Пумапунку
Вид на руины Пумапунку | |
Альтернативное название | Пума Пунку |
---|---|
Высота | 3850 м (12631 фут) |
Тип | ряд площадей и пандусов в центре искусственного террасного насыпи-платформы с затонувшим двором и монументальным комплексом на вершине |
Часть | Сайт Тиуанако |
Длина | 116,7 метра |
Ширина | 167,4 метра |
Область | не менее 14 га |
История | |
Материал | просеянные и слоистые грунты (насыпь), андезит (надстройка), песчаник (фундамент и внутренние каналы), тройной сплав Cu-As-Ni бронзы (скочи), известково-песчаный раствор с измельченным малахитом (бирюзово-зеленый штукатурный пол), глина (красный пол) |
Основан | 536–600 |
Культуры | Империя Тиуанако |
Примечания к сайту | |
Обнаруженный | 1549 г. Педро Сьеса де Леон (первый европейский посетитель) |
Даты раскопок | Алексей Вранич |
Состояние | Разрушенный |
Архитектура | |
Архитектурные стили | Архитектура стиля Пумапунку |
16 ° 33'42 "ю.ш. 68 ° 40'48" з.д. / 16,56169 ° ю.ш. 68,67993 ° з.д.
Пумапунку или Пума Пунку ( аймара и кечуа , что буквально означает «Ворота Пумы») представляет собой Т-образный и стратегически выровненный искусственный холм - платформу VI века с затонувшим двором и монументальным сооружением на вершине, который является частью Пумапунку. Комплекс на полигоне Тиуанако недалеко от Тиуанаку, на западе Боливии . Комплекс Пумапунку представляет собой комплекс площадей и пандусов, сосредоточенный на платформенном кургане Пумапунку. Сегодня монументальный комплекс на вершине платформенного кургана лежит в руинах.
Считается, что строительство началось после 536 года нашей эры. После Акапаны , которая считается «близнецом Пумапунку», Пумапунку была второй по значимости постройкой в Тиуанако. Среди всех названий территорий Тиуанако только названия «Акапана» и «Пумапунку» имеют историческое значение. В Пумапунку было найдено несколько миниатюрных ворот, которые являются точными копиями некогда стоявших полноразмерных ворот. Помимо этих миниатюрных ворот, вероятно, по крайней мере пять ворот (и несколько слепых миниатюрных ворот) когда-то были (или предполагалось) интегрированы в монументальный комплекс Пумапунку. Фундаментальная платформа Пумапунку поддерживала до восьми андезитовых шлюзов. фрагменты пяти андезитовых ворот, по характеристикам схожих с Воротами Солнца Были найдены .
Тиуанако имеет важное значение в традициях инков , поскольку считается, что это место, где был создан мир. [ 1 ] На языке аймара имя Пума Пунку означает «Врата Пумы». Комплекс Пумапунку состоит из не обнесенного стенами западного двора, центральной не обнесенной стенами эспланады , террасного платформенного холма, облицованного камнем, и обнесенного стеной восточного двора. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Считается, что на пике своего развития Пумапунку был «невообразимо чудесным». [ 3 ] украшенный полированными металлическими бляшками, яркими керамическими и тканевыми орнаментами, его посещают одетые в костюмы граждане, изысканно одетые священники и представители элиты, украшенные экзотическими украшениями. Текущее понимание этого комплекса ограничено из-за его возраста, отсутствия письменных записей и текущего ухудшенного состояния построек из-за охоты за сокровищами, грабежей , добычи камня для строительства и железнодорожного балласта, а также естественного выветривания. [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ]
История
[ редактировать ]Когда испанцы прибыли в Тиуанако, в Пумапунку еще сохранилась архитектура. Бернабе Кобо сообщает, что на одной из платформ все еще стояли одни ворота и одно «окно». [ 6 ]
Описание
[ редактировать ]Пумапунку представляет собой террасный земляной курган, облицованный блоками. Его ширина составляет 167,4 метра (549 футов) по оси север-юг и 116,7 метра (383 фута) в длину по оси восток-запад. На северо-восточном и юго-восточном углах Пумапунку он имеет выступы шириной 20 метров (66 футов), простирающиеся на 27,6 метра (91 фут) к северу и югу от прямоугольного кургана.
