Гертруда Гийом Шак
Гертруда Гийом Шак | |
---|---|
![]() Гертруда Гийом-Шак в 1867 году. | |
Рожденный | Гертруда графиня Шак фон Виттенау 9 ноября 1845 г. |
Умер | 20 мая 1903 г. Сурбитон , Великобритания | (57 лет)
Национальность | немецкий, швейцарский |
Занятие | Активист |
Гертруда Гийом-Шак (9 ноября 1845 - 20 мая 1903) была немецкой активисткой за права женщин, которая стала пионером борьбы с регулируемой государством проституцией в Германии, где она родилась. Она встретила значительное сопротивление из-за преобладающего мнения, что подобные вопросы не должны обсуждаться порядочными людьми, особенно женщинами. Она также стала активно участвовать в организации рабочих ассоциаций немецких женщин и была связана с Социал-демократической партией (СДПГ). Ее деятельность и политические взгляды привели к ее изгнанию немецкими властями. Она переехала в Англию в 1886 году, где стала участвовать в социалистических организациях, но поссорилась с Фридрихом Энгельсом . После выхода из Английской социалистической лиги она увлеклась теософией . Отказ от медицинского лечения, возможно, способствовал ее ранней смерти от невылеченного рака молочной железы.
Ранние годы
[ редактировать ]Гертруда Шак родилась в деревне Ушуц , Силезия, Прусское королевство , недалеко от нынешнего Гожува-Слёнского , 9 ноября 1845 года. [ 1 ] Ее родителями были граф Александр Шак фон Виттенау и Елизавета, графиня Кенигсдорф. [ 2 ] Семья ее отца принадлежала к старинному дворянству Нижней Силезии. [ 3 ] Ее отец, граф Шак, был открытым и мудрым человеком, оказавшим большое влияние на свою одаренную дочь. В 1862 году, когда Гертруде было семнадцать лет, ее родители покинули свое имение и купили виллу в Бойтен-ан-дер-Одере . Ее отец отправил Гертруду жить к сестре, прося ее часто навещать его. [ 4 ]
Осенью 1873 года она переехала в Невшатель , Швейцария. В 1876 году она вышла замуж за швейцарского художника и некоторое время жила с ним в доме его родителей. [ 5 ] Ее мужем был Эдуард Гийом из Ле Верьер , Невшатель. [ 6 ] Ее зятем был Джеймс Гийом , анархист, тесно связанный с Михаилом Бакуниным . [ 7 ] [ 8 ] [ а ] Молодожены переехали в Париж, но оказалось, что ее муж не желает вступать в брак и отказываться от своих холостяцких привычек, и Гертруда была вынуждена потребовать развода. [ 5 ] Летом 1878 года она вернулась домой из Парижа. [ 10 ]
Аболиционист
[ редактировать ]Находясь в Париже, Гийом-Шак стал активным участником аболиционистского движения, начатого Жозефиной Батлер из Англии для борьбы с регулируемой государством проституцией. [ б ] С теми же целями она начала кампанию в Германии. [ 1 ] По ее мнению, обязательные медицинские осмотры и другие правила, налагаемые на проституток, наказывают женщин, но игнорируют их клиентов-мужчин. [ 15 ] В январе 1879 года она поехала в Берлин, чтобы работать в этом направлении, а в мае 1879 года прочитала свои первые лекции перед очень небольшой аудиторией. [ 10 ] Она публично выступила против регулируемой государством проституции в мэрии Берлина 14 мая 1880 года, но очень немногие люди пришли ее послушать. [ 16 ] 7 марта 1880 года она основала Deutscher Kulturbund (Немецкую культурную ассоциацию) в Берлине. [ 17 ] По сути, Deutscher Kulturbund был первым отделением того, что впоследствии стало Международной федерацией аболиционистов (IAF) в Германии. [ 18 ] Технически он был независим от IAF из-за ограничений, налагаемых законами Пруссии, и базировался в Бойтен-ан-дер-Одере, [ 1 ] однако он следовал принципам, определенным Батлером. [ 19 ]
