Летающий контрфорс
Контрфорс состоящая из арки , ( arc-boutant , арочный контрфорс ) — это особая форма контрфорса, которая простирается от верхней части стены до опоры большой массы, чтобы передать на землю боковые силы, толкающие стена наружу, что представляет собой силы, возникающие из-за сводчатых каменных потолков и ветровой нагрузки на крыши. [1]
Тезкой и определяющей особенностью аркбутана является то, что он не контактирует со стеной на уровне земли, в отличие от традиционного контрфорса, и передает боковые силы через промежуточное пространство между стеной и опорой. Чтобы обеспечить боковую поддержку, системы контрфорсов состоят из двух частей: (i) массивной опоры , вертикального каменного блока, расположенного вдали от стены здания, и (ii) арки , которая перекрывает пролет между опорой и стеной. – либо сегментная арка, либо квадрантная арка – флайер аркбутана. [2]
История
[ редактировать ]Как система боковой поддержки аркбутан был разработан в поздней античности и позже процветал в готический период (12–16 вв.) архитектуры. Древние образцы аркбутанов можно найти в базилике Сан-Витале в Равенне и в ротонде Галерия в Салониках. Предшественники архитектурных элементов средневекового контрфорса происходят из византийской архитектуры и романской архитектуры , в дизайне церквей, таких как Даремский собор , где арки передают боковую тягу каменного свода над проходами; арки были спрятаны под крышей галереи и передавали боковые силы на массивные внешние стены. К десятилетию 1160 года архитекторы региона Иль-де-Франс использовали аналогичные системы боковых опор, которые представляли собой более длинные арки более изысканного дизайна, которые проходили от внешней поверхности стены фонаря над крышей боковых нефов (отсюда и видимость снаружи), чтобы встретить тяжелый вертикальный контрфорс, возвышающийся над вершиной внешней стены. [3]
Аркбутаны Нотр-Дам де Пари , построенные в 1180 году, были одними из первых, которые использовались в готическом соборе. Примерно в то же время контрфорсы также использовались для поддержки верхних стен апсиды церкви Сен-Жермен-де-Пре , построенной в 1163 году. [4]
Преимущество таких систем боковой поддержки состоит в том, что внешние стены не должны быть массивными и тяжелыми, чтобы противостоять боковым силам свода. Вместо этого поверхность стены можно было бы уменьшить (чтобы позволить использовать окна большего размера, часто застекленные витражами), поскольку вертикальная масса концентрируется на внешних контрфорсах. Конструкция первых аркбутанов, как правило, была тяжелее, чем требовалось для выдерживания статических нагрузок, например, в Шартрском соборе (около 1210 г.) и вокруг апсиды базилики Сен-Реми , которая является дошедшим до нас ранним примером в своем первоначальном виде. форма (ок. 1170). [5] Позже архитекторы постепенно усовершенствовали дизайн контрфорса и сузили флаеры, некоторые из которых были построены из вуссуара (клиновидного кирпича) одной толщины с верхним камнем, например, в Амьенском соборе , соборе Ле-Мана и соборе Бове .
В архитектурном дизайне зданий поздней готики присутствовали аркбутаны, некоторые из которых включали флаеры, украшенные крокетами (крючковатыми украшениями), и скульптурные фигуры, установленные в эдикулах (нишах), утопленных в контрфорсах.
Архитектура эпохи Возрождения отказалась от боковой поддержки контрфорса в пользу толстостенной конструкции. Несмотря на отсутствие функциональности и стиля в строительстве и архитектуре, в начале 20 века конструкция аркбутана была возрождена канадским инженером Уильямом П. Андерсоном для строительства маяков . [6]
Строительство
[ редактировать ]Учитывая, что большая часть весовой нагрузки передается от потолка через верхнюю часть стен, контрфорс представляет собой двухчастную составную опору, имеющую полуарку, доходящую до массивного столба вдали от стены, и обеспечивающую большая часть несущей способности традиционного контрфорса, сцепляющегося со стеной сверху вниз; таким образом, контрфорс представляет собой более легкую и экономичную архитектурную конструкцию.
Избавляя несущие стены от избыточного веса и толщины, за счет меньшей площади соприкосновения, использование аркбутанов позволяет установить окна на большей площади поверхности стены. Эта особенность и желание пропускать больше света привели к тому, что аркбутаны стали одним из определяющих факторов средневековой готической архитектуры и с тех пор широко использовались при проектировании церквей. В конструкции готических церквей применялись два арочных пролета, один над другим, при этом нижний пролет (расположенный ниже точки пружинения свода) сопротивляется боковым силам свода, а верхний пролет сопротивляется силам ветровой нагрузки на крышу. [7] Вертикальные контрфорсы (столбы) на внешнем конце флаеров обычно были увенчаны вершиной (конусом или пирамидой), обычно украшенной крокетами, чтобы обеспечить дополнительную поддержку вертикальной нагрузки, с помощью которой можно противостоять боковой тяге, передаваемой флаером. . [8]
Чтобы построить аркбутан, сначала необходимо было соорудить временные деревянные рамы, которые называются центрирующими . Центрирование выдержит вес камней и поможет сохранить форму арки до раствора затвердевания . Центр сначала был построен на земле плотниками. Как только это будет сделано, их поднимут на место и прикрепят к опорам на конце одного контрфорса и на другом. Они действовали как временные контрфорсы, пока настоящая каменная арка не была завершена. [9]
- Заявление на возмещение ущерба
Еще одним применением системы поддержки аркбутана является усиление наклонной стены, находящейся под угрозой обрушения, особенно несущей стены; например, в деревне Чаддесли Корбетт в Вустершире , Англия, практическое применение контрфорса к прогнутой стене было более практичным, чем демонтаж и восстановление стены.
