Врачи Миддфая
Врачи Миддфаи ( валлийский : Meddygon Myddfai ) были, согласно местному фольклору , последовательностью врачей , которые жили в приходе Миддфай в Кармартеншире , Уэльс.
Фольклор относит их первое появление к 13 веку, когда Риваллон Врач и трое его сыновей были врачами Риса Грига , принца Деейбарта . Говорили, что они лечили Риса, когда он был ранен в битве под Кармартеном в 1234 году, но вскоре после этого он умер от ран в Лландейло . Предполагается, что семья продолжала следовать профессии по прямой мужской линии до 1739 года, когда умер Джон Джонс, последний из рода врачей. Инструкции по приготовлению фитопрепаратов, приписываемые семье, сохранились в Красной книге Хергеста , датируемой концом 14 века, и в других, более поздних, валлийских рукописях.
Легенда
[ редактировать ]Риваллон, который предположительно жил в приходе Миддфай в Кармартеншире в XII веке, и его сыновья Кадуган, Грифит и Эйнион были врачами, чье мастерство стало вошло в поговорку в средневековом Уэльсе. Ряд семей в районе Миддфай позже заявили о своем происхождении от Риваллона, наиболее известным представителем которых был Морган Оуэн , епископ Лландаффа (ум. 1645), который унаследовал большую часть состояния врачей в приходе Миддфай. [ 1 ] Сборник трактатов о юморе , лекарственных травах и подобных темах в типичной средневековой европейской традиции, приписываемый Риваллону, был включен в Красную книгу Хергеста , собрание рукописей XIV века, под названием Meddygon Myddfai . [ 2 ]
Позже антиквары, посетившие приход Миддфай, собрали еще несколько устных преданий об этой семье, в том числе легенду о ее происхождении. Первое упоминание об этой истории встречается в дневнике, составленном топографом Ричардом Фентоном , посетившим приход в 1808 году. [ 3 ] Впоследствии эта история была расширена в статье в периодическом журнале The Cambro-Briton 1821 года и во введении к книге 1861 года Meddygon Myddvai . Последняя версия была основана на устных рассказах трех пожилых жителей прихода в 1841 году, собранных Уильямом Рисом из Тонна, Лландовери . [ 3 ]

В народной сказке, изложенной Рисом, [ 4 ] молодой человек, сын вдовы из Блен Содде (близ Лланддезанта ) согласился жениться на красивой девушке, возникшей из озера Ллин-и-Фан Фач , с обещанием, что он не ударит ее трижды без причины, иначе она вернется ее отцу. Он легко подчинился, потому что девушка была очень красива, и они были счастливы в течение многих лет, построив дом в Эсгейр-Ллетди недалеко от Миддфая и воспитав там семью. Девушка привезла приданое из крупного рогатого скота, который традиционно до сих пор хранится в замке Динефур в Лландейло. [ 5 ] и другие животные. Но со временем мужчина трижды ударил жену: один раз, чтобы напомнить ей, чтобы она привела лошадь, один раз, чтобы спросить, почему она плачет на свадьбе, и один раз, когда она смеялась на похоронах. Согласно обещанию, ей пришлось вернуться к озеру, взяв с собой скот и оставив мужа и троих сыновей.
Сыновья часто гуляли вокруг озера в надежде снова увидеть мать. Однажды она явилась старшему сыну Риваллону, подарила ему сборник медицинских рецептов и инструкций и сказала, что его будущее и будущее его потомков — стать целителем. Позже она вернулась и передала ему информацию о травах и растениях, которые можно использовать в лечении. Со временем Риваллон отправился ко двору Риса Грига из Деейбарта , где стал знаменитым врачом, как и его собственные сыновья.