Хотя ее поддержали лидеры берлинского женского движения Лина Моргенштерн и Франциска Тибуртиус , прогресс был медленным. Многие солидные люди считали, что им не подобает публично обсуждать проституцию. [ 1 ] Гийом-Шак выразила эту точку зрения, когда она открыла публичную речь в 1882 году, сказав: «Возможно, вас удивит то, что такой трудный вопрос, как вопрос морали, должен обсуждаться публично, и, возможно, еще больше то, что я, женщина, хочу поговорить об этом». [ 20 ] [ с ] [ д ] Прусский закон об ассоциациях, действовавший до 1908 года, также ограничивал право женщин встречаться и публично обсуждать социальные и политические вопросы. [ 22 ]
Гийом-Шак выступал на многих мероприятиях и встречах. « Бюллетень Континенталь» , орган Британской, Континентальной и Всеобщей федерации (будущей МАФ), сообщал, что в январе и феврале 1882 года она выступала в Бреслау , Лигнице , Берлине , Ганновере , Бонне , Кёльне и Дюссельдорфе . [ 3 ] В марте она посетила собрания в Эльберфельде , Бармене , Висбадене , а затем в Дармштадте , где в гимназии было организовано большое смешанное собрание, включающее женщин и девочек. Зрителям заранее рассказали об этой теме, и они спокойно слушали, за исключением нескольких мужчин-критиков впереди. Она рассказала им, что полиция нравов была источником трудностей для молодой падшей женщины, которая хотела вернуться к честной жизни. При этом к ней подошли комиссар полиции и его агенты и потребовали прекратить выступление, так как это аморально. [ 23 ]
На следующий день Гийому-Шаку и еще одному участнику были предъявлены обвинения в нарушении общественного порядка и организации серьезных беспорядков. [ 24 ] Суд над ней произошел из-за ее наглости, когда она просто открыто говорила о проституции. [ 20 ] На суде было подтверждено, что Гийом-Шак вел себя достойно и серьезно. Суд перерос в расследование деятельности полиции, а двое обвиняемых были оправданы. Выяснилось, что детей тринадцати или четырнадцати лет можно было зарегистрировать в качестве проституток и разрешить им заниматься этим ремеслом при условии, что они соблюдают правила полиции, - единственное занятие, которым несовершеннолетние могли заниматься без разрешения своих родителей. [ 1 ] В 1882 году Гийом-Шак опубликовал полемическую работу «О наших моральных отношениях по поводу проституции и белого рабства». [ 25 ] Движение постепенно оживало. Берлинскому отделению Культурной ассоциации разрешили проводить собрания в помещении Министерства религии и юстиции, где они распространяли ряд листовок и брошюр. Некоторые из худших эксцессов системы были пресечены. [ 1 ] Несмотря на вмешательство полиции, организация выросла до двенадцати отделений. Многие из ее членов были феминистками. Они пытались помочь девочкам и женщинам, а также положить конец регулируемой проституции в Германии - системе, которая позволяла этим женщинам «падать». [ 26 ]

Гийом-Шак познакомился с силезской активисткой Линой Моргенштерн , и они основали Verein zur Rettung und Erziehungminorenner strafentlassener Mädchen («Ассоциация по спасению и обучению девочек, уволенных по уголовным обвинениям»), которая содержала общежитие для молодых женщин, ищущих работу. Он располагался напротив недавно открытого главного железнодорожного вокзала Берлина. [ 27 ] В августе 1885 года Гийом-Шак посетил Берн и выступил с двумя публичными лекциями перед женской аудиторией, что привело к созданию в следующем году Ассоциации бернских женщин по улучшению нравственности. [ 28 ] Власти запретили Гийом-Шак из-за ее публичных выступлений по вопросам аболиционизма и ее связи с запрещенной Социал-демократической партией (СДПГ). [ 19 ]
немецкий социалист
[ редактировать ]В 1884 году Гийом-Шак основал Центральный санитарный и похоронный фонд для женщин и девочек в Германии . [ 29 ] Это была прикрытие для ассоциаций неавторизованных рабочих, а также региональная платформа. [ 30 ] Оно вызвало активность среди работающих женщин и вскоре выросло до 20 000 членов. [ 29 ] В 1885 году Гийом-Шак и Эмма Ир в сотрудничестве с СДП основали Ассоциацию по защите интересов трудящихся женщин в Берлине. [ 31 ] [ 32 ] Гийом-Шак был избран почетным президентом Берлинской ассоциации рабочих. [ 30 ] Через год ее запретили как политическую организацию. [ 31 ]
Гийом-Шак присоединилась к СДПГ в 1885 году. Она была категорически против специальных правил женского труда и организовывала протесты против предложенного закона о защите женщин, когда он обсуждался в Рейхстаге в 1885 году. [ 33 ] Гийом-Шак совершила лекционную поездку по Германии, во время которой, несмотря на массовое вмешательство полиции, ей удалось основать рабочие ассоциации во многих других городах по берлинской модели. Вдохновленные Гийомом-Шаком, другие женщины рискнули высказаться и совершить организационные туры. [ 30 ] Гийом-Шак выступала на собраниях немецких ассоциаций работниц, где критиковала милитаризм и передовые социалистические идеи. [ 34 ] Гийом также присутствовала на многих встречах в Швейцарии, где говорила о страданиях работающих женщин. Она поддержала создание первых ассоциаций работниц и домохозяек. [ 35 ]
В январе 1886 года Гийом-Шак основал «Гражданин » газету в Оффенбахе-на-Майне . [ 36 ] [ 37 ] Газета сообщала о собраниях ассоциаций работающих женщин, приводила статистические данные об условиях труда и заработной плате, а также давала новости и комментарии о борьбе за заработную плату. [ 38 ] Die Staatsbürgerin , первый немецкий журнал для работающих женщин, был запрещен и уничтожен всего через шесть месяцев после публикации. [ 39 ] Выход замуж за швейцарца Гийома-Шак считался отказом от немецкого гражданства. Ей запретили жить в нескольких городах Германии, а затем депортировали, разрешив возвращаться только для коротких свиданий с семьей. [ 1 ]
Англия
[ редактировать ]
Гийом-Шак прибыл в Англию в 1886 году. [ 1 ] Она познакомилась с Фридрихом Энгельсом , который нашел ее приятное, умное и забавное общество, но с подозрением относился к связям, которые она установила за пределами социалистического движения. Он писал о ее более ранней аболиционистской деятельности: «В своей деятельности она находится в союзе с религиозными буржуазными дамами из Агитационной кампании по борьбе с инфекционными заболеваниями». [ и ] и с различными анархистскими элементами в Социалистической Лиге . [ ж ] Он также смотрел свысока на женщин, написав, что, как только они начнут не соглашаться друг с другом, они начнут рассказывать небылицы о партийной деятельности и могут дойти до того, что докажут своих товарищей в полицию. [ 43 ] В июле 1885 года Энгельс писал Гийому-Шаку: «Я убежден, что действительное равенство женщин и мужчин может осуществиться только тогда, когда эксплуатация того и другого со стороны капитала будет отменена и частное домашнее хозяйство будет преобразовано в общественное производство. [ 44 ]
Энгельс не любил решительных и умных женщин, некрасивых и чьей фамилии не была Маркс. [ 45 ] Он особенно не любил женщин-интеллигенток среднего возраста, таких как теософ Анни Безант , журналистка Эмили Кроуфорд и Гертруда Гийом-Шак. Энгельс с презрением встретил кампанию за избирательное право женщин, написав об «этих самонадеянных маленьких женщинах, которые так много шумят в защиту прав женщин», заявив, что их целью было отвлечение внимания, благодаря которому классовое господство будет продолжать процветать. [ 45 ] Гийом-Шак порвал с Энгельсом в 1887 году. [ 46 ] спор по поводу Эдварда Эвелинга . Причиной был [ 9 ]