Эстетический стиль готического периода
[ редактировать ]Необходимость строительства больших соборов, в которых могло бы разместиться много людей вдоль нескольких нефов, послужила стимулом для готического стиля. развития [10] Аркбутан стал решением для этих массивных каменных зданий, нуждавшихся в дополнительной поддержке. Хотя контрфорсы изначально служили структурным целям, сейчас они являются основным элементом эстетического стиля готического периода . [11] Первоначально аркбутан помогал привнести в соборы идею открытого пространства и света благодаря устойчивости и структуре, поддерживая фонарь и вес высоких крыш. [11] Высота соборов и большие окна среди фонаря создают открытое пространство, создающее иллюзию отсутствия четких границ. [11]
Это также делает пространство более динамичным и менее статичным, отделяя готический стиль от более плоского, более двумерного романского стиля. [11] После появления аркбутанов эту же концепцию можно было увидеть и на внешней стороне соборов. [11] Открытое пространство под арками контрфорса имеет тот же эффект, что и фонарь внутри церкви, позволяя зрителю видеть сквозь арки. Контрфорсы также достигают неба, подобно колоннам внутри церкви, что создает больше пространства вверх. [11] делая внешнее пространство столь же динамичным, как и внутреннее, и создавая ощущение последовательности и непрерывности. [12]
Галерея аркбутанов
[ редактировать ]- Нотр-Дам в Париже
- Один из очень богато украшенных аркбутанов собора Святого Иоанна, Хертогенбос , Нидерланды.
- В базилике, построенной ок. 1170 год нашей эры в аббатстве Сен-Реми , во Франции, для боковой поддержки используется система аркбутанов.
- Церковь Святой Розы Витербо, Сантьяго-де-Керетаро , Керетаро, Мексика
- Башня церкви Святых Петра и Павла, Истон Модит , Англия
- Линкольнский собор , Англия
- Сен-Петрус-ан-Паулюскерк, Остенде , Бельгия
- Батское аббатство , Англия
- Кёльнский собор , Германия
- Амьенский собор , Амьен, Франция
- Здание Манчестерского единства в Мельбурне , Австралия
- Аркбутаны в поперечном сечении
В художественной литературе
[ редактировать ]Архитектура и строительство средневекового собора с аркбутанами занимают видное место в сюжете исторического романа Столпы Земли» « Кена Фоллетта (1989).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Керлс, Джеймс Стивенс, изд. (1999). Словарь архитектуры . Оксфорд. стр. 113–114.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Функциональную механику аркбутанов см. Борг, Алан; Марк, Роберт (1973). «Шартрский собор: новая интерпретация его структуры». Художественный вестник . 55 (3): 367–372. дои : 10.1080/00043079.1973.10790710 .
- ^ Джеймс, Джон (сентябрь 1992 г.). «Свидетельства существования аркбутанов до 1180 года». Дж. Сок. Архит. Хист. 51 (3): 261–287. дои : 10.2307/990687 . JSTOR 990687 .
- ^ Уоткин, Дэвид, «История западной архитектуры» (1986), стр. 130.
- ^ Праче, Энн (1976). «Лез Арк – контрфорсы XII века». Геста . 15 (1): 31–42. дои : 10.2307/766749 . JSTOR 766749 . S2CID 193417526 .
- ^ Роулетт, Расс. «Канадские маяки-контрфорсы» . Справочник маяков . Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл .
- ^ Марк, Р.; Джонаш, RS (1970). «Ветровые нагрузки на готические сооружения». Журнал Общества историков архитектуры . 29 (3): 222–230. дои : 10.2307/988611 . JSTOR 988611 .
- ^ Керлс, Джеймс Стивенс, изд. (1999). Словарь архитектуры . Оксфорд. п. 501.
- ^ Алекс Ли, Джеймс Арндт и Шейн Голдмахер, Архитектура собора . Архивировано 29 августа 2005 г. в Wayback Machine .
- ^ Мур, Чарльз Х. (1979). Развитие + & и характер готической архитектуры . Лонгвуд. стр. 19-20 . ISBN 0893413585 . OCLC 632226040 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Франкл, Пол (1962). Готическая архитектура . Балтимор: Книги Пингвинов. стр. 54–57.
- ^ Марк, Роберт (2014). Эксперименты с готической структурой . Библиотека Маклина. ISBN 978-0955886867 . OCLC 869186029 .
Ссылки
[ редактировать ]- Уоткин, Дэвид (1986). История западной архитектуры . Барри и Дженкинс. ISBN 0-7126-1279-3 .
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 585.