Для удобства
Для удобства | |
---|---|
Богиня-покровительница Дера | |
Главный культовый центр | Все в порядке, Мари |
Подходит или подходит [ 1 ] была месопотамской богиней, связанной с Дером в царстве Мари. Хотя изначально она была ипостасью Иштар , со временем она превратилась в совершенно отдельное божество и достигла определенной известности в местном пантеоне во время правления Зимри-Лима в 18 веке до нашей эры . Она засвидетельствована в различных административных текстах, а также в личных письмах. Торжество, посвящённое ей, было одним из главных праздников в Марийском королевстве, и в нём участвовали как члены царской семьи, так и иностранные сановники.
Имя
[ редактировать ]Имя Деритум (Диритум) можно перевести как «один из Дера» (Дир). [ 2 ] [ 3 ] Предполагается, что она была местным проявлением Иштар . [ 4 ] а в единственном тексте (ARM 24 263) прямо упоминается « Иштар-Дертум ». [ 5 ] Однако, подобно хорошо известному Аннунитуму , который также первоначально функционировал как эпитет, в конечном итоге она стала рассматриваться как отдельное божество. [ 3 ]
Жорж Доссен первоначально предположил, что местом происхождения Деритума был восточный город Дер , [ 2 ] но сегодня принято считать, что вместо этого это был Дер, поселение, расположенное в непосредственной близости от Мари , хорошо известное как один из религиозных центров королевства, сосредоточенный в последнем городе. [ 6 ] Стефани Дэлли предполагает, что это было примерно в пятнадцати километрах ниже по течению от столицы. [ 7 ] отождествить его с современным Абу Камалем . Было предложено [ 8 ] Здесь находился храм, посвященный Деритуму. [ 4 ] Город также служил фортом. [ 9 ]
Поклонение
[ редактировать ]Деритуму поклонялись в Мари , Дере и Зуруббане. [ 1 ] Посвященный ей храм существовал в первом из этих поселений, но неизвестно, располагался ли он в его «священном комплексе» или был частью королевского дворца . [ 10 ]
Альфонсо Арчи отмечает, что в одном из ранних списков подношений из Мари «Иштар-Дэритум» появляется в самом начале, после самой Иштар и перед Аннунитумом и Даганом , и приходит к выводу, что эта группа служила главными божествами города. [ 11 ] Было высказано предположение, что во время правления Зимри-Лима Деритум, в то время уже считавшаяся совершенно отдельной богиней, превзошла Иштар в местном пантеоне. [ 3 ] В списке подношений начала этого периода, ранее известном как «Список пантеонов», она получила семь овец, больше, чем любое другое божество, включая других ведущих фигур местного пантеона, таких как Даган или Итур-Мер. . [ 12 ] О жертвоприношениях ей тех же животных упоминается и в ряде текстов из архива Аскудума, [ 13 ] сборник административных текстов. [ 14 ] Известно также, что Зимри-Лим на пятом году своего правления предложил ей золотой трон. [ 15 ] В Зуруббане она однажды получила золото и серебро. [ 1 ]
Празднование Деритума было одним из главных религиозных праздников мариотов. [ 16 ] Оно проходило ежегодно [ 4 ] в одиннадцатом месяце местного календаря Кишкишум . [ 17 ] Это служило проявлением королевской преданности местным божествам. [ 18 ] Это включало в себя процессию, во время которой правящий монарх, королева-мать, другие члены королевской семьи и иностранные гости шли рядом со статуей богини из Мари в ее культовый центр, где ее праздновали на церемонии, известной как сихиртум , певцами и музыкантами. танцоры и получили подношения масла вместе с рядом других божеств, включая Адду , Шамаша , Сина, Баха и Тузибу, прежде чем в конце концов вернуться во дворец. [ 19 ] Это продолжалось семь дней, [ 20 ] и помимо Дера и Мари, празднования могли также проходить в Зуруббане (недалеко от Терки ), хотя это не точно. [ 16 ] Известные иностранные участники во времена Зимри Лима включают Кабию, царя Кахата , и Юмраш-Эля. [ 21 ]
Известно, что статуя Деритума должна была совершить церемонию руммукум («купание»), предположительно ритуал очищения с использованием масла. [ 22 ] Неизвестно, проводилось ли оно регулярно или это тоже был фестиваль. [ 23 ]
В текстах Мариоте Деритум встречается как в женском, так и в женском родах. [ 24 ] и теофорные имена мужского рода . [ 25 ] По мнению Ичиро Наката, также возможно, что теофорный элемент Дири был сокращенным написанием ее имени. [ 26 ] Некоторые примеры известны и за пределами Мари: единственный, Деритум-умми, был идентифицирован в корпусе текстов Чагар-Базара , [ 27 ] а в надписи на печати из Алалаха (Телль Атчана) упоминается, что отца ее владельца звали Иддин-Деритум. [ 28 ]
Разные подтверждения
[ редактировать ]В письме своему мужу Зимри-Лиму царица Шибту упоминает, что, согласно оракулу Деритума, переданному неким Кишти-Деритумом, его положение безопасно и что атаки его иностранных врагов не увенчаются успехом. [ 29 ] Она также упоминается в письме высокопоставленного чиновника Самметара, который сообщает королю, что он не будет присутствовать на праздновании, посвященном этой богине, потому что он получил совет от врача, лечащего его болезнь. [ 30 ]
В одном из пророчеств, изданных духовенством Дагана из Терки, упоминается Деритум и выражается обеспокоенность тем, что богиня может оставаться бездействующей независимо от действий соперницы Мари Эшнунны , что было истолковано как негативная реакция на возможность того, что некоторые жители ее город хотел заключить договор с последним королевством, несмотря на военные действия. [ 31 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Хоскиссон 1996 , с. 265.
