Церковь Святой Сесилии в Косе
Церковь Сент-Сесиль де Кос | |
---|---|
![]() Церковь Сент-Сесиль де Кос, вид с востока | |
Религия | |
Округ | Технология |
Провинция | Восточные Пиренеи |
Область | Окситания |
Божество | Святая Сесилия |
Тип | Церковь |
Расположение | |
Страна | Франция |
Архитектура | |
Стиль | Дороманское искусство |
Завершенный | 10 или начало 12 века |
Церковь Сент-Сесиль де Кос ( каталанский : Santa Cecília de Cos или Santa Cecília de Coç ) — дороманская и романская церковь, построенная между 9 и 11 веками в Ле Тече , во французском департаменте Восточные Пиренеи .
Сент-Сесиль де Кос — небольшая заброшенная сельская часовня. Он имеет длину двенадцать метров и построен по простому плану : прямоугольный неф, расширенный на восток плоской апсидой , освещенный несколькими узкими, одностворчатыми окнами. Лишенные какой-либо обстановки, его руины были восстановлены в 20 веке.
История Сент-Сесиль началась в 9 веке под покровительством Святой Марии, когда он стал владением аббатства Сент-Мари д’Арль-сюр-Тек . По мере роста территории Коса она расширялась и украшалась и в 1159 году стала приходской церковью .
Этот статус был утрачен около 1600 года, и часовня постепенно заброшена. Он был разграблен во время Руссильонской войны (конец 18 века). К 1990-м годам, когда он пришел в запустение и рухнул, его стены были подняты и возведен бетонный свод для его защиты.
Расположение
[ редактировать ]Массив Канигу — самый восточный из массивов Пиренеев , возвышающийся над высотой более 2000 м. Расположенный во французском департаменте Восточные Пиренеи , он разделяет природные и исторические каталонские регионы Валлеспир на юге и Конфлан на севере. [ 1 ]
На южном склоне этого массива, на высоте около 650 м, стоит церковь Сент-Сесиль де Кос, на южном выступе с видом на долину реки Тек на высоте 150 м, в коммуне , также известной как Ле Тех . Над ним возвышается небольшое плато, известное как Пла-де-Кос , и каменный отрог, на вершине которого возвышается башня Коса. [ 2 ]
Церковь стоит на ведомственной дороге D44 между Ле-Теком и Монферрером, между Мас-Сент-Сесиль и Мас-де-Ко . [ 2 ]
-
Вид на скалу Кос со стороны Сент-Сесиль
-
Сент-Сесиль, вид с дороги
Топонимия
[ редактировать ]В имени Cos буква s произносится как « cosse ». [ 3 ]
В 9 веке различными известными формами имени Кос являются Котсио (в 869 году), Котсо (в 881 году) и Кочо. Кочио появляется в тексте 1036 года . [ 4 ] [ 5 ] Каталонское название — Кос согласно Луису Басседе и Топографической номенклатуре Северной Каталонии Университета Перпиньяна . [ 3 ] в то время как Большая каталонская энциклопедия [ 6 ] и романская Каталония [ 7 ] используйте Коч.
