Церковь Святого Аполлинера, Прага
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Церковь Святого Аполлинера ( чеш . Kostel svatého Apolináře ) расположена в Новом городе Праги на улице Аполинарской на холме Ветров. Эта готическая церковь была построена примерно между 1360–1390 годами. Церковь была основана Карлом IV в 1362 году. Сегодня здесь находится Римско-католическая церковь, но ею также управляет община Шемин Неф . Церковь охраняется как культурное наследие с 1958 года.
История
[ редактировать ]Холм Ветров был соединен с Новым городом Праги Карла IV в 1348 году. В 1362 году Карл IV организовал перенос сюда канонической коллегии.
Каноническая коллегия была перенесена из Садской на пражский холм Святого Аполлинера после соглашения между Карлом IV и пражским архиепископом Арностом Пардубицким в 1362 году. Это событие положило начало строительству костела. Возможно, раньше здесь была часовня Святого Джайлса , но если это было правдой, то ее полностью убрали, и церковь Святого Аполлинера к ней не относится.
Строительство церкви
[ редактировать ]Было два периода строительства церкви. Продольный зал-неф с пятью пролетами был построен в первый период, примерно между 1360 и 1376 годами. На седельной крыше располагалась небольшая башня, и таким образом неф мог временно работать как отдельная церковь, хотя еще не обладал пресвитерием . Строительство башни в южной части церкви было начато через несколько лет. Пресвитерия была закончена во второй период, примерно во второй четверти XIV века. Вся церковь была закончена в 1390 году.
История
[ редактировать ]Первоначальный капитул Святого Аполлинера состоял из настоятеля и восьми каноников. Дом капитула был соединен с церковью входом прямо на платформу на восточной стороне церкви. Около 1419 года капитул покинул церковь, за исключением одного каноника, Петра Кромерицкого, примкнувшего к гуситам . Это могло быть одной из причин, почему церковь осталась неповрежденной во время гуситского движения. В 1414–1418 годах здесь действовала церковная школа.
Одна из гуситских военных группировок из восточной Чехии , так называемые оребицы, занявшие Вышеград , в 1420 году использовала монастырь в качестве своей базы. После этого костел использовался утраквистами .
Члены капитула Святого Вита не пользовались церковью, и церковные службы прекратились, поэтому в 1498 году король Венгрии Владислав II постановил, что капитул Святого Аполлинера должен содержать оплачиваемую замену церковников. Эти замены должны были управлять приходами. Король подтвердил соединение глав Святого Вита и Святого Аполлинера в 1503 году.
Рудольф II передал церковь и ее имущество Новому городу за 1000 мейсенских копеек и за обещание поддерживать здание и проводить церковные службы в 1599 году. Новый город использовал и обслуживал помещения до 1628 года. За это время он обеспечил восстановление церкви. пресвитерия и был изготовлен новый колокол. После этого в 1628 году император Фердинанд II постановил вернуть церковь католическому капитулу Святого Вита . В конце 1670 года церковь была повреждена сильным ураганом, разрушившим остекление окон и обрушившим башню, повредив рамы крыши. В следующем году церковь была реконструирована настоятелем Яном Франтишеком из Тальмберка, но в стиле барокко .
Новая башня в стиле барокко с куполом и новым барочным интерьером, скорее всего, была создана Даниэлем Риндом. Бывший настоятель церкви в 1671 году установил в нефе новый алтарь Староболеславской Божией Матери. В 1689 году интерьер церкви был поврежден протестантами , а в 1747 году западное окно и портал внизу были замурованы по случаю постройки. новый соседний дом. В 1757 году церковь была занята прусской армией, которая устроила здесь временную оружейную мастерскую. В ходе борьбы за церковь были повреждены штукатурка и каменная кладка. Последовала реставрация особенно интерьеров.
Реставрация
[ редактировать ]Стиль барокко (1671 и 1757–1768 гг.)
[ редактировать ]Первый период барокко пришелся на ремонт церкви в 1671 году. Причиной ремонта стал сильный шторм 1670 года, повредивший башню, рамы крыши и стекла окон. Новая башня с куполом и барочным интерьером, вероятно, была работой строителя Даниэля Ринда. В этот период великий колокол 1620 года был заново отлит основателем колокола Николасом Леве. Также был восстановлен алтарь Староболеславской Божией Матери.
Второй барочный период реконструкции связан с захватом церкви прусскими военными в 1757 году. Борьба за церковь и испытания оружия привели к повреждению кладки и штукатурки. Реставрации проводились в основном внутри помещений. Были установлены новые алтари. Два новых колокола отлил на башню Ян Иржи Кюнер – больший колокол Аполлинера и меньший колокол Анны. Важным событием 1768 года стала установка нового органа со скульптурами святого Вацлава и двух ангелов на старой готической платформе западного нефа.
