Годологическое пространство
В психологии годологическое пространство (от греческого слова ходос , что означает «путь») обозначает пространство возможного движения. [1] В отличие от прямой линии, это пространство включает в себя так называемые «предпочтительные пути», которые служат компромиссом различных областей, включающих кратчайшее расстояние, безопасность, минимальную работу и максимальный опыт. [1]
Фон
[ редактировать ]Немецкий гештальт-психолог Курт Левин впервые представил эту концепцию в начале 20-го века, перед своей ссылкой в США . [2] Оно возникло в его попытке использовать математические концепции для решения психологических проблем и было основано на понятии Альберта Эйнштейна о «пространстве поля» и математике современной теории топологии. [3] Это также было основано на его идее о том, что люди почти не воспринимают евклидово пространство , поскольку построенные физические пространства не позволяют следовать прямой линии. [2]
В качестве системы измерения годологическое пространство использовалось Левином для расширения неколичественного, но математического представления структуры и положения в психологии, чтобы оно включало динамические и векторные аспекты поля. [4] В то время топология была новой областью: «В некоторой степени можно дать общее математическое решение, используя своего рода пространство, которое определяется возможными путями между точками и которое можно назвать «годологическим пространством». Концептуализация Левина определяет годологическое пространство как пространство, которое имеет значение, как пути, которые связывают людей вместе, или как расстояния, которые разделяют их. [5] Отто Фридрих Боллноу еще больше уточнил понятие Левина и описал годологическое пространство как не что-то однородное и предопределенное, поскольку оно выражается импровизировано, когда мы движемся в пространстве. [6]
Некоторые авторы отмечают близость годологического пространства с такими элементами древнегреческого театра, как структура скены , соединяющая сценическое и закулисное пространство; эккиклема , приспособление , позволяющее раскрывать информацию «наизнанку»; и эйсодои , которые ведут на расстояние и обратно. [7]
Философ Жан-Поль Сартр также опирается на концепцию Левина в своем эссе «Очерк теории эмоций», в котором он изображает феноменологическое чувство или опыт жизненного пространства как «годологическое» по своей природе. [8] В этом опыте все люди несут «годологическую карту», поскольку они существуют в любой данной среде - это означает, что люди обладают субкогнитивным и нерепрезентативным жизненным ощущением путей действия, инструментальных возможностей, закрытий, открытий, возможностей, блокировок. , изменение альтернативных маршрутов и т. д., где это живое ощущение пространства организуется вокруг своих проектов. [8] Подразумевается, что два индивида, занимающие одно и то же внешнее пространство, будут обладать разным феноменологическим смыслом этого пространства, где оно отмечено в соответствии с их годологической картой - идея, фундаментально схожая по своему характеру с Хайдеггером и его концепцией «эквивалентности». [9] Чтобы сделать это конкретным: находясь в какой-либо среде, скажем, в комнате, человек имеет представление об окружающих комнатах, о том, что в них находится, что доступно для использования, а что нет, каковы различные пути действия и угрозы или где могут возникать блокировки, при этом фактическая степень и уровень, на котором эти возможные динамики начинают играть в течение отдельного момента опыта, переживаемого агентом прямо сейчас, в этом месте, будут варьироваться в соответствии с проектами и планами агента. этот агент (например, грабитель банка, работник, клиент и полицейский — все в одном и том же банке). Следовательно, использование Сартром термина «годологический» пытается достичь этого жизненно-экзистенциального и субъективного чувства жизненного пространства, которое отличается от научного, объективного и измеримого пространства, как это предполагается с точки зрения третьего лица. [10] Годологическое пространство не имеет фиксированного набора координат, независимого от какого-либо конкретного субъекта, а вместо этого существует постоянно меняющееся силовое поле испытывающего субъекта. [11]
По мнению Жиля Делёза , годологическое пространство конкретно удерживает сенсомоторную схему, поскольку поле сил, оппозиций и напряжений разрешается в соответствии со своими целями. [12]
Концепции
[ редактировать ]Проходимое пространство можно воспринимать двумя разными способами: судоходным и навигационным . [6] Навигационное восприятие реализуется годологическим пространством, а первое — окружающим пространством . [6] Окружающее пространство или окружающее конфигурационное пространство — это пространство , окружающее объект.Согласно этой концептуализации, мы не движемся внутри годологического пространства, но оно создается, когда мы движемся через окружающее пространство. [6] Пространство интерпретируется как «живое» и отличается от евклидова пространства , которое считается «представленным». Таким образом, это аналогично «увидению объекта и совершению годологического прыжка от этой актуальности к его виртуальной потенциальности прошлого при формировании сенсомоторной связи». [12]