Это имя, вероятно, происходит от имени человека и домена: либо германского Cottio , либо латинского Coccius . Эти две формы, возможно, дали начало Cotx , затем Cox и, наконец, Cos . Было предложено и другое происхождение: латинские слова Cotis («камни») или Cursus («проход»), но эти формы, согласно правилам эволюции романского языка, дали бы не Cotx, а Cots или Cors . [ 4 ] [ 6 ]
По мнению Аймата Катафау, первое упоминание церкви Сент-Сесиль в тексте датируется 1159 годом . [ 8 ] По словам Жана Рибеса, раньше церковь была посвящена Святой Марии. [ 9 ]
История
[ редактировать ]Целла Коса
[ редактировать ]В контексте каталонского средневековья целла ( современный каталонский: cel-la ) — это место, где живет небольшая монашеская община , сначала независимо, а затем, начиная с периода Каролингов , под властью аббатства . Там жили монахи, служили мессу, расчищали и обрабатывали землю. [ 10 ] [ 11 ] Именно под влиянием монахов-бенедиктинцев в IX и X веках, после отступления мавров , население Валлеспира росло, а вокруг них кристаллизовались целлы и монастыри, центры населения. [ 12 ]
В 9 веке целла Кос упоминается в трех дипломах, врученных королями Каролингов аббатству Арль-сюр-Тек . [ 13 ] По указу Карла II Лысого от 23 февраля 869 года Cella Quae vocatur Cotsio («целла, называемая Котсио») входит в число владений аббатства, предоставляя монахам привилегию свободного передвижения и иммунитет. [ 5 ] [ 14 ] В 878 году Людовик Заика подтвердил этот иммунитет для аббата Кастеляна II и предоставил монастырю Арля свободное избрание его аббата. [ 15 ] Этот текст также определял границы территории Коса. [ 13 ] 30 августа 881 года Карломан II вновь подтвердил неприкосновенность аббата Арля по имени Сунифред и его владений, включая Целлу де Котсо . [ 16 ] [ 17 ]
Территория целлы находится на относительно важном маршруте того времени, соединяющем Конфлан от Винсы с Валлеспиром и простирающемся от Коса к южным Пиренеям, либо через скит Нотр-Дам-дю-Корал , либо через Сент- Часовня Маргариты на Коль д'Арес , где находится хоспис. Целла Коса, как Нотр-Дам-дель-Корал и часовня на перевале Коль-д'Арес , служила убежищем для путешественников на этом маршруте, как паломников, направлявшихся в Сантьяго-де-Компостела , так и мигрантов, ищущих работу в регионе. Действительно, на протяжении всего Средневековья массив Валлеспир и Канигу пользовался большим спросом, особенно для обработки железа (рудники, кузницы, торговля), настолько, что часть маршрута называлась « la Route du Fer » ( el Cami del Ferro ). . [ 16 ]
В это время, по мнению Жана Рибеса, часовня целла была посвящена Святой Марии . [ 9 ]
Вероятно, во второй половине IX века было построено очень маленькое культовое сооружение (от которого сегодня сохранилась только апсида) и здание, использовавшееся в качестве убежища для путешественников. это святилище было расширено триумфальной аркой и сводчатым нефом. Около 1000 года [ 16 ] [ 18 ]
Приход Сент-Сесиль
[ редактировать ]В XI веке условия жизни жителей региона продолжали улучшаться с появлением в Валлеспире суконной и тканевой промышленности : были созданы ткацкие мастерские и фабрики, возделывались текстильные фабрики. [ 19 ]

Рост населения вокруг Кос-Селлы привел к созданию прихода . Церковь освятили еще раз (возможно, в третий раз), [ 18 ] становится приходской церковью под покровительством святой Цецилии . 21 октября 1159 года [ 18 ] [ 19 ] [ 8 ] Епископ Эльны Арталь III в короткое время освятил и другие церкви, принадлежавшие Арльскому аббатству: Сен-Мартен де Корсави , 12 октября 1158 года; Сент-Этьен д'Арль, 19 октября того же года; Сен-Пьер де Рюферрер, 15 ноября 1159 года; часовня Сен-Лорана в приходе Кустуж , 22 ноября 1159 года. [ 20 ]
Помимо епископа Эльне, на церемонии присутствовали многочисленные знатные люди со всего региона: аббат Раймон д'Арль-сюр-Тек, стоявший за новым освящением, каноник Эльненского собора, а также лорды Коса. , Монферрер , Бруйя , Пасса и Вильлонг, и, по словам Жана Риба, «множество верующих, некоторые из которых приехали очень далеко». [ 9 ] Текущий портал, возможно, был перестроен по этому случаю, [ 18 ] перед церковью было пристроено крыльцо для размещения большого количества верующих.
