Jump to content

Предсказуемый

Предикируемое (лат. praedicabilis, то, что может быть заявлено или подтверждено, иногда называемое quinque voces или пятью словами ) — в схоластической логике термин, применяемый для классификации возможных отношений, в которых предикат может стоять к своему субъекту . Его не следует путать с « predicamenta », схоластическим термином для Аристотеля обозначения десяти категорий .

Список, данный схоластами и общепринятый современными логиками, основан на развитии исходной четверной классификации, данной Аристотелем ( Топики , а iv. 101 б 17-25): определение ( horos ), род ( genos ), свойство ( idion ) и несчастный случай ( sumbebekos ). Схоластическая классификация, полученная на основе Боэция латинской версии « Порфирия » Исагоги , модифицировала классификацию Аристотеля, заменив в вид ( эйдос ) и различие ( диафора определениях ). Обе классификации включают универсалии , понятия или общие термины , имен собственных за исключением, конечно, . Однако между этими двумя системами существует радикальное различие. Точка зрения аристотелевской классификации — это утверждение одной универсалии относительно другой. Порфирий, вводя виды, имеет дело с высказыванием универсалий относительно индивидуумов (ибо вид обязательно высказывается об индивидууме) и, таким образом, создает трудности, от которых свободен аристотелевец (см. ниже).

Аристотелевская трактовка считала:

  • Определение (арист . чего-либо есть утверждение его сущности τὸ τί ἦν εἶναι), т. е. того, что делает его тем, что оно есть: например, треугольник — это трехсторонняя прямолинейная фигура.
  • Род есть та часть сущности, которая свойственна и другим вещам, отличным от них по своей природе. Треугольник — прямолинейная фигура; т. е., фиксируя род вещи, мы подносим ее под высшую универсалию, видом которой она является .
  • Свойство — это атрибут , который является общим для всех членов класса, но не является частью его сущности (т. е. не обязательно указывается в его определении). Тот факт, что внутренние углы всех треугольников равны двум прямым углам, не является частью определения, но является универсальной истиной.
  • Несчастный случай — это атрибут, который может принадлежать или не принадлежать субъекту. Треугольник может иметь «случайно» один прямой угол, но это не является для него обязательным признаком.
  • Дифференциация – это та часть сущности, которая отличает один вид от другого. По сравнению с четырехугольниками, шестиугольниками и т. д., которые все являются прямолинейными фигурами, треугольник отличается наличием трех сторон. Если игнорировать различия, виды рассматриваются как род, например треугольники являются разновидностью многоугольников .

Эта классификация, хотя и имеет большую ценность для выяснения наших представлений о существенном, противопоставленном акцидентальному, отношении рода, дифференциации и определения и т. д., имеет большее значение в связи с абстрактными науками, особенно математикой. чем для физических наук. В целом она превосходит порфирову схему, имеющую серьезные недостатки. Как уже было сказано, схема Порфира классифицирует универсалии как предикаты индивидуумов и, таким образом, включает в себя трудности, которые породили полемику между реализмом и номинализмом . Как отличить вид от рода? Наполеон был французом, человеком, животным. Во-вторых, как мы различаем свойство и акциденцию? Многие так называемые несчастные случаи с необходимостью предсказуемы в отношении каких-либо конкретных лиц. Эта трудность привела к различению отделимых и неотделимых случайностей, что представляет собой значительную трудность.

Можно кратко упомянуть некоторые аристотелевские примеры. В истинном высказывании «Человек есть разумное животное» сказуемое обратимо с подлежащим и выражает его сущность; следовательно, «разумное животное» — это определение человека. Утверждения «Человек — животное» и «Человек разумен», хотя и верны, но необратимы; однако их предикатные термины являются частями определения и, следовательно, являются родом и различием человека. С другой стороны, утверждение «Человек способен изучать грамматику» верно и обратимо; но «способный к изучению грамматики» не выражает сущности человека и, следовательно, является свойством человека. Истинное утверждение «Человек без перьев» представляет собой пример несчастного случая. Его предикат не конвертируем со своим субъектом и не является частью определения; соответственно, оно выражает лишь случайное свойство человека. [1]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Предсказуемая, Логическая» . Британская энциклопедия . Проверено 29 марта 2018 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8b9282e422b87b1cea24928bdb794205__1699299420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/05/8b9282e422b87b1cea24928bdb794205.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Predicable - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)