Восточную окраину Пумапунку занимает Plataforma Lítica . Это сооружение представляет собой каменную террасу размером 6,8 на 38,7 метра (22 на 127 футов). Эта терраса вымощена множеством огромных каменных блоков. Он содержит самую большую каменную плиту на стоянках Пумапунку и Тиуанако длиной 7,8 метра (26 футов), шириной 5,2 метра (17 футов) и средней толщиной 1,1 м (3 фута 7 дюймов). Учитывая удельный вес красного песчаника, из которого она была высечена, вес этой каменной плиты оценивается в 131 тонну (144 коротких тонны). [ 5 ] Замечательные аспекты плит из песчаника, в том числе их размер и гладкая поверхность, привлекали внимание на протяжении нескольких столетий. [ 7 ]
Другая каменная кладка и облицовка Пумапунку состоит из смеси андезита и красного песчаника. Ядро Пумапунку состоит из глины, а насыпь под частями его края состоит из речного песка и булыжника вместо глины. Раскопки зафиксировали «три основные строительные эпохи плюс ремонт и реконструкцию». [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 8 ]
Территория в пределах километра, разделяющая комплексы Пумапунку и Каласасайя, была обследована с помощью георадара , магнитометрии , наведенной электропроводности и магнитной восприимчивости . Геофизические данные, полученные в результате этих съемок и раскопок, указывают на наличие многочисленных искусственных сооружений на территории между комплексами Пумапунку и Каласасайя. Эти конструкции включают в себя фундаменты стен зданий и комплексов, водоводы, бассейнообразные элементы, облицовки , террасы, жилые комплексы и широко распространенные гравийные тротуары, все из которых похоронены и скрыты под современной поверхностью земли. [ 9 ] [ 10 ]
После того, как территория была нанесена на карту с помощью дрона в 2016 году, результаты показали, что площадь участка составляет семнадцать гектаров, из которых раскопаны только два гектара. Под землей еще есть две дополнительные платформы. [ 11 ]
Возраст
[ редактировать ]Как отметил специалист по Андам У. Х. Исбелл, профессор Бингемтонского университета , [ 2 ] радиоуглеродную дату получил Алексей Вранич [ 3 ] из органического материала самого глубокого и древнейшего слоя насыпи-кургана, образующего Пумапунку. Этот слой был отложен в течение первой из трех эпох строительства и датирует первоначальное строительство Пумапунку 536–600 гг. н. э. (1510 ± 25 лет назад, C14, калиброванная дата). Поскольку радиоуглеродная дата была получена из самого глубокого и древнейшего слоя насыпи под каменной кладкой из андезита и песчаника , каменная кладка, вероятно, была построена где-то после 536–600 годов нашей эры. Раскопки Вранича показывают, что глинисто-песчано-гравийная засыпка комплекса Пумапунку была заложена непосредственно на стерильных отложениях среднего плейстоцена . Эти траншеи также продемонстрировали отсутствие каких-либо доандских культурных отложений среднего горизонта на территории стоянки Тиуанако, прилегающей к комплексу Пумапунку. [ 3 ]
Инженерное дело
[ редактировать ]
Самый большой из каменных блоков Пумапунку имеет длину 7,81 метра (25,6 футов), ширину 5,17 метра (17,0 футов), среднюю толщину 1,07 метра (3 фута 6 дюймов) и весит около 131 тонны (144 коротких тонны). Второй по величине каменный блок, найденный в комплексе, имеет длину 7,90 метра (25,9 фута), ширину 2,50 метра (8 футов 2 дюйма) и среднюю толщину 1,86 метра (6 футов 1 дюйм). Его вес оценивается в 85,21 тонны (93,93 коротких тонны). Оба этих каменных блока являются частью Plataforma Lítica и состоят из красного песчаника . [ 5 ] На основании подробного петрографического и химического анализа образцов отдельных камней и известных карьеров археологи пришли к выводу, что эти и другие блоки красного песчаника были перевезены вверх по крутому склону из карьера возле озера Титикака , находящегося примерно в 10 километрах (6,2 мили). Меньшие блоки андезита для облицовки камня и резьбы были добыты из карьеров на полуострове Копакабана, примерно в 90 километрах (56 милях) от озера Титикака и через него от Пумапунку и остальной части Тиуанако. [ 3 ] [ 5 ]


Археологи спорят, осуществлялась ли транспортировка этих камней большой рабочей силой древнего Тиуанако. Несколько противоречивых теорий пытаются представить, как эта рабочая сила перевозила камни, хотя эти теории остаются спекулятивными. Два распространенных предложения включают использование веревок из кожи ламы , а также использование пандусов и наклонных плоскостей . [ 12 ]
