Цотне Дадиани
Цотне Дадиани | |
---|---|
![]() Цотне Дадиани в детстве с родителями. Фреска из монастыря Хоби. | |
Святитель Цотне Дадиани Исповедник | |
Рожденный | Королевство Грузия |
Умер | в. 1260 |
Почитается в | Грузинская Православная Церковь |
канонизирован | 1999 г. Патриарх Илия II. |
Праздник | 12 августа (30 июля) |
Цотне Дадиани ( груз . ცოტნე დადიანი ) (умер около 1260 г. ) был грузинским дворянином из Дома Дадиани и одним из ведущих политических деятелей во времена монголов господства в Грузии. Около 1246 года он участвовал в неудавшемся заговоре, направленном на свержение монгольской гегемонии, но пережил арест и пытки в плену, которые обрушились на его товарищей по заговору, когда их планы организовать восстание были преданы монголам. История из средневековых грузинских летописей, рассказывающая о том, что Цотнэ настойчиво разделил судьбу своих сообщников, побудила монголов проявить милосердие, сделала его популярной исторической фигурой и святым Грузинской православной церкви .
Источники и семейное происхождение
[ редактировать ]Цотне Дадиани происходил из знатного рода, владевшего Одиши , нынешней Мингрелии , в западной Грузии. Основным источником его биографии является анонимная « Столетняя хроника» начала XIV века , которая включена в корпус «Грузинских хроник» и повествует об истории Грузии с ок. 1213 г. до ок. 1320. [1] Цотне Дадиани различные современные ученые отождествляют с несколькими историческими личностями, известными из средневековых источников. Это: [2] [3] [4]
- Мальчик-дворянин Цотне изображен со своим отцом Шергилем Дадиани и матерью Натели на фреске в часовне Дадиани ( эуктерион ) в Хобийском соборе , с опознавательными надписями. Эти три человека упоминаются и в надписи на иконе, в которой драгоценный крест-подвеска царицы Тамар . заключен [2]
- Цотне Дадиани, мандатурт-ухуцеси («Господин верховный управляющий») и эриставт-эристави («Герцог герцогов»), упомянутый в документе из монастыря Креста в Иерусалиме , устанавливающий агапэ на 12 июня. для него [2] [5]
- Дадиан-Бедиани, сын Джуаншера, упомянутый в « Летописи ста лет» . Человек с этим именем, Бедиани - территориальный эпитет, а титул мандатурт-ухуцеси известен также по иконным надписям из Мартвили и Хоби. этих надписях также идентифицируются жена Дадиани Хуашак, дочь Беги , эристава Картли В , и их сыновья: Георгий , Иоанн и Эрашар. [6]
Политическая карьера
[ редактировать ]
Карьера Цотне Дадиани развивалась на фоне упадка Грузии как крупной региональной державы перед лицом хорезмийских и монгольских нашествий. Около 1228 года Цотне был в числе командующих большой армией, вызванной царицей-регентшей Русудан для освобождения Грузии от хорезмийских войск Джалал ад-Дина Мингбурну . В последовавшей битве при Болниси , на пути к Тбилиси , грузинская армия потерпела поражение, и Тбилиси снова пал под властью Джалал ад-Дина. После смерти Русудан трон Грузии стал спорным ввиду соперничающих претензий со стороны ее сына Давида и его двоюродного брата , родного сына брата и предшественника Русудан, короля Георга IV . Цотне Дадиани был среди сторонников Давида, сына Русудана. В этот период междуцарствия (1245–1250 гг.), когда два Давида отсутствовали при дворе Великого хана в Каракоруме , монголы разделили Грузинское царство на восемь округов ( тумен ), каждый из которых управлялся ведущим грузинским дворянином. В этом территориальном устройстве Цотне Дадиани разделил губернаторство Западной Грузии с Кахабер , эристав Рачи . [7]
Заговор Кохтастави
[ редактировать ]
