Феникс (корабль EIC 1785 г.)
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Финикс |
Владелец | Уильям Моффат (главный управляющий владелец) |
Оператор | Ост-Индская компания |
Строитель | Уэллс |
Запущен | 1785 |
Судьба | С 1803 в прибрежной торговле в Индии; окончательная судьба неизвестна |
Общие характеристики [ 1 ] | |
Тонны нагрузки | 800 или 800 49 ⁄ 94 [ 2 ] ( бм ) |
Длина | 143 футов 7 + 1 ⁄ 2 дюйма (43,8 м) (в целом) |
Луч | 36 футов (11,0 м) |
Глубина захвата | 14 футов 9 дюймов (4,5 м) |
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
Дополнить | 90-100 человек [ 3 ] |
Вооружение |
Феникс был кораблем Ост-Индии , спущенным на воду в 1785 году. Он совершил шесть рейсов для Почетной Ост-Индской компании (HEIC). В своем шестом плавании под командованием капитана Уильяма Моффата она захватила французского 14-пушечного капера «Малартик» . В 1803 году владельцы отправили ее в Индию для прибрежной торговли; ее дальнейшая судьба неизвестна.
Путешествия
[ редактировать ]Первое путешествие (1786-87)
[ редактировать ]Капитан Джеймс Рэттрей командовал «Фениксом» в его первом путешествии в Мадрас и Бенгалию. Она покинула Даунс 16 января 1786 года. [ 1 ] Сообщалось, что она чувствовала себя хорошо 6 мая в 17 ° 25'ю.ш., 75 ° 40' в.д. / 17,417 ° ю.ш., 75,667 ° в.д. , и через три недели отплыть из Мадраса. [ 4 ] Она прибыла в Мадрас 20 мая и уехала через десять дней. Затем она прибыла в Даймонд-Харбор , к югу от Калькутты , 13 ноября. На обратном пути она миновала Саугор 19 декабря. К 3 марта 1787 года она была на острове Святой Елены и прибыла в Даунс 18 мая. [ 1 ] На обратном пути она привезла с собой красивого серого арабского жеребца , цена которого, включая транспортные расходы, составила 1510 фунтов стерлингов. [ 5 ]
Второе путешествие (1788-89)
[ редактировать ]Во втором путешествии, на этот раз также в Бенгалию и Мадрас, «Феникс» находился под командованием капитана Александра Грея, который будет ее капитаном и в третьем путешествии. Она покинула Даунс 17 февраля 1788 года и 16 марта была на Мадейре . Она достигла Даймонд-Харбора 19 июля. Она миновала Саугор 5 января 1789 года и к 20 февраля была в Мадрасе. Оттуда она отплыла к мысу , которого достигла 5 мая. 10 июня она была на острове Святой Елены, а 6 августа прибыла в Даунс. [ 1 ]
22 сентября 1790 года суд директоров HEIC провел секретное заседание для расследования утверждений о том, что один из директоров, некий Джон Вудхаус, назначил Грея капитаном путешествия в обмен на «денежное вознаграждение» . Расследование подошло к концу, когда 1 февраля 1791 года Вудхаус ушел из Директории. Однако не было никаких сомнений в том, что нарушение правил компании имело место. [ 6 ]
Третье путешествие (1791-92)
[ редактировать ]Капитан Грей снова отправил Феникс в Мадрас и Бенгалию. Перед отъездом Грей нанял шотландца Александра Макдональда на борт «Феникса» в качестве своего слуги и время от времени волынщика . [ 7 ]
Феникс покинул Даунс 4 апреля 1791 года и достиг Сан-Тьягу 1 мая. [ 1 ] Там шторм вынес ее в море, и она чуть не разбилась о камни. Она уехала 8 мая и прибыла в Мадрас 4 августа. [ 1 ] Там она высадила весь свой груз, пассажиров, направлявшихся в этот город. Она также отправила трех офицеров и 220 новобранцев в 72-й и 76-й пешие полки . 7 августа она покинула Мадрас и 13 августа достигла Даймонд-Харбора, где высадила оставшихся пассажиров. [ 7 ] 23 августа она была в Кеджери . [ 1 ]
В середине октября она взяла на борт «450 сипаев с их офицерами, а также груз риса, риса , грамма , куклы и ну и дела для армии на Малабарском побережье». Феникс доставил войска и грузы в Мадрас. Ближе к концу месяца [ 7 ]