При сборке стен Пумапунку каждый камень сцеплялся с окружающими камнями. Блоки складывались вместе, как пазл, образуя несущие соединения. Жан-Пьер Процен и Стелла Наир определили тонкий слой белесого материала толщиной от 1 до 1,5 миллиметров, покрывающий некоторые камни, как возможный слой раствора. [ 12 ] Один из распространенных инженерных приемов включает в себя обрезку верхней части нижнего камня под определенным углом и размещение поверх него другого камня, отрезанного под тем же углом. [ 4 ] Точность, с которой эти углы создают стыки заподлицо, свидетельствует о глубоких знаниях в области обработки камня и глубоком понимании начертательной геометрии . [ 8 ] [ 13 ] Большая часть кладки характеризуется аккуратно вырезанными прямолинейными блоками такой однородности, что их можно было менять местами, сохраняя при этом ровную поверхность и ровные стыки. Несмотря на схожесть, блоки не имеют одинаковых размеров. [ 12 ] Точные разрезы предполагают возможность предварительной сборки и массового производства . [ 12 ] Некоторые камни находятся в незавершенном состоянии, что демонстрирует некоторые методы их обработки. Историки архитектуры Жан-Пьер и Стелла Наир, которые провели первое профессиональное полевое исследование камней Тиуанако/Пумапунку, заключают:
[…] Чтобы получить гладкую поверхность, идеально плоские грани и точные внутренние и внешние прямые углы на тонко обработанных камнях, они прибегали к методам, неизвестным ни инкам, ни нам в то время. […] Острые и точные внутренние углы в 90°, наблюдаемые на различных декоративных мотивах, скорее всего, были выполнены не с помощью молотков. Независимо от того, насколько острым был острие молотка, он никогда не мог создать четкие прямые внутренние углы, которые можно увидеть на каменной кладке Тиауанако. Все сопоставимые разрезы в каменной кладке инков имеют закругленные внутренние углы, типичные для техники колотья […]. Строительные инструменты тиауанаканцев, возможно, за исключением молотков, остаются по существу неизвестными и до сих пор не обнаружены. [ 12 ]
По словам Процена и Наира, не было раскопано или идентифицировано никаких инструментов, которые использовались при строительстве Тиуанако. [ 14 ] По словам историка искусства Джессики Джойс Кристи, эксперименты Жан-Пьера Процена и Стеллы Наир показали, что ремесленники Тиуанако, возможно, обладали дополнительными инструментами, которые облегчали создание точных геометрических огранок и форм и о которых археология не знает. [ 15 ]
Инженеры Тиуанако также разработали гражданскую инфраструктуру в этом комплексе, построив функциональные ирригационные системы, гидравлические механизмы и герметичные канализационные линии.
Архитектура
[ редактировать ]
Пумапунку представлял собой большой земляной холм-платформу с тремя уровнями каменных подпорных стенок . [ 16 ] Его планировка не квадратная в плане, а Т-образная. [ 17 ] Чтобы выдержать вес этих массивных сооружений, архитекторы Тиуанако тщательно создавали фундаменты, часто прикрепляя камни непосредственно к коренной породе или выкапывая точные траншеи и тщательно заполняя их слоями осадочных камней для поддержки больших каменных блоков. [ 12 ] Современные инженеры утверждают, что основание Пумапунку было построено с использованием техники, называемой наслоением и отложением. Чередуя слои песка изнутри и слои композита снаружи, заливки перекрываются в местах стыков, выравнивая точки контакта и создавая прочную основу. [ 4 ] [ 12 ]
Использование судорог
[ редактировать ]Примечательные особенности Пумапунку: I
-образные архитектурные скобы, изготовленные из уникального сплава медно-мышьяково-никелевой бронзы. Эти I
Скобы в форме формы также использовались на участке канала, найденном у подножия террасного платформенного кургана Акапана в Тиуанако. Эти судороги удерживают блоки, составляющие стены и дно выложенных камнем каналов, предназначенных для осушения затонувших судов. В южном канале Пумапунку I
-образные судороги были отлиты на месте. Напротив, скобы, используемые на канале Акапана, были изготовлены путем холодной ковки слитков медно-мышьяково-никелевой бронзы. [ 12 ] [ 18 ] Уникальный сплав медно-мышьяково-никелевой бронзы также встречается в металлических артефактах в регионе между Тиуанако и Сан-Педро-де-Атакама в конце Среднего горизонта , около 600–900 гг. [ 19 ] Т-образные розетки также можно найти в Кориканче и Ольянтайтамбо . [ 20 ] Технику судорог можно также найти в постройках Древнего Египта (например, в храме Хнума) и Древней Греции (например, в Эрехтейоне ). [ 21 ] По мнению Штюбеля и Уле, судороги Олимпии и Эрехтейона в Афинах имеют ту же форму, что и в Тиуанако. Они называют это « поразительно последовательным выбором технических средств », который, по их мнению, обусловлен «сходными закономерностями человеческого мышления » . [ 22 ]
-
зажимные гнезда в фундаментных площадках Пумапунку
-
зажимные гнезда в фундаментных площадках Пумапунку
-
Декоративный камень с I-образными гнездами, что позволяет предположить, что в этот блок было добавлено больше камней.
