Цзо Си
Цзо Си ( китайский : 左思 ; пиньинь : Цзу Си ; 250–305), любезное имя Тайчун ( 太沖 ), был китайским писателем и поэтом, жившим во времена династии Западная Цзинь .
Биография
[ редактировать ]Цзо родился в аристократической семье конфуцианских ученых в Линьцзы . Его мать умерла молодой. Его отец, Цзо Юн, был назначен императорским чиновником, отвечающим за имперские архивы. Цзо Сы часто играл в словесные игры со своей сестрой Цзо Фэнь , которая позже прославилась как писательница и наложница императора У Цзинь . [ 1 ]
Литературные произведения
[ редактировать ]Примерно в 280 году Цзо написал «Рапсодию столицы Шу» ( 蜀都赋 ), первую из своих рапсодий о трех столицах периода Троецарствия . «Столичная рапсодия Шу» описывает город Чэнду и его окрестности. Эта работа представляет собой самое раннее из сохранившихся упоминаний о горе Эмэй . [ 2 ] Работа пользовалась такой большой известностью и после ее выпуска часто копировалась, что, цена на бумагу в Лояне выросла. как говорят, в результате [ 3 ] Позже это привело к появлению популярной китайской идиомы 洛阳纸贵 («Бумага в Лояне дорогая»), которая сегодня используется для восхваления литературных произведений. [ 4 ]
Цзо описал свои рапсодии о трех столицах как производные от аналогичных произведений Чжан Хэна и Бань Гу . Однако Марк Эдвард Льюис писал, что рапсодии Цзо ознаменовали конец идеала династии Хань о ритуально совершенной столице, поскольку они описывают три одновременно существующие современные столицы, подавляя ритуальную и историческую эволюцию, которая структурировала предыдущие произведения. [ 5 ] Цзо выступал за точность как основу поэзии, в отличие от фантастических произведений ханьских поэтов. В своем предисловии к трем рапсодиям он написал, что в то время как авторы лирических стихов «поют о том, к чему обращено их сердце», авторы описательных рапсодий «хвалят то, что они наблюдают». [ 6 ]
Поэзия Цзо, особенно его стихотворение «Вызов отшельника », считается представителем средневековой китайской «поэзии уединения» или «поэзии отшельника». В отличие от более ранних стихотворений, которые призывали читателей покинуть пустыню и заняться официальной жизнью, Цзо выступает за возвращение в пустыню. Галл и Хильц объясняют это изменение точки зрения заменой шаманских верований конфуцианской этикой и даосской религией. [ 7 ]
Наследие
[ редактировать ]Работы Цзо Си продолжали находить отклик у более поздних ученых. Ученый династии Цин писал , Юань Мэй » Цзо Си что «Воспевание истории «использует прошлые поступки исторических персонажей, чтобы выразить то, что у человека на сердце», и является примером первого из трех типов исторических стихов. [ 8 ] Цзо Поэт династии Тан Ван Цзи, отдав дань уважения, использует «Вызов отшельника» в качестве модели, но отходит от него, сосредотачиваясь на образе жизни отшельника, а не на природном окружении. Кроме того, в отличие от Цзо, Ван не отказывается полностью от стремления к чести и славе на чиновничьем посту. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лю, Айвен (2000). Барбара Беннетт Петерсон (ред.). Известные женщины Китая: династия Шан до начала двадцатого века . Чжу Чжунлян, пер. (Иллюстрированное ред.). Я Шарп. стр. 141–143. ISBN 978-0-7656-0504-7 .
- ^ Харгетт, Джеймс Моррис (2006). Роджер Т. Эймс (ред.). Лестница в небеса: путешествие на вершину горы Эмэй (Иллюстрированное, аннотированное издание). СУНИ Пресс. п. 5. ISBN 0-7914-6681-7 .
- ^ Минфорд, Джон; Джозеф С.М. Лау (2002). Классическая китайская литература: от древности до династии Тан (Иллюстрированное издание). Издательство Колумбийского университета. п. 436. ИСБН 0-231-09677-1 .
- ^ Чжоу, Линчжун; Хэ Зерен (2006). Истории, стоящие за 100 китайскими идиомами (5-е изд.). Китайская Народная Республика : Хуаю Цзяосюэ Чубаньше. стр. 100-1 223 . ISBN 7-80052-522-8 .
- ^ Льюис, Марк Эдвард (2006). Строительство космоса в раннем Китае (Аннотированная ред.). СУНИ Пресс. п. 238. ИСБН 0-7914-6607-8 .
- ^ Элвин, Марк (2006). Отступление слонов: экологическая история Китая (Иллюстрированное издание). Издательство Йельского университета. п. 60. ИСБН 0-300-11993-3 .
- ^ Галл, Карен К.; Джеки Хилц (2000). Пейзажи и сообщества Тихоокеанского региона: культурные перспективы от Азии до северо-запада Тихого океана (Иллюстрированное издание). Я Шарп. стр. 94–97. ISBN 978-0-7656-0512-2 .
- ^ Шмидт, Джерри Дин (2003). Сад гармонии: жизнь, литературная критика и поэзия Юань Мэй (1716–1798) . Рутледж. стр. 340–341. ISBN 978-0-7007-1525-1 .
- ^ Дэн, Сян Уорнер (2003). Дикий олень среди парящих фениксов: оппозиционная поэтика Ван Цзи . Издательство Гавайского университета. стр. 75–77. ISBN 978-0-8248-2669-7 .