Баскский радикальный рок
Баскский радикальный рок ( испанский : Rock radikal vasco (RRV), баскский : Euskal Herriko rock erradikala ) — музыкальный жанр, зародившийся в Южной Стране Басков в начале 1980-х годов, и, хотя конкретного события не было, считается, что он завершился в последние годы десятилетия. Баскские радикальные рок-группы находились под особым влиянием таких панк-групп, как Sex Pistols и The Clash . Его считали подпольным движением, зародившимся вопреки ценностям, провозглашенным Франсиско Франко и распространяемым тысячами людей, которые чувствовали, что с переходом Испании к демократии их баскские национальные и социальные устремления были преданы.
Название Basque Radical Rock впервые было использовано в 1983 году в статье, опубликованной в газете Egin за подписью Хосе Мари Бласко (бывший менеджер группы La Polla Records ), после музыкального фестиваля против сохранения Испании в НАТО . [ 1 ] Концепция BRR с самого начала была очень противоречивой. Несмотря на прогрессивное мышление, антисистемную позицию и зачастую баскские националистические взгляды, некоторые группы чувствовали, что ими манипулируют, и отказывались от лейбла, поскольку считали его коммерческим. Группа Eskorbuto, например, заявила, что «у рока нет отечества». [ 2 ] [ 3 ]
Все группы продемонстрировали социальную и политическую критику, и большое количество текстов критиковали находящиеся у власти организации, такие как испанское государство, полиция, испанская монархия , Римско-католическая церковь, военные, коррида и Гражданская гвардия . Вместе с независимыми радиостанциями, журналами для фанатов, сквот-хаусами и некоторыми альтернативными группами движение, окружающее левую политическую партию, выступающую за независимость, Херри Батасуна, поддержало движение. Херри Батасуна начал кампанию под названием Martxa eta Borroka (Ритм и борьба), организуя рок-концерты в сочетании с политическими митингами. Это помогло группам распространить свою музыку по всей Стране Басков . Более того, благодаря конкурсам, организованным газетой Egin, многие группы стали более широко известны, например, La Polla Records , Hertzainak, Potato, Kortatu , RIP , Barricada и Cicatriz .
История
[ редактировать ]Рождение движения
[ редактировать ]До изобретения лейбла Basque Radical Rock в Стране Басков существовало несколько второстепенных радикальных групп, но они имели ограниченное влияние. В 1977 году были созданы первые баскские панк-рок-группы, в основном под влиянием ритмов, пришедших из Англии. Эти банды распространились по всему баскскому региону и имели ограниченные ресурсы. В связи с панк-философией, согласно которой кому-то не обязательно знать инструмент, чтобы играть на нем, быстро было создано больше групп. Odio (Hate), Basura (Trash), Vulpess, Optalidon, Cirrosis и RIP были одними из первых групп, большинство из которых родом из промышленных районов (Бильбао, Мондрагон...).
В середине 1980-х годов, когда движение стало сильнее, некоторые группы начали выделяться и собирать вокруг себя преданных поклонников, полных решимости поддержать движение в будущем. В число этих групп входили Hertzainak, La Polla Records , Zarama, MCD, Eskorbuto , Barricada , RIP, Kortatu , Vómito и BAP !! Однако баскский радикальный рок почти не оставил отпечатка в Северной Стране Басков , где панк-мировоззрение не прижилось, и рок-группы развивались в духе заботы о баскской культуре и более чистом звучании (Минксориак, Нико Эчарт, Эрроби,... .).
Прибл. сборник Bat, bi, hiru... hamar выпустила В 1987 году движение достигло своего пика, когда ежедневная газета Egin , став трамплином для многих групп, получивших широкую аудиторию. Однако к тому времени это ознаменовало упадок движения, постепенно терявшего первоначальную сплоченность, обеспечиваемую гневом и общим социальным мировоззрением, диверсифицируясь и выбирая более индивидуальные пути. Более мягкие мелодии начали находить место во вкусах баскского общества, и некоторые ведущие группы BRR сильно пострадали от наркотиков и СПИДа, такие как Cicatriz, RIP или Eskorbuto, в то время как другие решили положить конец этому курсу (Kortatu, последний концертный альбом Azken Гуда данца в 1988 году).
