Оценка воздействия на права человека
Оценка воздействия на права человека – это процесс систематического выявления, прогнозирования и реагирования на потенциальное воздействие на права человека коммерческой операции, капитального проекта, государственной политики или торгового соглашения. Он предназначен для дополнения других процессов оценки воздействия и комплексной проверки, проводимых компанией или правительством , и должен быть основан на соответствующих международных принципах и конвенциях в области прав человека . Он также учитывает реалии конкретного проекта, учитывая контекст, в котором он будет действовать с самого начала, и напрямую взаимодействуя с теми народами, чьи права могут оказаться под угрозой. [1]
Проведение оценки воздействия на права человека является неотъемлемой частью Руководящих принципов ООН в области бизнеса в аспекте прав человека (UNGPs), которые являются «авторитетным глобальным стандартом, определяющим соответствующие роли бизнеса и правительств в содействии обеспечению соблюдения компаниями прав человека». в своей собственной деятельности и через свои деловые отношения». [2]
Корпоративная оценка воздействия на права человека
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В 2005 году Генеральный секретарь ООН назначил Джона Рагги на пост специального представителя по вопросу прав человека и транснациональных корпораций. Его мандат заключался в том, чтобы «определить и разъяснить стандарты корпоративной ответственности и подотчетности транснациональных корпораций и других предприятий в отношении прав человека». Эта обширная задача включала в себя просьбу «разработать материалы и методологии для проведения оценок воздействия деятельности транснациональных корпораций и других предприятий на права человека». Срок действия мандата истекал в июне 2008 года, но Рагги было продлено на три года.
Кульминацией этого расширения стал набор Руководящих принципов бизнеса в аспекте прав человека (РПООН), в которых излагаются ожидания компаний и правительств относительно того, что значит уважение прав человека в деловой среде. Часть ответственности бизнеса заключается в проведении «должной осмотрительности в области прав человека», как описано в рабочем принципе 17: «Чтобы выявить, предотвратить и смягчить неблагоприятное воздействие на права человека, а также отчитаться за свою деятельность, коммерческие предприятия должны осуществлять соблюдение прав человека». Комплексная проверка должна включать в себя оценку фактического и потенциального воздействия на права человека, интеграцию полученных результатов и принятие мер на их основе, а также отслеживание и информирование об их результатах». [3]
Когда Рагги призвали разработать методологии, существовало мало руководств для определения процесса оценки воздействия на права человека, и в 2006 году он публично заявил, что «размеры этой задачи, к сожалению, выходят за рамки ресурсов и временных ограничений мандата». [4] Однако Рагги обязался «внимательно следить за двумя текущими усилиями» по созданию методологий HRIA, в частности, за усилиями Датского института по правам человека и Международной финансовой корпорации , каждая из которых работала над методологиями оценки прав человека. В июне 2011 года Совет ООН по правам человека единогласно одобрил Руководящие принципы. [5] [6] Ни IFC, ни Датский институт не разработали проверенную на практике методологию, которая могла бы служить руководством для практиков.
В 2011 году ОЭСР приняла обновленные «Руководящие принципы для многонациональных предприятий » (МНК), которые теперь включают главу о правах человека, отражающую UNGP. [7] Европейская комиссия также взяла на себя твердое обязательство реализовать UNGP и «содействовать внедрению Руководящих принципов среди стран и предприятий ЕС». [8] и занимает видное место в Стратегии Комиссии ЕС по КСО. [9] Принципы Экватора и ФАО также включили оценку воздействия на права человека в свои проекты и требования к кредитам. Это увеличило спрос на четкие инструкции по проведению ОВПЧ.
В марте 2011 года Глобальная инициатива по отчетности (GRI) дополнила свои стандарты отчетности, включив в них требование оценки воздействия на права человека. В настоящее время GRI имеет 11 стандартов по правам человека (вместо двух), 10-й из которых требует от компаний указывать, какой процент операций подлежит оценке воздействия на права человека.