Неоготический стиль (1893–1898).
[ редактировать ]В XIX веке при строительстве церкви были обнаружены серьезные разломы. Это послужило поводом для генеральной реконструкции церкви, произведенной архитектором Мокером. Он снес старую готическую платформу в западной части и заменил ее точной копией. В окнах нефа он заменил старые узоры на новые. Оба северных портала были изменены. Главный портал был отремонтирован только Мокером, но другая стрельчатая арка меньшего размера представляет собой неоготическую замену оригинального готического портала Мокера.
По планам Мокера в обоих порталах были установлены новые двери. Западная фронтонная стена нефа была снесена и заменена. Все здание получило новые каркасы крыши. Были заменены обветшалые блоки снаружи и оштукатурена церковь. Основная лепнина выполнена в стиле неоготики. Мокер обнаружил оригинальную готическую настенную роспись, а также, вероятно, оригинальную полихромную обшивку арочных сводов и балок в интерьере. В южной стене пресвитерия он пробил новый портал, который вел к новой построенной неоготической ризнице. Ризница была соединена с хором каменным залом. Он приспособил вход под хор к башне. В башне он укрепил внутреннюю лестницу.
Неф
[ редактировать ]На плане церкви находится один неф с более узким пятигранным пресвитерием и боковой башней у юго-западного угла. Завершает постройку квадратная ризница с прихожей.
План помещения представляет собой длинный прямоугольник, состоящий из пяти пролетов. Внешний вид нефа относительно строгий, украшен всего десятью массивными несущими колоннами. Эти столбы укреплены блоками песчаника и в нижней трети скреплены фигурным карнизом. На вершинах опор имеется комбинация стойки и седельного укрытия. Угловые несущие стойки строятся по диагонали. Большие окна нефа обеспечивают прекрасное освещение пространства церкви. Широкая каменная лепка корыта оригинальна. Видны также следы каменщиков. В западной стороне церкви раньше было окно, которое в 16 веке было замуровано, а сейчас скрыто под штукатуркой. Неф завершается крутыми треугольными фронтонными стенами на западе и востоке. Западный фронтон разделен тремя остроконечными углубленными нишами. Два входных портала ведут в неф с севера.
Большая крестообразная ребристая арка – одна из важнейших частей внутреннего пространства. Имеет почти полукруглый слегка заостренный профиль. Пханы каменных груш укладываются на пятигранную ажурную консоль стены, а на вершинах скреплены умеренно выступающими круглыми булавками.
Неоготическая галерея на западе нефа образована двумя остроконечными аркадами с центральными колоннами, завершающимися парапетом, украшенным полями причудливых узоров. Полустолп приближается к центральному столбу и несет профилированный цоколь эркера , первоначально заложенного в качестве алтаря-площадки. Органы, расположенные в церкви-галерее, относятся к концу XIX века.
Пресвитерия
[ редактировать ]План местности образован крестообразными полями и глубоким пятигранным завершением. Пресвитерий расположен на одном цоколе с нефом. Его поддерживают восемь несущих колонн, похожих на более мелкие опоры, поддерживающие неф.
Окна пресвитерия уже, чем окна нефа, и заполняют только два секционных узора. Окна расположены на подоконнике, на профилированном карнизе, как и в нефе. Лепнина есть и в пресвитерии, где от карнизов поднимаются узкие шахты арки. На вершинах древков расположены скульптурно украшенные головы. Сверху оголовки колонн закрыты небольшими перекрывающими плитами многоугольного профиля, от которых исходят грушевидные ребра. Ребра прикреплены к целевым штырям. Вся арка завершается крестообразными ребрами полукруга и создает впечатление раскидистой арки.
Пресвитерий соединен с нефом каменной остроконечной триумфальной аркой, сидящей на профилированном цоколе с взаимно прорезанным глубоким желобчатым узором. Пол пресвитерия и нефа покрыт штукатуркой.
Башня
[ редактировать ]В плане башня квадратная, соединяющаяся с нефом на западном поле северной стороны. Башня стоит на том же цоколе, что и остальная часть церкви. Его заостренная кладка оштукатурена, на отдельных пахах можно обнаружить обнаженные кубовидные укрепления. Конструкция разделена на две части. Первая часть горизонтально разделена на три части. Стены нижней части гладкие, без окон. Центральная, а также самая большая часть содержит два прямоугольных окна на юге и одно окно на востоке. В верхней части есть три больших заостренных окна, ведущих на юг, восток и запад. На север есть прямоугольное окно-щель.