Кампании и конкурсы
[ редактировать ]Газета «Эгин» и особенно журналист Пабло Кабеса оказали большое влияние на распространение БРР. Промоутеры движения использовали музыкальный раздел газеты для продвижения названий этих групп и их философии. Они также организовали конкурс ( Egin Rock Txapelketa ), чтобы выбрать любимые группы своих читателей. Финал конкурса прошел на футбольном стадионе Гастейса , и на него пришли тысячи поклонников панка. Выступали группы, получившие наибольшее количество голосов в каждой баскской провинции Испании, а именно RIP (из Гипускоа ), Hertzainak (из Алавы ), Barricada (из Наварры ) и Zarama (из Бискайи ).
Еще одним важным шагом в распространении движения стала кампания Martxa eta borroka (Ритм и борьба), которую вела левая политическая партия, выступающая за независимость, Херри Батасуна, начиная с 1985 года. В этой кампании политические митинги перемежались концертами групп BRR (RRV). Несмотря на то, что некоторые группы отказались присоединиться к кампании, инициатива оказалась очень успешной, позволив Херри Батасуне исправить первоначальную реакцию людей на панк и рок-музыку , связывая ее с наркотиками и потерей осведомленности о басках, и движение BRR продолжило свое существование. по этим политическим направлениям.
Получение социальной поддержки и увеличение количества концертов оказали большое влияние за короткий период времени, и движение, которое изначально было маргинальным и поддерживалось немногими людьми, стало общим местом для тысяч басков. Многие концерты были связаны с Баскским национально-освободительным движением , поэтому многие из них поддерживали узников ЭТА , Никарагуа , школы икастолас или баскского языка, антиядерные движения, местные сквот-хаусы или свободное радио, или выступали против милитаризма , фашизма , расизма и сексизма .
В музыкальном плане это не было однородным движением. Под знаменем RRV играли разные музыкальные стили. Например, Barricada играла рок, Kortatu и Hertzainak - ска и панк, Potato - регги, Vomito - дарк-рок, а La Polla Records и Cicatriz - панк-рок. Все эти группы объединяло отношение, а не музыка.
Движение стало известно за пределами Страны Басков. Многие группы, особенно те, которые пели на испанском языке , давали концерты в Европе или Южной Америке. Тем не менее, группы, поющие на баскском языке, такие как Kortatu, Hertzainak и Jotakie, выступали в Германии, Нидерландах, Италии и Франции. В частности, фестиваль, проходивший в Барселоне ( Каталония ) в ноябре 1985 года под названием Basque Rock , привлек более 10 000 человек, чтобы увидеть RIP, Hertzainak (который не выступал из-за проблем с испанской полицией), La Polla Records, Kortatu и Цикатриз.
От испанского к баскскому
[ редактировать ]Несмотря на то, что испанский был основным языком движения, некоторые группы предпочли петь на баскском языке, особенно Hertzainak и Zarama. Несмотря на то, что они были выходцами из очень разных регионов, они оба приняли одно и то же решение: панк в Стране Басков должен петь на баскском языке. Вокалисты обеих групп (Хабьер Монтойя из Hertzainak (который позже создаст M-ak) и Роберто Мосо из Zarama) решили выучить язык.
Некоторые группы перешли с испанского на баскский, в частности Kortatu, выпустивший свой первый альбом только на испанском языке. Постепенно они добавили больше песен на баскском языке, а их последний альбом Kolpez kolpe содержал список треков только на баскском языке. Фермин Мугуруса , певец группы, выучил язык и позже создал другие группы, такие как Negu Gorriak, практически все тексты которых были на баскском языке. Данба и БАП!! развивались по схожему пути.