-
Т-образные розетки в Оллантайтамбо, похожие на те, что найдены в Пумапунку.
-
Сравнение техники судорог Тиуанако (слева) и техники в Дельфи (справа)
Возможное соединение с Ольянтайтамбо.
[ редактировать ]
Историк архитектуры Жан-Пьер Процен из Калифорнийского университета в Беркли утверждает, что в прошлом часто утверждалось, что среди зданий Оллантайтамбо монументальные сооружения (например, Стена из шести монолитов) были произведением ранней культуры Тиуанако и были повторно использованы инками :
Утверждается, что Стена из шести монолитов и исчезнувшие конструкции, из которых были переработаны блоки, возникли еще до инков и были произведением более ранней культуры Тиауанако. Подтверждение этому аргументу можно найти в ступенчатом мотиве, вырезанном на четвертом монолите, и в Т-образных гнездах, разрезанных на несколько блоков, которые считаются отличительными чертами архитектуры стиля Тиауанако. […] Вариант этого аргумента состоит в том, что элементы Тиауанакоида были привезены в Ольянтайтамбо […] каменщиками с озера Титикака. […] Единственный вопрос здесь заключается в том, почему каменщики с озера Титикака должны были помнить что-то Тиааунакоидное, если в течение нескольких столетий ничего подобного не было построено. Если что-то и напоминает мне о Тиауанако, так это […] Т-образные гнезда и ровная кладка из сильно измененного андезита. […] Многие Т-образные розетки действительно найдены в Тиауанако, в частности на месте Пума Пунку […]. [ 23 ]
Однако, по мнению Процена, в Ольянтайтамбо встречаются только розетки Т-образной формы, [ 23 ] тогда как в Тиуанако встречаются судороги самых разных форм — L, T, двойной T или ‡, U, Y, Z — и размеров. [ 24 ] Сходство между Оллантайтамбо и Тиуанако заметили также Генрих Уббелоде-Деринг , Альфонс Штюбель и Макс Уле . [ 25 ]
Ворота Пумапунку
[ редактировать ]Полноразмерные шлюзы
[ редактировать ]По крайней мере, пять ворот (и несколько слепых миниатюрных ворот) когда-то были (или планировалось) интегрированы в монументальный комплекс Пумапунку. Фундаментальная платформа Пумапунку поддерживала до восьми андезитовых шлюзов. фрагменты пяти андезитовых ворот, по характеристикам схожих с Воротами Солнца . Были найдены [ 26 ]
Миниатюрные шлюзы
[ редактировать ]В Пумапунку также существуют миниатюрные ворота, которые являются точной копией некогда стоявших монументальных полноразмерных ворот. [ 29 ] При сведении полноразмерной монументальной архитектуры к миниатюрной архитектуре Тиауанаканцы применили особую формулу. [ 30 ] Существуют также копии более крупных монументальных сооружений. Например, было показано, что столь почитаемый резной блок, известный как «Эскрипторио дель Инка», представляет собой точную и уменьшенную модель полномасштабной архитектуры. [ 28 ] Некоторые из этих «модельных камней», такие как «маленький Пумапунку», не являются изолированными камнями, а, скорее, кажутся вписывающимися в контекст других камней и каменных фрагментов. [ 31 ] По мнению Процена и Наира, тот факт, что многие из этих «модельных камней» были изготовлены в нескольких экземплярах, свидетельствует о массовом производстве. [ 6 ]
Двойно изогнутые перемычки
[ редактировать ]В Пумапунку и других районах Тиуанако, таких как Кантатайита, были обнаружены перемычки двойной изогнутой формы со сложной поверхностью. Жан-Пьер Протцен и Стелла Наир отмечают, что «крутую параболическую кривую» двояко изогнутых перемычек (например, перемычку Кантатайита) было бы трудно воспроизвести современным каменщикам («сегодня это потребовало бы от любого каменщика навыков»). [ 32 ] [ 33 ]
Скульптуры
[ редактировать ]
