Поликарп Лейзер Старший
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( сентябрь 2016 г. ) |

Поликарп (фон) Лейзер Старший или Поликарп Лейзер I (18 марта 1552 — 22 февраля 1610) — лютеранский богослов, суперинтендант Брауншвейга , генеральный суперинтендант саксонского церковного кружка, профессор богословия Виттенбергского университета и председатель суда. —проповедник и консисториальный советник Саксонии . [ 1 ]
Лейзер родился в Виннендене . В 1580 году он женился на Элизабет, дочери Лукаса Кранаха Младшего , и среди их детей был Поликарп Лейзер II (1586–1633), еще один богослов. Это сделало его основателем династии богословов как прадеда Поликарпа Лейзера III (1656–1725) и прапрадеда Поликарпа Лейзера IV (1690–1728). [ 2 ]
При поддержке своего отца, дяди Андреа, а затем и отчима Осиандера, а также благодаря вкладу своего учителя Мартина Хемница , Лейзер приобрел укоренившуюся поддержку лютеранской ортодоксальности – действительно, в трудное для лютеранства время он был одним из тех, кто основал это православие. В творческой силе его Loci theologici (1591/92), Harmonia evangelica (1593), Postilla (1593) и De controversiis iudicium (1594), его богословская позиция была выкована спором, вызванным (крипто-)кальвинизмом в Саксонии. «Exorzismusstreit», трудностями вокруг лютеранской христологии и дебатами Хубера. Таким образом, Лейзера следует считать одной из ключевых фигур лютеранского согласия в северной и центральной Германии, и в памфлетах он постоянно подвергался нападкам как «папа Дрездена». Будучи одним из ключевых инициаторов « Формулы согласия» , он использовал свои книги для защиты лютеранской ортодоксальности и нападок на католицизм и кальвинизм. Избиратель поручил ему присоединиться к нескольким собраниям, которые привели к Книга Согласия и выступала за то, чтобы число спонсоров было ограничено тремя людьми.
Он написал более шестидесяти богословских работ и обширный сборник проповедей. Он также занимался литературными спорами своего времени, ведя обширную переписку из 200 написанных им и 5000 написанных ему - обширная подборка из нее была впервые опубликована его правнуком Поликарпом Лейзером III под названием Sylloge epistolarum в 1706 году.
Жизнь
[ редактировать ]Образование
[ редактировать ]Отец Поликарпа Каспар Лейзер (20 июля 1526 г. - конец 1554 г., Нюртинген ) был пастором в Виннендене, затем в Нюртингене, что дало Поликарпу понимание богословия в раннем возрасте. Каспар согласился с Якобом Андреаэ в том, что управление мирянами должно оставаться полностью в руках пасторов, что равносильно созданию консистории всей деноминации . Он также переписывался с Жаном Кальвином , который воздержался от суждений по поводу проекта. Они навлекли на себя неодобрение Кристофа, герцога Вюртембергского . По наущению Йоханнеса Бренца это предложение провалилось, поскольку Бренц опасался, что это приведет к тому, что церковь в Вюртемберге потеряет контроль над централизованной консисторией.
Мать Поликарпа Маргарета была дочерью Йоханнеса Энтрингера (торговца из Тюбингена), что делало ее сестрой Якоба Андреаса. После смерти Каспара в 1554 году она снова вышла замуж за Лукаса Осиандера Старшего . В 1556 году семья переехала в Блаубойрен , где Поликарп посещал Клостершуле и рос вместе с тремя сыновьями Лукаса. В 1562 году он продолжил образование в Pädagogium в Штутгарте . После смерти матери в 1566 году отчим отправил его в Тюбингенский университет , где он изучал протестантское богословие на герцогскую стипендию.
В Тюбингене он встретил Эгидия Гунния Старшего и вскоре стал с ним близким другом. В 1570 году он стал магистром искусств и вскоре стал «Stiftsrepetent». Его главными богословскими влияниями в это время были Якоб Хеербранд , Андреэ и Эрхард Шнепф . Лейзер отличился выдающимися результатами на экзаменах, и поэтому в 1572 году Андреа позволил ему взять на себя руководство диспутами по доктрине оправдания верой . В 1573 году он был рукоположен и получил приход в Гёллерсдорфе в Нижней Австрии, где он присоединился к императорскому советнику и эрбтрухсесу Михаэлю Людвигу фон Пухгейму (1512–1580), который познакомил его с придворной жизнью при Максимилиане II . Вскоре он оставил свой след в Граце и хотел найти там работу, но Осиандер и Пухгейм отговорили его. Вместо этого он вернулся в Тюбинген, где 16 июля 1576 года вместе со своим другом Хунниусом стал доктором богословия. Первоначально у него были ограниченные перспективы трудоустройства, но вскоре ситуация изменилась.
Виттенберг
[ редактировать ]В Виттенбергском университете с 1574 года произошли резкие изменения в составе персонала из-за свержения филиппистов , а также недовольства студентов преподавателями. После смерти Каспара Эберхарда , главы теологического факультета, в октябре 1575 года студенты попросили Давида Хитреуса занять пост генерал-суперинтенданта в Виттенберге — тот отказался от предложения. Затем, в ноябре 1575 года, они выбрали Лейзера, который согласился. Вместе с должностью пришла должность приходского священника Штадткирхе Виттенберга .