Независимые звукозаписывающие компании и средства массовой информации
[ редактировать ]Консолидация движения связана с социально-политической реальностью Страны Басков 80-х годов. Массовое рождение черно-белых журналов для фанатов , сеть бесплатных радиостанций и сквоттинговое движение оказали большое влияние на распространение всего, что связано с БРР.
В начале десятилетия 80-х были созданы первые независимые звукозаписывающие компании: Soñua Oihuka, Discos Suicidas и Basati Diskak, а неофициальные журналы сообщали о том, что группы записывают свои диски на этих лейблах.
Постепенно движение, первоначально созданное в андеграундной среде групп, студий звукозаписи и менеджеров, становилось более профессиональным. Звукозаписывающие компании, такие как Elkar, IZ и Soñua, открыли студии звукозаписи, и там прошли обучение первые звукооператоры, такие как Жан Фокас, Сезар Ибарретче, Каки Аркаразо и Анхель Катарайн. Движение даже создало свои собственные агентства по управлению горными породами, такие как Matxitxa.
Наследие
[ редактировать ]Помимо политики, на BRR были и другие важные факторы, особенно наркотики. Сотни музыкантов и фанатов умерли от героина . Многие другие, кто пережил зависимость, позже обнаружили, что у них есть вирус СПИДа, который в то время был неизвестен.
Музыка и настроения того периода нашли отклик во всей Стране Басков и до сих пор важны для многих молодых людей. BRR также пережило возрождение, когда многие молодые группы выпустили свои первые пластинки, вдохновленные такими группами, как La Polla Records, Hertzainak, Eskorbuto или RIP, вместо того, чтобы искать ссылки в США или Англии. Некоторые из этих групп — Etsaiak, Soziedad Alkoholika , Negu Gorriak , Su Ta Gar, Berri Txarrak , Skalariak , Betagarri . Некоторые другие более поздние группы за пределами Страны Басков находились под влиянием BRR, в том числе Reincidentes , Boikot , Ska-P или Extremoduro в Испании, Banda Bassotti или Talco в Италии и Mokoka во Франции.
Этому движению не было явного конца, но оно произошло в начале 1990-х годов, когда новые группы начали играть в более сложных музыкальных стилях. Тем не менее, спустя почти 20 лет влияние этого движения все еще присутствует в группах, барах, городских фестивалях и популярных движениях.
Баскский радикальный рок в фильмах
[ редактировать ]Документальный фильм Салда Бадаго режиссера Эрис Запираин описывает начало движения.
Группы
[ редактировать ]
|
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- (на испанском языке) Мосо, Роберто (2003). Цветы в мусоре. Дни Рока Радикала. Альгорта: Hilargi Editions. БИ-2594-03.
- (на испанском языке) Сердан, Диего (2001). Скорбутус: печальная история. Мадрид: Marciana Editions. 84-607-3083.
- (на испанском языке) Роберто Эррерос, Сезар Рендуэлес и Карлос Фернандес Лирия: «Что случилось с Баскским Радикалом Роком?», в ЛДНМ, нет. 9.
- (на испанском языке) Елена Лопес Агирре и Педро Эспиноса Ортис де Арри , «Герцайнак. Радикальное признание», Пепитас де Калабаса , Логроньо, 2013. ISBN 978-84-15862-07-9
- (на испанском языке) Эспиноза, Педро, и Лопес, Елена. Герцайнак. Радикальное признание. Эдиционес Айанай, 1993.
- (на испанском языке) Лопес Агирре, Елена. Del txistu a la telecaster. История рока Васко. Эдиционес Айанай, 1996 г.
- (на испанском языке) Лопес Агирре, Елена. Картофель. Утопия Эускади Тропикал. Айанайские издания, 1998.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ FM Hop: «Баскская музыка: немного истории» , в досье о баскской музыке La Factoría del Ritmo : март-июль 1996 г.
- ^ «Интервью с Эскорбуто» . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 г. Проверено 4 декабря 2010 г.
- ^ Интервью с Эскорбуто [ мертвая ссылка ]