Методологии
[ редактировать ]Общедоступная, проверенная экспертами методология HRIA опубликована в «Обзоре оценки воздействия на окружающую среду». [10] Эта публикация основана на работе Денвера , штат Колорадо аналитического центра Nomogaia из , который разработал набор инструментов для HRIA. [11] сопровождается обширной базой данных тематических исследований, доступной для общественности. Этот набор инструментов включает в себя обширный процесс «Взаимодействия с правообладателями», также представленный в Salcito et al. методологию, целью которой является учет мнений и опыта наиболее уязвимых членов пострадавших сообществ.
Датский институт по правам человека создал два инструмента — «Быструю проверку», которую можно проводить в пределах корпоративного офиса, и инструмент оценки соблюдения прав человека (HRCA). Публично доступна только Быстрая проверка, [12] и компании подписывают соглашения, обязующиеся не публиковать и не распространять какие-либо элементы отчетов HRCA, которые они создают. HRCA описывается Датским институтом как «комплексный инструмент, предназначенный для выявления рисков для прав человека в деятельности компании. Он охватывает все международно признанные права человека и их влияние на все заинтересованные стороны, включая сотрудников, местные сообщества, клиентов и правительства принимающих стран». Инструмент включает в себя базу данных, содержащую около 200 вопросов и 1000 показателей, каждый из которых измеряет соблюдение прав человека в политике и процедурах компании. База данных включает Всеобщую декларацию прав человека и более 80 договоров по правам человека и конвенций МОТ». [13] Хотя никаких HRCA не было опубликовано, Датский институт утверждает, что его использовали «сотни компаний». [14]
«Права и демократия» ( Международный центр по правам человека и демократическому развитию ) — канадское учреждение, созданное парламентским актом в 1988 году и распущенное в 2012 году. В 2004 году «Права и демократия» инициировали многолетнюю исследовательскую инициативу с целью создания сообщества методология и руководящий инструмент оценки воздействия на права человека (HRIA). После того, как первоначальные методологии были разработаны и протестированы, в 2011 году была выпущена третья версия методологии под названием « Getting it Right» , которая была перезапущена благодаря партнерству с Oxfam. Сайт провел пользователей через шестиэтапный процесс, включая интерактивный инструмент для выбора конкретных прав, вызывающих обеспокоенность, и создания адаптированных протоколов интервью для сообществ, компаний и государственных деятелей, которые можно адаптировать к конкретным полевым контекстам на этапе расследования.
Международная финансовая корпорация (IFC) в сотрудничестве с лондонским Международным форумом лидеров бизнеса (IBLF) в августе 2007 года подготовила проект «Руководства по оценке воздействия на права человека и управлению им», который был обновлен в июне 2012 года. [15] В январе 2010 года Eni объявила, что она опробовала инструмент IFC/IBLF, а IBLF сообщает, что другие компании также приняли участие в процессе дорожных испытаний. [16] и снова в июне 2012 г. [17] Никакие дорожные испытания этого инструмента никогда не объявлялись и не публиковались.
в Вашингтоне (округ Колумбия) со штаб-квартирой Юридическая фирма Foley Hoag проводит оценку воздействия на права человека, которая носит конфиденциальный характер, за исключением оценки HRIA по BP в проекту Танггу в Папуа, Индонезия . Резюме этой оценки было доступно в Интернете в течение нескольких лет, но больше не доступно.