Около 1246 г. [8] Цотне Дадиани присоединился к другим грузинским дворянам на тайной встрече в замке Кохтастави в Джавахети , чтобы обсудить свержение монгольского господства. Монголы оперативно узнали о саммите и окружили его участников, которые, не имея под собой войск, сдались без сопротивления. Единственными выжившими были Цотне и эриставы Рачи, уехавшие ранее для набора войск в свои отдаленные провинции. Арестованные грузинские высокопоставленные лица, доставленные в Ширакаван перед нойаном Чормаканом , утверждали, что у них не было намерения восставать, а просто встретились, чтобы договориться о сборе хараджа , или дани, подлежащей уплате монголам. Ноян не поверил этому и приказал раздеть грузин донага, связал им руки и ноги и оставил страдать под палящим солнцем. [7] Согласно одному из рассказов из истории князя Вахушти , их тела намазывали медом, чтобы привлечь насекомых. [9]
Тем временем Цотне Дадиани прибыл со своей армией на назначенное место встречи в Ркинис-Юари между Самцхе и Гадо . Услышав о случившемся, он распустил свое войско и в сопровождении двух слуг направился в Ширакаван. Увидев пленников, Дадиани снял одежду и присоединился к ним. На допросе он утверждал, что грузины не собирались восставать, и потребовал, чтобы их казнили, если это будет наказанием другим. Впечатленный, нойан воспринял самопожертвование Дадиани как свидетельство невиновности грузин и освободил их. [7] [9]
Спустя годы
[ редактировать ]После возвращения Давида в Грузию в 1250 году и его воцарения в Имерети , западной части Грузинского царства, Дадиани встал на его сторону. Он отвечал за наведение относительного порядка и стабильности в своей вотчине Одиши. [7] Он умер ок. 1260. [4]
Память
[ редактировать ]История Цотне Дадиани сделала его одним из самых популярных средневековых исторических деятелей в Грузии. 26 октября 1999 года он был канонизирован Священным Синодом Грузинской Православной Церкви как святитель Цотне Дадиани Исповедник, установив день его памяти 30 июля. [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рэйфилд, Дональд (2013). Литература Грузии: История . Рутледж. стр. 93–94. ISBN 978-1136825293 .
- ^ Jump up to: а б с Каландия, Георгий (2004). Одиши Епархии (на грузинском языке). Тбилиси: Артануджи. ISBN 99928-993-7-9 .
- ^ Лимпер, Бернхард (1980). Монголы и христианские народы Кавказа на ( немецком языке). Сотни давления. стр. 251, 452.
- ^ Jump up to: а б Туманов, Кирилл (1990). Династии христианского Кавказа: от античности до XIX века: генеалогические и хронологические таблицы [ Династии христианского Кавказа от античности до XIX века: генеалогические и хронологические таблицы ] (на французском языке). Рим. стр. 198–204.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Элене Метревели; Ираклий Гарибашвили; Йост Гипперт (2015). «Службы для усопших, записанные в иерусалимских рукописях» . ТИТ (по-грузински). Университет Иоганна Вольфганга Гете . Проверено 21 июля 2015 г.
- ^ Тугуши, Абесалом (1977). « Неизвестная надпись XIII-XIV веков» (PDF) . Дзеглис Мегобари (на грузинском языке). 45 : 45–48.
- ^ Jump up to: а б с д Гамкрелидзе, Дмитрий (2014). Джонс, Стивен (ред.). Картлис Цховреба. История Грузии (PDF) . Тбилиси: Артануджи. стр. 341–342. ISBN 978-9941-445-52-1 . Архивировано из оригинала (PDF) 13 июля 2015 г.
- ^ Мусхелишвили, Давид (2012). «Положение в Грузии и ее окрестностях в XII-XV веках». История Грузии: с древнейших времен до 2009 года [История Грузии: с древнейших времен до 2009 года] . Тбилиси: Гумбати. стр. 232–247. ISBN 978-9941-0-4195-2 .
- ^ Jump up to: а б Рэйфилд, Дональд (2012). Край империй: История Грузии . Лондон: Книги реакции. п. 127. ИСБН 978-1780230306 .
- ^ Мачитадзе, Закария, протоиерей (2006). Жития грузинских святых . Братство Святого Германа Аляскинского. стр. 279–280. ISBN 1887904107 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )