Адольфа Бернхарда Маркса . Он познакомился с Ференцем Листом и Гансом фон Бюловым , известным режиссером. [ 3 ] В 1854 году он покинул Германию. Заремба начал карьеру кантора лютеранской церкви Святых Петра и Павла после того, как женился на лютеранской якобинке-филиппинке Аделиде фон Клюген. В 1860 вступил в Русское музыкальное общество .

Он был назначен одним из профессоров Санкт-Петербургской консерватории, когда она была основана в 1862 году. Заремба преподавал композицию и гармонию на русском языке , тогда еще не очень распространенном. В 1867 году он сменил Антона Рубинштейна на посту директора консерватории. (Некоторое время Модест Мусоргский жил в доме брата Зарембы.) В 1871 году Заремба переехала в Людвигсбург , после конфликта с великой княгиней Еленой Павловной . Николай Римский-Корсаков Его преемником был назначен .
Заремба написал большую часть своих фортепианных произведений и оратории в Вюртемберге . Через два года он вернулся в Российскую империю . Тогда Василий Сафонов его (частным) учеником стал . В 1878 году у него случился инсульт, и в следующем году он умер; Похоронен на Волковском кладбище . Его жена и дочери переехали в Кларанс, Швейцария , недалеко от Монтрё, со многими из его композиций, которые были переданы Базельскому университету и отслежены в 2010 году. Его дочь Лидия Заремба была замужем за Тео Хемскерк , голландским политиком.
Жизнь и творчество Зарембы изучал Андрей Алексеев-Борецкий, библиотекарь и музыковед Санкт-Петербургской консерватории. Была проведена небольшая выставка, посвященная памяти его основателей спустя 150 лет. Голландская онлайн-радиостанция Concertzender записала часть его музыки. [ 4 ]
Работает
[ редактировать ]- Две увертюры, 1 струнный квартет, 9 фортепианных произведений, множество хоровых произведений и оратория «Иоанн Креститель» .
Прием
[ редактировать ]Его крайний консерватизм повлиял как на его преподавание в целом, так и на то, чего он ожидал от своих учеников в частности. Вместе с Антоном Рубинштейном и выступая против дальновидных и националистических тенденций « Пятерки» , Заремба оставался подозрительным, даже враждебным по отношению к новым тенденциям в музыке. Вместо этого он попытался сохранить то, что считал лучшим в западной традиции недавнего прошлого. [ 5 ] По словам Германа Лароша, Заремба боготворил Бетховена , особенно его поздние произведения, но его личные вкусы не продвинулись дальше Мендельсона . Если бы кто-нибудь спросил его о Гекторе Берлиозе , Роберте Шумане или, ближе к дому, Михаиле Глинке, Зарембе, вероятно, пришлось бы признать, что ничего не знает. [ 6 ]
Биограф Чайковского Дэвид Браун пишет, что главным недостатком Зарембы было полное отсутствие подлинной музыкальной изобретательности или какого-либо другого воображения. Придерживаясь руководства по композиции своего учителя Адольфа Бернхарда Маркса , Заремба отправлял оттуда своих учеников изучать строгий контрапункт и церковные лады , как объяснял Генрих Беллерманн . Из-за отсутствия изобретательности для Зарембы единственным способом улучшить сочинение ученика было навязывание четких правил сочинения, которые он, по-видимому, так тщательно усвоил сам. [ 7 ]
У Зарембы, по-видимому, было мало собственной творческой энергии, поскольку он мало сочинял и ничего не публиковал. Сообщается, что он написал по крайней мере одну симфонию, квартет в стиле Йозефа Гайдна , по словам Чайковского, и ораторию под названием «Иоанн Креститель». Для профессора композиции консерватории такая скудность результатов была необычной.
Отсутствие композиционных результатов, возможно, способствовало тому, что в целом о Зарембе сложилось невыдающееся мнение, точку зрения, которую в конечном итоге разделил и Чайковский. Поскольку Заремба был тем, кто изначально побуждал Чайковского более серьезно относиться к своим музыкальным занятиям, такое отсутствие композиционных усилий со стороны Зарембы, должно быть, озадачивало Чайковского вдвойне. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Ольга де Корт о Зарембе (голландский)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2013 г. Проверено 25 ноября 2013 г.
- ^ «Ольга де Корт о Зарембе (голландский)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2013 г. Проверено 25 ноября 2013 г.
- ^ «Ольга де Корт о Зарембе (голландский)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2013 г. Проверено 25 ноября 2013 г.
- ^ «Ищите Зарембу, забытую, поруганную, подавленную» .
- ^ Холден, Энтони, Чайковский: Биография (Нью-Йорк: Random House, 1995), 64
- ^ Браун, Дэвид, Чайковский: Ранние годы, 1840-1874 (Нью-Йорк, WW Norton & Company, Inc., 1978), 60
- ^ Браун, 60 лет.
- ^ Познанский, Александр, Чайковский: В поисках внутреннего человека (Нью-Йорк, Schirmer Books, 1991), 63
Источники
[ редактировать ]- Браун, Дэвид, Чайковский: Ранние годы, 1840–1874 (Нью-Йорк, WW Norton & Company, Inc., 1978)
- Холден, Энтони, Чайковский: Биография (Нью-Йорк: Random House, 1995)
- Познанский, Александр, Чайковский: В поисках внутреннего человека (Нью-Йорк, Schirmer Books, 1991)
- Стратт, Уилсон, Чайковский, его жизнь и времена (Спелдхерст, Кент, Соединенное Королевство: Midas Books, 1979)
- Варрак, Джон, Чайковский (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1973)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- http://www.sandravanbeek.nl/zaremba/
- «Исследования Чайковского: Николай Заремба» . Проверено 21 июня 2015 г.