- ^ Перейти обратно: а б Олива 1994 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с Хоскиссон 1996 , с. 261.
- ^ Перейти обратно: а б с Паппи 2012 , с. 582.
- ^ Хоскиссон 1996 , стр. 261–262.
- ^ Паппи 2012 , стр. 581–582.
- ^ Далли 2002 , с. 16.
- ^ Фелиу 2003 , с. 194.
- ^ Фелиу 2003 , с. 122.
- ^ Паппи 2012 , стр. 581.
- ^ Архи 2015 , с. 630.
- ^ Наката 2011 , с. 130.
- ^ Фелиу 2003 , с. 79.
- ^ Фелиу 2003 , с. 92.
- ^ Фелиу 2003 , с. 109.
- ^ Перейти обратно: а б Коэн 1993 , с. 293.
- ^ Паппи 2012 , с. 583.
- ^ Паппи 2012 , с. 587.
- ^ Паппи 2012 , стр. 583–584.
- ^ Паппи 2012 , с. 584.
- ^ Паппи 2012 , с. 586.
- ^ Фелиу 2003 , с. 104.
- ^ Коэн 1993 , с. 290.
- ^ Наката 1995 , с. 247.
- ^ Наката 1995 , с. 253.
- ^ Наката 1995 , с. 239.
- ^ Фелиу 2003 , с. 201.
- ^ Фрейн 1990 , стр. 746–747.
- ^ Сассон 2015 , с. 282.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 230.
- ^ Фелиу 2003 , стр. 120–122.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2015). Эбла и ее архивы . Де Грюйтер. дои : 10.1515/9781614517887 . ISBN 978-1-61451-716-0 .
- Коэн, Марк Э. (1993). Культовые календари древнего Ближнего Востока . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-00-5 . ОСЛК 27431674 .
- Дэлли, Стефани (2002). Мари и Карана: два старых вавилонских города . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. дои : 10.31826/9781463207731 . ISBN 978-1-4632-0773-1 .
- Фелиу, Луис (2003). Бог Даган в Сирии бронзового века . Лейден Бостон, Массачусетс: Брилл. ISBN 90-04-13158-2 . OCLC 52107444 . Проверено 22 октября 2022 г.
- Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003–1595 гг. до н.э.) . Царские надписи Месопотамии. Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442678033 . ISBN 978-1-4426-7803-3 .
- Хоскиссон, Пол Ю. (1996). «Разделение и восхождение богини: Диритум в Мари» . В Колсоне, Джозеф Э.; Мэтьюз, Виктор Х. (ред.). Отправляйтесь в страну, которую я вам покажу: исследования в честь Дуайта У. Янга . Айзенбрауны. ISBN 978-0-931464-91-1 . Проверено 23 октября 2022 г.
- Наката, Ичиро (1995). «Исследование женских теофорных личных имен в древневавилонских текстах Мари» . Ориент . 30 и 31. Общество ближневосточных исследований Японии: 234–253. дои : 10.5356/orient1960.30and31.234 . ISSN 1884-1392 .
- Наката, Ичиро (2011). «Бог Итур-Мер в районе Среднего Евфрата в старовавилонский период» . Revue d'Assyriologie et d'archéologie orientale . 105 . Presss Universitaires de France: 129–136. дои : 10.3917/сборка.105.0129 . ISSN 0373-6032 . JSTOR 42580244 . S2CID 194094468 .
- Олива, Хуан (1994). «В поисках идентичности Диритума» (PDF) . Краткие и полезные ассириологические новости (НАБУ) (1). ISSN 0989-5671 .
- Паппи, Чинция (2012). «Религия и политика за божественным столом: Культовые путешествия Зимри-Лима» . Организация, представительство и символы власти на древнем Ближнем Востоке . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 579–590. дои : 10.1515/9781575066752-048 . ISBN 9781575066752 .
- Сассон, Джек М. (2015). Из марийского архива: антология старых вавилонских писем . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-830-5 . OCLC 907931488 .
- Сиббин-Плантолт, Ирен (2022). Образы месопотамских божественных целителей. Богини-исцелители и легитимизация профессиональных асу на медицинском рынке Месопотамии . Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-51241-2 . OCLC 1312171937 .