Резня в Безье
43 ° 20'51 ″ с.ш. 3 ° 13'08 ″ в.д. / 43,3476 ° с.ш. 3,2190 ° в.д.
Резня в Безье | |
---|---|
Часть Альбигойского крестового похода | |
![]() Церковь Святой Марии Магдалины , где, по словам Петра Во-де-Серне, было убито 7000 человек. | |
Расположение | Безье , графство Тулуза (сейчас в Эро , Окситания , Франция) |
Дата | 22 июля 1209 г. |
Цель | Жители Безье, особенно катары |
Тип атаки | Массовое убийство |
Летальные исходы | 20,000 |
Преступники | Крестоносцы |
Мотив | Антикатаризм |
Резня в Безье произошла 22 июля 1209 года во время разграбления Безье крестоносцами. Это была первая крупная военная операция Альбигойского крестового похода . [ сомнительно – обсудить ]
Фон
[ редактировать ]Альбигойский крестовый поход был начат в Королевстве Франции по велению Папы Иннокентия III . Его целью было подавить растущее движение катаров , религиозную секту, бросающую вызов учениям католической церкви . Движение процветало в основном в регионе Лангедок , который позже стал Южной Францией . [ 1 ] В то время Королевство Франции контролировало только часть территории, которая сейчас является Северной Францией, тогда как Лангедок был разделен между множеством различных государств. В этих двух регионах существовали разные обычаи и языки. [ 2 ] Непосредственной причиной крестового похода стало убийство папского легата Пьера де Кастельно . [ 3 ] Свита профессиональных солдат, банд наемников ( рутьеров ) и паломников собралась и покинула Лион в начале июля 1209 года, положив начало Альбигойскому крестовому походу. [ 4 ]
Раймунд VI, граф Тулузский , имел непростые отношения с Иннокентием и был обвинен в укрывательстве еретиков. Он смог вовремя перейти на другую сторону и присоединился к крестоносцам в Валансе . К 20 июля крестоносцы собрались в сильно католическом городе Монпелье , который был вассалом Королевства Арагон . [ 5 ] Поскольку Раймонд примирился с Церковью, его земли не могли стать объектом нападения. Вместо этого крестоносцы нацелились на территорию Раймона Роже Тренкавеля , виконта Безье , и Каркассона племянника и вассала Раймона VI. [ 6 ] [ 7 ] Раймонд Роджер официально не был катаром, но терпел существование секты катаров на своей территории. [ 8 ] Он попытался вести переговоры с армией крестоносцев в Монпелье, оправдывая себя тем, что происходило в его владениях, из-за своей молодости (ему тогда было 24 года) и заявляя о своей лояльности Церкви. Его попытка предотвратить нападение крестоносцев на его земли была отвергнута. Виконт поспешно покинул Монпелье, опережая армию крестоносцев, чтобы подготовить свою оборону. По пути в Каркассон Раймон Роже остановился в Безье. [ 7 ] [ 9 ]
В городе Безье проживала сильная община катаров. [ 10 ] [ 11 ] По словам летописца Петра Во-де-Серне , город был «полностью заражен ядом ереси», а его жители «наполнены всякого рода грехами». [ 12 ] Если бы Раймонд Роджер решил защищать город во время его осады, он мог бы быть отделен от остальных своих владений. Виконт покинул Безье и, пообещав подкрепление, поспешил в свою столицу Каркассон, чтобы подготовить оборону. Он взял с собой несколько катаров, а также еврейское население Безье. [ 13 ] Есть две основные хроники, которые служат источником этих событий: одна написана Петром Во-де-Серне, а другая - Вильгельмом Туделским . Они по-разному интерпретируют решение Рэймонда Роджера бежать. Петр пишет, что покинул Безье из-за страха перед армией крестоносцев. Вильгельм говорит, что это произошло потому, что он чувствовал, что его присутствие было необходимо в Каркассоне и что жители Безье могли бы достойно противостоять крестоносцам без него. Историк Лоуренс Марвин считает, что из-за последующей решительной защиты Каркассона Раймондом Роджером объяснение Уильяма более вероятно. [ 9 ]