В 1887 году Гийом-Шак выступил против официальной позиции СДП относительно защитного законодательства для женщин. [ 33 ] Она стала симпатизировать анархистам Социалистической лиги. [ 9 ] Она была активным членом Социалистической лиги с 1887 по 1890 год и участвовала в Международном социалистическом рабочем конгрессе в Париже 14 июля 1889 года в качестве представителя Международного клуба рабочих. [ 46 ]
В 1895 году Гийом-Шак присутствовал на заседании комитета Женской лиги франчайзинга в Аберистуите вместе с Урсулой Меллор Брайт , миссис Беренс, Эстер? Брайт, Герберт Берроуз , доктор Кларк, член парламента, миссис Хантер из банка Мэтлок, Джейн Браунлоу , миссис Э. Джеймс (которая жила здесь), Х. Н. Мозли , Элис Клифф Скэтчерд , Джейн Кобден Анвин , а также доктор и миссис Панкхерст . [ 47 ]
Гийом-Шак заинтересовался теософией примерно в конце девятнадцатого века. [ 7 ] Она умерла 20 мая 1903 года в Сурбитоне в возрасте 57 лет. [ 1 ] Гертруда Гийом Шак была описана в ходе коронерского расследования как теософ, лектор-социалист, защитник трезвости и строгая вегетарианка. Примерно двенадцать месяцев назад она упала на жестяную коробку в своей спальне и повредила грудь. [ 48 ] Она проконсультировалась с бывшим врачом, имя которого было исключено из реестра, но которому она очень доверяла. Он убеждал ее обратиться к специалисту, но она отказалась, заявив, что как теософ она рассматривает смерть всего лишь переход из одного состояния в другое и не будет иметь никакого вмешательства в свое тело. [ 48 ] За несколько часов до ее смерти был вызван врач, но ее состояние было слишком тяжелым, чтобы он мог предложить какое-либо лечение. Причиной смерти был назван рак молочной железы, развившийся из-за отсутствия надлежащей хирургической повязки и еды. [ 48 ]
Наследие
[ редактировать ]
В свое время Гертруда Гийом-Шак была одним из самых убедительных голосов в Германии. [ 33 ] Макс Кретцер (1854–1941) посвятил свой роман 1882 года Die Betrogenen («Обманутые») Гертруде Гийом, урожденной графине Шак. В нем рассказывалось о работающей девушке, которую соблазнили и которая впоследствии стала проституткой. [ 49 ] Гийом-Шак твердо верил во взгляды Августа Бебеля . [ 50 ] Знаменитая работа Бебеля под названием «Женщина и социализм» (1879) с описанием британской кампании против законов о инфекционных заболеваниях и кампании Гийома Шака в Германии отразила ее влияние. [ 19 ]
Гийом-Шак и Лили Браун были единственными двумя аристократками, присоединившимися к СДП. Браун написала историю женского рабочего движения Германии, в которой отдала должное Гийому-Шаку за развитие движения. Это было несправедливо по отношению к таким женщинам, как Клара Цеткин , которая продолжала работать в Германии после того, как Гийом-Шак уехал в Англию. [ 51 ] После изгнания Гийома-Шака дело защиты женщин и девочек в Германии впервые было подхвачено более консервативными мужчинами и женщинами. [ 19 ] Основанное ею аболиционистское движение стало известно как движение Sittlichkeit («чистота») и возглавлялось такими антисемитами, как пастор Людвиг Вебер и доктор Адольф Штекер . Члены не могут быть социалистами и должны быть христианами. [ 52 ] Однако в течение десятилетия молодые и либеральные женщины, слышавшие ее выступления в Лондоне, поддержали дело аболиционистов в Германии, включая Анну Папприц , Аниту Аугспург , Катарину Шевен и Минну Кауэр . [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Некоторые источники ошибочно утверждают, что ее мужем был анархист Джеймс Гийом. [ 9 ] Он был братом ее мужа. [ 7 ]