С платформенным курганом Пумапунку связано как минимум два монолита. Одним из таких монолитов является монолит Пумапунку (или стела Пумапунку). Он был обнаружен к западу от кампуса Пумапунку и впервые задокументирован на фотографиях в 1876 году. [ 34 ] [ 35 ] Есть свидетельства того, что, как и в случае с Акапаной, скульптуры, известные как Чачапумы, когда-то охраняли вход в Пумапунку. Чачапумы обычно размещались на андезитовых постаментах по обе стороны от входа. Эти скульптуры демонстрируют устрашающие черты хищных животных: они приседают или становятся на колени, сжимая в одной руке человеческую голову, а в другой - топор. Некоторые авторы полагают, что чачапумы требовали «жертвоприношения» людей при входе в монументальные сооружения. [ 36 ] [ 37 ] Некоторые авторы полагают, что из-за определенных отметок на камнях, найденных в Пума-Пунку, Ворота Солнца были частью Пума-Пунку. [ 38 ] По словам Алана Колата, террасный холм-платформа, изображенный на воротах Солнца, на самом деле является стилизованным изображением Пумапунку. [ 39 ] На обратной стороне ворот Солнца есть узоры, которые можно найти на каменных плитах и воротах Пумапунку. Поэтому некоторые предполагают, что ворота Солнца когда-то служили главным входом в Пумапунку. [ 40 ]
Крыши
[ редактировать ]
Крыши входа в Пумапунку, скорее всего, были из камышовых камней Тотора . У западного входа в Пумапунку были найдены камышовые камни Тотора. [ 41 ] Первые посетители, увидевшие стоящую архитектуру в Тиуанако, сообщали о камнях, напоминающих «соломину»:
[…] [T]крыша зала снаружи выглядит как солома, хотя она каменная. Потому что индейцы покрывают свои дома соломой, и чтобы эта [комната] была похожа на другие [дома], они обработали камень и надрезали его так, чтобы он выглядел как соломенное покрытие. [ 42 ]
Большие тростниковые камни Тотора можно найти в музее в Тиуанако.
Культурное и духовное значение
[ редактировать ]Согласно некоторым теориям, комплекс Пумапунку и окружающие его монументальные сооружения, такие как Акапана, Каласасая , Путуни и Керикала , функционировали как духовные и ритуальные центры Тиуанако. Эта область может быть центром Андского мира, привлекающим паломников издалека, чтобы полюбоваться ее красотой. Эти сооружения изменили местный ландшафт; Пумапунку был объединен с Иллимани горой . Духовное значение и чувство чуда могут быть усилены до «изменяющего сознание и изменяющего жизнь опыта». [ 43 ] с помощью галлюциногенных растений. Исследования образцов волос выявили остатки психоактивных веществ во многих мумиях , найденных в культуре Тиуанако из Северного Чили, включая младенцев в возрасте одного года, что демонстрирует важность этих веществ для Тиуанако. [ 44 ]
Пик и спад
[ редактировать ]Цивилизация Тиуанако и использование этих ограждений и насыпных платформ, по-видимому, достигли своего пика в период с 700 по 1000 год нашей эры, и к этому моменту в центре города и его окрестностях могло проживать 400 000 жителей. Была развита обширная инфраструктура , включая сложную ирригационную систему площадью более 30 квадратных миль (80 км2). 2 ) для поддержки выращивания картофеля, киноа , кукурузы и других различных культур. В период своего расцвета культура Тиуанако доминировала в бассейне озера Титикака, а также в некоторых частях Боливии и Чили. [ 45 ] [ 46 ]
Судя по всему, эта культура резко распалась где-то около 1000 года нашей эры, и о причинах исследователи могут только догадываться. Вероятный сценарий предполагает быстрое наступление продолжительной засухи. Не имея возможности производить огромные урожаи, необходимые для их большого населения, Тиуанако, очевидно, рассеялись по местным горным хребтам , а затем вскоре после этого исчезли. [ 45 ] [ 46 ] Судя по всему, Пума Пунку был заброшен до того, как его строители успели завершить его. [ 47 ] [ нужна страница ]