Пристроенный к церкви дом был передан в дар приходу вместе с доходом, равным одной трети собранной на его территории десятины. Приходскому священнику были предоставлены различные привилегии, в том числе право подчиняться непосредственно аббату Арля, а не деревенскому батле (эквивалент мэру или судебному приставу ). Рядом с церковью было создано кладбище , на котором должны были быть похоронены жители. Учредительный текст прихода также определил его территорию. Он включает в себя четыре большие фермы: Ла Фонт, Пуч Родон, Маньякас и Кос, а также несколько изолированных жилищ и простирается до деревни Ле Тек. Деревня разделена между двумя приходами: улица д'Амон (или улица д'Амунт) принадлежит приходу Сент-Сесиль, а остальная часть - приходу Сент-Жюст-и-Сент-Рюффин-де-Пра-де- Молло. [ 9 ] Территория прихода ограничена перевалом Коль-де-Мор и тремя реками Кумелад , Фу и Тек . [ 7 ]
В 13 веке на вершине скалистого отрога, возвышающегося над церковью, была возведена сигнальная башня (известная как Тур де Кос). [ 4 ]
В XV и XVI веках четыре фермерских дома в приходе Сент-Сесиль больше не приносили достаточный доход своим владельцам, которым приходилось платить большие расходы аббатству Арля. Они несколько раз переходили из рук в руки, иногда в виде простых пожертвований. [ 21 ]
В 1547 году в приходе поселился пришельец. Это был купец из долины Оссау (на другом конце Пиренеев) по имени Жоаното де Трескасес. Еще в 1548 году он начал скупать землю. После его смерти в 1559 году его имение расширил его сын Жак, которому принадлежал почти весь приход. В 1623 году сын Жака Жан-Мишель получил от аббатства Арля освобождение от многочисленных налогов и сервитутов. [ 22 ]
Распад и разрушение
[ редактировать ]В 1603 году или раньше приход Сент-Сесиль был объединен с приходом Сент-Этьен-д'Арль-сюр-Тек. Приходской священник обоих приходов теперь проживал в Арле-сюр-Тек и приезжал в Кос только на похороны и воскресную мессу, которая проводилась нерегулярно. Прихожане иногда обращаются к другим, более доступным священникам. Особенно это касалось жителей деревни Ле Тек, у которых поблизости была церковь, которую лучше обслуживали церковные власти прихода Пратс-де-Молло. [ 23 ] В то же время Арльское аббатство слабело. Глава семьи Трескасес, обосновавшийся в Мас-де-Косе, начал продавать землю. Он получил титул бойца. [ 24 ] Прямыми последствиями этого недовольства являются отсутствие ухода за прилегающим к церкви зданием, которое постепенно приходит в запустение, и постепенное запустение кладбища. Например, жертвы Коса от наводнения 1763 года были похоронены на приходском кладбище Сент-Этьен. [ 23 ]
В 1711 году Жан-Пьер Трескас, потомок Жоаното, заявил в своем завещании, что желает быть похороненным в церкви Сент-Сесиль, которую он называл «могилой своих предков». [ 24 ]
Когда в 1790 году были созданы коммуны , ни приход Кос, ни деревня Ле Тек не были сочтены подходящими для повышения до ранга коммуны из-за нехватки жителей, несмотря на их просьбу. Вся территория стала частью Пратс-де-Молло . [ 25 ]
После Французской революции церковь Сент-Сесиль была разграблена и сожжена испанскими солдатами во время набегов, которые они совершали в департаменте после вывода войск Наполеона из Испании. [ 25 ] Плитка на полу была снята, а останки семьи Трескасес осквернены. По устному преданию, колокол был украден и продан скупщику металлолома. По преданию, прихожане, заметив вора, перехватили его и приказали отнести предмет своего проступка обратно в Тех. Хотя этот анекдот не засвидетельствован в исторических текстах, колокол Святой Сесиль действительно оказался в церкви в Ле Теке, откуда и исчез, снесенный вместе со всей церковью катастрофическим наводнением 1940 года. [ 26 ]
Ле Тек был основан как приход в 1826 году и получил статус коммуны в 1859 году. Его территория включала долину реки Кумелад и бывший приход Сент-Сесиль. Этот статус получил Мишель Трескасес, прямой потомок Хуаното, правнук вышеупомянутого Мишеля Трескасеса и владелец Коса. Он был первым мэром Ле-Тека с 1862 года до своей смерти в 1909 году. Он построил дорогу, обсаженную платанами, между Косом и деревней Ле-Тек. [ 25 ]