- ↑ Реформаторы во главе с Жозефиной Батлер использовали термин «отмена» как ссылку на более раннее движение за отмену рабства, поскольку они считали, что регулируемая государством проституция была формой рабства женщин. [ 11 ] Аболиционисты выступали против нарушений, присущих государственным правилам, и против ограничений основных свобод женщин, занимающихся проституцией, таких как их право на свободу передвижения и на добровольное медицинское обследование. [ 11 ] Батлер утверждала, что регулирование лишает женщин прав, дарованных Великой хартией вольностей и приказом о хабеас корпус . [ 12 ] Протоколы конгресса IAF 1877 года в Женеве показывают, что многие члены движения также выступали за запрет проституции. [ 13 ] Ко времени проведения второго конгресса в Генуе в 1880 году акцент сместился на обеспечение прав человека проституток путем устранения несправедливых правил и полицейской практики. Запрет был исключен из официальных целей. [ 14 ]
- ^ Неодобрение публичного обсуждения порока сохранялось. В 1895 году правление BDF попыталось предотвратить публичное обсуждение петиции о проституции, которую оно представило в национальный парламент, поскольку она затрагивает «очень неловкие вопросы». В 1896 году, когда Ханна Бибер-Бём начала выступать на международной женской конференции в Берлине на тему «Вопрос морали – проблема общественного здравоохранения», некоторые женщины среди присутствующих тут же встали и покинули комнату. [ 20 ] В 1904 году Катарина Шевен заявила, что «во многих образованных кругах до сих пор считается неприличным знать об этих вещах, не говоря уже о том, чтобы говорить о них. [ 21 ]
- ^ Либеральные протестантские активисты в Германии находились в тесном контакте с IAF, а Людвиг Вебер (1846–1922) входил в исполнительную комиссию IAF до 1887 года. Однако консервативные протестанты испытывали трудности с доминирующим либеральным мнением о том, что человек имеет право на делать со своим телом все, что хотят, при условии, что это не причиняет вреда и не затрагивает права других. Либералы считали, что государство должно защищать права граждан, но не должно навязывать какие-либо конкретные религиозные или моральные ценности, тогда как консерваторы считали, что «государство является хранителем заповедей Божиих». Консерваторы также не смогли принять откровенную роль, которую женщины играли в IAF, считая, что инициативу должны взять на себя мужчины. [ 18 ]
- ↑ Законы об инфекционных заболеваниях расширили британские правила в отношении женщин, занимающихся проституцией в военных районах, на всю страну. В 1870-х годах Жозефина Батлер , позже основательница Международной федерации аболиционистов, помогла организовать Женскую национальную ассоциацию за отмену законов об инфекционных заболеваниях. [ 40 ] Батлер, присоединившиеся к ней пасторы и друзья сначала боролись за «свободу и чистоту нашего Английского Содружества». Это означало свободу женщин, а также мораль и семью. [ 41 ]
- ↑ Социалистическая лига была основана в 1884 году Уильямом Моррисом и другими, которые покинули Социал-демократическую федерацию из-за разочарования в ее доктринерском руководстве. Социалистическая лига постепенно перешла к анархистам. [ 42 ]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хофманн 1904 , стр. 677–683.
- ^ Оливер 1983 .
- ^ Перейти обратно: а б Суд над г-жой Гийом-Шак 1882 , с. 31.
- ^ Чуди 1887 , с. 125.
- ^ Перейти обратно: а б Чуди 1887 , с. 126.
- ^ Штудер 2007 .
- ^ Перейти обратно: а б с Документы Гертруды Гийом-Шак, IISH , с. 3.
- ^ Гигант 2013 .
- ^ Перейти обратно: а б с Маркс, Энгельс и Лапид 1990 , с. 210
- ^ Перейти обратно: а б Чуди 1887 , с. 128.
- ^ Перейти обратно: а б Лимончелли 2013г .
- ^ Беркович 1999 , с. 36.
- ^ Корбин 1996 , с. 218.
- ^ Корбин 1996 , с. 219.
