Питер Корнет
Петер Корне ( Pierre, Pietro, Peter, Pieter ) (ок. 1570-80 — 27 марта 1633) — фламандский композитор и органист периода раннего барокко. Хотя немногие из его сочинений сохранились, он широко считается одним из лучших клавишных композиторов начала 17 века. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]О жизни Корнета известно очень мало. Большая часть информации взята из письма его вдовы. [ 2 ] Корнет родился в 1570-х годах в Брюсселе , тогдашней столице Южных Нидерландов . В семье было множество музыкантов, в том числе скрипач , певцы и органисты. [ 1 ] С 1603 по 1606 год Корне работал органистом в церкви Святого Николая в Брюсселе. Около 1606 года он стал придворным органистом Альберта VII, эрцгерцога Австрии и его жены инфанты Изабеллы Клары Евгении Испанской , губернаторов Южных Нидерландов, которые содержали свой двор в Брюсселе. В течение одного месяца, в марте 1611 года, Корне был каноником в Суаньи , но отказался от канона, чтобы жениться. [ 1 ]
Корнет числится органистом капеллы в сохранившихся судебных бухгалтерских книгах 1612–1618 годов. [ 1 ] Среди его коллег были выдающиеся английские композиторы Питер Филипс (который был крестным отцом одного из детей Корнета). [ 3 ] ) и Джон Булл , а также другие фламандские композиторы Жери Герсем и Маттейс Лангедул . Судя по всему, Корнет также работал консультантом и строителем органов. В 1615 году он давал советы по поводу органа собора Св. Румбольда ( Sint-Romboutskathedraal ) в Мехелене , а в 1624 году подписал контракт на строительство хорового отделения для того же органа. [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]Сохранившиеся произведения Корне невелики и состоят только из клавишной музыки: восемь фантазий , две куранты (с вариациями), токката , постановка Salve Regina и одна Tantum Ergo . Одна из фантазий, Fantasia del 5. tuono sopra ut re mi fa sol la , сохранилась незавершенной. Стиль варьируется от оживленной, яркой музыки куранток до сложной полифонии в фантазиях и мистического, религиозного чувства обстановки «Сальве Регина» . [ 1 ]
В фантазиях используется итальянская структура ричеркаре с имитацией сюжетов в нескольких разделах. Однако Корне предпочитает использовать большое количество предметов (до шести) или опирается на двойной предмет (предмет, две половины которого могут использоваться как отдельные предметы); следовательно, большинство фантазий представляют собой довольно большие произведения. [ 2 ] В стиле чувствуется влияние английской вирджинальной музыки с неожиданными быстрыми ходами и характерными фигурами (в некоторых фантазиях орнаменты даже обозначены английским символом: двумя косыми полосами), за исключением широких пропусков, ломаных октав и других виртуозных фигур, таких как Булла и Фарнеби как те, что можно найти в музыке . Характерной особенностью является использование Корнетом ритмических изменений. В отличие от своего знаменитого современника Свелинка , который разработал педантичный, систематический подход к применению таких изменений, как увеличение или уменьшение объекта, Корне предпочитает использовать методы только там, где они кажутся уместными, и избегает схематического рассмотрения. Например, расширенная версия темы не просто удвоит все значения нот , а, скорее, удвоит некоторые, утроит другие, оставит третью нетронутой и т. д. Представление темы почти всегда варьируется. [ 4 ]
Настройки Salve Regina и Tantum Ergo обладают схожими характеристиками. Первый состоит из пяти разделов ( Salve , Ad te clamamus , Eia ergo , O clemens , Pro Fine ). Первые три представляют собой фуги на начальные мотивы соответствующих строк, четвертая — постановка cantus Firmus с мелодией, изложенной сначала в сопрано, а затем в теноре, а пятая сочетает тему и ее обращение. Как и в фантазиях, фигурные элементы органично вплетены в полифоническую ткань. [ 5 ]
Корне Обе куранты созданы по образцу английских примеров. За одним следуют три вариации всего произведения. [ 6 ] Единственная сохранившаяся токката Корне целиком состоит из различных фигур, в том числе модного тогда эффекта эха, часто используемого Свелинком, но встречающегося в творчестве Корне лишь в этом единственном случае. [ 7 ]
Издания
[ редактировать ]- Питер Корне: Собрание клавишных сочинений , в Корпусе ранней клавирной музыки XXVI, изд. В. Апель (1969).
- Пеетер Корнет: Полная клавишная музыка . Monumenta Musica Neerlandica vol. XVII, Королевское общество истории голландской музыки , изд. Питер Дирксен и Жан Феррард (Утрехт, 2001, 2 февраля 2016 г.). ISBN 90-6375-181-8
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мэри Армстронг Феррард. Пеетер Корнет (?–1633), органист при дворе Альберта и Изабеллы в Брюсселе (Брюссель, 1973).
- Вилли Апель. История клавишной музыки до 1700 года , стр. 338–344. Перевод Ганса Тишлера. Издательство Университета Индианы, 1972. ISBN 0-253-21141-7 . Первоначально опубликовано под названием «История органной и фортепианной музыки до 1700 года» издательством Bärenreiter-Verlag, Кассель.
- Феррард, Мэри Армстронг (2001). «Питер Корнет». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Феррард, Гроув.
- ^ Jump up to: а б Обращение, 339.
- ^ Джеймс Джонстон. Примечания к «Питер Корнет. Клавишная музыка», GAUDEAMUS CD GAU 335. Цитируется в Интернете.
- ^ Апелляция, 340.
- ^ Апелляция, 342.
- ^ Апелляция, 343.
- ^ Апелляция, 341–342.