Здание пришло в упадок и заросло. Чтобы ограничить масштабы ущерба, владельцы разобрали завалы и расчистили территорию в непосредственной близости от церкви, в том числе внутри, где в середине 1960-х годов росли деревья. [ 27 ]
В 1984 году Жан Риб описал свод церкви Сент-Сесиль как «полностью разрушенный», тогда как в начале этого века он был «еще нетронутым», и указал на следы фрески на триумфальной арке , а также на лестницу. слева от входа, ведущего в галерею. [ 28 ] От апсиды остался лишь участок стены. [ 29 ] Последние остатки росписи звездного неба на триумфальной арке исчезли еще до 2000 года. [ 30 ]
В 1996 и 1997 годах проводились частичные реставрационные работы под руководством историка Пьера Понсича . Первоначально работы включали восстановление рухнувших стен. Своды также были перестроены: неф из бетона, апсида из камня. [ 27 ]
Архитектура
[ редактировать ]
План Сент-Сесиль де Кос типичен для дороманских церквей региона: ориентированное на восток/запад, здание представляет собой простой, примерно прямоугольный неф , расширенный на восток плоской трапециевидной апсидой, ось которой слегка смещена от центра. что из нефа. Последней дороманской особенностью являются редкие, просто раскосые окна и расположение единственного дверного проема в южной стене нефа. [ 18 ] Вся конструкция имеет цилиндрический свод . [ 31 ] На уровне разделения нефа и апсиды находятся остатки колокольни , которая, должно быть, когда-то имела один или два пролета. [ 32 ]

-
Западный фасад
-
Южный фасад
Неф имеет длину 8,70 м и ширину 5,80 м. Апсида представляет собой четырехугольник шириной 4,50 м и глубиной 3,50 м. [ 33 ] Каменная кладка состоит из грубо отбитых бутовых камней, скрепленных обильным известковым раствором , укрепленных по углам более крупными камнями более точной огранки. Стены очень толстые. Неравномерность кладки, более выраженная в апсиде, чем в нефе, предполагает более раннюю постройку. [ 18 ] Используемые камни местного происхождения, более крупные и правильные в нефе, чем в апсиде. [ 27 ] В северной стене расположены две прямоугольные ниши . [ 18 ]
-
Портал
-
Крестильный купель
-
Строительство стен на уровне портала
-
Ниша возле апсиды
Внутри южную и северную стены обрамляет каменная скамейка. [ 27 ] Две ступеньки ведут к апсиде, пол которой выше пола нефа. [ 34 ] Две части здания соединены центральной триумфальной аркой , построенной из очень тонкого керамогранита, также скрепленного обильным раствором, на котором сохранились следы досок, которые скрепляли его во время строительства. овальной формы, Изношенная гранитная купель возможно, датируется романским периодом.
-
Южная часть триумфальной арки со стороны апсиды
-
Внутренний вид апсиды со стороны нефа
-
Северная часть триумфальной арки со стороны апсиды
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Каниго | энциклопедия.cat» . www.enciclopedia.cat . Проверено 20 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Карта IGN на геопортале.
- ^ Jump up to: а б Топонимическая номенклатура Северной Каталонии . Барселона: Институт каталонских исследований, Университет Перпиньяна. 2007.
- ^ Jump up to: а б с Басседа (1990 , стр. 711)
- ^ Jump up to: а б Саньес (1985 , стр. 579–1133)
- ^ Jump up to: а б «Кох». Большая каталонская энциклопедия . Барселона: Издания 62.
- ^ Jump up to: а б «Святая Сесилия Кочская». Романская Каталония . Барселона: Фонд Каталонской энциклопедии. 1996 год
- ^ Jump up to: а б Катафау (1998 , стр. 312.)
- ^ Jump up to: а б с д Рибес (1984 , стр. 169, 170.)
- ^ "Что". Большая каталонская энциклопедия (на каталонском языке). Барселона: Издания 62.
- ^ Басседа (1990 , стр. 247, 248.)
- ^ Мартинес и Россиньоль (1975 , стр. 148–150.)
- ^ Jump up to: а б Карьера (2000–2001 , стр. 107.)