Вторая часть создана по принципу готического восьмиугольника. Его стены разделены четырьмя окнами с каменным косяком. Башня завершается крутой пирамидальной крышей с колоннами.
Пространство под башней служило ризницей . В период неоготики эта функция в этом пространстве была прекращена. Башню завершает каменная лестница 19 века. Его держат четыре столба. Учитывая мощь лестницы, крестовую арку на первом этаже убрали. Несмотря на реконструкцию XIX века, второй этаж сохранил единое пространство с кирпичным полом и балочным потолком периода неоготической архитектуры.
Внутри готического восьмиугольника находится колокольня, в которой находится единственный ныне колокол Святого Аполлинера. Колокол украшен растительным орнаментом и рельефом святого Аполлинера. На колоколе также высечена латинская надпись с хронограммами.
Оборудование
[ редактировать ]Оборудование было взято в основном из ближнего храма Девы Марии в Карлове в 1780 году.
Пресвитерия
[ редактировать ]Все окончание пресвитерия занимает главный алтарь Успения Богородицы в Карлове. Алтарь, датируемый 1740–1744 годами, привезен из Карлова. В ее скинии есть небольшая резьба по Голгофе 1800 года. По обеим сторонам скинии расположены статуи ангелов. ожидает ее коронации Над дарохранительницей находится статуя Девы Марии, унесенная на небо, где Святая Троица . четыре евангелиста На главном карнизе стоят . Сообщается, что все эти статуи принадлежат мастерской Рихарда Прахнера, очень известного скульптора (его работы можно найти во многих местах Праги, например, в Бревновском монастыре). Перед алтарем стоят два больших оловянных подсвечника второй половины 17 века.
Следующий алтарь пресвитерия, жертвенник Голгофы, расположен на его южной стороне. Его украшают статуи Девы Марии и Святого Иоанна Богослова, скорее всего, работы чешского скульптора в стиле барокко Я. А. Квитейнера 1730 года. Престол покрыт драпировкой XVIII века, так называемым антепендиумом . Внутри престола находится гроб с останками убитых в 1611 году монахов, тоже родом из Карлова.
В южной стене пресвитерия расположен оригинальный готический святилище, в северной стене расположено позднеренессансное святилище с массивными коваными дверцами. На северной стене пресвитерия находятся две картины: двенадцатилетний Иисус в храме и Христос и две прелюбодейные женщины. Обе картины написал австрийский художник М. В. Хальбакс.
Неф
[ редактировать ]Рядом с триумфальной аркой, разделяющей неф и пресвитерий, находится кафедра XVIII века в стиле рококо. Амвон Иоанна украшен сценой с двумя ангелами, которые должны символизировать Молчание и Жизнь Св. Непомуцкого . На небольшой крыше кафедры расположены еще три статуи ангелов. В одном из них находится епископская митра святого Аполлинера. Статуэтки ангелочков работы скульптора Р. Прахнера. Небольшую крышу завершает статуя святого Яна Непомуцкого , очевидно, работы чешско-австрийского скульптора И. Платцера.
Рядом с триумфальной аркой симметрично расположены два боковых алтаря. Алтарь Девы Марии из Карлова находится на южной стороне, а алтарь Рождества Христова на северной стороне. Алтарь на южной стороне был привезен из Карлова. Родом из конца первой половины XVIII века. Это алтарь дощатого типа. Он украшен изогнутыми волютами и статуями святого Вацлава и Яна Непомуцкого . Эти статуи происходят, по всей видимости, из мастерской пражского скульптора Я. Сланзовского. Между статуями находится изображение Девы Марии из Карлова. Она была написана в 1697 году чешско-немецким художником Я. Я. Хейншем. Хейнша вдохновило изображение груди Девы Марии, которое находится в алтаре северного нефа. Эта картина известна как секретная. Беременные женщины молились ему и подносили ему множество золотых и серебряных предметов. Частью алтаря является картина Девы Марии из Пасова. Это копия картины первой половины XVIII века. Второй упомянутый придел Рождества Христова 1730–1740 годов, по-видимому, оригинален. Тот же узор повторяет узор, использованный на алтаре на южной стороне. В центре титульная картина, окруженная двумя статуями Святой Андрей и Святой Николай .
В пристройке алтаря также находится копия картины Девы Марии Пасовской. Еще одно произведение искусства – изображение груди Девы Марии – помещено в латунную позолоченную раму и привезено из Карлова. Эту работу выполнил художник Ж. К. Монно. В южной стене нефа находится могильная книга Юлианы Длоуговесской 1671 года. Есть еще оловянная купель в виде перевернутого колокола, стоящая на трех ножках с лапами и головами бобров.