Легенда была дополнена историей о том, что некоторые из потомков Риваллона продолжали заниматься медицинской практикой в этом районе вплоть до 18 века. В частности, «Дэвид Джонс из Мотви [Миддфай], хирург» (ум. 1719) и его старший сын Джон Джонс, хирург (ум. 1739), память которых увековечена на надгробии, которое сейчас находится на крыльце церкви Сент-Майклс, Миддфай. были идентифицированы местным фольклором как последние два члена семьи врачей по прямой мужской линии. Вторая рукопись лекарственных трав, приписываемая семье Риваллона и обнаруженная в начале 19 века, как сообщается, была скопирована с рукописи, находившейся во владении Джона Джонса. Потомки семьи Джонсов все еще занимались медицинской профессией в 20 веке: в 1971 году Welsh Medical Gazette опубликовала биографические профили двух мужчин, главного хирурга Эдварда Хопкинса из Каррега Сеннен Касл и доктора Джона Пауэлла из Тенби , которые оба практиковали. медициной и были потомками Дэвида Джонса из Миддфая. [ 6 ]
Рукописи
[ редактировать ]Книга Meddygon Myddvai , опубликованная в 1861 году Джоном Пью, собирает воедино большую часть материалов, приписываемых Врачам, которые группируются в две рукописи. То, что он называет «первой» рукописью, представляет собой материал, включенный в Красную книгу Хергеста, исправленный путем сравнения с другими копиями. В Уэльсе 18-го века возродился интерес к травничеству, и ряд людей сделали дополнительные копии, в том числе ученый Эдвард Лхайд , Томас Бейнон из Гринмидоу , а также бард и переводчик Джеймс Дэвис (Яго аб Деви) из Лланллауддога . [ 7 ]
«Вторая» рукопись, напечатанная в книге 1861 года, состоит из материалов, найденных в рукописи, ранее известной как MS Llanover C.24 и ныне хранящейся в Национальной библиотеке Уэльса . Он был обнаружен антикваром, бардом и литературным фальсификатором Иоло Морганугом (Эдвард Уильямс) и частично находится в его руках. Текст представляет собой сборник рецептов лекарственных трав и названий трав, составленный Хивелом Феддигом аб Рисом аб Лливелином аб Филиппом Феддигом, потомком Риваллона через его сына Эйниона. Предполагается, что она была скопирована Уильямсом в 1801 году с рукописи, принадлежавшей Томасу Боне, врачу из Лланфихангела Йоверта , Кармартеншир, которая сама по себе является копией, сделанной братом Боны Уильямом в 1740-х годах с рукописи, принадлежащей Джону Джонсу из Миддфая. , последний из семьи врачей. [ 8 ] За рукописью Уильямса следует меньший по размеру сборник медицинских рецептов, написанных разными почерками, который, как говорят, был составлен Харри Джонсом из Понтипула. [ 8 ]
Однако было высказано предположение, что рукопись Ллановера «Меддигон Миддфай» является одной из подделок Уильямса и была составлена им на основе материалов, которые он нашел в рукописи Харри Джонса. [ 9 ] Уильямс, похоже, также имел доступ к копии «первой» рукописи Джеймса Дэвиса. [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джонс, Ф. «Подход к валлийской генеалогии», Пер. из Hon.Soc. Киммродориона , 1948, с. 400
- ^ Дэвис, П. Повторное посещение врачей Миддфая , Ботанический сад Уэльса.
- ^ Jump up to: а б Джеймс, Д. (1991) Myddfai, его земля и народы , по состоянию на 27 ноября 18 года.
- ^ Священные тексты: Леди озера
- ^ Дэвис и Дженкинс 2008 , с. 128.
- ^ Эллис-Дэвидсон, Р. (редактор) (2003) Companion to the Fairy Tale , Boydell and Brewer, p. 198
- ^ Jump up to: а б Джонс, Г. П. «Народная медицина в Уэльсе восемнадцатого века» в журнале Folk Life , v7 (1969), 1, стр. 67
- ^ Jump up to: а б Myddfai Doctors , Национальная библиотека Уэльса, по состоянию на 27.11.18.
- ^ Уильямс, Дж. Дж. «Meddygon Myddfai», Ллен Симру , v. Я, номер 3, с. 169–73
Библиография
[ редактировать ]- Дэвис, Джон ; Дженкинс, Найджел , ред. (2008), Энциклопедия Уэльской академии Уэльса , University of Wales Press, ISBN 978-0708319536
- Барлоу, Робин, изд. (2018), Труды врачей общества Миддфай (на английском и валлийском языках), Врачи общества Миддфай, ISSN 2516-7758
- Вуд, Джульетта (1992), «Легенда о сказочной невесте в Уэльсе». Фольклор 103 (1): 56–72.