Зузана Личко
Зузана Личко | |
---|---|
Рожденный | Зузана Личко 1961 (62–63 года) |
Образование | Калифорнийский университет, Беркли |
Известный | Графический дизайнер |
Заметная работа | Журнал Fonts & Emigre |
Движение | мигрировать |
Зузана Личко (родившаяся Зузана Личко и художник словацкого происхождения, , 1961) — американский шрифтовой дизайнер известная как соучредитель Emigre Fonts , фабрики цифровых шрифтов в Беркли , Калифорния. Она разработала и выпустила множество цифровых шрифтов , включая популярные Mrs Eaves , Modula, Filosofia и Matrix. В качестве соответствующего интереса она также создает керамические скульптуры и жаккардовые изделия.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Личко родилась в Братиславе , Чехословакия приехала в Соединенные Штаты , и еще ребенком со своей семьей. Она изучала архитектуру , фотографию и компьютерное программирование , а затем получила степень в области графических коммуникаций в Калифорнийском университете в Беркли . [1]
Лико познакомил С компьютерами ее отец, биоматематик из Калифорнийского университета в Сан-Франциско . Она помогала ему с обработкой данных во время летних каникул. [2] Первым шрифтом, который она создала на компьютере, был греческий алфавит, адаптированный для перьевого плоттера, который ее отец использовал в своих графических распечатках. [3]
Когда она начала свое университетское образование, ее целью было получить степень в области архитектуры, но она перешла на специализацию по визуальным исследованиям, когда обнаружила свою страсть после занятий графическим дизайном и типографикой . [2] Во время учебы в Беркли Лико посещала уроки каллиграфии, но с трудом справлялась с этим, потому что ей приходилось писать правой рукой, хотя она левша. Этот опыт повлиял на ее отказ от многих традиционных методов шрифтового дизайна, когда она начала изучать возможности компьютера Macintosh. [2]
В интервью журналу Eye Лико описала свои творческие отношения с мужем Руди ВандерЛансом :
Мы встретились в Калифорнийском университете в Беркли , где я учился в Колледже экологического дизайна, а Руди был аспирантом по фотографии. Это было в 1982–83 годах. После колледжа мы оба подрабатывали разного рода случайными заработками, связанными с дизайном. Не было никакого направления. Затем, в 1984 году , появился Macintosh , мы купили его, и все стало на свои места. Нам обоим, каждый по-своему, эта машина очень понравилась. Это заставило нас подвергнуть сомнению все, что мы узнали о дизайне. Нам обоим нравился этот процесс исследования того, насколько далеко можно раздвинуть границы. Руди более интуитивен; Я более методичен. Инь и Ян. Казалось, что это щелкнуло, и до сих пор происходит. [4]
Эмигрировать
[ редактировать ]В 1985 году Лико и ВандерЛанс основали Emigre Graphics, которая выросла из журнала Emigre , издания, соучредителем которого в прошлом году был ВандерЛанс и два голландских друга. ВандерЛанс также начал включать растровые шрифты, разработанные Лико для Apple Macintosh, в свои макеты с выпуска № 2 . Экспериментальный шрифт Лико стал отличительной чертой журнала на протяжении всего его выпуска. Licko начала продавать коммерческие лицензии на свои цифровые шрифты пользователям по всему миру, сначала под названием Emigre Graphics, а затем как Emigre Fonts. [5]
В журнале Emigre широко представлены шрифты Лико, некоторые из которых изначально были созданы для использования в издании. Журнал представляет собой непреднамеренный архив работы Лико и его развития как шрифтового дизайнера. От ее пиксельных шрифтов, оптимизированных для растровой печати, до сложных векторных проектов, техника Лико развивалась вместе с технологиями. [6] В книге «Эмиграция: графический дизайн в цифровой сфере » Лико обсуждает необходимость отхода от классических шрифтовых форм в своих ранних шрифтах.