- ^ Кинна 2012 , стр. 180.
- ^ Чуди 1887 , с. 129.
- ^ Пробст 2006 .
- ^ Перейти обратно: а б Дикинсон 2014 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Саммерс 2006 , с. 219.
- ^ Перейти обратно: а б с Дикинсон 2014 , с. 98.
- ^ Дикинсон 2014 , с. 98–99.
- ^ Смит 2014 , с. 70.
- ^ Суд над г-жой Гийом-Шак 1882 , с. 32.
- ^ Суд над г-жой Гийом-Шак 1882 , с. 33.
- ^ Эйглер и Корд 1997 , стр. 420.
- ^ Харрис 2010 , с. 175.
- ^ Kulturwerk Silesia 1990 , с. 71.
- ^ Джензер 2014 , с. 94.
- ^ Перейти обратно: а б Шмакпфеффер 1999 , с. 42сн.
- ^ Перейти обратно: а б с Желье 2008 , с. 61.
- ^ Перейти обратно: а б Адамс 2002 , с. 143.
- ^ Склар, Студент и Штрассер 1998 , с. 86.
- ^ Перейти обратно: а б с Викандер, Кесслер-Харрис и Льюис 1995 , с. 136.
- ^ Кастерс 2012 , стр. 55–56.
- ^ Гайяр и Махаим 1983 , с. 93.
- ^ Герхард 2001 , с. 195.
- ^ Браукманн 2007 , с. 288.
- ^ Мутированный 1996 , с. 83.
- ^ Шенфельд 1997 , с. 50.
- ^ Лимончелли 2010 , с. 44.
- ^ Корбин 1996 , с. 217.
- ^ Дочерти и Ламб 2006 , с. 240.
- ^ Аткинсон, Даллин и Лапидус 1977 , стр. 107.
- ^ Гудвин 2012 , с. 132.
- ^ Перейти обратно: а б Хант 2010 , с. 302.
- ^ Перейти обратно: а б Адлер и Энгельс 2011 , с. 250.
- ^ Элизабет Кроуфорд (2 сентября 2003 г.). Женское избирательное движение: Справочник 1866-1928 гг . Рутледж. п. 1615. ИСБН 1-135-43401-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Практика незарегистрированного лица 1903 , с. 56.
- ^ Немецкие хроники 1882 г. , с. 550.
- ^ Смит 2014 , с. 69.
- ^ Лишке 2000 , с. 65.
- ^ Саммерс 2006 , с. 224.
Источники
[ редактировать ]- Адамс, Кэрол Элизабет (18 июля 2002 г.). Женщины-клерки в Вильгельминской Германии: проблемы класса и пола . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-52684-5 . Проверено 3 ноября 2014 г.
- Адлер, Виктор; Энгельс, Фридрих (14 декабря 2011 г.). Виктор Адлер/Фридрих Энгельс, переписка . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-05-004988-5 . Проверено 4 ноября 2014 г.
- Аткинсон, Дороти; Даллин, Александр; Лапидус, Гейл Варшофски (1 января 1977 г.). Женщины в России . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-0910-1 . Проверено 4 ноября 2014 г.
- Беркович, Ница (29 апреля 1999 г.). От материнства к гражданству: права женщин и международные организации . Джу Пресс. ISBN 978-0-8018-6028-7 . Проверено 27 сентября 2014 г.
- Браукманн, Стефани (2007). «Еврейский вопрос» в социалистическом женском движении 1890–1914 гг . Издательство Кампуса. ISBN 978-3-593-38184-8 . Проверено 4 ноября 2014 г.
- «Немецкая хроника» . Универсальная библиотека и швейцарский журнал (на французском языке). Универсальная библиотечная контора. 1882 год . Проверено 3 ноября 2014 г.
- Корбен, Ален (1 сентября 1996 г.). Женщины по найму: проституция и сексуальность во Франции после 1850 года . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-95544-8 . Проверено 26 сентября 2014 г.
- Кастерс, Питер (1 мая 2012 г.). Накопление капитала и женский труд в азиатских экономиках . Нью-Йорк Пресс. ISBN 978-1-58367-287-7 . Проверено 25 октября 2014 г.
- Дикинсон, Эдвард Росс (17 февраля 2014 г.). Секс, свобода и власть в имперской Германии, 1880–1914 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-04071-7 . Проверено 3 сентября 2014 г.
- Дочерти, Джеймс К.; Лэмб, Питер (2 октября 2006 г.). «Моррис, Уильям (1834–96)» . Исторический словарь социализма . Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-6477-1 . Проверено 4 ноября 2014 г.
- Эйглер, Фридерика Урсула; Корд, Сюзанна (1 января 1997 г.). Феминистская энциклопедия немецкой литературы . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-313-29313-9 . Проверено 4 ноября 2014 г.
- Гайяр, Урсула; Махаим, Анник (1983). Поздние периоды: отношение к контролю над рождаемостью и абортам в Швейцарии с начала века до 1920-х годов (на французском языке). Издания d'en bas. ISBN 978-2-8290-0025-6 . Проверено 25 октября 2014 г.
- Желье, Клаудия фон (2008). От запрета политики до канцелярии: трудный путь женщины . СМИ Лемана. ISBN 978-3-86541-265-2 . Проверено 4 ноября 2014 г.
- Герхард, Юте (2001). Дебаты о равенстве женщин: к феминистской теории права с европейской точки зрения . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0-8135-2905-9 . Проверено 4 ноября 2014 г.
- «Документы Гертруды Гийома-Шак» (PDF) . Международный институт социальной истории . Проверено 2 ноября 2014 г.
- Жиганде, Сирил (12 декабря 2013 г.). «Гийом, Джеймс». Исторический лексикон Швейцарии (на немецком языке) . Проверено 2 ноября 2014 г.
- Гудвин, Барбара (6 декабря 2012 г.). Философия утопии . Рутледж. ISBN 978-1-136-33763-5 . Проверено 25 октября 2014 г.
- Харрис, Виктория (25 марта 2010 г.). Продажа секса в Рейхе: проститутки в немецком обществе, 1914–1945 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-161468-2 . Проверено 3 ноября 2014 г.
- Хофманн, Мари (1904). Хелен Ланге, Гертруда Боймер (ред.). «Начало нравственного движения в Германии» . The Woman, ежемесячный журнал обо всей женской жизни нашего времени (на немецком языке). Берлин . Проверено 2 ноября 2014 г.
- Хант, Тристрам (2010). Революционная жизнь Фридриха Энгельса (на итальянском языке). Издания Isbn. ISBN 978-88-7638-189-8 . Проверено 3 ноября 2014 г.
- Джензер, Сабина (2014). «Блудница», гражданин и государство: Частные образовательные дома для молодых женщин и начало государства всеобщего благосостояния в немецкоязычной Швейцарии, 1870-1940-е годы (на немецком языке). Бёлау Верлаг Кёльн Веймар. ISBN 978-3-412-22238-3 . Проверено 3 ноября 2014 г.
- Кинна, Рут (28 июня 2012 г.). Блумсберийский спутник анархизма . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-4411-4270-2 . Проверено 3 ноября 2014 г.
- Силезская культурная работа (1990). Силезия (на немецком языке). Силезия культурная работа . Проверено 3 ноября 2014 г.
- «Суд над госпожой Гийом-Шак» . Le Bulletin континентальный (на французском языке). Федерация. 1882 год . Проверено 25 октября 2014 г.
- Лимончелли, Стефани (23 февраля 2010 г.). Политика торговли людьми: первое международное движение по борьбе с сексуальной эксплуатацией женщин . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-6294-6 . Проверено 26 сентября 2014 г.
- Лимончелли, Стефани (2013). «Международный женский активизм в борьбе с торговлей людьми и проституцией» . Женщины и социальные движения, международный — с 1840 года по настоящее время . Томас Дублин, Кэтрин Киш Склар и Александр Стрит Пресс. Архивировано из оригинала 6 декабря 2014 года . Проверено 26 сентября 2014 г.