Военный гарнизон и гражданское население Безье поспешно построили оборонительные сооружения. Они углубили колодцы вокруг города, но были уверены в прочности его стен и собственных запасах. Они также надеялись, что предполагаемая численность армии крестоносцев быстро приведет к нехватке снабжения. [ 14 ]
Мешок Безье
[ редактировать ]Под командованием легата , аббата Сито Амальрика Арно . папского [ 15 ] 21 июля армия крестоносцев достигла окраин Безье. Они разбили лагерь вдоль реки Орб . [ 14 ] К тому времени лишь небольшое количество жителей города решили покинуть город. [ 9 ] Вскоре после этого епископ Безье Рено де Монпейру попытался предотвратить кровопролитие и начать переговоры. Он вернулся в Безье с сообщением, что город будет пощажен, если он выдаст еретиков . [ 16 ] Монпейру составил список из 222 человек, в основном катаров, некоторых вальденсов , которые, вероятно, были Perfecti или лидерами своих общин. Список сохранился. Но на собрании в соборе было решено, что выдать этих людей невозможно, поскольку они имели слишком большую поддержку в городе. Поэтому Монпейру попросил католиков покинуть город, чтобы спастись. Это предложение было отвергнуто подавляющим большинством голосов, и Монпейру покинул город лишь с несколькими католиками. Большая часть католического населения, включая нескольких священников, предпочла не покидать город. [ 17 ]
22 июля крестоносцы были заняты обустройством города, и до начала собственно осады оставалось еще несколько дней . Крестоносцам было выгодно быстро захватить город. Задержка дала бы Раймонду Роджеру время организовать свою оборону и увеличила вероятность того, что у армии закончатся припасы или она развалится. День начался спокойно для обеих сторон. [ 18 ] В то утро группа солдат или, возможно, просто вооруженных гражданских лиц из города совершила вылазку , выйдя из ворот с видом на реку Орб . [ 18 ] По словам Вильгельма Туделского, их намерением было унизить крестоносцев. Он пишет:
Ах, какую плохую услугу оказал горожанам человек, посоветовавший им выйти из города средь бела дня! Ибо обратите внимание, что сделали эти несчастные создания в своем огромном невежестве и безумии: они вышли, размахивая своими грубыми белыми льняными знаменами, крича во весь голос и думая таким образом напугать врага, как можно напугать птиц на пшеничные поля кричали и кричали, размахивали флагами, и все это на рассвете, как только рассвело. [ 19 ]
Когда отряд из Безье выкрикивал оскорбления в адрес крестоносцев, к ним подошел человек из крестоносной армии, намереваясь ответить на оскорбления. Он был убит. наемники из армии крестоносцев, известные как рутье В ответ на защитников напали . Завязалась драка, и вскоре нападавшие из города оказались в меньшинстве и в беспорядке отступили. По словам историка Зои Ольденбург , некоторые из рутьеров, вероятно, смогли войти в город через открытые ворота до того, как их удалось закрыть, а затем сразились с охранниками, стоявшими у стены, за контроль над воротами. Увидев потасовку, вожди крестоносцев решили послать вперед всю армию. Гарнизон сопротивлялся атаке, прежде чем был разбит более крупной армией крестоносцев, в то время как другим крестоносцам уже удалось выйти за пределы гарнизона и войти в город. [ 20 ]
Разбойники бесчинствовали по улицам. Они вторгались в частные дома, убивая и грабя. Духовенство облачилось в церковные колокола и позвонило в них, но не смогло удержать солдат от бесчинства. Те граждане, которые могли бежать, искали убежища в церквях – соборе Безье и церквях Святой Марии Магдалины и Святого Иуды . Однако церкви не обеспечили безопасность от захватчиков. Двери церквей были взломаны, и все находившиеся вне зависимости от возраста и пола, включая священников, были зарезаны. [ 21 ] [ 22 ]
Хотя рыцари не остановили резню, вскоре они вмешались и забрали себе ценности города. В отместку разгневанные и разочарованные рутьеры сожгли здания, уничтожив большую часть добычи, и крестоносцы были быстро вынуждены покинуть разрушенный город.