Компания On Common Ground, консалтинговая группа из Ванкувера , Британская Колумбия , Канада, была нанята для проведения оценки воздействия на права человека на руднике Марлин в Гватемале , принадлежащем Goldcorp . [18] В конечном итоге отчет был признан оценкой прав человека, поскольку эксперты не смогли сопоставить базовый уровень с изменениями, чтобы установить воздействие. Оценщики также отметили, что отчет нельзя считать оценкой воздействия, поскольку наиболее пострадавшая группа правообладателей, народ Сипакапа , не была опрошена или не задействована в процессе оценки. [19] Как говорится в документе, методология, используемая On Common Ground, включала оценку соответствия Датского института. Оно включало интервью (один на один и в фокус-группах) почти с 200 людьми. Эксперты-оценщики провели вдумчивый анализ использованных инструментов, стандартов и руководств и отразили сильные и слабые стороны отчета. Введенный в эксплуатацию спустя годы после начала добычи (и восстания населения) на руднике, к моменту прибытия оценщиков местные условия и дизайн проекта кардинально изменились. Еще больше усложняло оценку то, что ОВОС рудника была ошибочной и изобиловала пробелами. HRA выявило эти пробелы и пошло на проведение последующего экологического исследования для проверки, создания и обновления информации, которая не существовала или не могла быть использована в первоначальной оценке воздействия на окружающую среду . [20]
В декабре 2015 года GLOBAL CSR опубликовала веб- инструмент оценки воздействия на права человека , предназначенный для хранения, управления и отчетности о действиях, связанных с оценкой. Он еще не реализован и публично не подтвержден.
Тематические исследования
[ редактировать ]Помимо Marlin HRA и краткого обзора HRIA компании BP, в открытом доступе находятся четырнадцать корпоративных тематических исследований HRIA. Семь из них были подготовлены канадской некоммерческой организацией «Права и демократия», два — Oxfam America, четыре — Nomogaia, а один — консалтинговой фирмой TwentyFifty.
В 2007 году «Права и демократия» опубликовали сборник тематических исследований, оценивающих проекты иностранных инвестиций на Филиппинах (горнодобывающая промышленность), Тибете (технологии наблюдения), Демократической Республике Конго (горнодобывающая промышленность), Аргентине ( приватизация воды ) и Перу (горнодобывающая промышленность). . Во всех примерах, за исключением Тибета, компании участвовали в оценке, предоставляя информацию, интервью и отзывы по различным проектам текстов. Исследования по-разному использовались сообществами, которые их подготовили. В Перу оценка воздействия привела к постоянному диалогу с представителями компаний. В случае Аргентины оценка легла в основу amicus curiae, представленного гражданским обществом в арбитражный процесс между европейскими компаниями и правительством Аргентины. В случае с Филиппинами оценка была представлена Комитету ООН по расизму в качестве альтернативного доклада. Каждая из участвовавших общин сообщила, что этот опыт предоставил им конструктивные средства для защиты своих прав человека. [21] Oxfam America завершила оценку воздействия, сосредоточенную на трудовых мигрантах в районах производства табака на юге США, используя инструмент «Права и демократия». Итоговый отчет вдохновил генерального директора Reynolds Tobacco выступить с призывом к реформам в масштабах всей отрасли. [22] Другой пример: Центр Картера в настоящее время использует методологию НИОКР для проведения HRIA в Демократической Республике Конго.