Любители Атлантиды и инопланетян
[ редактировать ]
Пумапунку является предметом псевдонаучных теорий о затерянных континентах и внеземном вмешательстве. Существуют тысячи веб-сайтов и ссылок, посвященных псевдонаучным теориям инопланетян и энтузиастов Атлантиды. [ 48 ] Археолог Джеб Дж. Кард отмечает, что Пумапунку является неотъемлемой частью книг и телевизионных программ об альтернативной археологии и особенно о древних инопланетянах . По словам Карда, энтузиасты Атлантиды и инопланетян считают изящную каменную кладку и расположение Пумапунку на высоком Альтиплано загадкой. [ 49 ] Археолог Алексей Вранич возражает древним инопланетным энтузиастам, что сейчас известны хорошо сохранившиеся местные предшественники монументального комплекса Пумапунку (некоторые монументальные сооружения в Пукаре и Чирипе ). Этот факт, по его мнению, является «веским доказательством» против утверждений энтузиастов древних инопланетян, которые считают Пумапунку лучшим примером внеземных технологий, частично основанных на идее о том, что форма и дизайн монументального комплекса Пумапунку не имеют никакого отношения к реальности. местные предшественники. [ 50 ] Здания в Чирипе (похожие на постройки Пумапунку) были идентифицированы как «контейнеры для хранения», поскольку были обнаружены отпечатки корзин и остатки еды. [ 51 ] Вранич отмечает, что поколения любителей, маргиналов и псевдоархеологов утверждали, что «кажущееся геометрическое совершенство архитектуры Тиуанако» является результатом внеземного вмешательства или утраченной суперцивилизации, вместо этого приписывая руины жителям бассейна Титикака. [ 52 ] В выпуске журнала Public Archeology за 2019 год Франко Д. Росси из Университета Джонса Хопкинса критикует то, что теоретики древних инопланетян назвали аймара «людьми каменного века», которые не могли построить Пумапунку. [ 53 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Символ «вложенный квадрат» внутри одного «H-блока». Идентичные символы «вложенных квадратов» можно найти на каменных стелах в музее в Пукаре ».
-
Одни ворота в Пумапунку с иконографией, аналогичной Воротам Солнца.
-
Фрагмент одних ворот в Пумапунку.
-
Декоративные камни в Пумапунку
-
Декоративный камень с
I
- судороги гнезд, что говорит о том, что в этот блок было добавлено больше камней -
Деталь одного из андезитовых блоков
-
Вложенные конструкции, типичные для архитектуры стиля Пумапунку.
Библиография
[ редактировать ]- Исбелл, Уильям Х. (2004). «Дворцы и политика на Среднем горизонте Анд». Дворцы Древнего Нового Света . Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. стр. 191–246. ISBN 9780884023418 . Архивировано из оригинала 7 января 2013 г.
- Процен, Жан-Пьер; Наир, Стелла (1997). «Кто научил каменщиков инков своим навыкам? Сравнение кладки Тиауанако и каменной кладки инков». Журнал Общества историков архитектуры . 56 (2): 146–167. дои : 10.2307/991281 . JSTOR 991281 .
- Процен, Жан-Пьер; Наир, Стелла (2000). «О реконструкции архитектуры Тиуанако». Журнал Общества историков архитектуры . 59 (3): 358–371. дои : 10.2307/991648 . JSTOR 991648 .
- Процен, Жан-Пьер; Наир, Стелла (2002). «Ворота Тиуанако. Символы или проходы?». Андская археология II: Искусство, ландшафт и общество . Спрингер. стр. 189–223.
- Процен, Жан-Пьер; Наир, Стелла (2013). Камни Тиауанако: исследование архитектуры и строительства . Монографии. Издательство Института археологии Котсена в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. doi : 10.2307/j.ctvdmwwsq . ISBN 9781931745673 . JSTOR j.ctvdmwwsq .
- Сангинес, Карлос Понсе (1970). О происхождении каменного материала памятников Тиуанако . Национальная академия наук Боливии. Национальная академия наук Боливии.