- ^ д'Абадаль и де Виньялс (1950 , стр. 30, 31)
- ^ д'Абадаль и де Виньялс (1950 , стр. 33, 36.)
- ^ Jump up to: а б с Рибес (1984 , стр. 164, 165.)
- ^ д'Абадаль и де Виньялс (1950 , стр. 37, 39.)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Маллет (2003 , стр. 297, 298.)
- ^ Jump up to: а б Рибес (1984 , стр. 168.)
- ^ Капей, Жан (1914). Словарь биографий Руссильона . Перпиньян. стр. 33 и 505.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Рибес (1984 , стр. 179.)
- ^ Рибес (1984 , стр. 178, 179.)
- ^ Jump up to: а б Рибес (1984 , стр. 184–186.)
- ^ Jump up to: а б Рибес (1984 , стр. 180.)
- ^ Jump up to: а б с Рибес (1984 , стр. 180, 181.)
- ^ Рибес (1984 , стр. 187–189.)
- ^ Jump up to: а б с д Карьера (2000–2001 , стр. 110.)
- ^ Рибес (1984 , стр., стр. 166–168.)
- ^ Рибес (1984 , стр. легенда к фотографии № 80.)
- ^ Карьера (2000–2001 , стр. 114.)
- ^ Карьера (2000–2001 , стр. 111.)
- ^ Карьера (2000–2001 , стр. 113.)
- ^ Карьера (2000–2001 , стр. 108.)
- ^ Карьера (2000–2001 , стр. 109.)
Библиография
[ редактировать ]- Басседа, Луис (1990). «Историческая топонимия Северной Каталонии». Журнал «Наша Земля» . 1 .
- Катафау, Аймат (1998). Ле Сельер и рождение деревни в Руссильоне . Перпиньян: Presss Universitaires de Perpignan. ISBN 2-905828-97-8 .
- Карьера Лоуренса (2000–2001). «Две часовни в Верхнем Валлеспире, вписанные в дороманскую традицию: Сен-Гийем де Комбре и Сент-Сесиль де Кос». Руссильонские исследования (XVIII): 107–116.
- Гибрат, Джозеф (1916). Приход Сент-Сесиль де Кос . Перпиньян: Barrière et Cie. п. 38.
- Джинесте, Роджер (1993). Le Tech, Haut Vallespir: память о деревне, тысячелетняя история . Перпиньян: из Кастилье.
- Малле, Жеральдин (2003). Забытые романские церкви Руссильона . Монпелье: Les Presses du Languedoc. ISBN 978-2-8599-8244-7 .
- Мартинес, Кэтрин; Россиньоль, Николь (1975). «Поселение Руссильон, Конфлан и Валлеспир в IX и X веках». Annales du Midi: Археологический, исторический и филологический обзор юга Франции . 87 (122): 139–156. дои : 10.3406/anami.1975.1595 .
- Рибес, Жан (1984). Верхний и средний Валлеспир с течением времени: древние приходы и скиты, тысяча лет народного рвения . Перпиньян: Éditions du Castillet.
- Санье, Жан (1985). Каталонская страна . Новое региональное издательство. стр. 579–1133. ISBN 2904610014 .
- Вивье, Джули; Лапик, Сильвен (2011). Путеводитель по римским Пиренеям . Тулуза: Éditions Privat. ISBN 978-2-7089-6902-5 .
На каталанском языке
[ редактировать ]- «Каниго». Большая каталонская энциклопедия . Барселона: Издания 62.
- "что". Большая каталонская энциклопедия . Барселона: Издания 62.
- «Кох». Большая каталонская энциклопедия . Барселона: Издания 62.
- д'Абадал и де Виньялс, Рамон (1950). «Каталония Каролингия». Каролингские дипломы eLS в Каталонии (первая часть) . 2 . Барселона: Институт каталонских исследований.
- «Святая Сесилия Кочская». Романская Каталония: Валлеспир. Капсир Донаса Фенхель Фонд Каталонской энциклопедии. 1996 год
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]42 ° 25'01 ″ с.ш. 2 ° 33'33 ″ в.д. / 42,41681 ° с.ш. 2,55916 ° в.д.