Nomogaia публикует каждую HRIA после завершения и отслеживает действия, чтобы оценить изменения в корпоративном поведении, политике и производительности. HRIA для Dole Food Company отразила влияние на права человека операций Dole по производству ананасов на севере Коста-Рики , определив отношения с местными сообществами как слабое место в комплексной проверке прав человека , в то же время обнаружив, что трудовые права хорошо защищены. [23] HRIA компании Paladin Energy оценила воздействие уранового рудника на сельскую общину Малави , не затронутую индустриализацией. Основные риски для прав человека включали последствия, связанные с ВИЧ/СПИДом , неадекватным общением и гендерной дискриминацией. Мониторинг показал значительные улучшения в борьбе с ВИЧ, тогда как раскрытие экологической и финансовой информации по-прежнему отставало. Номогаия представил эти недостатки как негативно влияющие на право на участие общественности и, потенциально, на право на чистую окружающую среду. [24] HRIA Green Resources компании Nomogaia была проведена спустя десять лет после того, как компания создала плантации сосны и эвкалипта на юге Танзании , но до начала крупномасштабной уборки урожая. Оценка выявила серьезные нарушения прав человека: от неадекватного жилья, транспорта, продуктов питания и заработной платы до несоблюдения стандартов гигиены и безопасности труда и обеспечения чистой водой, до нарушений трудовых контрактов и международных обязательств. Мониторинг выявил значительные улучшения в заработной плате, питании и транспорте, а также незначительные улучшения в жилищном обеспечении. Согласно последнему отчету HRIA Monitoring, обновленному в декабре 2010 года, право на воду остается нереализованным. [25]
TwentyFifty HRIA был создан для фирмы приключенческого туризма Kuoni для ее деятельности в Кении. [26]
В декабре 2013 года компания Nestle выпустила «Белую книгу по правам человека», в которой подробно описывается пилотная деятельность по проведению комплексной проверки прав человека на нескольких своих предприятиях. Некоторые НПО раскритиковали эти усилия за игнорирование права на воду . [27] Тем не менее, он предлагает откровенное описание процесса HRIA, включая описание ловушек, связанных с обходом углов.
Оценка воздействия государственной политики или программ на права человека
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]HRIA действий правительства, как правило, сосредотачиваются на влиянии торговых соглашений, политики и проектов. Как и в случае с корпоративными ОВПЧ, правительственные ОВПЧ направлены на то, чтобы информировать лиц, принимающих решения, и правообладателей о возможных последствиях, чтобы они могли улучшить проект соглашения или предложения таким образом, чтобы уменьшить потенциальные негативные последствия и увеличить положительные. Некоторые из них сосредоточили внимание на других аспектах государственной политики, таких как оценка воздействия интеллектуальной собственности в сельском хозяйстве на права человека в 2014 году. [28] методология которого была разработана квакерским офисом ООН [29] и Бернская декларация. [30]
HRIA торговых соглашений
[ редактировать ]Контекст и история
Что касается торговых соглашений, оценки экономического воздействия, которые прогнозируют вероятный вклад торговых соглашений в экономику, производство, занятость и благосостояние, стали признанной наукой в этой области. Призывы к проведению оценок экологических и социальных последствий набрали силу в 1990-е годы. Сегодня Канада , Норвегия , США и ряд других развитых стран регулярно проводят национальные экологические обзоры торговой политики. Дискуссия также ведется в прямом эфире в Швейцарии. [31] Европейский Союз регулярно проводит оценку воздействия на устойчивое развитие. [32] запланированных новых торговых соглашений. В сфере торговли «Оценка воздействия на права человека» является последней версией оценки воздействия торговых соглашений и политических решений, самой ранней из которых была экономическая оценка.
Однако в глобальном масштабе социальные и другие последствия торговых переговоров и соглашений по-прежнему рассматриваются на разовом уровне. [33] И это несмотря на то, что в силу своих обязательств по договорам о правах человека все государства должны проводить предварительную оценку планируемых политик и программ с точки зрения соблюдения прав человека. Права человека также приносят экономические и социальные выгоды, напоминая о необходимости выйти за рамки агрегированных моделей для выявления дифференцированного воздействия на различные слои населения и призывая уделять особое внимание уязвимым группам.
Самый ранний призыв к HRIA торговых соглашений появился в 2001 году в докладе Верховного комиссара по правам человека. В докладе была предпринята попытка проанализировать влияние Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) на права человека. Почти сразу после этого доклада Норвежское агентство по сотрудничеству в целях развития (НОРАД) разработало «Руководство по оценке воздействия на права человека» (ссылка и пояснение ниже).
Бывший специальный докладчик ООН по вопросу о праве на питание Оливье де Шуттер в 2011 году разработал Руководство по влиянию торговых соглашений на права человека. [34] Руководящие принципы были представлены Совету ООН по правам человека в Женеве в июне 2012 года. [35] и в 2018 году по-прежнему являются основными ориентирами для HRIA в этой области.