В начале ноября она выехала с дороги Мадраса, но столкнулась с внезапным шквалом, который чуть не сбил ее с ног. Противоположный ветер не позволил ей сразу добраться до Даймонд-Харбора. [ 7 ] Она прибыла туда 16 ноября. [ 1 ]
15 декабря она была в Саугоре. «Феникс» начал принимать груз в середине декабря и 25 числа достиг острова Кокс , где принял последний груз. 8 января 1792 года она отплыла в Мадрас, которого достигла восемь дней спустя. Там она приняла на борт 150 пассажиров и солдат-инвалидов. 20 января она отплыла в Великобританию. [ 7 ]
Неблагоприятные ветры затруднили прохождение мыса Доброй Надежды, но «Феникс» 5 апреля прибыл на остров Святой Елены. Она пробыла там 12 дней, чтобы набрать воды и свежих продуктов, и уехала 16 апреля. 2 июня он прибыл в Даунс, где высадил нескольких пассажиров, а 7 июня пришвартовался в Лонг-Риче . [ 7 ]
Четвертое путешествие (1794-95)
[ редактировать ]В своем четвертом путешествии, в Мадрас, «Феникс» находился под командованием капитана Уэмиса Оррока (или Уэмиса Оррока). [ 8 ] Это путешествие состоялось после начала французских революционных войн , поэтому компания организовала Феникса плавание под каперской грамотой . Оно было датировано 14 ноября 1793 года, и имя ее капитана все еще было Александр Грей. [ 3 ]
Британское правительство удерживало Феникс в Портсмуте вместе с рядом других индийцев в ожидании использования их в качестве транспорта для нападения на Иль-де-Франс (Маврикий). Он отказался от этого плана и освободил суда в мае 1794 года. Он заплатил фунтов стерлингов 1500 за 9 дней за задержку отхода на 72 дня.
«Феникс» отплыл из Портсмута 2 мая и достиг Мадраса 3 сентября. Она вернулась на остров Святой Елены 7 января 1795 года и в Даунс 23 июля. [ 1 ]
Вест-Индская экспедиция (1795-96)
[ редактировать ]Адмиралтейство зафрахтовало «Феникс» в качестве военного корабля для экспедиции адмирала Хью Клоберри Кристиана в Вест-Индию. 9 декабря он отплыл в Вест-Индию, но плохая погода задержала начало экспедиции, и судам пришлось вернуться в Англию. [ 9 ] После многочисленных фальстартов, прерванных из-за погодных условий, 26 апреля флот отплыл для вторжения в Сент-Люсию под командованием генерал-лейтенанта сэра Ральфа Аберкромби . Сент-Люсия сдалась британцам 25 мая. [ 10 ] Британцы захватили Сент-Винсент и Гренаду .
Пятое путешествие (1796-99)
[ редактировать ]Оррок снова стал капитаном «Феникса» , отправив его в Бенгалию, Пенанг и Мадрас. Она покинула Портсмут 11 августа 1796 года и прибыла на мыс 18 ноября. К 4 марта 1797 года она была в Кеджери, а через месяц - в Даймонд-Харборе. 9 августа она достигла Саугора, откуда отплыла на Пенанг, которого достигла 24 августа. 12 октября она вернулась на Пенанг, а 11 декабря была в Мадрасе. Она достигла Кеджери 25 января 1798 года. [ 1 ]
Причиной переездов было то, что британское правительство организовало экспедицию против Манилы в 1797–1798 годах. (Одним из задействованных кораблей Королевского флота, судя по всему, был HMS Sybille .) EIC держала в Индии несколько судов для поддержки экспедиции. Регулярных кораблей было восемь: «Лорд Кэмден» , «Басбридж » , «Минерва» , «Лорд Макартни» , «Лорд Хоксбери» , «Сэр Стивен Лашингтон» , «Феникс » и «Генерал Годдард» . Также было три «разобранных корабля»: «Питт» , «Ласкальес » и «Роял Адмирал» . [ 11 ] Владельцы потребовали простоя ; для Финикса требуемая сумма составила 6 083 фунта стерлингов 6 шиллингов 8 дней в течение 292 дней. [ 12 ]