«Убейте их всех; Бог узнает Своих»
[ редактировать ]Собственная версия осады Амальрика, описанная в его письме Папе Иннокентию в августе 1209 года (столбец 139), гласит:
Действительно, поскольку против Бога нет ни силы, ни хитрости, а с баронами еще шли переговоры об освобождении тех, кто в городе считался католиками, слуги и другие лица низкого ранга и безоружные напали на города, не дожидаясь приказов от своих лидеров. К нашему изумлению, с криками «к оружию, к оружию!», в течение двух-трех часов они пересекли рвы и стены, и Безье был взят. Наши люди не пощадили никого, независимо от звания, пола и возраста, и предали мечу почти 20 тысяч человек. После этой великой резни весь город был разграблен и сожжен, поскольку над ним чудесным образом свирепствовала божественная месть. [ нужна ссылка ]
Примерно 20 лет спустя Цезарий Гейстербахский рассказывает историю о резне:
Когда они обнаружили, по признаниям некоторых из них, что среди еретиков смешались католики, они сказали аббату: «Сэр, что нам делать, ведь мы не можем отличить верующих от еретиков». Аббат, как и другие, боялся, что многие, опасаясь смерти, притворятся католиками, а после их ухода вернутся к своей ереси, и, как говорят, ответил: «Caedite eos. Novit enim Dominus qui sunt eius». – Убейте их всех, ибо знает Господь Своих» (2 Тим. 2:19), и так бесчисленное множество людей в том городе было убито. [ 23 ]
Хотя остается сомнение в том, что настоятель произнес эти слова, также перефразированные как «Убей их всех; Бог познает Своих», «Убей их всех; Бог рассортирует своих» или «Убей их всех и позволь Богу разобраться в них». – почти нет сомнений, что эти слова передали дух нападения, [ 24 ] и что крестоносцы намеревались вырезать жителей. [ 25 ] Крестоносцы позволили рутие безудержно бесчинствовать и убивать, не щадя ни женщин, ни детей, но быстро положили конец грабежам. [ 4 ]
Сообщение Амальрика о гибели 20 000 человек, вероятно, было преувеличено, как и сообщение Петра Во-де-Серне о том, что 7 000 человек были убиты в церкви Святой Магдалины. Население города в то время оценивается в 10 000–14 500 человек, и неизвестное количество человек, возможно, избежало резни. [ 26 ] [ ненадежный источник? ] Кристофер Тайерман говорит, что «настоящая цифра почти наверняка была намного меньше». [ 21 ] Марвин называет увещевания Амальрика «апокрифическими», добавляя, что «скорость и спонтанность атаки указывают на то, что легат, возможно, на самом деле не знал, что происходит, пока все не закончилось». Он пишет, что «очевидно, что большая часть населения и зданий Безье уцелела» и что город «продолжал функционировать как крупный населенный пункт». [ 27 ]
Последствия
[ редактировать ]Крестоносцы одержали быструю и сокрушительную победу. Многие замки и города сдались без дальнейшего сопротивления. Каркассон пал в течение месяца, а Раймон-Роже Тренкавель умер в плену позже в том же году, а его земли были переданы де Монфору. Однако крестоносцы потеряли поддержку большей части местного католического населения и стали ненавистной оккупационной силой. [ 4 ] По словам Тайермана: «После этого приверженность крестоносцам или противодействие им определялась в основном светскими соображениями». [ 21 ] Война затянулась, и в конце концов французский король вступил в конфликт и взял под свой контроль Лангедок, что привело к постепенному истреблению катарского движения.
Во время пожара собор Сен-Назер сгорел и рухнул. Мемориальная доска напротив собора фиксирует «День бойни», устроенной «северными баронами». Некоторые части романского собора уцелели, а ремонт начался в 1215 году. Реставрация, как и остальной части города, продолжалась до 15 века.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фальк 2010 , с. 169.
- ^ Страйер 1992 , стр. 1–4.
- ^ «Католическая энциклопедия: альбигойцы» . Новый Адвент . 1910 год . Проверено 8 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Зои Ольденбург (2000). Резня в Монсегюре. История крестового похода на альбигенцию (1961) . Феникс, 2006. с. 109 и далее . ISBN 1-84212-428-5 .
- ^ Ольденбург 1961 , с. 109.
- ^ Страйер 1992 , стр. 59–60.
- ^ Jump up to: а б Ольденбург 1961 , с. 110.
- ^ Страйер 1992 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б с Марвин 2008 , с. 39.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , стр. 82–88.
- ^ Тайерман 2006 , с. 579.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , с. 84.
- ^ Ольденбург 1961 , стр. 110–111.
- ^ Jump up to: а б Ольденбург 1961 , с. 111.