Некоторые из наиболее полных работ по HRIA для торговых соглашений были проведены сотрудником ООН Саймоном Уокером и профессором права Уорика Джеймсом Харрисоном (независимо). [36] [37] [38]
Международная федерация по правам человека (FIDH) и 3D -> THREE были среди активных сторонников HRIA для торговых соглашений, документируя как необходимость таких оценок, так и прогресс, достигнутый в этой области. Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам призвал государства провести оценку воздействия, как и Комитет по правам ребенка. Многие наблюдатели сожалеют, что Управление Верховного комиссара по правам человека не играет более активной роли в предотвращении негативных последствий экономической политики для прав человека, чего Управление могло бы добиться, более активно призывая к проведению HRIA.
Завершенные HRIA торговых соглашений
Некоторые правительственные или межправительственные организации провели оценку торговых соглашений, получив неоднозначную оценку. Соглашение о свободной торговле между Канадой и Колумбией требует от правительств Канады и Колумбии проводить ежегодную оценку воздействия соглашения о свободной торговле на права человека. [39] Первые отчеты об оценке должны были быть представлены в 2012 году. Однако наблюдатели недовольны процессом, который, по их мнению, не улучшает правозащитные аспекты CCFTA. [40] Аналогичным образом, критики отмечают, что оценки воздействия ЕС на устойчивое развитие неадекватно отражают стандарты и методологию прав человека. [41]
В 2017 году Экономическая комиссия ООН для Африки опубликовала «Оценку воздействия Африканской континентальной зоны свободной торговли (ЗСТ) на права человека». [42] Хотя в нем подробно рассматриваются некоторые области, такие как воздействие на неформальную трансграничную торговлю, полевых исследований не проводилось, и критики отмечают, что оно не вызвало достаточного широкого участия в его подготовке. Тем не менее, его выводы представляют собой важную дорожную карту, особенно (как отмечено ниже) для постоянного мониторинга Соглашения о свободной торговле.
Методологии и тематические исследования
[ редактировать ]НОРАД разработал первую методологию государственной оценки воздействия на права человека в своем «Руководстве по оценке воздействия на права человека: государственные обязательства, осведомленность и расширение прав и возможностей» 2001 года . [43] По описанию НОРАД, это руководство «предназначено для того, чтобы предоставить пользователю практический инструмент для улучшения правозащитного профиля программ развития». Однако реализация и тестирование были ограниченными и были описаны как упрощенные и предварительные. [44]
Комиссия по правам человека Таиланда провела предварительную оценку воздействия Соглашения о свободной торговле между США и Таиландом в 2006 году. Хотя это была долгожданная и смелая инициатива, она не имела длительного эффекта из-за последовательных смен правительств в Таиланде. Кроме того, HRIA подверглась критике за «методологическую слабость». [45]
В 2005 году национальное правозащитное учреждение Коста-Рики провело предварительную оценку воздействия положений Соглашения о свободной торговле между Доминиканской Республикой и Центральной Америкой в области интеллектуальной собственности . Она проводилась без четкой методологии и была названа «соображениями», а не оценкой воздействия. [46]
Экуменический правозащитный альянс разработал методологию оценки воздействия торговли на право на питание. Он был протестирован на трех тематических исследованиях сообществ, выращивающих рис в Гане , Гондурасе и Индонезии . [47]
Гуманистический комитет по правам человека (HOM) разработал подход к оценке воздействия прав человека на здоровье женщин , который опубликован в Инструменте оценки прав женщин на здоровье (2006 г.). [48] Как и методология «Права и демократия» (описанная выше), подход HOM предназначен для использования гражданским обществом. Группы гражданского общества в Непале и Нидерландах использовали этот инструмент для разработки политических рекомендаций для своих правительств. [49]
Бывший специальный докладчик ООН по праву на здоровье Пол Хант в сотрудничестве с Джиллиан МакНотон из Центра по правам человека Эссексского университета в 2006 году подготовил тематическое исследование по праву на здоровье , которое включало анализ «Норад, права и демократия». и Инструменты оценки прав женщин на здоровье HOM. [50]
В 2017 году Экономическая комиссия для Африки опубликовала оценку воздействия на права человека планируемого африканского соглашения о свободной торговле (ЗСТ). Это особенно интересно с точки зрения установления мандата на постоянный мониторинг и оценку, что дает жизнь ОВПЧ как постоянному итеративному процессу.
