Три критика Просвещения
![]() Первое издание 2000 года в твердом переплете. | |
Автор | Исайя Берлин |
---|---|
Предмет | Контрпросвещение |
Жанр | История философии |
Издатель | Пимлико |
Дата публикации | 2000 |
Тип носителя | Твердый переплет , мягкая обложка |
ISBN | 0-7126-6492-0 |
ОКЛК | 611211986 |
Три критика Просвещения: Вико, Хаманн, Гердер — сборник очерков по истории философии философа и историка идей XX века Исайи Берлина . Под редакцией Генри Харди и выпущенный посмертно в 2000 году, сборник включает в себя ранее опубликованные работы « Вико и Гердер: два исследования истории идей» (1976) – эссе о контр-просвещения мыслителях Джамбаттисте Вико и Иоганне Готфриде Гердере – и «Маг Север: Дж. Г. Хаманн и истоки современного иррационализма (1993), об иррационалисте Иоганна Георга Хаманна .
Обзор
[ редактировать ]Первоначальный интерес Берлина к критике Просвещения возник благодаря чтению работ марксистского историка идей Георгия Плеханова . [ 1 ] Историк Зеев Стернхель поднял вопросы, касающиеся редактирования работы, указав на то, что Генри Харди в ряде случаев заменял Берлинские цитаты из вторичных источников первоисточниками. Он предполагает, что редактирование Харди «вызывает сомнение в чтении Берлином его источников», и завершает следующим наблюдением: не прочитав их, можно считать законной процедурой весьма сомнительно». [ 2 ]
Вико и Гердер изображаются Берлином как альтернативы рационалистической эпистемологии, которая характеризовала эпоху Просвещения . [ 3 ] Берлин считал, что программу Просвещения можно понимать по-разному, и что рассмотрение ее с точки зрения его критиков (т.е. Вико, Гердера и Хамана) означало бы четко сфокусировать ее отличительные и противоречивые аспекты. [ 4 ] «Три критика» была одной из многих публикаций Берлина о Просвещении и его врагах, которая во многом сделала популяризацию концепции движения Контрпросвещения, которое он охарактеризовал как релятивистское , антирационалистическое , виталистское и органическое. [ 5 ] и который он наиболее тесно связывал с немецким романтизмом .
Берлин называет Хамана одним из первых мыслителей, которые рассматривали человеческое познание как язык – артикуляцию и использование символов. ошибкой рационалиста Берлин считал, что Хаманн признал картезианской представление о том, что существуют «ясные и отчетливые» идеи, «которые можно созерцать своего рода внутренним глазом» без использования языка. [ 6 ] Гердер, создатель термина национализм « » , изображается Берлином как трактующий нацию как «народную культуру», уникальный образ жизни определенного народа, связанный узами родства и земельными узами, определяемый их уникальными особенностями. история. [ 7 ]
История публикаций
[ редактировать ]- Берлин, Исайя (2000). Три критика Просвещения . Принстон: Издательство Принстонского университета . ISBN 0-691-05726-5 .
- Берлин, Исайя (2000). Три критика Просвещения . Лондон: Пимлико . ISBN 0-7126-6492-0 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чернисс, Джошуа; Харди, Генри (1 февраля 2008 г.). «Исайя Берлин» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ Стернхелл, Зеев (2010). Антипросветительская традиция . Перевод Дэвида Мейзела. Нью-Хейвен; Лондон: Издательство Йельского университета. п. 508 примечание 58. ISBN 978-0-300-13554-1 .
- ^ Пароль, Ф. (2006). «Секуляризм, критика и педагогика религиоведения». Преподавание теологии и религии . 9 (4): 203–210. дои : 10.1111/j.1467-9647.2006.00285.x .
По сути, предполагая, что лучше смело теоретизировать, чем заниматься ограниченными проектами, Берлин характеризует «творческое воображение» и «творческую реконструкцию форм жизни» у Вико и Гердера как законную критику научного рационализма и Просвещения… Теоретически как и в искусстве, воображение представляет собой альтернативу сухой рациональности.
- ^ МакГрат, А.Е. (2001). Научная теология: природа. 1 . Эдинбург; Нью-Йорк: Т\&Т Кларк. ISBN 0-567-03122-5 .
- ^ Дэррин М. МакМахон , «Контрпросвещение и низкий уровень литературы в дореволюционной Франции» Прошлое и настоящее, № 159 (май 1998: 77-112), с. 79 Примечание 7.
- ^ Блайх, Д. (2006). «Существенность чтения». Новая литературная история . 37 (3): 607–629. дои : 10.1353/nlh.2006.0000 . S2CID 144957435 .
- ^ Косгроув, Чарльз (2005). Межкультурный Пол . Гранд-Рапидс: паб WB Eerdmans. компании ISBN 0-8028-2843-4 .