Дробная установка
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |

Дробное вооружение на парусном судне состоит из фока , такого как кливер или генуэзский парус , который не доходит до верха мачты.
Форштаг – это трос, которым мачта крепится к носу лодки. В дробном снаряжении форштаг крепится примерно на 1/8–1/4 длины мачты внизу, а не прикрепляется к вершине мачты, как в топовой установке . прикрепляют фок (стаксель или генуя) Затем к этой опоре . На лодке мачта расположена дальше вперед, чем на мачтовом вооружении , поэтому грот имеет больший размер . Топовое вооружение чаще всего встречается на больших килевых лодках и круизных судах . Дробное вооружение обычно используется на парусных лодках и килевых лодках, предназначенных для гонок, таких как J/24 .
На гоночных лодках были введены дробные оснастки, чтобы обеспечить большую управляемость поверхностью грота, а также меньшее сопротивление при движении против ветра. По словам одного производителя, «ключом к тому, чтобы на быстрых лодках было легче плавать, чем на медленных, является «дробное вооружение»». [ 1 ]
Дробные оснастки, как правило, имеют грот большего размера и передний парус меньшего размера , который часто представляет собой неперекрывающийся стаксель. Эта конфигурация оптимизирована для эффективности плавания против ветра. При плавании по ветру без спинакера больший грот дробной оснастки имеет значительное преимущество перед топовой оснасткой, но имеет недостаток при использовании спинакеров. На многих новых высокопроизводительных парусных лодках с дробным вооружением спинакер или генакер управляются с мачты. На многих современных яликах и гоночных лодках стаксель относительно мал по сравнению с размером грота и обычно остается на месте при использовании спинакера или генакера из-за минимального аэродинамического воздействия этого типа стакселя.
Еще одним важным преимуществом дробной оснастки, особенно оснастки «3/4» (где форштаг проходит на 3/4 высоты мачты), является то, что стаксель можно убрать, не вызывая чрезмерного погодного штурваля, который мог бы привести к тому, что лодка потерять управление и «развернуться» против ветра. На топовом шлюпе при укорачивании паруса и грот, и стаксель должны уменьшаться в размерах равномерно. Обычно это достигается путем зарифления грота и либо свертывания части переднего паруса на закрутку, либо замены на передний парус меньшего размера.
Поскольку для правильной установки стакселя требуется значительное натяжение форштага, а необходимое натяжение увеличивается с увеличением скорости ветра, возможность полностью опустить стаксель в ветреную погоду снижает нагрузку на снаряжение и корпус. используются дробные оснастки на легких многокорпусных судах По этой причине .
История
[ редактировать ]На протяжении 20-го века большинство шлюпов длиной менее 20 футов имели дробное вооружение.
Многие (возможно, большинство) парусных шлюпов первой половины 20 века имели дробное вооружение. Увеличение распространенности дробных оснасток на шлюпах в начале 20-го века, вероятно, примерно совпало с исчезновением гафельной оснастки . Одна из возможностей его распространённости в эту эпоху заключается в том, что по сравнению с топовым вооружением оно позволяет проектировщику обеспечить лодке большую площадь парусов, не используя бушприт или гик , выходящий за пределы кормы, и не требуя, чтобы паруса были с очень высоким соотношением сторон. Это было важно, поскольку имевшаяся в те времена парусина затрудняла изготовление парусов с большим удлинением.
По мере совершенствования парусины во второй половине 20-го века стало возможным создавать паруса с более высоким удлинением. Поэтому стало более практичным проектировать шлюпы с более простой мачтой с топовым вооружением. Большинство серийных парусников 60-х и 70-х годов были шлюпами с топовым вооружением. Шлюпы с топовым вооружением обычно несут спинакер большего размера, чем шлюпы с дробным вооружением, и поэтому имеют преимущество в скорости при движении по ветру.
Шлюпы с дробным вооружением снова становятся популярными, особенно для высокопроизводительных гоночных лодок. Дробное вооружение позволяет мачте легче сгибаться, что, в свою очередь, позволяет лучше адаптировать форму грота, особенно при движении против ветра. Многие люди верят [ нечеткий ] с дробным вооружением что шлюп движется быстрее против ветра, чем аналогичный шлюп с топовым вооружением, особенно при увеличении силы ветра. Большинство шлюпов новейшего поколения с дробным вооружением управляют спинакерами с вершины мачты. Говорят, что эти лодки имеют «мачтовые спинакеры», и эта разработка обеспечивает лодке очень хорошие характеристики как против ветра, так и против ветра при любой силе ветра.
Поддержание предварительного напряжения
[ редактировать ]Неотъемлемой проблемой дробного снаряжения является его неспособность оказывать такое же сильное натяжение на форштаг, как у аналогичного мачтового снаряжения. Причина этого в том, что точка крепления форштага не находится прямо напротив ахтерштага . При определенных условиях плечо момента, возникающее в результате этих смещенных точек крепления, может быть использовано с пользой, поскольку это эффективный метод создания изгиба мачты, который, в свою очередь, сплющивает грот. Если расстояние между точками крепления слишком велико, мачта средней жесткости не сможет обеспечить оптимальное натяжение форштага, если не используется одна из следующих конструктивных особенностей мачты, обеспечивающих жесткость:
- Перемычки. Эти дополнительные стойки и связанные с ними перемычки ограничивают величину изгиба верхней части мачты и тем самым позволяют эффективно передавать напряжение от ахтерштага к форштагу. Перемычки были обычным явлением в первой половине 20 века. Их самым большим недостатком является вес и парусность на высоте.
- Ходовые бакштаги. Это дополнительные временные бакштаги (по одному с каждой стороны), которые крепятся напротив форштага. Они очень эффективны для создания натяжения форштага, но затрудняют поворот лодки, потому что один ходовой бакштаг необходимо отпускать, а другой включать каждый раз, когда лодка поворачивает.
- Стреловидные распорки назад . Стреловидные распорки назад (или, скорее, связанные с ними ванты , которые крепятся к палубе значительно позади мачты) обеспечивают значительную продольную поддержку мачты и тем самым увеличивают натяжение форштага. Самый большой недостаток этой схемы заключается в том, что она затрудняет намеренное ослабление форштага с целью наполнения стакселя при слабом ветре.
Список литературы
[ редактировать ]- ^ «Знакомство с J30» . Архивировано из оригинала 7 сентября 2011 г. Проверено 31 августа 2011 г.