- Штюбель, Альфонс ; Уле, Макс (1892). Руины Тиауанако в высокогорье древнего Перу: культурно-историческое исследование (на немецком языке). Вроцлав. стр. 25–28. дои : 10.11588/цифр.21775 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Вранич, Алексей (1999). Интерпретация значения ритуальных пространств: храмовый комплекс Пумапунку, Тиуанако, Боливия (Диссертация). Пенсильванский университет.
- Вранич, Алексей (2006). «Строительство и реконструкция ритуального пространства в Тиуанако, Боливия (500–1000 гг. н. э.)» . Журнал полевой археологии . 31 (2): 121–136. дои : 10.1179/009346906791071990 . S2CID 161279421 .
- Вранич, Алексей; Левин, Эбигейл Р. (2013). «Радиоуглеродная хронология комплекса Пумапунку и переоценка развития Тиуанако, Боливия». Достижения в археологии бассейна Титикака-2 . Монографии. Издательство Института археологии Котсена в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. стр. 127–146. ISBN 9781950446117 . JSTOR j.ctvdjrqk5.17 .
- Вранич, Алексей (2018). «Реконструкция древней архитектуры в Тиуанако, Боливия: потенциал и перспективы 3D-печати» . Наука о наследии . 6 :1–20. дои : 10.1186/s40494-018-0231-0 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Биркс, Х. Джеймс (2006). Энциклопедия антропологии . Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications, Inc. doi : 10.4135/9781412952453 . ISBN 9780761930297 .
- ^ Jump up to: а б с д Исбелл 2004 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Вранич 1999 .
- ^ Jump up to: а б с д Вранич 2006 .
- ^ Jump up to: а б с д и Санжинес 1970 .
- ^ Jump up to: а б Процен и Наир 2013 , с. 151.
- ^ Вранич 2018 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б Процен и Наир 2000 .
- ^ Эрненвайни, Э.Г. и М.Л. Коннс, 2007, «Визуализация недр в монументальном ядре Тиуанако». Технологическая и археологическая мастерская. Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукс, Вашингтон, округ Колумбия
- ^ Уильямс, PR, NC Couture и Д. Блом, 2007 Городская структура в Тиуанако: геофизические исследования в Андском Альтиплано. В ред. Дж. Уайзмана и Ф. Эль-База, стр. 423–441. Дистанционное зондирование в археологии. Спрингер, Нью-Йорк.
- ^ «Тайны Тиуанако, раскрытые дроном» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Процен и Наир 1997 .
- ^ Робинсон, Юджин (1990). «В Боливии великие раскопки; Раскопки Тиуанако раскрывают новую историю Нового Света», The Washington Post . 11 декабря 1990 г.: д.01.
- ^ Процен и Наир 2013 , с. 154.
- ^ Джессика Джойс Кристи: Пейзажи воспоминаний о резных обнажениях инков. Лексингтонские книги (2015), стр. 41.
- ^ Янг-Санчес, Маргарет (2004). . Тиуанако: предки инков . Денвер, Колорадо: Денверский художественный музей.
- ^ Процен и Наир 2013 , с. 59.
- ^ Лехтман, Х.Н., 1998, «Архитектурные трудности в Тиуанако: медно-мышьяково-никелевая бронза». В Metallurgica Andina : В честь Ганса-Герта Бахмана и Роберта Мэддина, под редакцией Т. Ререна, А. Гауптмана и Дж. Д. Мули, стр. 77-92. Немецкий музей Бергбау , Бохум, Германия.
- ^ Лехтман, HN, 1997, Мышьяковистая бронза и Средний горизонт. В археологии, антропологии и истории Анд. в Homenaje a María Rostworowski под редакцией Р. Варона и Х. Флореса, стр. 153–186. Институт перуанских исследований , Лима.
- ^ Протцен и Наир 1993 , с. 259.
- ^ Процен и Наир 2013 , с. 193.
- ^ Альфонс Штюбель, Макс Уле: Руины Тиауанако в высокогорье древнего Перу. Бреслау (1892), с. 37.
- ^ Jump up to: а б Процен и Наир 2013 , с. 258.
- ^ Процен и Наир 2013 , с. 192.
- ^ Процен и Наир 2013 , с. 12.