Я начал свое предприятие с растровых рисунков, созданных для грубого разрешения экрана компьютера и матричного принтера. Проблема заключалась в том, что, поскольку возможности первых компьютеров были настолько ограничены, вам действительно приходилось создавать что-то особенное. Даже если было трудно адаптировать каллиграфию для грифеля, а затем и для фототехнологий, это можно было сделать, но адаптировать 8-точечный Goudy Old Style к 72 точкам на дюйм было физически невозможно. В конце концов, вы не сможете отличить Goudy Old Style от Times Roman или любого другого текстового шрифта с засечками. [5]
Лико разработал не менее трех десятков семейств шрифтов. В середине 1990-х она работала над двумя заметными возрождениями: «Миссис Ивз» (по мотивам Баскервиля ) и «Философия» (по мотивам Бодони ). Обновив эти исторические модели для использования как в печати, так и на экране, Лико включил обширные лигатуры в каждый шрифт . Emigre предназначен не только для шрифтов. В последние годы Лико сосредоточила свое внимание на создании керамики и текстиля под одним и тем же названием. В интервью Зузане Кветковой в 2017 году Личко рассказывает о своей любви к керамике и своем процессе:
Мне всегда нравилось создавать керамические предметы, и мне это нужно, чтобы сбалансировать эфемерный характер цифровой работы. Я считаю, что моя текущая работа над модульными керамическими скульптурами и тканевым принтом на самом деле является продолжением шрифтового дизайна. Я использую программное обеспечение для создания шрифтов для создания эскизов моих керамических скульптур, которые состоят из повторяющихся элементов. Каждая скульптура имеет множество форм, которые можно комбинировать для создания разных скульптур. Программное обеспечение шрифтов помогает мне просмотреть возможные варианты. Элементы текстильного дизайна также создаются в виде шрифтов, которым я придаю различные узоры. Возможно, мое внимание к физическому носителю — это реакция на то, что в наши дни все потребляется в цифровом формате. [7]
Шрифты, разработанные Licko
[ редактировать ]- Растровые изображения: Emperor, Universal, Oakland и Emigre, 1985, переизданы как Lo-Res , 2001.
- Модула , 1985 г.
- Гражданин , 1986
- Матрица , 1986 г., переиздана как Матрица II, 2007 г.
- Variex , 1988 (сотрудничество с Руди ВандерЛансом)
- Продолговатый , 1988 (сотрудничество с Руди ВандерЛансом)
- Сенатор , 1988 г.
- Лунатикс , 1988 год.
- Электрикс , 1989 год.
- Триплекс , 1989 г. Сжатый, добавлен в 1991 г.
- «Тотальная готика» , 1990.
- Журнал , 1990 год.
- Юла , 1994 год.
- Догма , 1994
- Модульная круглая, очерченная и ребристая , 1 995 г.
- Сценарий газировки , 1995 г.
- База девять и двенадцать , 1995 год.
- Миссис Ивз , 1996 год.
- Философия и Великая Философия , 1996.
- Базовый моноширин , 1997 г.
- Гипнопедия , 1997.
- Tarzana , 1998
- Солекс , 2000 г.
- Фэйрплекс , 2002 г.
- Головоломка , 2005
- Миссис Ивс XL с засечками , 2009 г.
- Мистер Ивс Санс , 2009 г.
- Мистер Ивс XL Санс , 2009 г.
- База 900, 2010 г.
- Программа , 2013 г.
- Тангли , 2018
- Трещино , 2019
Очерки Лико
[ редактировать ]- Амбиции/Страх , «Эмигрант 11», с Руди ВандерЛансом, 1989.
- Discovery by Design , Emigre 32, под редакцией Руди ВандерЛанса , 1994.
- Керамика и шрифтовой дизайн: по-разному похожи» , онлайн на сайте Emigre.
- Эмигрант: графический дизайн в цифровой сфере. ISBN 9780471285472
Награды
[ редактировать ]Лико и ее муж Руди Вандерланс выиграли премию Chrysler Design Award в 1994 году. Помимо этой награды, их работа над Emigre также получила премию журнала Publish Magazine Impact в 1996 году. Год спустя они получили золотую медаль Американского института графических искусств. Вскоре после этого, в 1998 году, они были награждены премией Чарльза Найплса за инновации в типографике. [8]
Общество любителей типографики наградило Лико премией SOTA Typography Award 2013, отметив ее «интеллектуальный, высокоструктурированный подход к шрифтовому дизайну» и ее вклад в индустрию цифровой типографики. [9]
- Премия MacUser Desktop Издатель года, 1986 г.
- Премия Chrysler за инновации в дизайне , 1 994 г.
- Награды журнала Publish Magazine Impact, 1 996 г.
- Золотая медаль Американского института графических искусств , 1997 г.
- Премия Чарльза Найпелса за выдающиеся достижения в типографике, 1 998 г. [8]
- Почетные члены Общества типографских искусств, Чикаго, 2010 г.
- Ежегодная премия Общества любителей типографики в области типографики, 2013 г. [9]
- 29-я медаль Клуба тип-директоров Нью-Йорка, 2016 г.