Стены нефа украшены оригинальными готическим фресками периода так называемого прекрасного стиля конца 14 века. На южной стене фрески изображают Иисуса Христа, вручающего ключи Святому Петру . Оба персонажа в окружении апостолов имеют под ногами груди пророков. Здесь изображена стоящая Дева Мария в защитном плаще, окруженная шестью святыми женщинами с каждой стороны на противоположной стороне. И у тех святых под ногами такие же пазухи, как и на южной стороне.
Курьезы
[ редактировать ]В некоторых источниках можно встретить гипотезу о местонахождении значительных построек, построенных в период Карла IV. Они задаются множеством полевых геометрических связей и христианской мистикой. Пять церквей Нового города, основанных Карлом IV. создайте обычное распятие. Ветка с севера на юг образует соединительную линию церкви Святой Екатерины и церкви Благовещения Пресвятой Девы Марии на Слупи, ветвь с запада на восток церкви Девы Марии и Святого Карла Великого и монастыря Эмаузи. Эти ветви пересекаются в церкви Святого Аполлинера. Башни церквей На Травничку, Св. Аполлинера, Екатерины стоят в одну линию и имеют одинаковую архитектурную особенность. Эта гипотеза приводит к предположениям, что расположение этих церквей было запланировано в первоначальном проекте города, хотя отдельные церковные здания строились в этой части Нового города один за другим (Слованы 1347, Карлов 1352, Екатерина 1355, Травничек 1360, Аполлинер 1362). Крест этих зданий означал необыкновенное благословение для города.
Существует современная легенда о происхождении главы: «Боривой II. имевший конфликт со своим братом Владиславом, был арестован императором Генрихом и вывезен в Германию. Он находился в плену в крепости Хамерштайн на Рыне шесть лет, пока император не захотел его казнить. явился святой Аполлинер, ученик святого Петра и мученик Наконец Боривому . Он спросил Боривой: хочешь ли ты вернуться в Богемию? А святой Аполлинер внезапно перенес Боривого на свою родину недалеко от нынешнего города Сладска, который был любимой резиденцией пражских князей Славниковых. Именно поэтому в 1118 году князь учредил церковь и капитул. С этого момента почитался святой Аполлинер. Эту легенду опубликовал Франтишек Рут без конкретных летописных источников, поэтому происхождение этой легенды весьма спорно.
Окружение
[ редактировать ]В непосредственной близости находятся ботанический сад факультета естественных наук Карлова университета в Праге , факультет естественных наук Карлова университета в Праге , факультет математики и физики, биологическое и геологическое отделение Карлова университета, Институт патологии Первого медицинского факультета и Общий университет. Больница больницы Святой Альжбеты. Есть также две церкви – церковь Девы Марии алжбетинцев с часовней Святой Теклы и церковь Девы Марии и Святого Карла Великого, расположенная в Карлове.
Церковь также дала имя близлежащему родильному дому Аполлинера.
Ссылки
[ редактировать ]- Десять веков архитектуры: Архитектура готики. 1. вид. Прага: Администрация Пражского Града, 2001, 319 с., ул. 92 ISBN 80-861-6143-9 .
- СТАНЬКОВА, Ярослава, Иржи ШТУРСА, Святополк ВОДЕРА и Ярослав СТАНЕК. Прага: одиннадцать веков архитектуры. 1-е изд. Прага: ПАВ, 1992, 357 с., стр. 57, 58. ISBN 80-900-0031-2 .
- Петр Скалицкий, Средневековые настенные росписи церкви Св. Аполлинарий в Новом городе Праги (дипломная работа), FF UK 2009
- УРБАН, Милош. Семь церквей. Прага: Арго, 2001.
- Р. Батькова и др., Художественные памятники Праги. Новый город и Вышеград. Прага: Академия 1998, ISBN 80-200-0627-3
- ЛИБАЛ Доброслав. Готические церкви Праги. Прага: Кованда, 1946 г.
- КАЛИНА, Павел. Прага 1310–1419: главы о высокой готике. 1-е изд. Прага: Либри, 2004, 237 с. ISBN 80-727-7161-2
- ПОЧЕ, Эмануэль. Средневековая Прага: четыре книги о Праге. 1-е изд. Прага: Панорама, 1983, 784 с. ОСЛК 10458466 , с. 233–239
- «Церковь Святого Аполлинера» . Прага.eu . нд . Проверено 29 октября 2023 г.
- «Церковь Святого Аполлинера» . Городская линия Праги . нд . Проверено 29 октября 2023 г.