Предсказуемый
Предикируемое (лат. praedicabilis, то, что может быть заявлено или подтверждено, иногда называемое quinque voces или пятью словами ) — в схоластической логике термин, применяемый для классификации возможных отношений, в которых предикат может стоять к своему субъекту . Его не следует путать с « predicamenta », схоластическим термином для Аристотеля обозначения десяти категорий .
Список, данный схоластами и общепринятый современными логиками, основан на развитии исходной четверной классификации, данной Аристотелем ( Топики , а iv. 101 б 17-25): определение ( horos ), род ( genos ), свойство ( idion ) и несчастный случай ( sumbebekos ). Схоластическая классификация, полученная на основе Боэция латинской версии « Порфирия » Исагоги , модифицировала классификацию Аристотеля, заменив в вид ( эйдос ) и различие ( диафора определениях ). Обе классификации включают универсалии , понятия или общие термины , имен собственных за исключением, конечно, . Однако между этими двумя системами существует радикальное различие. Точка зрения аристотелевской классификации — это утверждение одной универсалии относительно другой. Порфирий, вводя виды, имеет дело с высказыванием универсалий относительно индивидуумов (ибо вид обязательно высказывается об индивидууме) и, таким образом, создает трудности, от которых свободен аристотелевец (см. ниже).
Аристотелевская трактовка считала:
- Определение (арист . чего-либо есть утверждение его сущности τὸ τί ἦν εἶναι), т. е. того, что делает его тем, что оно есть: например, треугольник — это трехсторонняя прямолинейная фигура.
- Род есть та часть сущности, которая свойственна и другим вещам, отличным от них по своей природе. Треугольник — прямолинейная фигура; т. е., фиксируя род вещи, мы подносим ее под высшую универсалию, видом которой она является .
- Свойство — это атрибут , который является общим для всех членов класса, но не является частью его сущности (т. е. не обязательно указывается в его определении). Тот факт, что внутренние углы всех треугольников равны двум прямым углам, не является частью определения, но является универсальной истиной.
- Несчастный случай — это атрибут, который может принадлежать или не принадлежать субъекту. Треугольник может иметь «случайно» один прямой угол, но это не является для него обязательным признаком.
- Дифференциация – это та часть сущности, которая отличает один вид от другого. По сравнению с четырехугольниками, шестиугольниками и т. д., которые все являются прямолинейными фигурами, треугольник отличается наличием трех сторон. Если игнорировать различия, виды рассматриваются как род, например треугольники являются разновидностью многоугольников .
Эта классификация, хотя и имеет большую ценность для выяснения наших представлений о существенном, противопоставленном акцидентальному, отношении рода, дифференциации и определения и т. д., имеет большее значение в связи с абстрактными науками, особенно математикой. чем для физических наук. В целом она превосходит порфирову схему, имеющую серьезные недостатки. Как уже было сказано, схема Порфира классифицирует универсалии как предикаты индивидуумов и, таким образом, включает в себя трудности, которые породили полемику между реализмом и номинализмом . Как отличить вид от рода? Наполеон был французом, человеком, животным. Во-вторых, как мы различаем свойство и акциденцию? Многие так называемые несчастные случаи с необходимостью предсказуемы в отношении каких-либо конкретных лиц. Эта трудность привела к различению отделимых и неотделимых случайностей, что представляет собой значительную трудность.
Можно кратко упомянуть некоторые аристотелевские примеры. В истинном высказывании «Человек есть разумное животное» сказуемое обратимо с подлежащим и выражает его сущность; следовательно, «разумное животное» — это определение человека. Утверждения «Человек — животное» и «Человек разумен», хотя и верны, но необратимы; однако их предикатные термины являются частями определения и, следовательно, являются родом и различием человека. С другой стороны, утверждение «Человек способен изучать грамматику» верно и обратимо; но «способный к изучению грамматики» не выражает сущности человека и, следовательно, является свойством человека. Истинное утверждение «Человек без перьев» представляет собой пример несчастного случая. Его предикат не конвертируем со своим субъектом и не является частью определения; соответственно, оно выражает лишь случайное свойство человека. [1]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Предсказуемая, Логическая» . Британская энциклопедия . Проверено 29 марта 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Предсказанные ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в