Экспонаты музея
[ редактировать ]Персональные выставки
- «Журнал Emigre: отрывки из постоянной коллекции», Музей современного искусства, Сан-Франциско, 1997 г.
- «Премия Чарльза Найпелса», Академия Яна ван Эйка , Маастрихт, Нидерланды, 1998 г.
- «Эмигрант в Стамбуле», Центр современного искусства, Стамбул, Турция, 1999.
- «Эмигрант в Норфолке», Университета Олд Доминион , Норфолк, Вирджиния, 2005 г. Галерея
- «Эмигрант в Галерее 16», Галерея 16 , Сан-Франциско, 2010 г.
- «Журнал Emigre: дизайн, дискурс и авторство», Университет Рединга , Великобритания, 2017 г.
Общие выставки
- «Тихоокеанская волна: Калифорнийский графический дизайн», Музей Фортуни , Венеция, Италия, 1987 г.
- «Графический дизайн в Америке», Центр искусств Уокера , Миннеаполис, 1989 г.
- «Смешение сообщений: графический дизайн в современной культуре», Национальный музей дизайна Купер-Хьюитт , 1996 г.
- «Дизайнер как автор, голоса и видения», Университет Северного Кентукки , 1996 г.
- «Культура дизайна сегодня: Национальная триеннале дизайна», Национальный музей дизайна Купер-Хьюитт , 2000 г.
- «Восточное побережье/Западное побережье» в Центре графики, Эшироль , Франция, 2002 г.
- «День Д: дизайн сегодня», Центр Помпиду , Париж , 2005 г.
- «Цифровой мастеринг», МоМА , Нью-Йорк, 2007 г.
- «Быстро, быстро, медленно», Experimentadesign Lisboa 2009, Музей коллекции Берардо , Лиссабон, Португалия, 2009 (показаны выпуски журнала Emigre 10–24)
- «Типографские столы», Музей современного искусства, Больцано, Италия, 2011 г.
- «Глубокая поверхность: современный орнамент и узор», Музей современного искусства, Роли, 2011 г.
- «Графический дизайн: сейчас в производстве», Центр искусств Уокера , Миннеаполис, 2011 г. (с участием «Эмигрант № 70: Оглядываясь назад» и Base 900)
- «Постмодернизм: стиль и подрывная деятельность 1970–1990», Музей Виктории и Альберта , Лондон, 2011 г.
- « Стандартные отклонения », МоМА, Нью-Йорк, 2011 г. (в их постоянной коллекции представлены 23 цифровых шрифта, включая пять семейств шрифтов Emigre: Джеффри Киди Keedy Sans Джонатана Барнбрука , Mason Serif , Template Gothic Барри Дека , Oakland Зузаны Лико — переименован в Lo-Res в 2001 году — и « П. Скотта Макелы » Мёртвая история )
- «Работа из Калифорнии», 25-я Международная биеннале графического дизайна, Брно, Чехия, 2012 г.
- «Революция/Эволюция», Колледж творческих исследований , Детройт, 2014 г.
- «Шрифт для интерфейса», Музей современного искусства, Сан-Франциско , 2016 г.
- «Калифорнийский графический дизайн, 1975–95», Музей искусств округа Лос-Анджелес , Лос-Анджелес, 2018 г.
- «Между строк: типографика в коллекции LACMA», Музей искусств округа Лос-Анджелес , Лос-Анджелес, 2019 г.
Постоянные коллекции
- Денверский художественный музей хранит в своей постоянной коллекции полный комплект журнала Emigre.
- Музей дизайна в Лондоне хранит в своей постоянной коллекции полный комплект журнала Emigre.
- Архив Letterform содержит в своей постоянной коллекции Эмигрантские архивы.
- Музей дизайна (Музей дизайна, Цюрих) держит в своей постоянной коллекции выпуски журнала Emigre.
- Музей современного искусства в Нью-Йорке хранит полный комплект журнала Emigre и пять цифровых шрифтов из библиотеки Emigre Fonts в своей постоянной коллекции.
- Музей современного искусства в Сан-Франциско хранит в своей постоянной коллекции полный комплект журнала Emigre.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Рубинштейн, Ронда. «Зузана Лико». Глазной журнал №43, Том. 11, весна 2002 г. «Зузана Лико» . Архивировано из оригинала 4 апреля 2007 года . Проверено 14 апреля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с ВандерЛанс, Руди, Зузана Лико, Мэри Э. Грей и Джеффри Киди. Эмигрант: графический дизайн в цифровой сфере. Лондон: Booth-Clibborn Editions, 1994.