- Лишке, Юте (1 января 2000 г.). Лили Браун, 1865–1916: немецкая писательница, феминистка, социалистка . Камден Хаус. ISBN 978-1-57113-169-0 . Проверено 4 ноября 2014 г.
- Маркс, Карл; Энгельс, Фридрих; Лапидес, Кеннет (1 июня 1990 г.). Маркс и Энгельс о профсоюзах . Международной издательской компании ISBN 978-0-7178-0676-8 . Проверено 3 ноября 2014 г.
- Мутерт, Сюзанна (1996). «Женщины и профсоюзы Баварии» . Профессии, корпорации, профсоюзное движение (на французском языке). Прессы Унив. дю Мирай. ISBN 978-2-85816-289-5 . Проверено 4 ноября 2014 г.
- Оливер, Гермия (1 июня 1983 г.). Международное анархическое движение в поздневикторианском Лондоне . Пэлгрейв Макмиллан. п. 176. ИСБН 978-0-312-41958-5 .
- «Практика незарегистрированного лица». Британский медицинский журнал . 2 (2218). 4 июля 1903 г. JSTOR 20277028 .
- Пробст, Эрнст (12 августа 2006 г.). «Гертруда Гийом Шак». Краткие биографии известных феминисток . Архивировано из оригинала 2 ноября 2014 года . Проверено 7 ноября 2014 г.
- Шмакпфеффер, Петра (1999). Женское движение и проституция: об отношении старого и нового немецкого женского движения к проституции (PDF) . Издательство БИС. ISBN 3-8142-0329-1 . Проверено 4 ноября 2014 г.
- Шенфельд, Кристиана (февраль 1997 г.). «Урбанизация тела: проститутки, диалектика и утопия в немецком экспрессионизме». Обзор немецких исследований . 20 (1). Издательство Университета Джонса Хопкинса от имени Ассоциации немецких исследований: 49–62. дои : 10.2307/1432329 . JSTOR 1432329 .
- Склар, Кэтрин Киш; Шулер, Аня; Штрассер, Сьюзен (1998). Феминистки социальной справедливости в США и Германии: диалог в документах, 1885–1933 гг . Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-8469-3 . Проверено 3 ноября 2014 г.
- Смит, Джилл Сюзанна (28 февраля 2014 г.). Берлинская кокетка: проституция и новая немка, 1890–1933 . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-6970-1 . Проверено 3 ноября 2014 г.
- Студер, Бриджит (6 марта 2007 г.). «Гийом [-Шак], Гертруда». Исторический лексикон Швейцарии (на немецком языке) . Проверено 2 ноября 2014 г.
- Саммерс, Энн (осень 2006 г.). «Какие женщины? Какая Европа? Жозефина Батлер и Международная федерация аболиционистов». Журнал исторической мастерской . 62 (62). Издательство Оксфордского университета: 214–231. дои : 10.1093/hwj/dbl005 . JSTOR 25472881 .
- Чуди, Клара (1887). Три современницы: Камилла Коллетт, Лина Моргенштерн, Гертруда Гийом-Шак (на датском языке). Шоус . Проверено 3 ноября 2014 г.
- Викандер, Улла; Кесслер-Харрис, Алиса; Льюис, Джейн Э. (1 января 1995 г.). Защита женщин: трудовое законодательство в Европе, США и Австралии, 1880–1920 гг . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-06464-7 . Проверено 3 ноября 2014 г.
- 1845 рождений
- 1903 смерти
- Смертность от рака молочной железы в Англии
- немецкие антикапиталисты
- Эмигранты из Германской империи
- Иммигранты в Соединенное Королевство
- Иммигранты в Швейцарию
- Немецкие социалисты
- Немецкие теософы
- Жители Олесненского уезда
- Люди из провинции Силезия
- Силезское дворянство
- Немецкие социалистические феминистки
- Швейцарские феминистки
- Швейцарские социалистические феминистки