- ^ Доктор медицины Костен (1997). Катары и Альбигойский крестовый поход . Издательство Манчестерского университета. п. 121 . ISBN 0-7190-4331-Х .
невинный альбигойский бык крестового похода.
- ^ Клод Лебедель (2011). Понимание трагедии катаров . Издания Ouest-France. стр. 59 ф. ISBN 978-2-7373-5267-6 .
- ^ Ольденбург 1961 , стр. 111–112.
- ^ Jump up to: а б Ольденбург, 1961 , стр. 112–113.
- ^ Ольденбург 1961 , стр. 113–114.
- ^ Ольденбург 1961 , стр. 114–115.
- ^ Jump up to: а б с Тайерман 2006 , с. 591.
- ^ Ольденбург 1961 , стр. 115–116.
- ^ «Средневековый справочник: Цезарь Гейстербахский: Средневековые ереси: вальденсы, альбигойцы, интеллектуалы» . Фордхэм.edu . Проверено 22 ноября 2011 г.
- ^ Рассел Джейкоби (2011). Жажда крови: о корнях насилия от Каина и Авеля до наших дней . Свободная пресса, Саймон и Шустер. п. 29ф. ISBN 978-1-4391-0024-0 .
Цезарий Гейстербахский, Амальрик.
- ^ Уильям Туделы , цитируется в Зои Ольденбург, Резня в Монсегюре , стр. 116
- ^ Лоуренс М. Марвин (25 марта 2009 г.). «Буря Безье» . Warandgame.com. Архивировано из оригинала 26 апреля 2012 года . Проверено 22 ноября 2011 г.
- ^ Марвин 2008 , с. 43.
Библиография
[ редактировать ]- Ведомственные архивы Эро, 1209 г.: мешок Безье, увиденный его современниками , файл подготовлен Дамьеном Вайсом, Монпелье, Генеральный совет Эро , 2009 г., 12 стр., илл. (издание свидетельств XIII века о мешке Безье)
- Бренон, Энн . Катарские архипелаги .
- Бренон, Энн. Petit Précis de Catharisme , Лубатьер, 1996.
- Бренон, Энн. Катары: бедные люди Христа или апостолы сатаны? , сборник « Découvertes Gallimard » (№ 319), серия «Религии». Париж: Галлимар, 1997.
- Бренон, Энн. Женщины-катары , Перрин, 1992 год.
- Бренон, Энн, ересь, ухаживание и поэзия. В поисках следов катаризма в окситанской литературе Средневековья. , в АА.ВВ. Трубадуры и катары в средневековой Окситании ; протоколы Шанселадской конвенции, 24 и 25 августа 2002 г., стр. 61–79.
- Данте, Доменико. Время прервалось. Краткая история катаров на Западе , Паломар, Бари, 2009 г.
- Дювернуа, Жан. Катаризм. Религия , 1976.
- Дювернуа, Жан. Катаризм. Рассказ , 1979 год.
- Дювернуа, Жан. Катары, вальденсы и бегены. Диссиденты из Pays d'Oc , Editions Privat, 1994.
- О'Ши, Стивен. Совершенная ересь: жизнь и смерть катаров , Profile Books Ltd, 2001. [ ISBN отсутствует ]
- Фальк, Авнер (2010). Франки и сарацины: реальность и фантазия в крестовых походах . Лондон: Karnac Books, Ltd. ISBN 978-1-85575-733-2 .
- Марвин, Лоуренс В. (2008). Окситанская война: военная и политическая история альбигойского крестового похода, 1209–1218 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521123655 .
- Ольденбург, Зоэ (1961) [1959]. Резня в Монсегюре: история альбигойского крестового похода . Перевод Грина, Питера. Лондон: Вайденфельд и Николсон. OCLC 655562901 .
- Тайерман, Кристофер (2006). Божья война: новая история крестовых походов . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674023871 .
- Пьер де Во де Серне (1998) [1212–1218]. Сибли, Вашингтон; Сибли, доктор медицинских наук (ред.). История крестового похода на альбигойцев: «Historia Albigensis» Петра де Во-де-Серне . Саффолк, Великобритания: Boydell & Brewer. ISBN 0-85115-807-2 .
- Страйер, Джозеф Р. (1992) [1971]. Альбигойские крестовые походы . Нью-Йорк: Dial Press. ISBN 0-472-09476-9 .