Швейцарская неправительственная организация Alliance Sud заказала прото-оценку воздействия на права человека планируемого торгового соглашения с МЕРКОСУР. Здесь подробно изложена методология, включая качественные и количественные элементы, которую должна охватывать правительственная ОВПЧ торгового соглашения. [51]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Права человека в переводе: Справочник по бизнесу» (PDF) . 28 июля 2011 г. Архивировано (PDF) из оригинала 28 июля 2011 г. Проверено 21 октября 2020 г.
- ^ «WBCSD – Всемирный деловой совет по устойчивому развитию» . www.wbcsd.org . Архивировано из оригинала 25 апреля 2015 г. Проверено 10 декабря 2015 г.
- ^ «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций в области бизнеса и прав человека» (PDF) .
- ^ «Библиотека по правам человека Университета Миннесоты» . hrlibrary.umn.edu . Проверено 21 октября 2020 г.
- ^ «УВКПЧ – Новые руководящие принципы бизнеса в аспекте прав человека, одобренные Советом ООН по правам человека» .
- ^ 16 июня; Ответственность, 2011 | Корпоративная социальная связь; Экономика; Общество; Лидерство (17 июня 2011 г.). «Совет ООН одобряет принципы бизнеса и прав человека» . Деловая этика . Проверено 19 июня 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Ежегодник ОЭСР — Организация экономического сотрудничества и развития» . www.oecd.org . Проверено 10 декабря 2015 г.
- ^ «Европейская комиссия публикует отчет о ходе реализации Руководящих принципов ООН в области бизнеса и прав человека» . Европейская комиссия . Проверено 10 декабря 2015 г.
- ^ «Корпоративная социальная ответственность (КСО) – Европейская Комиссия» . ec.europa.eu . Проверено 10 декабря 2015 г.
- ^ Сальцито К., Утцингер Дж., Вайс М.Г., Мунк А.К., Сингер Б.Х., Кригер Г.Р., Вильга М. (2013). «Оценка воздействия на права человека в проектах корпоративного развития». Обзор оценки воздействия на окружающую среду . 42 : 39–50. дои : 10.1016/j.eiar.2013.03.002 .
- ^ «Инструменты NomoGaia для оценки воздействия на права человека» . НомоГайя . Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ Датский институт прав человека: Проект по правам человека и бизнесу «Проект «Права человека и бизнес» . Архивировано из оригинала 13 июля 2011 г. Проверено 25 июня 2011 г.
- ^ « Проект по правам человека и бизнесу. Архивировано 13 июля 2011 г. в Wayback Machine », Датский институт прав человека.
- ^ « Часто задаваемые вопросы по правам человека и бизнес-проектам », Датский институт прав человека.
- ^ «IBLF - Руководство по оценке и управлению воздействием на права человека» . Архивировано из оригинала 26 июля 2011 г. Проверено 25 июня 2011 г.
- ^ «IBLF – Генерал» . Архивировано из оригинала 26 марта 2012 г. Проверено 30 августа 2011 г.