- ^ Кевин Дж. Вон, Николас Трипчевич: Введение в горное дело и разработку карьеров в древних Андах: социально-политические, экономические и символические измерения». Горное дело и карьеры в древних Андах. Спрингер, Нью-Йорк, Нью-Йорк, 2013, стр. 71.
- ^ Протцен и Наир 2002 , с. 210.
- ^ Jump up to: а б Вранич 2018 , с. 6.
- ^ Протцен и Наир 2002 , с. 210-213.
- ^ Протцен и Наир 2002 , с. 213.
- ^ Протцен и Наир 2002 , с. 212.
- ^ Протцен и Наир 2002 , с. 205.
- ^ Джон Уэйн Янусек: Древний Тиуанако. Том. 9. Издательство Кембриджского университета (2008), с. 135.
- ^ Анна Генгерих, Джон В. Янусек: Монолит Суньява и жанр скульптур с вытянутыми руками в Тиуанако, Боливия. Старый Свет, 2020, с. 4.
- ^ Визуальная история — онлайн-справочник по исследованию исторических изображений: Исторические фотоматериалы из Южной Америки в Географическом архиве (Лейпциг) , доступ 11 апреля 2021 г.; На рис. 3 показан монолит Пумапунку; Примечание к фото: 1877 году опрокинут и сломан в .
- ^ Анна Генгерих, Джон В. Янусек: Монолит Суньява и жанр скульптур с вытянутыми руками в Тиуанако, Боливия. Старый Свет, 2020, с. 18.
- ^ Сьюзен Альт, Тимоти Р. Паукетат: Новые материализмы, древние урбанизмы. Рутледж, 2019, с. 119.
- ^ Янг-Санчес, Маргарет (2004). . Тиуанако: предки инков . Денвер, Колорадо: Денверский художественный музей. ISBN 9780803249219 . OCLC 55679655 .
- ^ Алан Колата: Тиуанако: портрет Андской цивилизации. Кембридж: Блэквелл (1993), ISBN 1-55786-183-8, стр. 148.
- ^ Маргарет Янг-Санчес: Тиуанако: предки инков. (2004), с. 37.
- ^ Николас Трипчевич, Кевин Дж. Вон: Горное дело и разработка карьеров в древних Андах: социально-политические, экономические и символические измерения. Springer Science & Business Media, 2012. с. 73.
- ^ Процен и Наир 2013 , с. 198.
- ^ Морелл, Вирджиния (2002). Империи через Анды National Geographic. Том. 201, вып. 6:106
- ↑ Чой, Чарльз К. «Лекарства, найденные в волосах древних андских мумий» , National Geographic News, 22 октября 2008 г. По состоянию на 4 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Колата, Ал. (1993) Тиуанако: портрет андской цивилизации. Уайли-Блэквелл, Нью-Йорк. 256 стр. ISBN 978-1-55786-183-2
- ^ Jump up to: а б Янусек, JW (2008). Древний Тиуанако, Издательство Кембриджского университета. Кембридж, Великобритания. 362 стр. ISBN 978-0-521-01662-9
- ^ Янг-Санчес, Маргарет (2004). Тиуанако: предки инков . Денвер, Колорадо: Денверский художественный музей.
- ^ Вранич 2018 , с. 18.
- ^ Джеб Дж. Кард: Жуткая археология: миф и наука прошлого. Издательство Университета Нью-Мексико, 2018, с. 123.
- ^ Вранич 2018 , с. 15.
- ^ Маргарет Янг-Санчес: Тиуанако: предки инков. (2004), с. 75.
- ^ Вранич 2006 , с. 133.
- ^ Росси, Франко Д. (03 июля 2019 г.). «Расплата с популярным изучением инопланетной археологии» . Публичная археология . 18 (3): 162–183. дои : 10.1080/14655187.2021.1920795 . ISSN 1465-5187 . S2CID 237124510 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Интерактивное археологическое исследование храма Пумапунку – Археологический институт Америки
- Даннинг, Брайан (20 апреля 2010 г.). «Скептоид № 202: Незагадка Пума Пунку» . Скептоид .
- Археологические памятники в Боливии
- Здания и сооружения в департаменте Ла-Пас (Боливия)
- Коренные темы Анд
- Доколумбовая архитектура
- Руины в Боливии
- Туристические достопримечательности департамента Ла-Пас (Боливия)
- Заведения VI века в Южной Америке
- Разрушения XI века в Южной Америке
- Узнайте о культуре