Сначала Лейзер был просто взят в аренду на два года от Людовика III, герцога Вюртембергского, Августу , курфюрсту Саксонии . 20 января 1577 года он произнес пробную проповедь в Дрездене. 3 февраля он был официально введен в должность в Виттенберге. Затем Лейзер быстро съездил из Дрездена в Австрию, чтобы «забрать свои сумки». 12 мая он вернулся в Виттенберг и приступил к своим официальным обязанностям в возрасте всего 25 лет. Такой молодой человек, занимавший высший церковный пост в Виттенберге, еще до того, как его заметили в богословских кругах Саксонии, привлек большое внимание, и некоторые приписывали его назначение кумовство – до 8 июня он даже не был профессором богословского факультета и до 20 ноября 1577 г. не был членом консистории.
Однако успокоение ситуации Лейзером после изгнания криптокальвинистов и реорганизации университета было настолько успешным, что его критики вскоре заставили замолчать. Лучше всего ему помогли его риторические способности, а также нетребовательный и надежный характер, что увеличило его популярность среди его учеников, включая Филиппа Николаи и Иоганна Арндта . Навыки Лейзера также были замечены в составлении Формулы согласия и публикации Книги согласия в 1580 году. Он установил тесные связи с Мартином Хемницем и Николаусом Зельнекером . Лейзеру и Зельнекеру было предложено подписаться в Саксонской комиссии по формуле, которую сам Лейзер подписал 25 июня 1577 года в качестве первого министра.
Он сразу же принимал участие в важных богословских собраниях в Саксонии, исполняя обязанности их записывающего секретаря. Однако жители Виттенберга всегда считали его чужаком и действовали ему как заноза на глазу. Чтобы нейтрализовать это, в марте 1580 года он женился на местной девушке, а именно на Элизабет, дочери художника Лукаса Кранаха Младшего . Брак состоялся в Виттенбергской ратуше и был омрачен студенческими беспорядками и пьянством, с которыми городским властям пришлось столкнуться позже.
В 1581 году Лейзер снова был «посетителем» Саксонского избирательного кружка , где он в основном занимался начальным образованием и Fürstenschule в Мейсене, Шульпфорте и Гримме . Его публикации в то время ограничивались похоронными проповедями и диспутами, прежде всего направленными против противников Формулы Согласия. Тилеманн Хессхус в то время был его злейшим противником в реализации « Ubiquitätslehre ». Споры велись на симпозиумах, в том числе в 1583 году в Кведлинбурге , где Лейзер стал свидетелем последней речи своего наставника Хемница. 9 сентября 1584 года суперинтендант Брауншвейга подал в отставку, и его жители хотели, чтобы Лейзер занял этот пост, но он отказался от этого по совету Сельнекера из-за своих обязательств перед Августом Саксонским.
Лейзер произнес надгробную речь Августа после его смерти в августе 1586 года. Его преемник, Кристиан I , был склонен к кальвинизму, и поэтому он стал преобладать. Кристиан освободил пасторов и преподавательский состав от обязанности подписывать «Формулу согласия» при рукоположении. Считавшийся главным представителем лютеранского согласия при Августе, Лейзер все чаще подвергался враждебности со стороны Николауса Крелля и Иоганна Майора , чье влияние в университете и Konsistorialangelegenheiten росло. Лейзер был настолько возмущен этой враждебностью, что предостерег своих студентов от обучения в магистратуре по специальности «Майор». Когда кальвинист Матиас Везенбек был похоронен в церкви Шлосскирхе у ног Мартина Лютера , Лейзер произнес надгробную проповедь, в которой утверждал, что Везенбек на смертном одре отрекся от кальвинизма и умер добрым лютеранином. Это вызвало такой шум, что Лейзеру пришлось переехать в Брансуик. Он умер в Дрездене .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Херцог, Джей-Джей (1910). Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога: Невинные-Людгер . Нью-Йорк: Компания Funk and Wagnalls. стр. 469–70 . Проверено 24 июня 2023 г.
- ^ Зоммер, Вольфганг (2006). Лютеранские придворные проповедники в Дрездене (1-е изд.). Германия: Штайнер. стр. 115–136. ISBN 9783515089074 . Проверено 25 июня 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Настоящая энциклопедия протестантского богословия и церкви . Том 11. 3-е издание. Страница 431.
- "Вход" . Универсальный лексикон Зедлера . Том. 17. с. 381.
- Вальтер Фриденсбург: История Виттенбергского университета . 1917.
- Вольфганг Зоммер: Положение лютеранских придворных проповедников в процессе развития государственности и общества раннего Нового времени . В: Журнал церковной истории . Том 106/3, 1995 г., страницы 313–328.
- Семейная книга виттенбергского ученого . Издательство Исторический музей Берлина, Mitteldeutscher Verlag, Галле, 1999 г., ISBN 3-932776-76-3 , стр. 327.
- Вольфганг Зоммер: Политика, теология и благочестие в лютеранстве раннего Нового времени ... Ванденхук и Рупрехт, Геттинген 1999, ISBN 3-525-55182-7 .
- Вольфганг Зоммер: Лютеранские придворные проповедники в Дрездене: основные черты их истории ... Штайнер, Штутгарт, 2006 г., ISBN 3-515-08907-1 . [1]
- Кристиан Петерс: Поликарп Лейзер в Виттенберге . В: Ирен Дингель и Гюнтер Вартенберг (ред.): Виттенбергский теологический факультет с 1502 по 1602 год . Evangelische Verlagsanstalt , Лейпциг, 2002 г., ISBN 3-374-02019-4 .
- Фриц Рот: Полные оценки похоронных проповедей и личных сочинений для генеалогических и культурно-исторических целей. Том 1, стр. 28, Р 55.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Академический состав Виттенбергского университета
- Немецкие лютеранские богословы
- 1552 рождения
- 1610 смертей
- Немецкое лютеранское духовенство 17 века
- Немецкие протестантские богословы XVI века
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Немецкие писатели-мужчины XVI века
- Немецкое лютеранское духовенство XVI века
- Люди из Виннендена