- ^ «Руководство по оценке и управлению воздействием на права человека | Глобальный договор ООН» . www.unglobalcompact.org . Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ «На общей основе – социально устойчивое развитие» . oncommonground.ca . Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ Консультанты по общим вопросам, « Оценка прав человека на руднике Марлин компании Goldcorp », по заказу от имени Goldcorp Руководящим комитетом по оценке воздействия на права человека рудника Марлин, май 2010 г., ISBN 978-0-9866321-0-5
- ^ Комментарий Nomogaia к Marlin HRA, июль 2010 г.
- ^ Сайт «Права и демократия» удален, а организация прекратила свое существование.
- ^ «Состояние страха: нарушения прав человека на табачных полях Северной Каролины» (PDF) . Проверено 21 октября 2020 г.
- ^ «Коста-Рика — Свежие фрукты Доул» . НомоГайя . 03.12.2010 . Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ «Малави — Паладин Кайелекера Уран» . НомоГайя . 23 марта 2010 г. Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ «Танзания — зеленые ресурсы фермы учинидл» . НомоГайя . 29 октября 2009 г. Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 18 января 2013 г. Проверено 19 июля 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Организации осуждают новую оценку воздействия Nestlé на права человека» . ПСИ . 20 декабря 2013 г. Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ Доммен, Кэролайн. «Доступ к семенам и право на питание» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Женевский репортер | QUNO» . quno.org . Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ «Семена» . www.publiceye.ch . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «HRC-HRIA-Отчет» (PDF) . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Оценка воздействия на устойчивое развитие – Торговля – Европейская комиссия» . ec.europa.eu . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Уокер» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Проект руководящих принципов по правам человека» (PDF) . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «хрия» (PDF) . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ Харрисон, Дж., Влияние Всемирной торговой организации на права человека, Исследования в области права международной торговли, Hart Publishing, Оксфорд, 2007 г.
- ^ Харрисон, Джеймс; Алесса Голлер (2008). «Торговля и права человека: что может предложить «оценка воздействия»?». Обзор законодательства в области прав человека . 8 (4): 587–615. дои : 10.1093/hrlr/ngn026 .
- ^ Уокер, С., «Правозащитный подход к Соглашению ТРИПС ВТО», в Ф.М. Эбботте, К. Брейнинг-Кауфманне и Т. Коттье (редакторы), Международная торговля и права человека: основы и концептуальные проблемы , Исследования в области международной экономики , Всемирный торговый форум, Vol. 5, Издательство Мичиганского университета, Анн-Арбор, Мичиган, 2006 г.
- ^ Канада, Глобальные отношения (15 мая 2012 г.). «Ежегодные отчеты о правах человека и свободной торговле» . ПКК . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Сообщение Канады о нарушениях прав человека в Колумбии — «фикция» | CBC News» . ЦБК . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Критический обзор оценки воздействия Соглашения о свободной торговле между ЕС и Республикой Индия на устойчивость торговли с гендерной точки зрения» (PDF) . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Проектирование континентальной зоны свободной торговли (CFTA): взгляд на права человека в Африке | Экономическая комиссия Организации Объединенных Наций для Африки» . www.uneca.org . Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ «Норад» . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г.
- ^ «Оценки Ханта Макнотона» (PDF) . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Уокер» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ Офис омбудсмена, «Соображения общественного здравоохранения и биоэтики в вопросах интеллектуальной собственности и лекарств в Законопроекте о соглашении о свободной торговле Доминиканской Республики, Центральной Америки и США», доступ Саймона Уокера, 2009 г.
- ^ электронный альянс. «Электронный альянс :: Торговая политика и голод» . www.e-alliance.ch . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «TransIP — Зарезервированный домен» (PDF) . www.humanrightsimpact.org . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «TransIP — Зарезервированный домен» . www.humanrightsimpact.org . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Оценки Ханта Макнотона» (PDF) . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Кэролайн Доммен, План оценки воздействия на права человека всеобъемлющего соглашения о свободной торговле между ЕАСТ и МЕРКОСУР. 2020» . Проверено 19 февраля 2021 г.