- ^ Шерин, Аарис. «Emigre Inc.» Grove Art Online . Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета. Веб. 7 октября 2016 г. http://www.oxfordartonline.com/subscriber/article/grove/art/T2021626 .
- ^ Глаз , номер 43, том 11, весна 2002 г.
- ^ Jump up to: а б ВандерЛанс, Руди (1993). Emigre: графический дизайн в цифровой сфере . Зузана Лико, Мэри Э. Грей, Джеффри Киди. Нью-Йорк: Уайли. ISBN 0-471-28547-1 . OCLC 43679755 .
- ^ The Font Feed. Стивен Коулз, 29 сентября 2005 г. http://fontfeed.com/archives/an-interview-with-zuzana-licko/
- ^ «Эмигрант: Очерки – Закулисные беседы (Словакия)» . www.emigre.com . Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Chrysler Design Awards 1994: Зузана Лико/Руди Вандерланс» . Крайслер . Архивировано из оригинала 16 мая 2012 г. Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Премия SOTA в области типографии вручается Зузане Лико» . Общество любителей типографики . 2013. Архивировано из оригинала 22 марта 2019 года . Проверено 22 марта 2019 г.
Дополнительные онлайн-ресурсы
[ редактировать ]- Eye (веб-сайт), « Культ уродливых », Стивен Хеллер, 1993 г.
- Письмо Гуннара Свонсона в журнал Emigre Magazine (PDF), 1994 г.
- 2x4 (веб-сайт), « Дизайнер как автор », Майкл Рок, 1996 г.
- Графический дизайн США 18 . « Критические условия: Зузана Лико, Руди ВандерЛанс и дух эмигранта », Майкл Дули, 1998.
- SpeakUp (веб-сайт), Интервью Армина Вита с Руди Вандерлансом, 2002 г.
- Типотека (веб-сайт), « Контекст в критике », рецензия на «Эмигрант № 64», Rant, автор Дмитрий Сигель, 2004 г.
- Типотека (веб-сайт), « Руди ВандерЛанс, редактор журнала Emigre », интервью Дэвида Касакуберты и Розы Ллоп, 2004 г.
- AIGA (веб-сайт), « Интервью с Руди Вандерлансом: все еще подрывное явление после всех этих лет », Стивен Хеллер, 2004 г.
- Design Observer (веб-сайт), «Эмиграция: Конец», Рик Пойнор, 2005 г.
- TapeOp (веб-сайт), « Руди ВандерЛанс: Эмигрант № 69: Конец », рецензия Джона Бачигалуппи, 2008 г.
- Eye (Веб-сайт), « Синдром прощального тура », рецензия на книгу Эмили Кинг, 2009 г.
- Коммуникационные искусства (веб-сайт), « Эмигрант № 70: проблема прошлого », рецензия на книгу Анджелинн Грант, 2009 г.
- Dwell (веб-сайт), « Эмигрант № 70 », рецензия на книгу Миёко Отаке, 2009 г.
- Печать (веб-сайт), « Счастливое число эмигранта », Стивен Хеллер, 2009 г.
- Печатный журнал (веб-сайт), « Дизайн-пары: Руди ВандерЛанс и Зузана Лико », интервью Кейтлин Довер, 2010 г.
- Журнал Étapes (веб-сайт) Интервью Зузаны Лико с Паскалем Бежаном , 2010 г.
- Fast Company (веб-сайт), « Мастер шрифтов: интервью с Руди Вандерлансом из Emigre », Алисса Уокер, 2010 г.
- МоМА (сайт), журнал Emigre Magazine, выпуски 1–69 , постоянная коллекция, 2011 г.
- MoMA (веб-сайт), шрифт Oakland , постоянная коллекция, 2011 г.
- The Atlantic (веб-сайт), « Могут ли дизайнеры шрифтов, нарушающие правила три десятилетия назад, все еще нарушать правила? », Стивен Хеллер, 2012 г.
- Журнал Plazm (веб-сайт), « Разговор с эмигрантом » Сары Догер и Джошуа Бергера, 2013 г.
- 100 лучших шрифтов , 2015 г.
- Печать (веб-сайт), « Войны разборчивости 80-х и 90-х годов », 2016 г.
- Коммуникационные искусства (веб-сайт), « Эмигрантские шрифты », рецензия на книгу Анджелинн Грант, 2016 г.