Годологическое пространство формулируется посредством неколичественного математического анализа, который не обязательно включает в себя рассмотрение расстояния. [13] Здесь расстояние между точками A и B с точки зрения такого пространства может отличаться от расстояния от B до A. Это может произойти в определенных случаях, например, когда кто-то чувствует, что расстояние от дома до школы больше или меньше, чем расстояние из школы домой. [13]
Годологическое пространство описывается как более общее, чем пространство Евклида и Римана [см. метрическое пространство ], но не такое общее, как топологическое пространство , в котором невозможно определить расстояния или направления». [14] Отмечается, что концептуализация Левина носила скорее ментальную, чем физическую типологию. [12] По мнению Жиля Делёза , годологическое пространство конкретно удерживает сенсомоторную схему, поскольку поле сил, оппозиций и напряжений разрешается в соответствии со своими целями. [12] Основываясь на идее Левина о том, что годологическое пространство приравнивается к сознательному и запланированному движению по измеримому евклидову пространству, он считал, что ее можно применить к способности оценивать действия с моральной точки зрения. [15] Делез также выдвинул концепцию образа времени, который возникает до годологического пространства. [16]
Приложения
[ редактировать ]Годологическое пространство можно применять к различным областям. Например, в области литературы и кино он символизирует повествование или речь, которую называют «экономной», допускающей простейший маршрут или подходящий обходной путь. [12] По мнению Делёза, годологическое пространство решает проблему перекрытия перспектив, позволяющую эффективно понять данный объект. [17]
Жан-Поль Сартр также использовал концепцию годологического пространства, чтобы объяснить свою идею о воплощении сознания. В основе его аргументации лежит то, что личность характеризуется намеренной и целенаправленной деятельностью - что цели или валентности являются положительными, если агенты к ним привлекаются, и отрицательными, если их избегают. [18]
В психологии годологическое пространство может использоваться для объяснения личной причинности и цели пребывания в определенном состоянии или достижения эффекта. [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Перес-Гомес, Альберто; Парселл, Стивен (1999). Хора 3: Интервалы в философии архитектуры . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. п. 26. ISBN 0773517111 .
- ^ Jump up to: а б Осет, Эспен; Гюнцель, Стефан (2019). Лудотопия: Пространства, места и территории в компьютерных играх . Билефельд: стенограмма Verlag. п. 28. ISBN 978-3-8376-4730-3 .
- ^ Эдлинг, Кристофер; Ридгрен, Йенс (2011). Социологические идеи великих мыслителей: социология через литературу, философию и науку . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 118. ИСБН 978-0-313-38470-7 .
- ^ Валсинер, Яан (2011). Мышление в психологической науке: идеи и их создатели . Нью-Брансуик: Издатели транзакций. п. 259. ИСБН 9780765803481 .
- ^ Рем, Раш (2020). Игра пространства: пространственная трансформация в греческой трагедии . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 18–19. ISBN 0-691-05809-1 .
- ^ Jump up to: а б с д Макмертри, Роберт Джеймс (2017). Семиотика движения в пространстве . Нью-Йорк: Рутледж. п. 41. ИСБН 9781138191716 .
- ^ Рем, Раш (2009). Игра пространства: пространственная трансформация в греческой трагедии . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 270. ИСБН 0691058091 .
- ^ Jump up to: а б Сартр, Жан-Поль. «Очерк теории эмоций». (1939). Routeledge Press, 2008. стр. 34–62.
- ^ Хайдеггер, Мартин. «Бытие и время». (2008). Маккьер-Робинсон Пресс. стр. 95-145
- ^ Там же. Сартр, Жан-Поль. стр. 45
- ^ Уайдер, Кэтлин В. (1997). Телесная природа сознания: Сартр и современная философия разума . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 130. ИСБН 0-8014-3395-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и Батчо, Джеймс (2018). Невидимое кино Терренса Малика: память, время и слышимость . Чам: Пэлгрейв Макмиллан. п. 69. ИСБН 9783319764207 .
- ^ Jump up to: а б Вайнер, Бернард (1985). Человеческая мотивация . Нью-Йорк: Springer-Verlag. п. 147. ИСБН 9781461295600 .
- ^ Левин, Курт (1933). «Векторы, когнитивные процессы и критика г-на Толмана». Журнал общей психологии . 8 (2): 318–345.
- ^ Вои, Джинхи; Фрей, Матиас (2014). Киноэтика: этические аспекты теории, практики и зрительского кино . Оксон: Рутледж. п. 65. ИСБН 9780415821254 .
- ^ Димер, Дэвид (2016). Книги Делеза о кино: три введения в таксономию изображений . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. п. 62. ИСБН 978-1-4744-0767-0 .
- ^ Делез, Жиль (2005). Кино II . Перевод Томлинсона, Хью; Галета, Роберт. А&С Черный. п. 125. ИСБН 9780826477064 .
- ^ Гордон, Хаим (1999). Словарь экзистенциализма . Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood. п. 93. ИСБН 0-313-27404-5 .
- ^ Хайдер, Ф. (2013). Психология межличностных отношений . Нью-Йорк: Psychology Press. ISBN 978-1-134-92225-3 .