Капитаны всех судов подали в суд на EIC о возмещении расходов, связанных с задержкой их обратного пути домой, а в отношении восьми регулярных судов - о дополнительных рисках, связанных с обходом Пенанга. В 1800 году суд присудил шести капитанам регулярных кораблей, в том числе Орроку, по 750 фунтов стерлингов каждому. Суд также постановил, что офицеры задействованных судов получат некоторую оплату. Финикса В общей сложности офицеры получили 250 фунтов стерлингов. Старший помощник капитана получил 64 фунта стерлингов 2 шиллинга 1 день , казначей — 25 фунтов 12 шиллингов 10 пенсов, а остальные офицеры — промежуточные суммы. [ 11 ]
В ответном матче с Британией «Финикс» обогнал Сагора 5 апреля. Она была на мысе 14 сентября и на острове Святой Елены 3 ноября. Она прибыла в Даунс 3 февраля 1799 года. [ 1 ]
Шестое путешествие (1800-02)
[ редактировать ]В своем последнем путешествии «Феникс» находился под командованием капитана Уильяма Моффата , который вел ее в Бенгалию, Бомбей и Мокху. [ а ] Феникс покинул Торбей 27 мая 1800 года и достиг мыса 6 сентября. [ 1 ] 10 ноября Феникс захватил французского капера Малартика (или генерала Малартика , или генерала Мальртика ), [ 13 ] который находился под командованием Жана-Мари Дютертра и пытался захватить ее в Бенгальском заливе. Захват произошел в 20 ° 15' с.ш. 91 ° 18' в.д. / 20,250 ° с.ш. 91,300 ° в.д. , что примерно в 200 км к юго-юго-западу от Кокс-Базара. Генерал Малартик имел на вооружении 14 орудий, две из которых были 42-фунтовыми карронадами , и имел экипаж из 120 человек. Она была в пяти месяцах от Маврикия. Моффат взял генерала Малартича . с собой в Бенгалию [ 14 ]
За захват генерала Малартика Моффат был удостоен публичной награды в виде почетного меча. Капер захватил несколько жителей Ост-Индии, в том числе Раймонда , Вудкота и Принцессу Роял , все они были такого же размера, как Феникс . [ 15 ] [ б ]
Через пятнадцать дней после захвата Малартика Феникс достигла Кеджери, а 7 декабря прибыла в Даймонд-Харбор. Она была в Саугоре 9 января 1801 года. [ 1 ] Направляясь наружу, она остановила своего лоцмана в устье реки Хугли 14 января. На борту она несла генерал-майора сэра Дэвида Бэрда , который собирался в Тринкомали, чтобы на более быстром корабле отправиться в Бомбей. [ 18 ] Там он возьмет на себя командование индийской армией, которая направлялась в Египет, чтобы помочь генералу Ральфу Аберкромби изгнать оттуда французов .
Феникс достиг Тринкомали 25 февраля и Коломбо 5 марта. Оттуда она отплыла в Бомбей, куда прибыла 2 апреля. [ 1 ] прибытие через два дня после Бэрда. Судя по всему, она везла войска для экспедиции Бэрда на Красное море. [ 18 ]
К 3 августа «Феникс» был в Адене , а через три недели — в Мохе . [ 1 ] Моффат воспользовался возможностью, чтобы нанести на карту устье Красного моря; копия его диаграммы сейчас находится в Библиотеке Конгресса США . [ 19 ]
Бэрд высадился в Коссейре , на египетской стороне Красного моря. Затем он повел свою армию через пустыню к Кене на Ниле , а затем в Каир . Он прибыл в Александрию как раз к заключительным операциям. [ 20 ]
Феникс вернулся в Бомбей к 17 октября. [ 1 ] Она покинула Бомбей 15 ноября, направляясь в Андженго и Маэ . Она была в компании с несколькими другими индийцами: Форт-Уильям , Вустер , Эйрли-Касл , Лорд Хоксбери и Рокингем . [ 21 ] Феникс достиг Телличерри 23 ноября. К 4 января 1802 года Феникс был в Андженго. Она достигла острова Святой Елены к 5 апреля и Грейвсенда к 11 июня. [ 1 ]
Судьба
[ редактировать ]В 1803 году владельцы отправили ее в Индию для местной прибрежной торговли. [ 2 ] В настоящее время нет легкодоступных сведений о ее дальнейшей судьбе. (В 1803 году в Мадрасе был зарегистрирован мастер Феникса Л.Б.Мавелл. [ 22 ] ) Вполне возможно, что французский капер Генриетта (капитан Анри) захватил Феникс 13 ноября 1805 года.