- AIGA, Eye on Design (веб-сайт), « Эмигрантская типографская мастерская в значительной степени проектировала 90-е годы — вот как это выглядело », рецензия на книгу Анжелы Ричерс, 2016 г.
- MyFonts (веб-сайт), интервью Яна Миддендорпа с Зузаной Лико, 2016 г.
- Fontstand (веб-сайт), « Эмигрант: снова и снова », Себастьен Морлигем, 2016 г.
- Klim Type Foundry (веб-сайт), « Наклоняясь к ветряным мельницам », Руди ВандерЛанс отвечает на «Добро пожаловать в литейную мастерскую заполняющих шрифтов», 2016 г.
- Huffington Post (веб-сайт), « Один из самых популярных сегодня шрифтов имеет дикую многовековую историю », Мэдди Крам, 2017 г.
- Университет Рединга (сайт), « Журнал Emigre: дизайн, дискурс и авторство », выставка, кураторы Франциска Монтейро и Рик Пойнор, 2017 г.
- Типография и графическая коммуникация (Сайт), выставка « Журнал «Эмиграция: дизайн, дискурс и авторство », 2017 г.
- ReadyMag Stories (сайт), « Эмигрант », Ждан Филиппов и Виталий Волк, 2020
- « Типографика и разборчивость: анализ Чихольда, Лико и Вандерланса », (PDF), Чейни Бойл, 2020 г.
Дополнительные ресурсы для печати
[ редактировать ]Дополнительные ресурсы для печати
- Буве, Мишель, Восточное побережье, Западное побережье: графические дизайнеры в США , Париж, Франция, Les Éditions Textuel, 2002. Очерк истории эмиграции.
- Сис В. Де Йонг, Олстон В. Первис и Фридрих Фридл. 2005. Творческий тип: справочник по классическим и современным буквенным формам . Темза и Гудзон.
- Доусон, Питер, Полевое руководство по типографике: шрифты в городском ландшафте , Нью-Йорк, Престель, 2013. Интервью с Руди ВандерЛансом и Зузаной Лико.
- Эскилсон, Стивен Дж., Графический дизайн: новая история , Лондон, Великобритания, издательство Laurence King Publishing, 2007. Эссе об эмиграции в главе «Постмодернистская типографика».
- Герда Брейер и Джулия Меер, изд. (2012). Женщины в графическом дизайне Берлин: Четверг. стр. 197, 501, 502. ISBN. 9783868591538 .
- Хеллер, Стивен, редактор «Дизайн-грамотность: понимание графического дизайна» . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, Allworth Press со Школой визуальных искусств, 2014. Очерк об эмиграции в главе «Средства массовой информации».
- Луптон, Эллен, Смешивание сообщений: графический дизайн в современной культуре , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, Princeton Architectural Press, 1996. Краткий обзор шрифтов Emigre и Зузаны Лико. Книга опубликована совместно с выставкой в Национальном музее дизайна Купер-Хьюитт.
- Маккарти, Стивен, Дизайнер как автор, продюсер, активист, предприниматель, куратор и соавтор: новые модели для коммуникации , Амстердам, Нидерланды, BIS, 2013. Emigre упоминается повсюду, а также краткий профиль Emigre в главе «Авторство в типографском дизайне».
- Меггс, Филип Б., редактор, «История графического дизайна» , Нью-Йорк, John Wiley & Sons, 1998. Профиль эмигранта в главе «Пионеры цифрового графического дизайна».
- Пойнор, Рик, « Дизайн без границ: визуальная коммуникация в переходный период », Лондон, Великобритания, Booth-Clibborn Editions, 1998. Emigre упоминается в эссе «Культ безобразного» и в одном эссе «В цифровую сферу», посвященном эмиграции.
- Пойнор, Рик, Никаких больше правил: графический дизайн и постмодернизм , Нью-Хейвен, Коннектикут, издательство Йельского университета, 2003. Повсюду упоминаются эмигранты.
- Шонесси, Адриан, « Как быть графическим дизайнером, не теряя души» , Лондон, Великобритания, издательство Laurence King Publishing, 2005. Интервью с Руди ВандерЛансом.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт Эмигранта
- Эмигрантские архивы в Letterform Archive
- Индекс журнала Emigre, созданный Джессикой Барнесс для Музея дизайна Гольдштейна.
- Эмигрантские шрифты в Adobe Fonts
- Зузана Личко