В 1805 году новый «Феникс» совершил свое первое путешествие в составе EIC.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Капитан Уильям Моффат, возможно, был племянником Уильяма Моффата (член парламента) , который мог быть владельцем. Во время путешествия капитан Уильям Моффат заказал памятник своему отцу Джеймсу, который умер в Калькутте в 1788 году. Отцом члена парламента Уильяма Моффата был Джон (1676–1742).
- ↑ Харди назвал дату захвата Раймонда и Вудкота 20 апреля 1798 года, а похитителем — французский фрегат Preneuse . [ 16 ] Он согласился, что Малартик захватил королевскую принцессу , и назвал дату захвата 29 сентября 1793 года. [ 17 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Британская библиотека: Феникс (3).
- ^ Jump up to: а б Хэкман (2001) , с. 179.
- ^ Jump up to: а б с д «Реестр каперских грамот против Франции 1793-1815 гг.»; стр.81
- ^ Список Ллойда , [1] - по состоянию на 5 декабря 2014 г.
- ^ Ле Ке (1823), стр.16.
- ^ Госг (1970), стр.22.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Макдональд, Часть III.
- ^ Харди (1811) , с. 162.
- ^ Список Ллойда №2790.
- ^ «№15265» . Лондонская газета . 7 июня 1800 г. с. 623.
- ^ Jump up to: а б Азиатский ежегодный реестр или взгляд на историю Индостана, а также на политику, торговлю и литературу Азии , том 7 (1805 г.), стр. 53-60.
- ^ Азиатский ежегодный реестр за 1805 год (1807), стр.53.
- ^ «№15397» . Лондонская газета . 15 августа 1801 г. с. 1006.
- ^ Список Ллойда , № 4146, [2] - по состоянию на 5 декабря 2014 г.
- ^ Чаттертон (2008), стр.112.
- ^ Харди (1811) , с. 186.
- ^ Харди (1811) , с. 154.
- ^ Jump up to: а б Бэрд (1832), Том. 1, стр. 276, 278–80 и 288.
- ^ Библиотека Конгресса (1909), Vol. 1, с.356, сн.53.
- ^ Чисолм (1911).
- ^ «Морской список». Список Ллойда . № 4242. 30 марта 1802 г. hdl : 2027/mdp.39015005721512 .
- ^ Регистр и справочник Ост-Индии (1803 г.), стр. 213.
Ссылки
[ редактировать ]- Бэрд, сэр Дэвид (1832) Жизнь досточтимого генерала сэра Дэвида Бэрда, Барт . (Бентли).
- Чаттертон, Э. Кебл (2008; переиздание) Мир для захвата: корабли Почетной Ост-Индской компании . (Пресс Фаершип). ISBN 978-1934757437
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Госг, Суреш Чандра (1970) Социальное положение британской общины в Бенгалии: 1757-1800 гг . (Брилл).
- Хэкман, Роуэн (2001). Корабли Ост-Индской компании . Грейвсенд, Кент: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-96-7 .
- Харди, Горацио Чарльз (1811). Реестр кораблей, служивших на службе Достопочтенной Объединенной Ост-Индской компании с 1760 по 1810 год: с приложением, содержащим различные подробности и полезную информацию, интересную тем, кто занимается торговлей в Ост-Индии . Блэк, Парри и Кингсбери.
- Ле Кё, Джон (1829) Иллюстрации естествознания, гравюры и описательные описания. Четвероногие .
- Библиотека Конгресса. Отдел географии и карт (1909 г.) Список географических атласов в Библиотеке Конгресса. (Вашингтон).
- Макдональд, Джон. «Автобиографический журнал Джона Макдональда, часть 3» . Electricscotland.com . Проверено 13 апреля 2013 г.